К делу № 2а-4218/2019
Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Краснодар «10» апреля 2019 года
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Ермолова Г.Н.,
секретаря судебного заседания Щегольковой М.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Парамоновой Е.В. к Межрайонному отделу судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконными постановлений, понуждении к устранению допущенных нарушений,
Установил:
Парамонова Р•.Р’. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рє Межрайонному отделу судебных приставов РїРѕ взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю Рѕ признании незаконными постановлений Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ исполнительным производствам в„–, понуждении Рє устранению допущенных нарушений, указывая РЅР° то, что РІ отношении нее возбуждены исполнительные производства Рѕ взыскании административных штрафов. Р’ рамках указанных производств судебный пристав-исполнитель списал СЃ ее счет РІ Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРё денежные средства РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 4 966,54 рублей. Однако, судебный пристав-исполнитель РЅРµ извещал ее Рѕ возбуждении РІ отношении нее исполнительных производств. Рстец полагает, что имеет место незаконное постановление ответчика.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю в судебном заседании отсутствовал, о дне, времени и месте слушания дела был уведомлен надлежащим образом.
Третьи лица – ЦАФАПОДД Р“РБДД, Управление Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю, Управление Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю РІ судебном заседании отсутствовали, Рѕ РґРЅРµ, времени Рё месте слушания дела были уведомлены надлежащим образом. РЎ учетом изложенного, СЃСѓРґ полагает правильным рассмотреть указанное дело РІ отсутствие РЅРµ явившихся лиц.
Суд, выслушав участников процесса, проверив письменные материалы дела, изучив исполнительное производство, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Парамоновой Е.В. к Межрайонному отделу судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления, понуждении к устранению допущенных нарушений не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
РР· материалов дела СЃСѓРґРѕРј установлено, что постановлениями судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, ДД.РњРњ.ГГГГ РІ отношении Парамоновой Р•.Р’. вынесены постановления Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°, так как исполнительный документ должником РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения, РЅРµ исполнен. РЎ данными актами РЅРµ согласна Парамонова Р•.Р’.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец Парамонова Е.В. в судебном заседании пояснила, что о возбуждении исполнительных производств ей стало известно ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление поступило в адрес суда 22.03.2019 года. Принимая во внимание, что обязанность по направлению постановления о возбуждении исполнительного производства и взыскании исполнительского сбора возложена на административного ответчика в силу п. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", которая была выполнена только ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, срок на обжалование административным истцом не пропущен.
В соответствии со ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов заявителя.
В силу положений ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" регламентирует действия судебного пристава-исполнителя при возбуждении исполнительного производства.
В соответствии с ч. 8, ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и ст. 116 данного федерального закона.
ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю были возбуждены исполнительные производства в„– РІ отношении Парамоновой Р•.Р’. РЅР° основании исполнительного документа – постановлений ЦАФАПОДД Р“РБДД, предмет исполнения: административные штрафы. Документов, подтверждающих направление должнику постановлений Рѕ возбуждении исполнительных производств РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ административными ответчиками СЃСѓРґСѓ представлено РЅРµ было.
Вместе СЃ тем, РёР· материалов исполнительных производств Р·Р° в„– следует, что ДД.РњРњ.ГГГГ, ДД.РњРњ.ГГГГ, ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Р¤РРћ4 постановлено обратить взыскание РЅР° денежные средства Парамоновой Р•.Р’. РІ РџРђРћ Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРё. Р’ период времени СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ СЃРѕ счета административного истца РІ Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРё были списаны денежные средства РІ СЃСѓРјРјРµ 4 966,54 рублей. Указанные средства были перечислены взыскателю. Р—Р° недостаточностью взысканных средств, ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Р¤РРћ4 постановлено обратить взыскание РЅР° денежные средства Парамоновой Р•.Р’. РІ РџРђРћ Сбербанк Р РѕСЃСЃРёРё Рё РђРћ «Альфа-Банк». Таким образом, Парамонова Р•.Р’. РЅР° дату ДД.РњРњ.ГГГГ было известно Рѕ возбужденных РІ отношении нее исполнительных производств Рё Рѕ применении Рє ней мер принудительного исполнения, однако постановления Рѕ возбуждении исполнительных производств обжаловано ей РЅРµ было, долг добровольно РЅРµ погашен. РР· постановления судебного пристава-исполнителя РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕР± окончании исполнительных производств в„– РІРёРґРЅРѕ, что три РёР· возбужденных производства остаются РЅРµ оконченными. ДД.РњРњ.ГГГГ Рё ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов РїРѕ взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов РїРѕ Краснодарскому краю Р¤РРћ4. вынесены постановления Рѕ взыскании СЃ Парамоновой Р•.Р’. исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ рамках исполнительных производств в„– Рсполнительский СЃР±РѕСЂ должником РЅРµ оплачен.
Р’ соответствии СЃ С‡.С‡. 1, 2 СЃС‚. 112 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007 РіРѕРґР° в„– 229-ФЗ "РћР± исполнительном производстве" исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ С‡. 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 23.12.2010 года № 01-8, для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения, за исключением случаев, указанных в части 13 статьи 30 Закона; требовании исполнительного документа должником не исполнены; должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, т.е.чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В соответствии с конституционно-правовым смыслом, выявленным в постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 года № 13-П, сумма исполнительского сбора относится по сути к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительских действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года №13-П указано, что по смыслу и содержанию постановления должнику следует надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Оспаривая постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, Парамонова Е.В. ссылается на то, что судебный пристав-исполнитель не известил ее о наличии исполнительных производств, в виду чего не истек срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Вместе с тем, судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ Парамоновой Е.В. было известно о возбужденных в отношении нее исполнительных производствах, однако в течение 5 дней, предусмотренных для добровольного исполнения требований, денежные средства оплачены не были. Постановления о взыскании исполнительского сбора были приняты по истечении срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований судебного пристава-исполнителя. Таким образом, постановления о взыскании исполнительского сбора вынесены в соответствии с требованиями Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", являются законными.
Учитывая изложенное выше, требования административного истца удовлетворению не подлежат.
На основании вышеизложенного,
и руководствуясь ст.ст. 175-180, 272-273 КАС РФ, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых требований Парамоновой Е.В. к Межрайонному отделу судебных приставов по взысканию штрафов специально уполномоченных органов Управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю о признании незаконными постановлений о взыскании исполнительского сбора, понуждении к устранению допущенных нарушений, отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий –