дело № 2-192/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«15» марта 2018 г. |
с. Аскарово РБ |
Абзелиловский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Осипова В.Н.,
с участием истицы Муртазиной В.А.,
представителя ответчика, Администрации СП Амангильдинский сельсовет МР Абзелиловский район РБ Ягудиной Р.А. (доверенность б/н от 14.03.2018 сроком на один месяц),
при секретаре Хайруллиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муртазиной ФИО7 к Администрации сельского поселения Амангильдинский сельсовет муниципального района Абзелиловский район Республики Башкортостан о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Муртазина В.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации сельского поселения Амангильдинский сельсовет МР Абзелиловский район РБ, о признании права собственности в порядке наследования на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Требования мотивированы тем, что истец является единственным наследником по закону Муртазина Х.Р., умершего ДД.ММ.ГГГГ. В установленный законом срок истцом было подано заявление о принятии наследства по закону и выдаче свидетельства о праве на наследство по закону после смерти названного наследодателя, состоящем из жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>.
30 января 2018 года нотариусом истцу отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство на жилой дом в виду отсутствия правоустанавливающих документов, рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании права собственности.
При жизни наследодателю на праве собственности принадлежал жилой дом расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ за №, но права не зарегистрированы в установленном порядке.
Земельный участок, на котором расположен жилой дом принадлежит истцу на праве собственности, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
После смерти наследодателя она приняла наследство и продолжала пользоваться вышеуказанным имуществом.
В связи с тем, что истец фактически приняла наследство, в настоящее время намерена оформить свои права на наследственное имущество юридически.
Факт принятия наследственного имущества подтверждается тем, что совершила действия, свидетельствующие о его фактическом принятии, она вступила во владение, управление им, приняла меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательства от притяжений третьих лиц, произвела за свой счет расходы на содержание наследственного имущества. Ключи от дома находятся у истца, она продолжает проживать в нем, оплачивает коммунальные платежи. Истец считает, что произвела действия, свидетельствующие о принятии наследства фактически после смерти наследодателя, требования основаны на законе.
Просит признать право собственности на жилой дом, площадью 29,6 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> порядке наследования после смерти Муртазина ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Муртазина В.А. свои исковые требования поддержала и пояснила, что при жизни супруг успел оформить право собственности на земельный участок, а на дом нет. Данный дом ранее принадлежал родителям супруга, они проживают в нем со дня заключения брака, иных наследников кроме нее нет. Просит удовлетворить исковые требования и признать за ней право собственности на жилой дом в порядке наследования.
Представитель ответчика администрации СП Амангильдинский сельсовет МР Абзелиловский район РБ Ягудина Р.А. на судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, пояснила, что когда супруг истицы болел, она говорила ей, что у них не оформлена земля и дом, говорила, чтобы побыстрее все оформили, так как после смерти мужа надо будет обращаться в суд.
Третье лицо нотариус нотариального округа Абзелиловский район РБ Хасаншин М.Р. на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направил письмо о рассмотрении дела в его отсутствие.
По смыслу статьи 14 международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лиц, извещенных в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания и не возражавшего на удовлетворение заявления.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав истца, представителя ответчика, свидетелей, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Право наследования граждан гарантировано частью 4 статьи 35 Конституции Российской Федерации и обеспечивает переход имущества наследодателя к другим лицам в порядке, определяемом гражданским законодательством.
В соответствии с частью 2 статьи 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
На основании пункта 1 статьи 1142 ГК РФ наследниками первой очереди являются дети, супруг, родители наследодателя.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с руководящими разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлении от 29 мая 2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» (п.34) наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 года №9 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
Инструкцией о порядке проведения регистрации жилищного фонда с типовыми формами учетной документации (утвержденной Приказом ЦСУ СССР от 15.07.1985 г. N 380), были определены основные документы, устанавливающие право собственности на строения в сельской местности. В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции, в сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) основанием для регистрации, производимой в порядке настоящей инструкции, являлись подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также документы, подтверждающие право собственности на строения, указанные в п. п. 2.1 и 2.2 настоящей инструкции.
Запись в похозяйственной книге признавалась подтверждающей право собственности исходя из того, что в соответствии с Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными Госкомстатом СССР 25.05.1960 г., Указаниями по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов, утвержденными ЦСУ СССР 13.04.1979 г. N 112/5, а также утвержденными Постановлением Госкомстата СССР от 25.05.1990 г. N 69 данные книг похозяйственного учета использовались для отчета о жилых домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности. Документы о принадлежности гражданину жилого дома, расположенного за пределами городской черты, на землях совхоза, колхоза выдавались в соответствии с записями из похозяйственной книги.
Следовательно, выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на дом и земельный участок, выданная органом местного самоуправления, является правоустанавливающим документом гражданина на этот дом и земельный участок.
Судом установлено, материалами дела подтверждено, что Муртазин ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ о чем в материалах дела имеется свидетельство о смерти III-АР № выданный Отделом ЗАГС Абзелиловского района Государственного комитета Республики Башкортостан по делам юстиции.
Истец Муртазина В.А. является супругой Муртазина Х.Р., умершего ДД.ММ.ГГГГ, свидетельство о заключении брака II-АР № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок, выданной 12 февраля 2018 года администрацией СП Амангильдинский сельский совет МР Абзелиловский район, Муртазину Х.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принадлежал на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Как видно из справочной информации по объектам недвижимости жилой дом по адресу РБ, <адрес> имеет кадастровый №.
Зарегистрированные права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество на жилой дом с кадастровым номером №, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Из представленной ДД.ММ.ГГГГ выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, следует, что на земельный участок, кадастровый №, расположенный по адресу: РБ, <адрес>, принадлежит истцу Муртазиной В.А.
Из материала наследственного дела установлено, что дети Муртазина Х.Р., являющиеся наследниками первой очереди наравне с истцом, отказались от наследственного имущества в пользу Муртазиной В.А., о чем нотариусу представили письменные заявления.
Учитывая, что спора о разделе наследства не имеется, возражений со стороны администрации СП Амангильдинский сельсовет не поступило, истец фактически принял наследство, иск о признании права собственности на жилой дом расположенный по адресу: РБ, <адрес> порядке наследования, подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░10 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░11, ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ 29,6 ░░.░., 1957 ░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░.░.