Дело № 2а-1965/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2017 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Арнгольд В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю в интересах государства к Хлобозовой Е.В. о взыскании пени по страховым взносам,
УСТАНОВИЛ:
истец в интересах государства обратился в Минусинский городской суд с иском, в котором просит восстановить процессуальный срок для подачи административного искового заявления о взыскании пени с Хлобозовой Е.В.; взыскать с ответчика задолженность в сумме 15 185 рублей 65 копеек, из них: 12 997 рублей 43 копейки пени на задолженность по страховым взносам, зачисляемым в бюджет ПФР на страховую часть трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 1 287 рублей 30 копеек пени на задолженность по страховым взносам, зачисляемым в бюджет ПФР на страховую часть трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 900 рублей 92 копейки пени на задолженность по страховым взносам зачисляемым в Федеральный ФОМС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Свои требования истец мотивирует тем, что Хлобозова Е.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5, п. 1 ч. 2 ст. 28 Закона № 212 ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, которые обязаны правильно исчислять и уплачивать (перечислять) страховые взносы. При этом, если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). Для индивидуальных предпринимателей календарным месяцем начала деятельности признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (п.1 ч.4 ст. 14 Закона № 212-ФЗ). В случае если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, частью 4.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно. В нарушение ч. 2 ст. 16 Закона 212-ФЗ Хлобозова Е.В. заплатила страховые взносы с нарушением установленного законом срока. Согласно п.п.1, 2, 3, 5 и 6 ст.25 Закона № 212-ФЗ, исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, начисляемыми за каждый календарный день просрочки уплаты взносов начиная со дня, следующего за днем уплаты. Утратив статус индивидуальнго предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за нарушение установленых сроков уплаты страховых взносов, на образовавшуюся и несвоевремено оплаченую задолженость начислены пени в сумме 15 185 рублей 65 копеек на задолженость по страховым взносам, образовавшуюся с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением, в соответствии с ч.2 ст.22 Закона № 212-ФЗ, должнику было направлено заказным письмом с уведомлением требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ Требование в установленные сроки исполнено не было. Согласно положениям ФЗ от 03.07.2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», начиная с ДД.ММ.ГГГГ, на налоговые органы возложены полномочия по администрированию страховых взносов. Управлением ПФР РФ в г. Минусинске и Минусинском районе пакет документов для обращения в суд на Хлобозову Е.В. передан в налоговый орган ДД.ММ.ГГГГ В связи с большим объемом передаваемых документов, а также необходимостью проверки сведений о задолженности по страховым взносам и подготовки пакета документов для суда истцом пропущен шести месячный срок для обращения в суд (л.д. 2-5).
В судебное заседание представитель административного истца не явился, в порядке ст. 291 КАС РФ ходатайствовал о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства (л.д. 5).
Административный ответчик Хлобозова Е.В. почтовое отправление не получила, заказное письмо возвратилось в суд с отметкой об истечении сроков его хранения на почте (л.д.21), возражения на требования не направила, доказательства уплаты суммы пени в суд не представила.
Учитывая надлежащее извещение участников процесса (л.д.17, 21), ходатайство административного истца, процессуальное поведение ответчика, суммы требования, отсутствие возражений, суд, приходит к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся сторон в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ без ведения аудиопротоколирования.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
01 января 2010 года вступил в действие Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Согласно п. 15 ст. 15 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» в случае прекращения деятельности организации в связи с ее ликвидацией либо прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией либо заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответственно представить в орган контроля за уплатой страховых взносов расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. Указанный расчет может быть представлен в форме электронного документа в соответствии с требованиями части 10 настоящей статьи. Разница между суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с указанным расчетом, и суммами страховых взносов, уплаченными плательщиками страховых взносов с начала расчетного периода, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчета или возврату плательщику страховых взносов в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» административное исковое заявление о взыскании страховых взносов - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Если плательщики страховых взносов начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (ч. 3 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 3 ст. 14 Закона № 212-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Хлобозова Е.В. являлась индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), тем самым являлась плательщиком страховых взносов.
В связи с тем, что Хлобозова Е.В. не выполнила обязательства, предусмотренные Законом, за несвоевременную уплату страховых взносов начислена пеня в сумме 15 185 рублей 65 копеек, из них: 12 997 рублей 43 копейки пеня на задолженность по страховым взносам, зачисляемым в бюджет ПФР на страховую часть трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 1 287 рублей 30 копеек пеня на задолженность по страховым взносам, зачисляемым в бюджет ПФР на накопительную часть трудовой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 900 рублей 92 копейки пеня на задолженность по страховым взносам, зачисляемым в Федеральный ФОМС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).
Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ было направлено административному ответчику (л.д. 7, 8), требованиями (л.д.6, 7) установлен срок исполнения требования до ДД.ММ.ГГГГ Задолженность по пени Хлобозовой Е.В. не погашена.
Учитывая представленный истцом расчет (л.д. 3), дату прекращения ответчиком предпринимательской деятельности (ДД.ММ.ГГГГ), отсутствие доказательств произведенной уплаты, а также альтернативного расчета, суд приходит к выводу об удовлетворении требований о взыскании с последней пени в сумме 15 185 рублей 65 копеек.
Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно сопроводительного письма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11) ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края направило начальнику МРИ ФНС № 10 по Красноярскому краю пакет документов по индивидуальным предпринимателям, снятым с учета для дальнейшего взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в судебном порядке, указанный пакет документов Межрайонной ИФНС России № 10 получен ДД.ММ.ГГГГ
В силу части 1 статьи 95 КАС РФ при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока необходимо учитывать, что этот срок может быть восстановлен только в случае наличия уважительных причин его пропуска, установленных судом. Такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные).
Поскольку административным истцом суду представлены обстоятельства, объективно препятствующие своевременному обращению налогового органа в суд, свидетельствующие о наличии уважительных причин пропуска срока, суд приходит к выводу о том, что пропущенный налоговым органом процессуальный срок для обращения в суд с настоящими требованиями подлежит восстановлению, поскольку был пропущен истцом по уважительной причине.
В связи с удовлетворением исковых требований, в соответствии с п. 1 ст. 111, ст. 114 КАС РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 607 рублей 43 копейки, так как административный истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 10 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░, ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ 15 185 ░░░░░░ 65 ░░░░░░, ░░ ░░░: 12 997 ░░░░░░ 43 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░; 1 287 ░░░░░░ 30 ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░; 900 ░░░░░░ 92 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░ <░░░░░> ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 607 ░░░░░░ 43 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░