Дело № 12-124/2021
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
27 декабря 2021 года г. Апатиты
Судья Апатитского городского суда Мурманской области Воронцов Ю.Ю.,
рассмотрев в помещении Апатитского городского суда, расположенного по адресу: Мурманская область, г. Апатиты, ул. Ферсмана 44, жалобу защитника должностного лица - директора ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко Светланы Владимировны – адвоката Дьяконова Павла Александровича на постановление заместителя начальника Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области <.....> № ДЛ-7 (регистрационный номер дела № 23-03/431/9) от 17 сентября 2021 года, которым
должностное лицо – директор ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко Светлана Владимировна, <.....>
признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 300 (триста) рублей,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с обжалуемым постановлением по результатам деятельности за 2020 год ГОАУСОН «АКЦСОН» (далее – Учреждение) допущено недостижение (превышение допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) по 3 государственным услугам.
Так, государственное задание на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов (далее - Государственное задание) для ГОАУСОН «АКЦСОН» утверждено министром труда и социального развития Мурманской области 10.01.2020.
Государственное задание включает, в числе прочих, следующие государственные услуги:
- «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ22АА28000» с установленным показателем объема государственной услуги на 2020 год в размере 282 человека, допустимым (возможным) отклонением от установленных показателей объема государственной услуги равным 5%;
- «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ26АА75000» с установленным показателем объема государственной услуги на 2020 год в размере 8 человек, допустимым (возможным) отклонением от установленных показателей объема государственной услуги равным 15%;
- «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ26АА79000» с установленным показателем объема государственной услуги на 2020 год в размере 17 человек, допустимым (возможным) отклонением от установленных показателей объема государственной услуги равным 15%.
Согласно отчету о выполнении государственного задания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов от 11.01.2021 Учреждения фактическое достижение значений показателей составило:
- по услуге «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ22АА28000» - 250 человек при установленном показателе объема 282 человека. Допущено отклонение - 32 человека. Допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема государственной услуги - 14.1 чел. (282 чел. * 5%);
- по услуге «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ26АА75000» - 5 человек при установленном показателе объема 8 человек. Допущено отклонение - 3 человека. Допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема государственной услуги - 1,2 чел. (8 чел. * 15%);
- по услуге «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ26АА79000» - 12 человек при установленном показателе объема 17 человек. Допущено отклонение - 5 человек. Допустимое (возможное) отклонение от установленных показателей объема государственной услуги - 2,55 чел. (17 чел. * 15%).
Не согласившись с данным постановлением, директор ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко С.В. через своего защитника адвоката Дьяконова П.А. обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указано, что 09.10.2020 за исх.№208-6-КЦ Учреждением в Министерство труда и социального развития Мурманской области (далее – Министерство) был направлен отчет по итогам 9 месяцев, дана пояснительная записка согласно п.3 Порядка предоставления отчета о выполнении государственного задания государственными областными учреждениями, подведомственными Министерству социального развития Мурманской области, утвержденного Приказом Министерства № 595 от 19.12.2018, в которой указаны отклонения от исполнения от запланированной величины по независящим от Учреждения обстоятельствам и указано о планировании внесения корректировки.
Кроме того, указывает о проведенной служебной переписке Учреждения с сотрудниками Министерства, так:
- 19.10.2020 № 214-4-КЦ в 15.45 на электронную почту главного специалиста Министерства <.....> направлена корректировка государственного задания (предложения Учреждения о корректировке государственного задания в установленной форме).
- 23.10.2020 №б/н в 16.34 поступил запрос от специалиста Министерства <.....> о внесении корректировок в государственное задание на 2020 год с учетом отсутствия корректировки полустационарной формы обслуживания. 28.10.2020 была направлена корректировка государственного задания на замену с учетом данных требований.
- 28.10.2020 в 13.54 поступил запрос от <.....> о предоставлении пояснительной по вносимым изменениям в государственное задание (корректировке), в этот же день в 14.47 на электронную почту <.....> направлена пояснительная записка к корректировке государственного задания на 2020 год, в которой указаны отклонения исполнения от запланированной величины по независящим от Учреждения обстоятельствам и указано о планировании внесения корректировки.
- 25.11.2020 в 17.06 поступил запрос от <.....> о предоставлении предварительного исполнения государственного задания за 2020 год (ранее сроков, установленных приказом №595 от 19.12.2018). На данный запрос направлена отчетность исх.№241-5-КЦ от 26.11.2020.
