Суды общей юрисдикции / Москва / Уголовные / 7У-11045/2023 [77-54/2024 - (77-4132/2023)]

Решение от 18.01.2024 по делу № 7У-11045/2023 [77-54/2024 - (77-4132/2023)] от 05.12.2023

77-54/2024 - (77-4132/2023)

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Москва                                 18 января 2024 года                

Судебная коллегия по уголовным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующей Власенко Н.В.,

судей Чаплыгина И.В., Колегова П.В.,

при секретаре Башкиревой А.А.,

с участием:

осужденных Алиагабейли Х.С.о., Алиагабейли С.Ф.о.,

адвокатов КулиеваМ.М., Полякова Ю.М.,

Календжяна Р.А.,

прокурора Гугава Д.К.,

рассмотрела в судебном заседании кассационные жалобы адвокатов: Кулиева М.М. в интересах осужденного Алиагабейли Х.С.о., Полякова Ю.М. и Календжяна Р.А. в интересах осужденного Алиагабейли С.Ф.о. на приговор Переславского районного суда Ярославской области от 7 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 18 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Чаплыгина И.В., выступления сторон, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

приговором Переславского районного суда Ярославской области от 07 марта 2023 года

Алиагабейли Хазаил Солтан оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, несудимый,

осужден по п. «а» ч.3 ст.111 УК РФ к 4 годам 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения в отношении Алиагабейли Х.С. о. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, которая оставлена до вступления приговора в законную силу, взят под стражу в зале суда.

Срок отбывания наказания Алиагабейли Х.С.о. исчислен с момента вступления приговора в законную силу.

Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей Алиагабейли Х.С.о. в период с 7 марта 2023 года до момента вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

Алиагабейли Солтанага Фазаил оглы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, несудимый,

осужден по п. «а» ч.3 ст.111 УК РФ к 3 годам 3 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Мера пресечения в отношении Алиагабейли С. Ф. о. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении изменена на заключение под стражу, которая сохранена до вступления приговора в законную силу, взят под стражу в зале суда.

Срок отбытия наказания Алиагабейли С.Ф.о. исчислен с момента вступления приговора в законную силу.

Зачтено в срок отбывания наказания время содержания под стражей Алиагабейли С.Ф.о. с 7 марта 2023 года до момента вступления приговора в законную силу из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.

Приговором определена судьба вещественных доказательств.

Иск ФИО12 удовлетворен частично, взыскано в его пользу с Алиагабейли Х.С.о. и Алиагабейли С. Ф.о. в солидарном порядке <данные изъяты> рублей компенсации морального вреда.

Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Ярославского областного суда от 18 мая 2023 года приговор изменен, постановлено:

- исключить из описательно - мотивировочной части приговора выводы суда о том, что не применяются положения ст.73 УК РФ к осужденным, с учетом их конкретных преступных действий, выразившихся в множественном нанесении ударов потерпевшему, наступивших последствиях в виде тяжкого вреда здоровью, причиненного потерпевшему ФИО11 по признаку опасности для его жизни.

В остальном приговор оставлен без изменения.

Алиагабейли Хазаил и Солтанага осуждены за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, совершенное с применением предметов, используемых в качестве оружия, группой лиц по предварительному сговору.

Преступление совершено при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

В кассационных жалобах:

- адвокат Кулиев М.М. в интересах осужденного Алиагабейли Хазаила выражает несогласие с приговором, считая его незаконным, постановленным с нарушение норм уголовно-процессуального законодательства, отмечает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным в судебном заседании; указывает, что суд оставил без проверки доводы стороны защиты, со ссылкой на заключение и показания эксперта ФИО13, о том, что именно от удара по голове, при обстоятельствах <данные изъяты>, могли быть причинены потерпевшему телесные повреждения, необоснованно отказал в проведении дополнительной судебно-медицинской экспертизы; сообщает, что допросом эксперта ФИО14, суд фактически восполнил неполноту экспертного заключения, поскольку этот эксперт отвечал на вопросы, которые выходили за рамки проведенных им экспертных исследований; заявляет, что выводы суда содержат существенные противоречия, они могли повлиять на принятие законного и обоснованного решения; обращает внимания на то, что при проведении комплексной судебно-медицинской экспертизы были использованы медицинские документы и диски с результатами исследований, в части из которых потерпевший ФИО15 указан только по имени, а в другой части по имени и отчеству; указывает, что имеющаяся в материалах уголовного дела видеозапись с камер видеонаблюдения свидетельствует об отсутствии в руках осужденных биты, бутылки и гаечного ключа, что, по мнению автора, подтверждает доводы стороны защиты об отсутствии у последних желания причинить потерпевшему тяжкий вред здоровью; считает, что суд необоснованно отверг показания осужденного Алиагабейли Хазаила и специалиста ФИО16 о том, что потерпевший мог получить повреждения головы при ударе о край металлического ящика, висевшего на стене в подъезде, а также показания этого осужденного о том, что ФИО17 замахнулся на него бутылкой, он отбил руку потерпевшего, от чего бутылка разбилась о стену; указывает, что суд необоснованно отказал защите в проведении дактилоскопической экспертизы для обнаружения следов на горлышке бутылки; ссылаясь на агрессивное в состоянии алкогольного опьянения поведение потерпевшего <данные изъяты>, полагает, что в момент драки с осужденным бутылка была в руках у потерпевшего; заявляет, что вина осужденных в инкриминируемом преступлении доказательствами, изложенными в приговоре не доказана; просит отменить судебные решения, дело направить на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции;

- адвокат Поляков Ю.М. в интересах осужденного Алиагабейли Солтанага, повторяя аналогичные доводы предыдущей жалобы, указывает, что в основу приговора положены противоречивые показания потерпевшего ФИО18, которые не были устранены, и не получили должной оценки суда; обращает внимание на то, что у потерпевшего были основания для оговора осужденных, так как у ФИО19 с Алиагабейли Хазаилом был длительный конфликт, однако полагает, что суд необоснованно отклонил указанный довод стороны защиты; считает, что вывод суда о том, что осужденные причинили тяжкий вреда здоровью, потерпевшего с применением бутылки, биты и гаечного ключа основан на предположении, поскольку видеозапись не подтверждает наличие этих предметов у осужденных; обращает внимания, что этой видеозаписью установлено пребывание осужденных в подъезде дома, где произошел конфликт в течение 1 минуты 38 секунд, указанное, по мнению автора жалобы, подтверждает версию осужденного Алиагабейли Хазаила, а не версию потерпевшего о длительности его избиения; считает необоснованным отказ в удовлетворении ходатайства стороны защиты о допросе врачей скорой помощи, выезжавших на место происшествие, и участкового уполномоченного производившего осмотр места происшествия; указывает, что суд апелляционной инстанции рассмотрел поверхностно доводы апелляционных жалоб необоснованно отказал защите в просмотре видеозаписи; просит отменить судебные решения, дело направить на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции;

- адвокат Календжян Р.А. в интересах осужденного Алиагабейли Солтанага, повторяя доводы предыдущих кассационных жалоб, считая судебные решения незаконными и необоснованными, а приговор несправедливым и чрезмерно суровым, указывает, что показания осужденных судом не опровергнуты, сомнения относительно участия каждого из них в применении предметов, используемых в качестве оружия, при совершении преступления не устранены и должны толковаться в пользу последних; не соглашаясь с оценкой доказательств, данными предыдущими судебными инстанциями, дает свой анализ и оценку доказательствам, исследованных в судебном заседании: показаниям осужденных, потерпевшего, свидетелей, экспертов, видеозаписи, заключениям судебных экспертиз, заявляя о необоснованном отказе судов в удовлетворении ходатайств стороны защиты о проведении повторной комплексной судебно-медицинской экспертизы в части характера причинения вреда здоровью потерпевшего, определению степени его тяжести; считает, что судом неверно установлены фактические обстоятельства уголовного дела, они опровергаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а выводы судов о виновности осужденных в инкриминируемом преступлении основан на предположениях; утверждает, что аморальное поведение ФИО20, неоднократно избивавшего осужденного, явившееся поводом для совершения преступления, должно быть признано смягчающим наказание обстоятельством, а также должно быть учтено при разрешении гражданского иска потерпевшего, необходимо учесть и то, что в настоящее время здоровью потерпевшего ничего не угрожает, данных об ухудшении его здоровья не имеется; полагает, что компенсация морального вреда не может превышать сумму в <данные изъяты> рублей; считает приговор чрезмерно суровым, суд не полной мере учел смягчающие наказание обстоятельства, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, данные положительно характеризующие личность Алиагабейли Солтанага; просит отменить судебные решения, дело направить на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.

