Дело № 12-219/2023 (76RS0014-02-2023-000156-58)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ярославль 24 апреля 2023 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В., рассмотрев жалобу департамента финансов Ярославской области на постановление о привлечении к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Гангеевой М.В. № 218/22/76003-АП от 12.10.2022 года департамент финансов Ярославской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Из постановления следует, что на рассмотрение должностному лицу поступил протокол по делу об административном правонарушении следующего содержания: в производстве ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по Ярославской области на исполнении находится исполнительное производство № 19009/14/76 от 20.06.2014 года, возбужденное на основании исполнительного листа серии ВС № 056968946 от 28.05.2014, выданного Угличским районным судом Ярославской области, с предметом исполенния: обеспечить выделение денежных средств, необходимых для завершения реконструкции корпуса инфекционного отделения ГУЗ ЯО Угличская ЦРБ согласно бюджетной заявки департамента здравоохранения и фармации.
11.10.2017 года в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании с должника – департамента финансов Ярославской области исполнительского сбора.
В рамках исполнительного производства 08.09.2022 года должнику вручено требование об исполнении решения суда в срок до 12.09.2022 года. Поскольку требования исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения взыскания исполнительского сбора, должник не исполнил без уважительных причин, в постановлении сделан вывод о совершении департаментом финансов Ярославской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Считая постановление незаконным и необоснованным, в установленный срок департамент финансов Ярославской области обратился в суд с жалобой, в которой просит восстановить срок на подачу жалобы, указывая на то, что копия жалобы в адрес заявителя не направлялась, о вынесенном постановлении представителю департамента стало известно в феврале 2023 года в ходе приема у судебного пристава-исполнителя и ознакомления с материалами исполнительного производства, просит постановление отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, поскольку в действиях заявителя отсутствует виновное поведение. В жалобе обращено внимание на то, что неисполнение решения суда вызвано уважительными причинами, а именно отсутствием заявки уполномоченного органа на выделение финансирования. Кроме того, заявитель не был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении, поскольку ознакомился с извещением о месте и времени составления протокола об административном правонарушении посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг после составления протокола.
В судебном заседании защитник департамента финансов Ярославской области доводы жалобы поддержал, пояснив, что копия оспариваемого постановления в адрес заявителя не направлялась, извещение о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении на 16.09.2022 года открыто заявителем на Едином портале государственных и муниципальных услуг 30.09.2022, после составления протокола, протокол составлен без надлежащего извещения, что нарушило право департамента финансов Ярославской области на защиту. Поскольку выделение бюджетного финансирования осуществляется на основании заявок, в отсутствие заявки профильного департамента, в данном случае департамента здравоохранения и фармации Ярославской области выделить денежные средства, необходимые для завершения реконструкции корпуса инфекционного отделения ГУЗ ЯО Угличская ЦРБ, невозможно. Подобных заявок от департамента здравоохранения и фармации Ярославской области не поступало.
Проверив представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Материалы дела не содержат сведений о направлении каким-либо образом копии оспариваемого постановления в адрес департамента финансов Ярославской области, в связи с чем срок на подачу жалобы заявителем не пропущен. Доводы заявителя о том, что о наличии оспариваемого постановления заявителю стало известно в феврале 2023 года в ходе ознакомления с материалами исполнительного производства, материалами дела не опровергнуты.
В соответствии с п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, а именно обстоятельства, относящиеся к объективной стороне состава административного правонарушения.
Согласно п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, мотивированное решение по делу.
В нарушение требований п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в оспариваемом постановлении по делу об административном правонарушении отсутствуют выводы о виновности департамента образования мэрии г. Ярославля в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 17.15 КоАП РФ.
Мотивировочная часть постановления по делу об административном правонарушении не содержит указания на обстоятельства, установленные должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении, а указывает на содержание протокола по делу об административном правонарушении, поступившем на рассмотрение должностному лицу.
Указанное процессуальное нарушение является существенным, поскольку не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
В пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 разъяснено, что в целях соблюдения установленных статьей 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
Как следует из материалов дела, должностное лицо административного органа извещало департамент финансов Ярославской области о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении на 16.09.2022 посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг. Информация размещена на Едином портале 08.09.2022 года. Как следует из распечатки с Единого портала извещение открыто пользователем 30.09.2022.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 606 утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным.
Согласно пункту 3 Правил извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на Единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, а также в случае отказа лица, участвующего в исполнительном производстве, от получения извещений посредством единого портала в соответствии с пунктом 4 настоящих Правил, извещение считается недоставленным и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения лицу, участвующему в исполнительном производстве.
В данном случае в течение 15 дней со дня размещения департамент финансов Ярославской области не осуществлял вход на Единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации, в связи с чем считается неизвещенным о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Ненадлежащее извещение департамента финансов Ярославской области о месте и времени составления протокола по делу об административном правонарушении существенным образом нарушило право указанного юридического лица на защиту и влечет признание протокола по делу об административном правонарушении недопустимым доказательством.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене с прекращением производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Кировскому и Ленинскому районам г. Ярославля УФССП России по ЯО Гангеевой М.В. № 218/22/76003-АП от 12.10.2022 года не может быть признано законными, в связи с чем оно подлежат отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
На основании изложенного, руководствуясь 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. № 218/22/76003-░░ ░░ 12.10.2022 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 17.15 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░. 3 ░. 1 ░░. 30.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░