- 01.12.2020 в 11.50 на электронную почту специалиста <.....> направлены вопросы, касающиеся утверждения корректировки государственного задания на 2020 года и отчетности по исполнению государственного задания. Ответ получен не был.
- 08.12.2020 в 16.20 на электронные почты вышеуказанных ответственных специалистов Министерства <.....> и <.....> направлен предварительный отчет о выполнении государственного задания за 2020 год также с пояснительной запиской, в которой указаны отклонения исполнения от запланированной величины и указано о направлении корректировки.
Указано, что рекомендаций от Министерства в адрес Учреждения не направлялось.
Таким образом, по мнению заявителя, должностным лицом Марченко С.В. было предпринято все возможное, в рамках своих полномочий, для того, чтобы донести до учредителя о необходимости изменения (корректировки) государственного задания на 2020 год в целях исполнения в рамках установленных допустимых отклонений. Аргументированы данные действия сложившимися и независящими от привлекаемого к административной ответственности лица обстоятельствами, такими как смертность, снятие с обслуживания получателей социальных услуг, ограничительные мероприятия.
Направляемые Учреждением предложения корректировки государственного задания на 2020 год не были утверждены Министерством.
Считает, что материалы дела не содержат неоспоримых доказательств виновности должностного лица Марченко С.В. в совершении вменяемого правонарушения, а лишь свидетельствуют о добросовестном исполнении возложенных на директора Учреждения функций, связанных с исполнением государственного заказа, что подтверждается неоднократным направлением в адрес Министерства предложений по корректировке, пояснительных записок и предварительных отчетов.
Просит отменить постановление Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области № ДЛ-7 от 17 сентября 2021 года, прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения, при невозможности прекращения производства освободить Марченко С.В. от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в силу малозначительности совершенного административного правонарушения.
В судебное заседание директор ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко С.В. не явилась, её защитник – адвокат Дьяконов П.А., будучи надлежащим образом, уведомленным о месте и времени судебного заседания не явился, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие, поддержал доводы жалобы в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.
Представитель Министерства труда и социального развития Мурманской области в судебное заседание не явился.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в письменных пояснениях указал, что в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Марченко С.В. предприняла все зависящие от нее меры, по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
При таких обстоятельствах рассмотрел жалобу в отсутствие указанных выше лиц.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, его защитника, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии ч.1 ст.15.15.5-1 Кодекса РФ об административных правонарушениях невыполнение государственного (муниципального) задания - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста до одной тысячи рублей.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица бюджетных или автономных учреждений, не выполнивших государственное (муниципальное) задание.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формой вины.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 15.15.5-1 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, которое заключается в невыполнении государственного (муниципального) задания.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, государственное (муниципальное) задание представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
В п. 6 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ закреплены критерии, при наличии которых государственное (муниципальное) задание считается невыполненным: в случае недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих объем оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), а также показателей государственного (муниципального) задания, характеризующих качество оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ), если такие показатели установлены в государственном (муниципальном) задании.
Поскольку невыполнение государственного (муниципального) задания квалифицируется через анализ объемных и качественных параметров, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют факты недостижения заданных (необходимых) объемов услуг или работ, а также ситуации, при которых количественные показатели выполнены, а качественные - нет.
При этом если в государственном (муниципальном) задании установлены процентные значения отклонений и учреждение выполнило государственные (муниципальные) функции в их границах, то противоправного деяния не образуется.
Постановлением Правительства Мурманской области от 11.09.2015 N 392-ПП утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных областных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.
Постановлением Правительства Мурманской области от 22.03.2016 N 110-ПП утвержден Порядок определения объема и условий возврата в областной бюджет остатков субсидий, предоставленных государственным бюджетным и автономным учреждениям Мурманской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
В соответствии с п.1.2. указанного Порядка возврату в областной бюджет подлежат остатки субсидий на финансовое обеспечение выполнения Учреждениями государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в объеме, соответствующем не достигнутым в отчетном году показателям государственного задания, характеризующим объем государственных услуг (работ).
Информация о выявленных фактах недостижения Учреждением показателей государственного задания, характеризующих объем государственных услуг (работ), направляется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, с приложением копий Расчета и Заключения в Министерство финансов Мурманской области и Комитет государственного и финансового контроля Мурманской области (п.3.1 Порядка).
