дело № 12 - 33/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г.Сланцы «20» мая 2022 года.
Судья Сланцевского городского суда Ленинградской области Кулешов А.И.,
Прокурора – помощника прокурора <адрес> ФИО4,
Лица привлекаемого к ответственности – Шихалевой О.С.,
рассмотрев жалобу Шихалевой Оксаны Сергеевны
на постановление мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского муниципального района Ленинградской области по административному делу № 3-1/2022 от 21.03.2022, резолютивная часть объявлена 09.03.2021, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ в отношении
Шихалевой Оксаны Сергеевны 30 января 1969 года рождения, уроженка <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
21 марта 2022 года постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского муниципального района Ленинградской области Григорьевой Л.А. по делу об административном правонарушении, назначено административное наказание в отношении Шихалевой О.С. в виде предупреждения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ.
Из постановления следует, что в ходе проведения прокурорской проверки установлен факт нарушения требований законодательства о государственном контроле должностным лицом Шихалевой О.С. которая провела проверку в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН №, ОГРНИП №) при отсутствии оснований для её проведения.
21 марта 2022 года постановлением мирового судьи судебного участка № 62 Сланцевского муниципального района Ленинградской области Григорьевой Л.А. по делу об административном правонарушении, назначено административное наказание в отношении Шихалевой О.С. в виде предупреждения, за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.6.1 КоАП РФ.
Мировым судьей было установлено, что Шихалева О.С., являясь должностным лицом – заместителем начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах, допустила нарушение требований законодательства при проведении плановых проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства в 2021 году, выразившееся в
-2-
проведении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки плановой выездной проверки индивидуального предпринимателя - Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН №, ОГРНИП № при отсутствии оснований для ее проведения, в нарушение запрета, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 на проведение плановых проверок в 2021 году в отношении юридических лиц, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Шихалева О.С. в порядке ст.ст.30.1, 30.2, 30.3 КоАП РФ обжаловала указанное постановление.
Оспаривая постановление мирового судьи, в жалобе Шихалева О.С. ссылается на то, что она выполняет свои обязанности в соответствии с должностным регламентом государственного гражданского служащего, в работе руководствуюсь законодательством Российской Федерации, иными нормативно-правовыми актами, и приказами Управления Роспотребнадзора Ленинградской области.
Плановые проверки в отношении индивидуальных предпринимателей с учетными номерами КНМ № (ООО №»), № (ИП ФИО1), № (ИП ФИО6), № (ИП ФИО7), № (ИП ФИО8), № (ИП ФИО9), № (ООО «ФИО11») были проведены Территориальным отделом на основании Распоряжений о проведении плановых выездных проверок, изданных Руководителем Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в соответствии с Планом контрольно-надзорных мероприятий проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, утвержденным Прокуратурой Ленинградской области.
Подготовка и издание Распоряжений о проведении мероприятий по надзору Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области осуществляется в соответствии с Приказом № 230 от 24.12.2008 г. Руководителя Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области. В соответствии с п. 4 Приказа проекты Распоряжений на проведение плановых контрольно-надзорных мероприятий представляются в отдел организации и обеспечения деятельности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области. Подготовка проектов Распоряжений на плановые проверки и проведение самих проверок в соответствии с п.п. 2.4.1 пункта 2 «Порядка заполнения «Распоряжения о проведении мероприятий по надзору», утв. Приказом № 230 от 24.12.2008 г., осуществляется только в соответствии с утвержденным планом контрольно-надзорных мероприятий Управления на текущий год.
-3-
В соответствии с Приказом № 230 от 24.12.2008 г. специалистами отдела были подготовлены и направлены в Управление проекты Распоряжений на проведение указанных выше плановых проверок. Перед подготовкой проектов Распоряжений на сайте прокуратуры Ленинградской области была проведена сверка наличия указанных индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в плане контрольно-надзорных мероприятий, согласованном прокуратурой.
После получения изданных Руководителем Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области Распоряжений о проведении плановых выездных проверок в отношении указанных выше индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, специалистами Территориального отдела были проведены соответствующие контрольно-надзорные мероприятия. Оснований для того, чтобы не проводить указанные плановые проверки, у неё не было. Как лицо, занимающее должность заместителя начальника Территориального отдела Роспотребнадзора, она обязана исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. При проведении указанных плановых проверок какие-либо заявления, возражения со стороны проверяемых индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в адрес Территориального отдела не поступали.
Указанные лица, индивидуальные предприниматели, не были исключены из плана контрольно-надзорных мероприятий проверок на 2021 год, поскольку формирование плана проведения указанных мероприятий на 2021 год проводилось на основании Приказа № 180 от 05.06.2020, согласно п.2.4 которого предписано включить в план проверок на 2021 год лиц, исключенных из плана проверок на 2020 год, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 №438.
В дальнейшем план контроль-надзорных мероприятий в Территориальный Отдел на доработку не поступал.
При этом Шихалева О.С. обращает внимание на то, что в её обязанности, как заместителя начальника территориального отдела, не входит внесение изменений в утвержденный план контрольно-надзорных мероприятий Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, учитывая, что указанный план проверок в отношении указанных лиц на 2021 год был утвержден Прокуратурой Ленинградской области, а в дальнейшем проводилась сверка с планом, опубликованным на сайте Генеральной Прокуратуры.
На момент проведения проверок заявитель не считала распоряжение о проведении контрольного мероприятия неправомерным.
Не усматривая своей вины в инкриминируемом ей правонарушений, полагая, что проверка указанного лица проведена в соответствии с действующим законодательством, в установленном порядке, с соблюдением установленных сроков, а также считая, что она, в пределах своих полномочий, должна была исполнять поручения соответствующих руководителей, Шихалева О.С. просила отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу.
-4-
Кроме того, Шихалева О. в своей жалобе обратила внимание на то, что, по её мнению мировом судьей при рассмотрении дела неправильно определено место совершение правонарушения, не в полном объеме выполнены требования ст.ст.24.1,26.1,29.10 КоАП РФ.
В судебном заседании Шихалева О.С. полностью поддержала доводы, изложенные в жалобе, просила постановление мирового судьи судебного участка № 62 отменить, а дело об административном правонарушении прекратить.
Также Шихалева О.С. отметила, что на момент проведения проверки в отношении указанного лица, у неё не было оснований не исполнять распоряжение, согласованное с органами прокуратуры, о проведении проверки.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, считая доводы Шихалевой О.С. необоснованными, просила постановление мирового судьи оставить без изменений, жалобу заявителя - без удовлетворения.
При этом прокурор высказал мнение о том, что место совершение правонарушения установлено правильно: по месту вынесения должностным лицом решения о привлечении проверяемого лица к ответственности.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, либо государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих контрольные функции, требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки при отсутствии оснований для ее проведения, нарушении сроков проведения проверки, отсутствии согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры, непредставлении акта о проведенной проверке, привлечении к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или не аттестованных в установленном порядке граждан либо проведении плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.
-5-
Отношения в области организации и осуществления муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ).
В силу части 3 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 № 1969 установлен запрет на проведение в 2021 году плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч.2 ст.13.3 Федерального закона № 294-ФЗ правила формирования и ведения единого реестра проверок утверждаются Правительством Российской федерации.
В развитие указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 489 утверждены Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пл. «а» п. 7 Правил исключение проверки из ежегодного плана осуществляется в связи с запретом на проведение плановых проверок, предусмотренным частью 1.1 статьи 26.2 Федерального закона № 294-ФЗ.
Согласно указанной норме закона, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно.
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что внесение изменений в ежегодный план осуществляется решением органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля.
-6-
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 294-ФЗ орган государственного контроля (надзора), их должностные лица в случае ненадлежащего исполнения соответственно функций, служебных обязанностей, совершения противоправных действий (бездействия) при проведении проверки несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В частности, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлена обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию Российской федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В противном случае гражданский служащий несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ч.ч. 2,3 ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ).
Таким образом, гражданский служащий, которому руководителем дано поручение, должен оценить законность такового. Исполнение неправомерного поручения законом не допускается.
Как усматривается из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Шихалева О.С., организуя и проведя проверку в отношении ИП ФИО1, являясь должностным лицом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного контроля (надзора),
-7-
нарушила требования законодательства о государственном контроле (надзоре), а именно провела проверку при отсутствии оснований для проведения.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 1 - 8), приказ от 30.03.2005 № 181-л о назначении на должность Шихалевой О.С. (л.д. 10), должностной регламент заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах (л.д. 11 - 23), решение от 13.10.2021 № 118 о проведении в отношении ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах проверки (л.д. 24), акт проверки от 28.10.2021 (л.д. 25), распоряжением о проведении плановой проверки в отношении ИП ФИО1 от 02.02.2021, актом проверки от 09.03.2021, а также иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 данного Кодекса.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное должностное лицо, не исполнившее надлежащим образом свои служебные обязанности, обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.6.1 названного Кодекса.
Требования статьи 24.1 названного Кодекса соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статей 26.1 названного Кодекса.
Мировой судья пришел к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные бстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
-8-
Действия заместителя начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Шихалевой О.С. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором с соблюдением требований статей 28.4, 28.2 названного Кодекса, необходимые сведения, в том числе и относительно обстоятельств административного правонарушения, в постановлении указаны, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 19.6.1 названного Кодекса.
Доводы жалобы Шихалевой О.С. об отсутствии в её действиях состава инкриминируемого ей административного правонарушения, а также её доводы о том, что у неё не было оснований не исполнять решения о проведении утвержденной и согласованной проверки, подлежат отклонению как необоснованные. Доводы заявителя о том, что мировыми судьей неправильно определено место совершения правонарушения, суд считает несостоятельными.
Право Шихалевой О.С. на защиту в ходе производства по делу не нарушено, реализовано. Она принимала участие как при вынесении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, где ей под роспись разъяснены права, предусмотренные частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации (л.д. 7 - 8), так и при рассмотрении дела и жалобы на постановление о назначении административного наказания, давала объяснения относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения, заявляла ходатайства, участвовала в исследовании доказательств, пользовалась иными процессуальными правами. Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
При рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьёй дело рассмотрено в полном объеме в соответствии со статьями 26.1, 29.10, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебных актах дана объективная правовая оценка всем доказательствам и приведены мотивы, по которым мировой судья пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения Шихалевой О.С. к административной ответственности по части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
-9-
Постановление о привлечении Шихалевой О.С. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого судебных акта мирового судьи, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 62 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 3-1/2022 ░░ 21.03.2022, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ 09.03.2021, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.19.6.1 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ __________________________ ░.░.░░░░░░░.