Дело № 2-199/2019
УИД № 22RS0035-01-2019-000252-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2019 года с. Гальбштадт
Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего Мишиной Н.Л.,
при секретаре Романченко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Немецкого национального района Алтайского края о возложении обязанности создать на территории сельских поселений места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Немецкого национального района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором с учетом уточнения в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил возложить на ответчика обязанность создать на территории сельских поселений Гальбштадский, Гришковский, Дегтярский, Камышинский, Кусакский, Николаевский, Орловский, Подсосновский, Полевской, Протасовский, Редкодубравский, Шумановский сельсоветов Немецкого национального района Алтайского края места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и внести их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.7. 1322-03, СанПиН 42-128-4690-88, Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правилами ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039; возложить на ответчика обязанность разработать схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правилами ведения их реестра, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039; установить ответчику срок исполнения решения до 01 января 2020 года.
В обоснование требований ссылается на то, что в нарушение требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, об охране окружающей среды, на территории сельских поселений Немецкого национального района во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, требований СанПиН 2.1.7. 1322-03, СанПиН 42-128-4690-88 не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, не разработаны и не согласованы схемы размещения таких площадок, схемы не внесены в реестр. В силу положений законодательства об общих принципах организации местного самоуправления обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов лежит на муниципальном районе. Главе администрации Немецкого национального района Алтайского края внесено представление, однако допущенные нарушения не устранены, чем затрагиваются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (л.д. 48-50).
Представитель истца Стоянков С.Е. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в уточненном заявлении.
Представитель ответчика Осипов М.В. в судебном заседании согласился с заявленными требованиями в части требований о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Гальбштадтского сельсовета.
Представители третьих лиц Гальбштадского, Гришковского, Дегтярского, Камышинского, Кусакского, Николаевского, Орловского, Подсосновского, Полевского, Протасовского, Редкодубравского, Шумановского сельсоветов Немецкого национального района Алтайского края в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, представлены письменные отзывы (л.д. 90-100).
Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 42 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Судом установлено, что муниципальное образование Немецкий национальный район Алтайского края наделено статусом муниципального района, в границах которого находятся сельсоветы Гальбштадтский, Гришковский, Дегтярский, Кусакский, Камышинский, Николаевский, Орловский, Подсосновский, Полевской, Протасовский, Редкодубравский и Шумановский, которые наделены статусом сельских поселений, что подтверждается Уставом от 22 августа 2017 года (л.д. 15-42).
В соответствие со ст.7 Закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено настоящим Законом, а также на межселенной территории.
В соответствие с п.п. 16, 17 ст. 5 Устава муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края от 22 августа 2017 года к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района; утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.
Статьей 9.1 Закона Алтайского края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае» установлены требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Так, органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные: о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов
С 01 января 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, согласно которым определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п.п. 1, 2).
Пунктом 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, определено, что складирование отходов (крупногабаритных и твердых коммунальных) осуществляется в бункерах и контейнерах.
Согласно письму Минприроды России от 07.03.2019 № 08-25-53/5268 «О приобретении контейнеров» участие органов местного самоуправление в деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, в том числе может заключаться и в приобретении органами местного самоуправления контейнеров и бункеров для установки в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Установлено, что деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами в с. Гальбштадт осуществляется региональным оператором ООО «Позитив 88» в соответствие со схемой сбора и графиком вывоза отходов, схемы сбора твердых коммунальных отходов в остальных населенных пунктах района не разработаны (л.д. 7, 8, 9, 10).
Постановлением администрации Немецкого национального района Алтайского края от 27.02.2019 № 66 определены места временного накопления твердых коммунальных отходов (л.д. 11).
В связи с этим прокурором района в адрес муниципального района внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления.
Согласно сообщению главы района от 06 июня 2019 года № 707 в настоящее время региональным оператором ООО «Позитив 88» отрабатывается график и схема бесконтейнерного вывоза твердых коммунальных отходов на территории Гальбштадтского сельсовета, после того как будет отлажен процесс вывоза отходов на территории указанного поселения, то по аналогичной схеме будет организован вывоз отходов на территориях других поселений района; схемы бесконтейнерного вывоза твердых коммунальных отходов в разрезе поселений района разработан, принято постановление об утверждении мест накопления и сбора отходов, обнародованы график и схема вывоза твердых коммунальных отходов региональным оператором; создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, приобретение контейнеров и бункеров требует больших финансовых затрат, которые не заложены в бюджет 2019 года, работы по обустройству контейнерных площадок, приобретению контейнеров и бункеров будут осуществляться по мере изыскания финансовых ресурсов (л.д. 6).
Постановлением администрации Немецкого национального района Алтайского края от 26 августа 2019 года № 301 утверждены места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Гальбштадтского сельсовета в количестве 7 объектов (л.д. 65).
Однако ранее администрацией Немецкого национального района Алтайского края составлялась схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Гальбштадтского сельсовета в количестве 24 объектов, а также на территориях сельских поселений (л.д. 43-47, 55-59).
Исходя из акта проверки (обследования) от 27 августа 2019 года, установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на территории Гальбштадтского сельсовета в количестве 24 объектов либо в количестве 7 объектов отсутствуют (л.д. 60-64).
Сообщением администрации Немецкого национального района Алтайского края от 26 августа 2019 года № 1016 подтверждается, что в настоящее время на территории муниципального района не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, вопрос с Управлением Роспотребнадзора о создании таких мест администрацией района еще не согласовывался.
Поскольку обязанность по соблюдению требований СанПиН 2.1.7.1322-03 и СанПиН 42-128-4690-88 лежит на ответчике, которым в нарушение действующих норм права не созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, не разработаны, не согласованы и не внесены схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в реестр, то имеются правовые основания для удовлетворения требований в указанной части.
Недостаточность денежных средств для осуществления работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не является основанием для освобождения ответчика от исполнения требований закона и санитарно-эпидемиологических правил и норм, поскольку Бюджетный кодекс Российской Федерации не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Истец просил установить ответчику срок исполнения решения до 01 января 2020 года, при этом не учел, что в силу положений п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 рекомендовано до 01 января 2020 года привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая, что срок исполнения обязанности должен быть определен датой, возможности ответчика по исполнению указанной обязанности, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что для исполнения обязанности ответчику следует предоставить разумный срок – до 01 июня 2020 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на администрацию Немецкого национального района Алтайского края обязанность создать на территории сельских поселений Гальбштадтского, Гришковкского, Дегтяркского, Камышинского, Кусакского, Николаевского, Орловского, Подсосновского, Полевского, Протасовского, Редкодубравского и Шумановкского сельсоветов Немецкого национального района Алтайского края места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов и внести их в реестр мест накопления твердых коммунальных отходов.
Возложить на администрацию Немецкого национального района Алтайского края обязанность разработать схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений Гальбштадтского, Гришковкского, Дегтяркского, Камышинского, Кусакского, Николаевского, Орловского, Подсосновского, Полевского, Протасовского, Редкодубравского и Шумановкского сельсоветов Немецкого национального района Алтайского края.
Установить срок для исполнения судебного решения до 01 июня 2020 года.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Л. Мишина