Как установлено, Приказом Министерства труда и социального развития Мурманской области № 5 от 10.01.2020 для ГОАУСОН «АКЦСОН» утверждено государственное задание на 2020 год и последующий период 2021-2022 годов.
По итогам анализа представленного Учреждением отчета о выполнении государственного задания на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов от 11.01.2021 Министерством в адрес Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области 29.03.2021 (исх.№09-06/3104-СМ) представлена информация о допущении Учреждением недостижения (превышения допустимого (возможного) отклонения) показателей государственного задания, характеризующих объем оказываемых государственных услуг (выполняемых работ) по 3 государственным услугам, а именно:
- по услуге «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ22АА28000»;
- по услуге «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ26АА75000;
- по услуге «Предоставление социального обслуживания в форме на дому - уникальный реестровый номер записи 880000О.99.АЭ26АА79000.
Директором ГОАУСОН «АКЦСОН» приказом Министерства труда и социального развития № 22-лс от 30.03.2012 назначена Марченко С.В., с которой заключен трудовой договор от 30.03.2012, в соответствии с которым руководитель Учреждения обязан обеспечивать выполнение государственного задания в полном объеме и соответствующего качества (п.2.6.1), при этом несет персональную ответственность за невыполнение установленного Учреждению государственного задания (п.4.3 Должностной инструкции).
Факт снижения реальных показателей указанных выше оказываемых государственных услуг относительно плана государственного задания на 2020 год не отрицается директором ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко С.В. и подтвержден материалами дела.
Вместе с тем суд принимает во внимание довод жалобы о принятии достаточных мер для недопущения факта совершения правонарушения, поскольку, как установлено из представленных в судебное заседание материалов переписки между Учреждением и Министерством посредством электронной почты, Учреждением должным образом и своевременно были представлены в адрес Министерства уточнения (корректировка) предварительного отчета о выполнении государственного задания с пояснениями от Учреждения о невозможности выполнить план задания по объективным причинам при наличии необходимости откорректировать государственное задание.
В пояснительной записке к отчету об исполнении государственного задания ГОАУСОН «Апатитская КЦСОН» предварительно за 2020 год указано, что по форме социального обслуживания на дому исполнение государственного задания для категории «гражданин при отсутствии определенного места жительства и «Гражданин при отсутствии работы и средств к существованию» по объемам социальных услуг составляет 60% и 69 % соответственно. Причиной отклонения является снижение количества обращений граждан в связи с введением ограничительными мероприятиями, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции на территории Мурманской области.
Кроме того, имеется отклонение по объемам социальных услуг в рамках категории «Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично утратившие способность к самообслуживанию», а именно в части: «социально-бытовых услуг»-85%, «социально-медицинских услуг»-79%, - «социально-психологических услуг»-88 %. Данные отклонения обусловлены смертностью получателей социальных услуг, а также госпитализацией в медицинские учреждения.
В части показателей государственной услуги по видам социальных услуг для категории «Гражданин при отсутствии определенного места жительства» и «Гражданин при отсутствии работы и средств к существованию в части показателей в рамках «предоставления срочных социальных услуг» исполнение государственного задания составляет 63% и 71 % соответственно.
Имеется отклонение по видам социальных услуг по категории «Граждане пожилого возраста и инвалиды, частично утратившие способность к самообслуживанию» в части показателей в рамках «социально-психологических услуг», которое составляет 87 %. Для устранения имеющихся отклонений 19.10. 2020г. учреждением была направлена корректировка государственного задания (исх. №214-4-КЦ от 19.10.2020г) исполнение государственного задания за 2020г. осуществлялось на основании направленной корректировки.
Данное обстоятельство подтверждается копией электронного уведомления, согласно которому 26.11.2020 направлен предварительный отчет по исполнению государственного задания ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН с плановыми показателями с учетом корректировки, с указанием, что на настоящий момент корректировка не утверждена.
Однако Министерством данные пояснения не были уточнены, вносимые должностным лицом предложения по уточнению госзадания были Министерством не утверждены, в связи с чем реально достигнутые показатели сравнивались с первоначальным планом, по которому государственное задание ГОАУСОН «АКЦСОН» оказалось невыполненным, что повлекло за собой обнаружение факта совершения правонарушения и, соответственно, привлечение к административной ответственности должностного лица Марченко С.В.
При этом согласно п.6 и п.7 порядка, утвержденного приказом Министерства №595 от 19.12.2018, установлено, что Управление социального обслуживания Министерства проверяет достоверность сведений, предоставленных Учреждением, и предоставляет в Комиссию информацию о фактическом исполнении государственного задания.
Согласно п.4 приказа комиссия Министерства рассматривает и утверждает решением информацию по исполнению государственных заданий Учреждениями до 20 октября.
На основании п.11 Порядка, утвержденного вышеуказанным приказом Министерства, в соответствии с предоставленной информацией Комиссией могут быть даны Учреждению рекомендации:
а) об оставлении государственного задания без изменения;
б) о корректировке показателей государственного задания.
Рекомендаций от Министерства труда и социального развития в адрес ГОАУСОН «Апатитский КЦСОН» не направлялось.
Таким образом установлено что, руководителем Марченко С.В. было предпринято все возможное, в рамках своих полномочий, для того чтобы донести до учредителя о необходимости изменения (корректировки) государственного задания на 2020 год в целях исполнения в рамках установленных допустимых отклонений. Аргументированы данные действия сложившимися и независящими от руководителя обстоятельствами, такими как смертность, снятие с обслуживания получателей социальных услуг, ограничительные мероприятия, направленные руководителем учреждения предложения корректировки государственного задания на 2020 год не были утверждены Министерством.
При этом, согласно письму и.о. министра Министерства труда и социального развития Мурманской области <.....>, поступившему в Апатитский городской суд указано, что в случае, если показатели предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, указанных в государственном задании, то государственное задание подлежит уточнению (п.27 Положения).
При этом не указывается, проводилось ли такое уточнение с предварительным отчетом, предоставленным Апатитским КЦСОН за указанный период.
Но одновременно сообщается, что предварительный отчет по исполнению государственного задания за соответствующий финансовый год поступил в Министерство 26.11.2020 (письмо от 26.11.2020 № 241-5-КЦ).
Исходя из предоставленных документов запланированные показатели объема государственных услуг за 2020 год Апатитским КСЦОН прогнозировались к исполнению полностью или в пределах допустимых отклонений.
В январе 2021 года Апатитским КЦСОН предоставлен в Министерство отчет о выполнении государственного задания за 2020 год (письмо от 11.01.2021 № 001-13-КЦ) в соответствии с которым государственное задание не выполнено по трем государственным услугам.
Учитывая, период ограничительных мероприятий Министерством было принято решение (приказ от 25.06.202 № 409) по итогам 2020 года независимо от фактического исполнения считать государственное задание выполненным в полном объеме.
При этом в письме и.о. министра не сообщается, что руководителем учреждения Апатитского КЦСОН Марченко С.В. допущены нарушения при выполнении государственного задания за 2020 год, которые выразились в его невыполнении в полном объеме.
Тем самым руководитель Министерства фактически согласился с корректировкой государственного задания за 2020 год, предложенной руководителем учреждения Апатитского КЦСОН Марченко С.В.
Кроме того, при составлении протокола от 08.09.2021 № ДЛ-7 по делу 23-03/43/431/9, указано, что рассмотрены пояснения Марченко С.В. по исполнению государственного задания на 2020 год (вх. от 06.09.2021 № 23/1142) и при вынесении постановления от 17.09.2021 в отношении Марченко С.В. по ч.1 ст.15.15.5-1 КоАП РФ, надлежащим образом её доводы не проверены, позиция Министерства труда и социального развития Мурманской области по данному вопросу не выяснялась.
При таких обстоятельствах, на основании изученных материалов дела, прихожу к выводу, что вина должностного лица Марченко С.В. в совершении вменяемого ей правонарушения не подтверждается.
В свою очередь, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в силу п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ в пользу этого лица.
В соответствии с п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 (в редакции от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения, либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.
Производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ постановление заместителя начальника Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области <.....> № ДЛ-7 от 17.09.2021 по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Марченко С.В. подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Комитета государственного и финансового контроля Мурманской области <.....> № ДЛ-7 (регистрационный номер дела № 23-03/431/9) от 17 сентября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5-1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - директора ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко Светланы Владимировны – отменить, жалобу защитника должностного лица - директора ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко Светланы Владимировны – адвоката Дьяконова Павла Александровича – удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5-1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в отношении должностного лица - директора ГОАУСОН «АКЦСОН» Марченко Светланы Владимировны - прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Апатитский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ю.Ю. Воронцов