В возражениях прокурор просит судебные решения оставить без изменения.

Изучив доводы кассационных жалоб, материалы уголовного дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.

По данному делу, таких нарушений закона не допущено.

Приговор в отношении ФИО1 и ФИО2 постановлен в соответствии с требованиями ст. 304, 307-309 УПК РФ. Судом установлены все подлежащие доказыванию в силу ст. 73 УПК РФ обстоятельства и решены вопросы, указанные в ст. 299 УПК РФ.

Как усматривается из материалов уголовного дела, судебное разбирательство проведено в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон, собранным по делу, исследованным в судебном заседании и подробно приведенным в приговоре доказательствам, в том числе показаниям потерпевшего, свидетелей, протоколам следственных действий, заключениям судебных экспертиз, судом дана надлежащая оценка, нарушений уголовно-процессуального закона при исследовании доказательств судом не допущено.

Содеянное осужденными правильно квалифицировано по п. «а» ч. 3 ст. 111 УК РФ, в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами дела.

При этом, суд принял во внимание все доказательства, имеющие значение для надлежащего разрешения уголовного дела, правильно установил фактические обстоятельства и обоснованно признал совокупность представленных суду доказательств достаточной для разрешения уголовного дела.

Суд подробно мотивировал свои выводы в приговоре, оснований не соглашаться с ними не имеется.

Судом были созданы необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

Оснований усомниться в объективности и полноте производства по уголовному делу, в процессе предварительного следствия и судебного разбирательства, утверждать, что следователь и судья были заинтересованы в исходе дела, нет.

Проверив в ходе судебного следствия каждое из доказательств на соответствие требованиям закона, суд привел убедительные мотивы, по которым одни положил в основу принятого решения, а другие отверг.

В судебном заседании всесторонне, полно и объективно исследовались показания осужденных, потерпевшего, свидетелей, а также выяснялись и устранялись в установленном законом порядке причины противоречий в показаниях допрошенных лиц.

Суд кассационной инстанции отмечает, что доводы кассационных жалоб по существу, сводятся к переоценке доказательств, оснований для которой в суде кассационной инстанции не имеется.

Несогласие авторов жалоб с оценкой доказательств, данной судебными инстанциями, не является основанием для отмены приговора.

Сомнений, требующих истолкования в пользу осужденного в соответствии с положениями ч. 3 ст. 14 УПК РФ, по делу не имеется.

Вопреки доводам кассационных жалоб, нарушений уголовно-процессуального закона в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, влекущих отмену приговора, не допущено.

Все ходатайства заявленные участниками процесса были надлежащим образом рассмотрены, о чем свидетельствуют протоколы судебных заседаний и соответствующие, должным образом мотивированные постановления. Данных, свидетельствующих о незаконном и необоснованном отклонении судебными инстанциями ходатайств, не установлено. Отказ в удовлетворении некоторых заявленных стороной защиты ходатайств, при соблюдении процедуры их рассмотрения, не является нарушением права осужденного на защиту и не может свидетельствовать о незаконности этих решений.

Вопреки доводам кассационных жалоб, вывод суда о совместном участии осужденных в умышленном причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни ФИО21, по предварительному сговору, с применением предметов, используемых в качестве оружия, полностью подтверждается доказательствами, изложенными в приговоре.

Эти доказательства, в том числе показания потерпевшего ФИО22 надлежащим образом были оценены, оснований сомневаться в их допустимости и достоверности не имеется.

Предыдущие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что расхождения в показаниях потерпевшего в судебном заседании, в том числе, на которые ссылается сторона защиты, не являются существенными, связаны с большим количеством времени, прошедшим после совершения преступления, неожиданность нападения, наличия у осужденных одинаковых фамилий; противоречия были устранены после оглашения показаний в ходе предварительного следствия, которые он подтвердил.

Сведений о том, что показания ФИО23 в ходе предварительного следствия корректировались, суды обоснованно не установили, признав, что потерпевший показания давал стабильно и последовательно, однозначно утверждая о нанесении ему ударов по голове и телу бутылкой и палкой, именно двумя лицами, его показания подтверждены совокупностью доказательств, указанных в приговоре.

Правильность суждения судов о том, что наличие неприязненных отношений у потерпевшего и Алиагабейли Хазаилу, на достоверность показаний ФИО24 не повлияло, сомнений не вызывает.

Доказательства, представленные стороной защиты, также были оценены в полном соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ, в приговоре приведены убедительные мотивы, по которым были отвергнуты показания осужденных, заключение и показания специалиста ФИО25.

Из материалов уголовного дела усматривается, что судебные экспертизы по данному делу проведены в порядке, установленном законом. Научность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях экспертов, компетентность судебных экспертов, а также соблюдение при проведении экспертных исследований требований уголовно-процессуального закона сомнений не вызывают.

Судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что выводы экспертов, изложенные в заключениях, являются ясными, понятными, мотивированными и научно обоснованными, не содержащими противоречий, в связи с чем, оснований не доверять им не имеется. Данные заключения оценены в совокупности с другими доказательствами и обоснованно положены в основу приговора.

Вопреки доводам кассационных жалоб, данные камер видеонаблюдения с достаточной полнотой были исследованы в судебном заседании и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой нельзя.

Все доводы, выдвигавшиеся стороной защиты о невиновности осужденных, аналогичны тем, которые приводятся в кассационных жалобах, тщательно проверялись предыдущим судебными инстанциями, но не подтвердились, поэтому обоснованно были отвергнуты по мотивам, указанным в судебных решениях.

Все юридически значимые обстоятельства, подлежащие в соответствии со статьей 60 УК РФ, учету при определении вида и размера наказания, судом приняты во внимание,

в отношении Алиагабейли Хазаила: отсутствие отягчающих обстоятельств, смягчающие обстоятельства (частичное признание вины, наличие на иждивении <данные изъяты>, состояние здоровья осужденного и <данные изъяты>, пенсионный возраст родителей, которым он оказывает помощь);

в отношении Алиагабейли Солтанага: отсутствие отягчающих обстоятельств, смягчающие обстоятельства (состояние здоровья осужденного, пенсионный возраст родителей, наличие заболеваний у его деда, которому он оказывает помощь).

Вопреки доводам кассационных жалоб оснований для признания противоправным поведения потерпевшего предыдущие судебные инстанции обоснованно не установили, оснований не согласиться с таким решение не имеется.

Мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению наказания Алиагабейли Хазаилу и Солтанага, в приговоре в соответствии с требованиями закона приведены, они свидетельствуют о том, что суд не ограничился перечислением смягчающих обстоятельств, а реально учел их при определении наказания осужденным.

Суд не усмотрел оснований для применения положений ст. ст. 64, 73 и ч.6 ст. 15 УК РФ. Обоснованность такого решения сомнений не вызывает.

Наказание, назначенное Алиагабейли Хазаилу и Солтанага, является справедливым. Оно полностью соответствует тяжести содеянного и личности виновных, отвечает закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости, задачам исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений.

В полном соответствии с требованиями закона был рассмотрен и гражданский иск потерпевшего, оснований для снижения размера компенсации морального вреда суд апелляционной инстанции обоснованно не установил. Сомневаться в правильности такого решения нет.

При рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке суд проверил законность, обоснованность и справедливость приговора, изложив в определении мотивы принятого решения в соответствии с требованиями ст. 389.28 УПК РФ.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных решений по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 7 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 18 ░░░ 2023 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ –

░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

7У-11045/2023 [77-54/2024 - (77-4132/2023)]

Категория:
Уголовные
Другие
Алиагабейли Хазаил Солтан оглы
Кулиев М.М.
Поляков Ю.М.
Календжян Рафаэль Артемович
Алиагабейли Солтанага Фазаил оглы
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
18.01.2024Судебное заседание
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее