УИД 72RS0025-01-2022-011038-40
Дело № 88-14952/2023
Мотивированное определение изготовлено 11 сентября 2023 г.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 7 сентября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.,
судей Карповой О.Н., Зеленовой Е.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-10082/2022 по иску Семенова Николая Александровича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области об оспаривании решений об отказе в назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, возложении обязанности включить в специальный трудовой стаж период службы в армии, назначить пенсию
по кассационной жалобе Семенова Николая Александровича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Семенов Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области (далее - ОПФР по Тюменской области) о признании незаконными решения от 27 декабря 2017 г. № 448617/17 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27 ноября 2017 г. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решения от 6 июня 2022 г. об отказе в перерасчете досрочной страховой пенсии по старости с 27 ноября 2017 г. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; возложении обязанности включить в специальный стаж работы период с 12 марта 1980 г. по 19 октября 1981 г., как работы с тяжелыми условиями труда (Список № 2) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 27 ноября 2017 г. в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 27 ноября 2017 г. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Решением от 27 декабря 2017 г. № 448617/17 в назначении пенсии ему отказано в связи с недостаточностью специального стажа работы по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полагал, что его стаж рассчитан неверно. В период с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г. (03 месяца 05 дней) он работал помощником машиниста тепловоза в Локомотивном депо Тюмень-Север. Указанный период засчитан как обычная работа, несмотря на то, что указанная деятельность относится к работам в тяжелых условиях, предусмотрена Списком № 2. Кроме того, ответчик не учел в подсчет стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии, период службы в рядах Советской Армии с 7 декабря 1979 г. по 19 октября 1981 г. (1 год 10 месяцев), как работу с тяжелыми условиями труда, согласно Списку № 2. С учетом данных по состоянию на 27 ноября 2017 г. у него имеется специальный стаж по Списку № 2 продолжительностью 09 лет 05 месяцев 28 дней, что дает ему право на пенсию в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исполнении 57 лет, то есть с 27 июня 2017 г. Полагает, что в назначении пенсии ему отказано незаконно. 30 июня 2022 г. он вновь обратился в пенсионный фонд с заявлением о назначении ему пенсии с 27 ноября 2017 г. и включении в специальный стаж работы периода с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г., с 7 декабря 1979 г. по 19 октября 1981 г., однако ответчик включил в страховой стаж только периоды с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г., с 7 декабря 1979 г. по 11 марта 1980 г., как работу с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Период службы в рядах Советской Армии с 12 марта 1980 г. по 19 октября 1981 г. (01 год 07 месяцев 08 дней) зачли как «служба в армии по призыву». Полагает, что на момент прохождения службы в Вооруженных силах СССР нормативными правовыми актами, регулирующими право граждан на пенсионное обеспечение, являлись Закон СССР от 14 июля 1956 г. «О государственных пенсиях» и принятое в соответствии с ним Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590. Данное законодательство предусматривает необходимость зачета периода службы в рядах Советской Армии, как работы в тяжелых условиях в соответствии со Списком № 2, если ей предшествовала или следовала за ней работа с тяжелыми условиями труда.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2022 г. в удовлетворении исковых требований Семенова Н.А. отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 июня 2023 г. произведена замена ответчика ОПФР по Тюменской области на его правопреемника Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области (далее - ОСФР по Тюменской области).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 июня 2023 г. решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Семенова Н.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе истец Семенов Н.А. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 3796 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, истец Семенов Н.А. зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования с 26 октября 1997 г.
27 ноября 2017 г. Семенов Н.А. обратился в ГУ УПФР в г. Тобольске Тюменской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Решением от 27 декабря 2017 г. в досрочном назначении страховой пенсии по старости по части 2 пункта 6 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Семенову Н.А. отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Из решения следует, что по представленным документам специальный стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 09 лет 05 месяцев 28 дней (РКС - 07 лет 02 месяца 05 дней), страховой стаж на дату обращения - 35 лет 06 месяцев 01 день. Не представилось возможным включить в специальный стаж период работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 13 декабря 1985 г. по 2 сентября 1987 г., поскольку отсутствуют сведения о выработанной норме часов работы вахтовым методом в местностях.
15 июля 2022 г. Семенов Н.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости.
Решением ГУ ОПФР по Тюменской области от 6 июля 2022 г. в перерасчете пенсии с момента назначения в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Семенову Н.А. отказано. Указано, что период работы с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г. (03 месяца 05 дней) помощником машиниста тепловоза учтен в стаж работы по Списку № 2. Период службы в армии с 7 декабря 1979 г. по 11 марта 1980 г. (03 месяца 05 дней) приравнивается к работе по Списку № 2. Период службы в армии с 12 марта 1980 г. по 19 октября 1981 г. не может быть включен в специальный стаж на основании пункта 109 Положения № 590 о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г., которым предусмотрено, что приравненная деятельность учитывается в размере, не превышающем имеющегося специального стажа такой работы. При включении в специальный стаж (Список № 2) указанных периодов, специальный стаж работы в РКС составит 08 лет 04 месяца 24 дня (МКС – 10 лет 05 месяцев 02 дня), что дает право на назначении пенсии истцу в 57 лет 4 месяца. Семенову Н.А. назначена досрочная страховая пенсия с 31 октября 2018 г.
Согласно трудовой книжке Семенова Н.А. в период с 1 сентября 1977 г. по 2 августа 1979 г. он являлся учащимся технического училища № 1 г. Тюмени «Локомотивное дело», с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г. работал помощником машиниста тепловоза, 6 ноября 1979 г. уволен в связи с призывом в Советскую Армию, с 7 декабря 1981 г. принят помощником машиниста экскаватора 4 разряда.
Период работы Семенова Н.А. помощником машиниста тепловоза с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г. составляет 03 месяца 05 дней.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, исходил из того, что периоды работы с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г. (03 месяца 05 дней) помощником машиниста тепловоза учтен по Списку № 2, период службы в армии с 7 декабря 1979 г. по 11 марта 1980 г. (03 месяца 05 дней) приравнивается к работе по Списку № 2, правовых оснований для включения в специальный стаж периода службы в армии с 12 марта 1980 г. по 19 октября 1981 г. не имеется.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно отметил, что в связи с тем, что на дату обращения не выработан специальный стаж, в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Семенову Н.С. решением пенсионного фонда от 27 декабря 2017 г. отказано обоснованно.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, рассмотрев дело в пределах доводов кассационной жалобы, соглашается с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку они подробно мотивированы, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суды дали надлежащую правовую оценку, при разрешении спора судами правильно истолкованы и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
В кассационной жалобе истец приводит доводы о несогласии с выводом судов о том, что служба по призыву в рядах Советской Армии может приравниваться к работе с тяжелыми условиями труда частично, как это сделано пенсионным органом. По мнению заявителя, весь период службы в Вооруженных Силах СССР должен приравниваться к работе по Списку № 2. Считает, что суды неверно истолковали пункт 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590. Согласно представленным им документам стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях, по состоянию на 27 ноября 2017 г. составил 09 лет 05 месяцев 28 дней в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (07 лет 02 месяца 05 дней - работа в районах Крайнего севера), период службы 02 года 01 месяц 18 дней меньше имеющегося льготного стажа работы, что дает ему право на зачет всей службы в рядах Советской армии, как работы с тяжелыми условиями труда.
Доводы кассационной жалобы Семенова Н.А. являются аналогичными правовой позиции истца при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций. Доводы Семенова Н.А. проанализированы судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в состоявшихся по делу судебных актах. Оснований не соглашаться с выводами судов у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
В силу части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется по выбору застрахованных лиц при исчислении: а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а», абзаце третьем подпункта «б» и абзаце третьем подпункта «в» пункта 1 настоящего постановления, на основании положений пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
В абзаце третьем подпункта «б» пункта 1 постановления указан список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», применяемый для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В подпункте «к» пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований: к) служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), период, указанный в подпункте «к», приравнивается по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
В данном случае истец просил приравнять период службы в армии к работе по Списку № 2.
В соответствии с абзацем 16 пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Данное Положение фактически утратило свою силу с принятием Закона РСФСР от 20 декабря 1990 г. № 340-I «О государственных пенсиях в Российской Федерации», который введен в действие с 1 января 1992 г. и не предусматривал возможность включения периода службы в рядах Вооруженных Сил в специальный стаж.
Таким образом, в соответствии с пенсионным законодательством, действовавшим до 1 января 1992 г., возможно включение периода службы в армии в специальный (льготный) стаж по Списку № 2, действовавшему в тот же период, продолжительностью не более, чем имевшийся у гражданина специальный стаж по данному списку по состоянию на 1 января 1992 г.
Из материалов дела следует, что иного стажа работы по Списку № 2, кроме включенного пенсионным органом периода работы с 2 августа 1979 г. по 6 ноября 1979 г., до 1 января 1992 г. у Семенова Н.А. не имелось. Соответственно на 1 января 1992 г. специальный стаж истца по Списку № 2 составлял 03 месяца 05 дней. Пенсионный орган приравнял к работе по Списку № 2 период службы истца в армии продолжительностью 03 месяца 05 дней.
С учетом вышеприведенных нормативных положений пенсионного законодательства, действовавшего в период службы истца в армии и работы по Списку № 2 1956 г., законных оснований для включения всего периода службы в армии продолжительностью 1 год 10 месяцев 12 дней у пенсионного органа не имелось.
Доводы истца об обратном основаны на ошибочном толковании норм пенсионного законодательства, в связи с чем подлежат отклонению.
Принятые по делу судебные постановления вынесены на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 3795, 3796, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 декабря 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 14 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Семенова Николая Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи