Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06.06.2018г. Шахтинский городской суд <адрес> в составе:
судьи Сигора Т.А.
при секретаре ФИО2
с участием прокурора ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> действующего в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту образования <адрес>, МБДОУ <адрес> "Детский сад №", 3-и лица филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по <адрес>", Администрация <адрес> об обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование иска истец ссылается на то, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МБДОУ <адрес> №.
В ходе проверки установлено, что в МБДОУ <адрес> № имеются нарушения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, предусмотренные п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», а именно отсутствуют канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и система видеонаблюдения.
Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.
18.04.2017г. по данному факту прокуратурой города в адрес МБДОУ <адрес> «Детский сад №» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательного учреждения не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц.
Просит суд обязать МБДОУ <адрес> № принять меры по созданию безопасных условий, а именно оборудовать здание МБДОУ <адрес> «Детский сад №» на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и системой видеонаблюдения.
Обязать МУ Департамент образования <адрес> осуществить финансирование МБДОУ <адрес> «Детский сад №» по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБДОУ <адрес> «Детский сад №» каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и системой видеонаблюдения.
Истец – исковые требования поддержала в указанном объеме.
Представитель Департамента образования <адрес> - в судебном заседании исковые требования не признала, считая себя ненадлежащим ответчиком по делу, так как финансирование деятельности Департамент образования <адрес> производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета муниципального образования. Свободных денежных средств Департамент образования не имеет и вносит предложения по формирования бюджета муниципальной системы образования и ее финансированию с предварительного согласования конкретных расходов образовательного упреждения с Департаментом финансов на основании заявок подведомственных образовательных учреждений. Департамент образования функции получателя и распорядителя бюджетных средств исполняет надлежащим образом, своевременно вносит предложения по формированию бюджета муниципальной системы образования и ее финансированию. В настоящее время обратились с ходатайством в Департамент финансов <адрес> о выделе ассигнований для обустройства МБДОУ <адрес> «Детский сад №» системой видеонаблюдения.
Представитель МБДОУ <адрес> «Детский сад №» - исковые требования признала. Пояснив, что требования об оборудовать здания МБДОУ <адрес> «Детский сад №» на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и системой видеонаблюдения. не исполняются из-за отсутствия средств.
Представитель третьего лица ОВО по <адрес> – филиал ФГКУ "УВО ВНГ России по <адрес>" – в суд явилась. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Представитель Администрации <адрес> - суд явился. Считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Выслушав стороны, 3-х лиц, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Исходя из положений п.2 и п.15 ч.3 ст.28 названного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержание в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников, образовательной организации (ч. 7 ст. 28 Закона).
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их
последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Судом установлено, что Прокуратурой <адрес> в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», проведена проверка исполнения законодательства в сфере противодействия терроризму в МБДОУ <адрес> №. В результате которой установлено, что в МБДОУ <адрес> № имеются нарушения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности, предусмотренные п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», а именно отсутствуют канал передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и система видеонаблюдения.
Выявленные нарушения противоречат основным принципам и задачам противодействия терроризму, закрепленным в ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении обязанностей ответственными должностными лицами, ставит под угрозу безопасность воспитанников во время пребывания в образовательной организации.
По данному факту прокуратурой города в адрес МБДОУ <адрес> «Детский сад №» вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства в сфере противодействия терроризму, в ходе рассмотрения которого администрацией образовательного учреждения не принято должных мер по устранению выявленных нарушений, призванных обеспечить безопасность учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их охрану от возможных посягательств со стороны третьих лиц.
В суде установлено, что между МБДОУ <адрес> "Детский сад №" и ФГКУ "УВО ВНГ России по <адрес>", заключен договор №б/ТО об оказание услуг по оперативному реагированию на сообщения о срабатывании средств «тревожной» сигнализацией на объектах, подключенных к ПЦО.
Но МБДОУ <адрес> "Детский сад №" не располагает оборудованием способным передать тревожные сообщения в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, «тревожной» сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Свода правил Общественные здания и сооружения, утвержденного приказом Минрегионразвития России от 29.12.2011г. №, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Согласно ФИО4 50775-95 под системой тревожной сигнализации понимается электрическая установка, предназначенная для обнаружения и сигнализации о наличии опасности. Под состоянием тревоги понимается состояние системы тревожной сигнализации или ее части, являющееся результатом реагирования системы на наличие опасности, при котором она выдает извещение о тревоге посредством СПИ (система передачи извещений, составная часть системы охранной или охранно-пожарной сигнализации, состоящая из совместно действующих технических средств, предназначенных для передачи по каналам связи и приема в пункте централизованной охраны извещений о тревоге на охраняемых объектах, служебных и контрольно-диагностических извещений и, при наличии, обратного канала для передачи и приема команд управления и сообщений оператора пункта централизованной охраны) на ПЦО (удаленный центр приема извещений, предназначенный для централизованной охраны ряда рассредоточенных объектов с помощью пульта централизованного наблюдения (ПЦН) и обеспечивающий оперативный выезд групп задержания на охраняемый объект при поступлении на него сообщений о срабатывании сигнализации).
Перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий свод правил, приведен в приложении «В». В приложении «В», указаны здания и помещения учебно-воспитательного назначения, в том числе, дошкольные образовательные организации (п. 1.1.1).
Из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что охрана здоровья воспитанников (обучающихся) включает в себя обеспечение безопасности последних во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за воспитанниками (обучающимися), их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников (обучающихся), работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно вышеуказанным положениям закона, образовательное учреждение несет обязанность по созданию безопасных условий для обучающихся, должно быть оборудовано, в том числе, каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Отсутствие каналов передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» в образовательном (дошкольном) учреждении отрицательно сказывается на обеспечении комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что, в свою очередь, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, а это может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.
При указанных обстоятельствах МБДОУ <адрес> «Детский сад №» обязано создать безопасные условия, направленные на пресечение действий, нарушающих права воспитанников и работников образовательных учреждений на антитеррористическую безопасность, а также иных лиц, посещающих данное образовательное учреждение, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период нахождения в дошкольном учреждении образования, а именно оборудовать здание МБДОУ <адрес> «Детский сад №» на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и системой видеонаблюдения.
Департамент образования <адрес> является юридическим лицом (п.6 Положения о Департаменте образования <адрес>). Основными задачами, функциями и правами Департамента образования <адрес> являются, в том числе:
- общее руководство и координация деятельности подведомственными образовательным учреждениями (п.2. ч.2. ст. 2. Положения...);
- формирование нормативной правовой базы функционирования и развития муниципальных образовательных учреждений в пи рамках, установленных действующим законодательством (п.2. ч.1. ст. 3. Положения...);
- координация деятельности подведомственных учреждений по организации системы мер по профилактике терроризма и экстремизма в образовательных учреждениях (п.8. ч.1. ст. 3. Положения...);
- внесение предложений по формированию бюджета муниципальной системы образования и ее финансированию (п.56 ч.1. ст. 3. Положения...);
- рассмотрение, утверждение и корректировка плана финансово-хозяйственной деятельности подведомственных образовательных учреждений (п.58 ч.1. ст. 3. Положения...);
- осуществление руководства и контроля деятельности муниципальных образовательных учреждений, издание приказов, распоряжений, инструкций, положений и указаний на основе и во исполнение нормативных актов органов государственной власти <адрес>, органов местного самоуправления (п.2 ч.1. ст. 4. Положения...);
- Департамент является получателем бюджетных средств и главным распорядителем для получателя бюджетных средств Департамента, утверждает бюджетную смету получателю бюджетных средств, и т.д.
Департамент образования <адрес> несет ответственность за деятельность, противоречащую действующему законодательству, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение полномочий, отнесенных к его компетенции, в порядке, установленном законодательством (ч.2. ст. 4. Положения...).
Установленные по делу доказательства опровергают возражения представителя Департамента образования <адрес>, что они не являются надлежащими ответчиками по делу и суд приходит к выводу обязать Департамент образования <адрес> осуществить финансирование МБДОУ <адрес> «Детский сад №» по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБДОУ <адрес> «Детский сад №» каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и системой видеонаблюдения.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МБДОУ <адрес> № принять меры по созданию безопасных условий обучения, а именно оборудовать здание МБДОУ <адрес> «Детский сад №» на первом этаже каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и системой видеонаблюдения.
Обязать Департамент образования <адрес> осуществить финансирование МБДОУ <адрес> «Детский сад №» по выполнению работ по оборудованию первого этажа здания МБДОУ <адрес> «Детский сад №» каналом передачи тревожных сообщений в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112» и системой видеонаблюдения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 09.06.2018г.
Судья Сигора Т.А.