Решение по делу № 2-1138/2013 от 01.11.2013

Решение по гражданскому делу
Печать решения

Дело № года

Мотивированное решение составлено 16 декабря 2013 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2013 года Артемовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего Котосина А.Г.,

при секретаре Ушаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемовского городского прокурора в интересах ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистый Домъ» о признании незаконными действий по предъявлению с ДД.ММ.ГГГГ платежных документов на оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения; запрещении вплоть до заключения с ресурсоснабжающей организацией договора теплоснабжения предъявлять платежные документы на оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Артемовский городской прокурор обратился в суд в интересах ФИО3 к Обществу с ограниченной ответственностью «Чистый Домъ» о признании незаконными действий по предъявлению с ДД.ММ.ГГГГ платежных документов на оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения; запрещении вплоть до заключения с ресурсоснабжающей организацией договора теплоснабжения предъявлять платежные документы на оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения.

В обоснование заявленных требований указал, что в Артемовскую городскую прокуратуру обратился ФИО3 с заявлением о незаконном предъявлении управляющей организацией ООО «Чистый Домъ» квитанций на оплату отопления и горячего водоснабжения.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Чистый Домъ» является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ управляющей организацией ООО «Чистый Домъ» с собственниками <адрес> в г. Артемовском <адрес> - Клещевым А.Е. и ФИО9 заключен договор на управление многоквартирным домом, техническое обслуживание общего имущества и предоставление коммунальных услуг.

В соответствии с п. 1.1.1 названного договора ООО «Чистый Домъ» принимает на себя полномочия по предоставлению собственнику и совместно с ним проживающим лицам за плату коммунальных услуг надлежащего качества (в частности отопления и горячего водоснабжения) путем заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров поставки соответствующих коммунальных ресурсов.

На основании указанного договора управляющей организацией ООО «Чистый Домъ» собственнику <адрес> в г. Артемовском <адрес> ФИО3 предъявлены квитанции на оплату коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение, поставленных ему в апреле и мае 2013 года на общую сумму <данные изъяты>

Вместе с тем, у ООО «Чистый Домъ» при предъявлении обозначенных квитанций отсутствовал заключенный с ресурсоснабжающей организацией (ГУП СО «Облкоммунэнерго») договор теплоснабжения на отопительный сезон 2012-2013 гг.

Помимо этого, согласно информации ГУП СО «Облкоммунэнерго» от 24.10.2013, представленной в Артемовскую городскую прокуратуру по запросу от 17.10.2013 № 560ж-13, ООО «Чистый Домъ» не обращалось в ГУП СО «Облкоммунэнерго» с заявкой на заключение договора теплоснабжения в отношении обслуживаемых многоквартирных домов на отопительный сезон 2013-2014 гг.

18.04.2013 в адрес управляющей организации ООО «Чистый Домъ» ГУП СО «Облкоммунэнерго» направлена информация о переходе на прямые отношения с потребителями (населением) и отсутствии с 01.04.2013 оснований у управляющей организации по начислению и сбору платежей с населения по отоплению и горячему водоснабжению. Соответственно, ГУП СО «Облкоммунэнерго» к ООО «Чистый Домъ» не предъявлены требования об оплате фактически поставленных в обслуживаемый жилой фонд в апреле и мае 2013 года коммунальных ресурсов: тепловой энергии и горячей воды.

Помимо этого, ДД.ММ.ГГГГ между Клещевым А.Е. и ГУП СО «Облкоммунэнерго» заключен договор на поставку тепловой энергии и горячей воды, в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация (ГУП СО «Облкоммунэнерго») обязуется предоставить потребителю (ФИО3) в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, а потребитель обязуется оплачивать предоставленные коммунальные услуги непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Росси по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

С 01.09.2012 вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В силу п. 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, указанной в подп. «б» п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В соответствии с п. 31 Правил управляющая организация обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Исходя из положений подп. «б» п. 17 Правил, ресурсоснабжающая организация может являться исполнителем коммунальных услуг и соответственно взимать с населения плату за предоставленные ей коммунальные услуги, в случае если у управляющей компании отсутствует договор поставки коммунальных ресурсов.

Единственным возможным поставщиком тепловой энергии и горячей воды для нужд населения г. Артемовского Свердловской области является ГУП СО «Облкоммунэнерго».

Поскольку у управляющей организации ООО «Чистый Домъ» отсутствуют договорные отношения с поставщиком теплоэнергии и горячей воды - ГУП СО «Облкоммунэнерго» и, соответственно, основания для оплаты последнему поставленных коммунальных ресурсов, то предъявление ООО «Чистый Домъ» Клещеву А.Е. квитанций на оплату отопления и горячего водоснабжения является незаконным.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ч.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе подать заявление в защиту прав гражданина, если он по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и иным уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд.

Клещев А.Е. является пенсионером по возрасту, что подтверждается пенсионным удостоверением от 01.10.2012 № 190774, юридическими познаниями не обладает и соответственно не может самостоятельно отстаивать свои интересы в судебном порядке. В этой связи, Артемовский городской прокурор обращается в суд с исковым заявлением в интересах Клещева А.Е.

Просит признать незаконными действия ООО «Чистый Домъ» по предъявлению с ДД.ММ.ГГГГ к ФИО3, являющемуся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, платежных документов на оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения. Запретить ООО «Чистый Домъ» вплоть до заключения с ресурсоснабжающей организацией договора теплоснабжения, предъявлять ФИО3 платежные документы на оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения (л.д.1-4).

Представитель истца помощник Артемовского городского прокурора Редозубов А.Н. требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным доводам в исковом заявлении. Просит иск удовлетворить в полном объеме. Полагает нарушены его моральные права, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства от 29.04.2013 он будет лишен льгот по оплате, если не будет производить оплату коммунальных услуг в РИЦ.

Представитель ответчика ООО «Чистый Дом» Налимова С.В., действующая на основании доверенности от 09 января 2013 года (л.д.27 том №2), исковые требования не признала в полном объеме (л.д.30 том №2), указав, что Статья 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации обязывает собственников помещений в многоквартирном доме выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление ТСЖ либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей компанией.

Так в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации собственники многоквартирного <адрес> компании - управляющую компанию ООО «Чистый Домъ». Данный факт подтверждается протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома об избрании ООО «Чистый Домъ» в качестве Управляющей компании.

В силу ч. 1 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.

В силу ч. 2 ст. 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 162 Жилищного Кодекса Российской Федерации в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.

Между Клещевым А.Е., ФИО9 - собственниками жилого помещения № в <адрес> и УК ООО «Чистый Домъ» заключен договор на управление многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 1.1. договора Собственник передает, а Управляющая компания принимает на себя полномочия по начислению, сбору и перерасчету платежей Собственника за содержание, текущий и капитальный ремонт, коммунальные услуги с правом передачи этих полномочий по договору третьим лицам.

В соответствии с пунктом 2.2.9. договора Собственник обязуется своевременно и в полном объеме вносить плату за ЖКУ не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим.

В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного Кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с пунктом 2 Правил 354 «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Данные пункты договора полностью корреспондируются с Жилищным кодексом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011г.

Никаких изменений в данный договор со стороны собственников многоквартирного дома не вносилось.

Согласно п. 7 ст. 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 155 Жилищного Кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

В соответствии с пунктом 63 Правил 354 потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. В данном случае агентом ООО «Чистый Домъ» является компания ООО «Финансист».

В соответствии с пунктом 67 Правил 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Доводы Артемовского городского прокурора о том, что в силу отсутствия договоров между поставщиком ГУП СО «Облкоммунэнерго» и УК ООО «Чистый Домъ» управляющая компания не вправе производить начисление платежей непосредственно гражданам-потребителям, являются несостоятельными.

Ссылка Артемовского городского прокурора на пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 необоснованна. Как следует из положений п. 17 Правил 354 Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:

а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление;

б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил № 354, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом;

в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно- технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил № 354, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.

То есть в пункте 17 Правил 354 не сказано, что РСО переходит на прямые расчеты, выставляет квитанции.

Из указанного правила не следует, что между собственниками помещений в многоквартирном доме и Ресурсоснабжающей организацией в этом случае возникают какие-либо правоотношения, позволяющие ГУП СО «Облкоммунэнерго», как Ресурсоснабжающей организации производить начисление платы за коммунальный ресурс непосредственно гражданам - конечным потребителям.

Исходя из указанных норм, начисление платы за коммунальные ресурсы производится управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 64 Правил 354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю,либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов (в данном случае ОАО «РИЦ») или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Решения общего собрания о переходе на расчеты с Ресурсоснабжающей организацией - ГУП СО «Облкоммунэнерго» по дому № 13 по <адрес> нет. А действующее законодательство не дает право ГУП СО «Облкоммунэнерго» без учета мнения собственников многоквартирного дома, принимать решения о переходе на прямые поставки или прямые расчеты, даже если это ГУП СО «Облкоммунэнерго».

В соответствии с пунктом 5 статьи 46 Жилищного Кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Так как в соответствии с действующим законодательством решения вопроса об оплате в РСО или УК принимается общим собранием, а не по желанию собственников многоквартирного дома в отдельности. Один собственник не может решить вопрос оплаты в РСО или УК, это компетенция общего собрания многоквартирного дома, в одном и том же доме не может быть разных способов оплаты в РСО. Соответственно не может прокурор обращаться в интересах одного из собственников жилого помещения, при отсутствии решения собрания собственников многоквартирного дома об оплате за отопление и ГВС напрямую в РСО.

Взаимоотношения ресурсоснабжающей организации с управляющими организациями по оплате потребленных ресурсов на права граждан не влияют.

На основании чего следует, что предъявление платы за отопление, ГВС со стороны Управляющей организации и оплата данных услуг управляющей организации производится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Требование Артемовского городского прокурора о запрете ООО «Чистый Дом» вплоть до заключения с ресурсоснабжающей организацией договора теплоснабжения, предъявлять ФИО3 платежные документы на оплату коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение противоречит статье 12 Гражданского кодекса РФ, согласно которой защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению. Просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «Чистый Дом» Жуйкова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28 том №2), исковые требования не признала в полном объемепо изложенным доводам в письменном отзыве (л.д.30-33).

Представитель ответчика ООО «Чистый Дом» Мишанин Г.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29 том №2), исковые требования не признала в полном объеме по изложенным доводам в письменном отзыве (л.д.30-33).

Представитель третьего лица ГУП СО «Облкоммунэнерго» Форостяная Е.О., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26 том №2), исковые требования не признала в полном объеме (л.д.64-67 том №2), указав, что согласно п. 13 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ № 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно п. 14, вышеуказанных Правил, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом... но не ранее даты начала поставки коммунатьного ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п. 17 Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил.

Согласно п. 2 Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно п. 6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Согласно п. 7 Правил, потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 8 Правил, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14. 15. 16 и 17 настоящих Правил.

Согласно п. 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п. 30 Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14, 15,16 и 17 настоящих Правил.

Согласно п. 32 Правил, исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

Следовательно, статус исполнителя коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению у управляющей компании появляется только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией. Вне зависимости от выбранного способа управления в отсутствие заключенного договора ресурсоснабжения управляющая компания, в данном случае - ООО Чистый домъ», не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг, и не вправе собирать плату с потребителей, а значит ресурсоснабжающая организация - ГУП СО «Облкоммунэнерго» предоставляя коммунальные услуги непосредственно собственникам и пользователям помещении многоквартирных домов, закономерно производит начисление платы (через платежного агента ОАО «РИЦ») за предоставленные коммунальные услуги.

Согласно ст. 8, 136, 218 Гражданского кодекса РФ предоставление какого-либо материального результата возможно лишь в случае его приобретения у производителя либо самостоятельного производства, а ООО «Чистый домъ» коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации не приобретает, его производителем не является.

Представитель полагает, что Позиция ГУП СО «Облкоммунэнерго» подтверждена решением Артемовского городского суда по гражданскому делу № 2-551/2013 от 20.06.2013 по заявлению ООО «Управляющая компания - ТЕМП» об оспаривания представления Артемовской городской прокуратуры от 05.05.2013 № 01-13-13, в котором также сделан вывод, что, поскольку отсутствовали договорные отношения между управляющей и ресурсоснабжающей организацией, у управляющей организации отсутствовали основания предъявления гражданам квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Поскольку Управляющая компания не заключила договор на приобретение коммунального ресурса с теплоснабжающей организацией. ГУП СО «Облкоммунэнерго» в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, с 01.04.2013г. вышло на прямые отношения с гражданами. О чем своевременно информационными письмами были уведомлены потребители и управляющие компании. Также информационная кампания велась и продолжается вестись в средствах массовой информации.

То есть, ресурсоснабжающая организация приступая к предоставлению коммунальной услуги непосредственно населению, закономерно производит начисление платы (через платежного агента ОАО «РИЦ») непосредственно потребителям, поскольку договор на поставку коммунальных ресурсов между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией отсутствует. Управляющая компания не купила ресурс, чтобы продать его потребителю.

Указанные выше обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о законности и обоснованности требований Артемовского городского прокурора в полном объеме. Просила иск удовлетворить.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям:

в соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Такое заявление может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Согласно заявлению (л.д.5) ФИО3 является пенсионером, в силу возраста не может самостоятельно обратиться в суд. Таким образом Артемовский городской суд обратился в суд с настоящим иском в интересах истца в пределах полномочий, предусмотренных ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

                   Р’ соответствии Рї. 2 СЃС‚. 5 Жилищного кодекса Р Р¤ Жилищное законодательство состоит РёР· настоящего Кодекса, принятых РІ соответствии СЃ настоящим Кодексом РґСЂСѓРіРёС… федеральных законов, Р° также изданных РІ соответствии СЃ РЅРёРјРё указов Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, постановлений Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов Рё иных нормативных правовых актов субъектов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Рї.4, СЃС‚. 5 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации - Правительство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации вправе издавать постановления, содержащие РЅРѕСЂРјС‹, регулирующие жилищные отношения, РЅР° основании Рё РІРѕ исполнение настоящего Кодекса, РґСЂСѓРіРёС… федеральных законов, нормативных указов Президента Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.

Ст. 157 Жилищного кодекса РФ указывает, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 13 Правил о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ 11.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Согласно п. 14, вышеуказанных Правил, управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом... но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п. 17 Правил, ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида: собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил.

Согласно п. 2 Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.

Согласно п. 6 Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия).

Согласно п. 7 Правил, потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно п. 8 Правил, исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 Правил. При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14. 15. 16 и 17 настоящих Правил.

Согласно п. 9 Правил, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются: в) в договорах холодного водоснабжения, горячего

водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), заключаемых собственниками жилых помещений в многоквартирном доме с соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

Согласно п. 30 Правил, Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг таким исполнителем, указанной в пунктах 14. 15.16 и Г7 настоящих Правил.

Согласно п. 32 Правил, исполнитель имеет право: требовать внесения платы за потребленные коммунальные услуги.

Следовательно статус исполнителя коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению у управляющей компании появляется только после заключения договора с ресурсоснабжающей организацией.

Таким образом, анализируя вышеуказанные положения Правил, вне зависимости от выбранного способа управления в отсутствие заключенного договора с ресурсоснабжающей организацией, управляющая компания, в данном случае - ООО Чистый домъ», не может рассматриваться как исполнитель коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, и не вправе собирать плату с потребителей за отопление и горячее водоснабжение, а значит ресурсоснабжающая организация - ГУП СО «Облкоммунэнерго» предоставляя коммунальные услуги непосредственно собственникам и пользователям помещении многоквартирных домов, закономерно производит начисление платы (через платежного агента ОАО «РИЦ») за предоставленные коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению..

Согласно ст. 8, 136, 218 Гражданского кодекса РФ предоставление какого-либо материального результата возможно лишь в случае его приобретения у производителя либо самостоятельного производства, а ООО «Чистый домъ» коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации не приобретает, его производителем не является.

Позиция Артемовского Городского прокурора подтверждается также решением Артемовского городского суда по гражданскому делу № 2-551/2013 от 20.06.2013г. по заявлению ООО «Управляющая компания - ТЕМП» об оспаривания представления Артемовской городской прокуратуры от 05.05.2013г. № 01-13-13, в котором также сделан вывод, что, поскольку отсутствовали договорные отношения между управляющей и ресурсоснабжающей организацией, у управляющей организации отсутствовали основания предъявления гражданам квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг.

Поскольку Управляющая компания не заключила договор на приобретение коммунального ресурса с теплоснабжающей организацией. ГУП СО «Облкоммунэнерго» в целях соблюдения прав и законных интересов граждан, с 01.04.2013г. вышло на прямые отношения с гражданами, ибо потребители не могут остаться без тепловой энергии, тем более в зимний период времени. О чем своевременно информационными письмами были уведомлены потребители и управляющие компании.

Таким образом, ресурсоснабжающая организация приступая Рє предоставлению коммунальной услуги непосредственно населению, законно РїСЂРѕРёР·РІРѕРґРёС‚ начисление платы (через платежного агента РћРђРћ «РИЦ») непосредственно потребителям, поскольку РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° поставку коммунальных ресурсов между управляющей компанией Рё ресурсоснабжающей организацией отсутствует. Потребители пользуются коммунальными услугами РїРѕ теплоснабжению Рё горячему водоснабжению, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем обязаны платить     Р·Р° оказанную услугу. РљСЂРѕРјРµ того, оплата Р·Р° поставляемую услугу гражданам, ОАО»Облкоммунэнерго», необходимо ресурсоснабжающей организации для воспроизводства тепловой энергии Рё горячего водоснабжения. Р’ противном случае ресурсоснабжающая организация будет лишена возможности произвести тепловую энергию Рё горячее водоснабжение Рё РІ СЃРІРѕСЋ очередь обеспечить граждан указанными видами коммунальных услуг. Управляющая Р¶Рµ компания РЅРµ купила ресурс, чтобы продать его потребителю, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем незаконно начисляет денежные средства потребителям.

Указанные выше обстоятельства в своей совокупности и взаимосвязи свидетельствуют о законности и обоснованности требований Артемовского городского прокурора в полном объеме.

Судом установлено, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО3 и Клещевой ЕА на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.60 том №1).

Юридический статус ООО «Чистый Домъ» подтверждается уставом (л.д.21-23 том №2), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д.24 том №2), свидетельством о госрегистрации права (л.д.5 том №2). ООО «Чистый Домъ» заключило агентский договор ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Финансовые системы», на основании которого за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Управление многоквартирным домом расположенным по адресу: <адрес>, осуществляет ответчик на основании протокола внеочередного собрания собственников от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38-46 том №1).

По договору ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ответчиком и истцом, ООО «Чистый Дом» взяло на себя обязательства по обеспечению предоставления истцу жилищно-коммунальных услуг (л.д.9-10 том №1).

ДД.ММ.ГГГГ собственники дома, расположенного по адресу: <адрес>, №л.д.61-249 том №1, л.д.1-21 том №2) заключили договоры с ООО «Чистый Дом», которое взяло на себя обязательства по обеспечению предоставления им жилищно-коммунальных услуг.

Таким образом, управляющей организацией ООО «Чистый Домъ» с собственниками <адрес> в г. Артемовском <адрес> - Клещевым А.Е. и ФИО9 заключен договор на управление многоквартирным домом, техническое обслуживание общего имущества и предоставление коммунальных услуг.

В соответствии с п. 1.1.1 названного договора ООО «Чистый Домъ» принимает на себя полномочия по предоставлению собственнику и совместно с ним проживающим лицам за плату коммунальных услуг надлежащего качества (в частности отопления и горячего водоснабжения) путем заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров поставки соответствующих коммунальных ресурсов.

На основании указанного договора управляющей организацией ООО «Чистый Домъ» собственнику <адрес> в г. Артемовском <адрес> ФИО3 предъявлены квитанции на оплату коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение, поставленных ему в апреле и мае 2013 года на общую сумму <данные изъяты> (л.д.11-12).

Таким образом, у ООО «Чистый Домъ» при предъявлении обозначенных квитанций отсутствовал заключенный с ресурсоснабжающей организацией (ГУП СО «Облкоммунэнерго») договор теплоснабжения на отопительный сезон 2012-2013 гг.

ДД.ММ.ГГГГ между Клещевым А.Е. и ГУП СО «Облкоммунэнерго» заключен договор (л.д.6-7 том №1).на поставку тепловой энергии и горячей воды, в соответствии с условиями которого ресурсоснабжающая организация (ГУП СО «Облкоммунэнерго») обязуется предоставить потребителю (ФИО3) в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, коммунальные услуги: отопление и горячее водоснабжение, а потребитель обязуется оплачивать предоставленные коммунальные услуги непосредственно в адрес ресурсоснабжающей организации.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес управляющей организации ООО «Чистый Домъ» ГУП СО «Облкоммунэнерго» направлена информация о переходе на прямые отношения с потребителями (населением) и отсутствии с ДД.ММ.ГГГГ оснований у управляющей организации по начислению и сбору платежей с населения по отоплению и горячему водоснабжению. Соответственно, ГУП СО «Облкоммунэнерго» к ООО «Чистый Домъ» не предъявлены требования об оплате фактически поставленных в обслуживаемый жилой фонд в апреле и мае 2013 года коммунальных ресурсов: тепловой энергии и горячей воды.

Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Росси по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

С ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту Правила).

В силу п. 13 Правил предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, указанной в подп. «б» п. 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

В соответствии с п. 31 Правил управляющая организация обязана предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.

Пунктом 14 Правил предусмотрено, что управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Как следует из положений п. 17 Правил 354 Ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида:

а) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление;

б) собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил № 354, - со дня возникновения права собственности на помещение, со дня предоставления жилого помещения жилищным кооперативом, со дня заключения договора найма, со дня заключения договора аренды, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, или со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом;

в) собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) - со дня первого фактического подключения жилого дома (домовладения) в установленном порядке к централизованной сети инженерно- технического обеспечения непосредственно или через сети инженерно-технического обеспечения, связывающие несколько жилых домов (домовладений), расположенных на близлежащих земельных участках, если иной срок не установлен законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении, за исключением периода времени, в течение которого между собственником жилого дома (домовладения) и организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил № 354, в письменной форме заключен и исполняется договор о предоставлении коммунальных услуг и такой договор не расторгнут.

Таким образом, поставщиком тепловой энергии и горячей воды для нужд населения г. Артемовского Свердловской области является ГУП СО «Облкоммунэнерго».

Поскольку у управляющей организации ООО «Чистый Домъ» отсутствуют договорные отношения с поставщиком теплоэнергии и горячей воды - ГУП СО «Облкоммунэнерго» и, соответственно, основания для оплаты последнему поставленных коммунальных ресурсов, то предъявление ООО «Чистый Домъ» Клещеву А.Е. квитанций на оплату отопления и горячего водоснабжения является незаконным, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.

В соответствии ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению.

При данных обстоятельствах, требование Артемовского городского прокурора о запрете ООО «Чистый Дом» вплоть до заключения с ресурсоснабжающей организацией договора теплоснабжения, предъявлять Клещеву А.Е. платежные документы на оплату коммунальных услуг: отопление и горячее водоснабжение не подлежит удовлетворению.

Согласно ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Таким образом, с ответчика подлежит взысканию в доход государства госпошлина в размере 400 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Артемовского городского прокурора в интересах ФИО3 удовлетворить удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ООО «Чистый Домъ» по предъявлению с ДД.ММ.ГГГГ к ФИО3, являющемуся собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, платежных документов на оплату коммунальных услуг: отопления и горячего водоснабжения.

В остальной части исковых требований - отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Чистый Домъ» в доход государства госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Артемовский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.

                     РЎСѓРґСЊСЏ:              Рђ.Р“. Котосин

2-1138/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Редозубов Александр Николаевич
Клещев Анатолий Евдокимович
Артемовский городской прокурор
Ответчики
ООО "Чистый Домъ"
Другие
ГУП СО "Облкоммунэнерго"
Суд
Артемовский городской суд Свердловской области
Дело на сайте суда
artemovsky.svd.sudrf.ru
01.11.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.11.2013Передача материалов судье
06.11.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2013Судебное заседание
11.12.2013Судебное заседание
16.12.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2013
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее