34RS0002-01-2024-010690-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Волгоград 25 ноября 2024 года
Дзержинский районный суд города Волгограда
в составе: председательствующего судьи Ильченко Л.В.,
при секретаре Мудрой В.А.,
с участием: представителя истца ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда об установлении факта постоянного проживания и признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда об установлении факта постоянного проживания и признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волгограда выдан обменный ордер № ФИО1 и проживающему с ней сыну – ФИО2 на право вселения в порядке обмена в <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Дзержинского района в лице МУ ЖКХ Дзержинского района и ФИО1 заключен договор социального найма № жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласием серии № № сын истца ФИО2 не возражает против приватизации спорной квартиры.
В целях оформления договора приватизации ФИО1 обратилась в ДМИ администрации Волгограда.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в приватизации, по причине отсутствия документов, подтверждающих факт проживания и наличие приватизированного жилья по прежнему месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец располагает письменными доказательствами, которые подтверждают факт неиспользования единовременного права на приватизацию объекта недвижимости, находящейся в муниципальной или государственной собственности.
Согласно сведениям, указанным в трудовой книжке, ФИО1 осуществляла непрерывную трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес>.
Справкой, выданной Центральным МБТИ г.Волгограда № от ДД.ММ.ГГГГ в период с 1991 г. по ДД.ММ.ГГГГ, жилых помещений, зарегистрированных на праве собственности в порядке приватизации на территории г.Волгограда за ФИО1 не имеется.
Уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ №№ в отношении ФИО1 когда-либо не были зарегистрированы права собственности на объекты недвижимости в спорный период.
Установление данного факта необходимо для приватизации жилья, поскольку у истца отсутствуют документы, подтверждающие факт проживания в иных квартирах, а также участия в приватизации в спорный период.
В настоящее время, истец не может реализовать право на приватизацию спорной квартиры ввиду неоднократных отказов со стороны ответчика.
Просит установить факт проживания отсутствие приватизированного жилья у ФИО1, признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, доверила ведение дела представителю по доверенности.
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, поддержав доводы, приведенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика ДМИ администрации Волгограда в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв в котором просили отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, приведенные в письменном отзыве.
Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений, ходатайств в суд не направил.
Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законам о приватизации государственного и муниципального имущества.
Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане России, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, приобрести эти помещения в собственность, на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Статьей 6 данного Закона установлено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными и муниципальными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными и муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно ст. 4 указанного Закона, не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Данный перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Исходя из ч. 1 ст. 11 вышеназванного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
1) представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг; 2) представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам честного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе;3) осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, предоставляемых в результате предоставления таких услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Волгограда выдан обменный ордер № ФИО1 и проживающему с ней сыну – ФИО2 на право вселения в порядке обмена в <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>.
В соответствии с договором социального найма №, заключенного между Администрацией Дзержинского района в лице МУ ЖКХ Дзержинского района и ФИО1 заключен договор социального найма жилого помещения №, расположенного по адресу: <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 и ее сын – ФИО2 зарегистрированы и постоянно проживают в указанной квартире.
Истец обратилась в ДМИ администрации Волгограда с заявлением о приватизации указанной квартиры, при этом ее сын – ФИО2 выразил согласие на приватизацию жилого помещения по адресу: <адрес> <адрес> отказался от своего права на приватизацию указанного жилого помещения.
Однако, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано в приватизации, по причине отсутствия документов, подтверждающих факт проживания и наличие приватизированного жилья по прежнему месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, ФИО1 осуществляла непрерывную трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на предприятия г.Волгограда.
Согласно сведениям, представленным МУП «Центральное межрайонное БТИ» г.Волгограда в период с 1991 года по 05.12.1998 года жилых помещений, зарегистрированных на праве собственности в г.Волгограде за ФИО1 не числится.
Кроме того, в отношении ФИО1 когда-либо не были зарегистрированы права собственности на объекты недвижимости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку истец изъявила волю на приватизацию занимаемого им жилого помещения, ранее она в приватизации не участвовала, а занимаемое истцом жилое помещение не относится к жилым помещениям, не подлежащим приватизации, суд приходит к выводу, что, истец ФИО1, как лицо, занимающее спорное жилое помещение на законном основании, имеет право приобрести его в собственность бесплатно на основании ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований с признанием за ней права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1 к Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, администрации Волгограда об установлении факта постоянного проживания и признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, - удовлетворить.
Установить факт проживания и отсутствие приватизированного жилья у ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Справка: в соответствии со ст. 107, 199 ГПК РФ решение принято в окончательной форме 09.12.2024 года.
Судья Л.В.Ильченко