Судья – Котков С.А. Дело № 12- 3985/2017
РЕШЕНРР•
28 ноября 2017 г. г. Краснодар
РЎСѓРґСЊСЏ Краснодарского краевого СЃСѓРґР° Малаева Р’.Р“., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ жалобе директора РћРћРћ «Домострой-5В» < Р¤.Р.Рћ. >4 РЅР° решение СЃСѓРґСЊРё Туапсинского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 11 сентября 2017 Рі.,
установил:
постановлением государственного инспектора РІ области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Р¤.Р.Рћ. >2 РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении <...> РѕС‚ <...> (далее также – административный орган) юридическое лицо - РћРћРћ «Домострой-5В» признано виновным РІ совершении административного правонарушения, ответственность Р·Р° которое предусмотрена СЃС‚. 8.39 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях (РљРѕРђРџ Р Р¤), Рё обществу назначено наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере <...> рублей.
Решением заместителя главного государственного инспектора Краснодарского края РІ области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Краснодарского края < Р¤.Р.Рћ. >3 <...>.<...>4 РѕС‚ <...> (далее также – административный орган) постановление административного органа правонарушении <...> РѕС‚ <...> изменено РІ части размера назначенного административного штрафа, Рё назначено РћРћРћ «Домострой-5В» административный штраф РІ размере <...> рублей.
РќРµ согласившись СЃ вышеуказанными постановлением Рё решением, директор РћРћРћ «Домострой-5В» < Р¤.Р.Рћ. >4 обратился СЃ жалобой РІ Туапсинский районный СЃСѓРґ Краснодарского края.
Решением судьи Туапсинского районного суда Краснодарского края от 11 сентября 2017 г. постановление административного органа по делу об административном правонарушении <...> от <...> оставлено без изменения, жалоба ООО «Домострой-5» без удовлетворения.
Р’ жалобе, поданной РІ Краснодарский краевой СЃСѓРґ, директор РћРћРћ «Домострой-5В» < Р¤.Р.Рћ. >4 РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление административного органа <...> РѕС‚ <...>, решение административного органа <...> РѕС‚ <...>, решение Туапсинского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 11 сентября 2017 Рі. Р’ обоснование РґРѕРІРѕРґРѕРІ указано, что решение СЃСѓРґСЊРё незаконно Рё необоснованно, поскольку СЃСѓРґРѕРј были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы СЃСѓРґР°, изложенные РІ решение, РЅРµ соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушены РЅРѕСЂРјС‹ процессуального Рё материального права.
Проверив материалы дела, РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹, изложенные РІ жалобе, выслушав представителя РћРћРћ «Домострой-5В» РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >5, представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края РїРѕ доверенности < Р¤.Р.Рћ. >6, СЃСѓРґСЊСЏ вышестоящей инстанции РЅРµ находит оснований для отмены решения СЃСѓРґСЊРё районного СЃСѓРґР°.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ст. 8.39 КоАП РФ нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективную сторону представляют нарушения установленного режима или иных правил охраны Рё использования окружающей среды Рё природных ресурсов РЅР° территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, Р° также РЅР° территориях, РЅР° которых находятся памятники РїСЂРёСЂРѕРґС‹, РЅР° иных РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях либо РІ РёС… охранных зонах (округах). Нарушение режима РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территорий Рё природных ресурсов представляет СЃРѕР±РѕР№ совершение действий, которые РїСЂСЏРјРѕ запрещены соответствующими законодательными Рё подзаконными нормативными актами, РІ частности: проникновение РЅР° территорию заповедника, ведение хозяйственной деятельности РІ заповедных зонах национальных парков, разведка Рё разработка полезных ископаемых, предоставление права РЅР° размещение РЅР° территориях национальных парков садоводческих Рё дачных участков, Р° также РЅР° движение Рё стоянку механизированных транспортных средств, если только это РЅРµ связано СЃ функционированием национального парка, Рё С‚.Рґ. Бездействие может проявляться РІ непринятии уполномоченными лицами (администрацией РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых территорий) соответствующих мер РїРѕ обеспечению режима РёС… охраны, например отсутствие обозначения границ территорий. Рные правила охраны Рё использования окружающей среды Рё природных ресурсов РЅР° РѕСЃРѕР±Рѕ охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием «режим». Нарушение иных правил может выражаться РІ несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность РІ пределах этих объектов.
Субъектами правонарушения выступают граждане, должностные лица, юридические лица.
Как следует из материалов дела, в период с <...> по <...> проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обязательных требований в области охраны окружающей среды и природопользования в отношении ООО «Домострой-5», осуществляющего деятельность по адресам: <...> место фактического осуществления деятельности: <...> 1, земельный участок с кадастровым номером <...>. <...>, земельный участок с кадастровым номером <...>
При проведении проверки установлено, что основным видом деятельности предприятия является покупка и продажа собственного недвижимого имущества.
Согласно служебной записке управления охраны окружающей среды министерства от <...> <...>, земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...>. на которых расположены объекты капитального строительства, находятся в границах особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» (далее – также Заказник).
Заказник образован Решением исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов Краснодарского края от <...> <...> и Решением исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Границы заказника описаны в Решении исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>. Цель создания заказника - сохранение уникального природного ландшафта.
ООО «Домострой-5» реализуется строительство объектов капитального строительства на особо охраняемой природной территории регионального значения – государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на следующие объекты:
- Коттеджи апартаментного типа (площадь застройки <...> кв.м), разрешение на строительство от <...> <...>.
- Коттедж для отдыха (литер К) (площадью застройки <...> кв.м), разрешение на строительство от <...> <...>.
- Насосная станция второго подъема, разрешение на строительство от <...> <...>.
ООО «Домострой-5» реализовано строительство объектов капитального строительства на особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации на следующие объекты:
- Коттедж для семейного отдыха (площадью застройки <...> кв.м), разрешение на строительство от <...> № <...> разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от <...> <...>.
- Коттедж для семейного отдыха < Р¤.Р.Рћ. >8 (общей площадью <...> РєРІ.Рј), разрешение РЅР° строительство РѕС‚ <...> в„– <...>, разрешение РЅР° РІРІРѕРґ РІ эксплуатацию РѕС‚ <...> в„– <...>.
- Разведочно-эксплуатационная скважина на воду <...> (4-2016).
Строительство объектов сопряжено с техногенным воздействием на природные комплексы и их компоненты, разрушением природного ландшафта. ООО «Домострой-5» не принимает меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации, поскольку строительство зданий, строений, сооружений и иных объектов реализуется до положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации.
Реализация ООО «Домострой-5» строительства объектов капитального строительства на особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский» в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации противоречит целям создания государственного природного заказника - сохранение уникального природного ландшафта. Вследствие чего, ООО «Домострой-5» причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
В силу статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 33 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды. Порядок проведения экологической экспертизы устанавливается федеральным законом об экологической экспертизе.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Пунктом 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» предусмотрено, что государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заключение государственной экологической экспертизы по объектам, указанным в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, может быть положительным или отрицательным.
Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
Заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Закона Краснодарского края от 12 марта 2007 г. № 1205-КЗ «Об экологической экспертизе на территории Краснодарского края» государственная экологическая экспертиза объектов краевого уровня проводится органами государственной власти Краснодарского края в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объектами государственной экологической экспертизы краевого уровня являются: проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня.
Согласно пункту 6 статьи 30 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
При этом, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Российской Федерации ООО «Домострой-5» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, в части охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
Вина юридического лица - ООО «Домострой-5» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом осмотра <...>.<...> от <...>, протоколом об административном правонарушении <...> служебной запиской <...> от <...>, актом проверки <...>.<...> от <...>, предписанием <...> от <...>, фотоматериалом, постановлением по делу об административном правонарушении <...>.<...> от <...>, оцененными судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия юридического лица правильно квалифицированы по ст. 8.39 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкций статьи.
Доказательства, положенные судьей в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка. Нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
В жалобе заявитель указывает на то, что границы, особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного заказника «Агрийский ландшафтный заказник», расположенный в муниципальном образовании Туапсинского района, не утверждены, и, следовательно, состав вменяемый ООО «Домострой-5» в действиях общества отсутствует.
Так, согласно служебной записке <...> от <...> (л.д.102-103) земельные участки с кадастровыми номерами <...> и <...> на которых расположены объекты капитального строительства, находятся в границах особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский».
При этом, как следует из материалов дела «Агрийский ландшафтный заказник» образован Решением исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов Краснодарского края от <...> <...> и Решением исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Границы заказника описаны в Решении исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Также РІ служебной записке <...> РѕС‚ <...> указано, что РІ 2013 Рі. проектная документация РїРѕ объекту «Реконструкция межсекционного спального РєРѕСЂРїСѓСЃР° апартаментного типа для семейного отдыха» РІ <...> РћРћРћ «Домострой-5В», размещенный РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером <...>, получила положительное заключение государственной экологической экспертизы <...>, утвержденное приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края РѕС‚ <...> <...>-РРљ. РЎСЂРѕРє действия заключения – 4 РіРѕРґР°. Р’ период СЃ 2013 Рі. РїРѕ настоящее время положительные заключения государственной экологической экспертизы РїРѕ проектной документации РЅР° иные объекты капитального строительства, расположенные РІ границах земельных участков СЃ кадастровыми номерами <...> Рё <...>, РЅРµ выдавались.
Более того, к служебной записке <...> от <...> прилагается карта с указанием расположения земельных участков с кадастровыми номерами <...> и <...>, и границами особо охраняемой природной территории регионального значения государственного природного ландшафтного заказника «Агрийский», которые расположены между <...>, как указано в решении исполнительного комитета <...>вого совета народных депутатов от <...> <...>.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, судья вышестоящей инстанции приходит к выводу о том, что решение судьи является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
решение СЃСѓРґСЊРё Туапсинского районного СЃСѓРґР° Краснодарского края РѕС‚ 11 сентября 2017 Рі. оставить без изменения, Р° жалобу директора РћРћРћ «Домострой-5В» < Р¤.Р.Рћ. >4 без удовлетворения.
Судья Краснодарского краевого суда