Решение по делу № 33-245/2024 от 12.03.2024

Судья Юртаева О.А.

Дело № 2-111/2024

Дело № 33-245/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 апреля 2024 года                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Золотаревой Ю.Г., Коневой О.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Милевского С. В. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.01.2024, которым постановлено:

Исковые требования Милевского С. В., <...> года рождения, уроженца <...> ЕАО (паспорт серии № <...>) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1032700296859) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения истца                  Милевского С.В., представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Гладун Т.С.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Милевский С.В. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО (далее - ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Указал, что решением ответчика от 04.08.2023 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в организациях для детей. При этом в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, не включены следующие периоды: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день). Считает данный отказ незаконным.

Указал, что с 01.09.1992 и до настоящего времени он осуществляет свою трудовую деятельность в ДЮСШ Облспорткомитета. Его педагогический стаж составляет 31 год. В указанный период он работал в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, его педагогическая нагрузка составляла от 18 до 36 часов. Периодически он осуществлял дополнительную работу в порядке внутреннего совмещения в качестве заместителя директора, заведующего спортсооружением, заведующего структурным подразделением. На протяжении всего периода работы он являлся участником образовательного процесса.

Просил признать незаконным решение ответчика от 04.08.2023 № <...> об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день); признать за ним право на досрочную страховую пенсию, обязав ответчика назначить её с даты его обращения, 26.07.2023.

В судебном заседании истец Милевский С.В. требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Дополнительно пояснил, что на протяжении всей трудовой деятельности он работал тренером-преподавателем и старшим тренером-преподавателем. В определённый период по совмещению занимал должность завуча, однако и в этот период работал с детьми.

В судебном заседании представитель истца Жукова О.И. исковые требования поддержала. Пояснила, что отказ ответчика в назначении истцу пенсии основан на положениях пункта 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Однако в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 указано, что при исчислении периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется, в том числе, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999                     № 1067. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1067 установлено, что требование о наличии педагогического стажа 16 лет 8 месяцев по состоянию на 01.01.2001 относится к работникам, поименованным в пункте 1 Списка, однако, истец весь период осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной пунктом 2 Списка и в учреждении дополнительного образования для детей, предусмотренном пунктом 15 Списка, в связи с чем требование о наличии указанного стажа к нему не применимо.

Представитель ответчика ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО Гладун Т.С. иск не признала. Суду пояснила, что в пункте 2 Списка, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в качестве учреждений, работа в которых подлежит зачёту для назначения досрочной страховой пенсии, поименованы детские юношеские спортивные школы. Однако пунктом 12 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 Списка № 781, за периоды начиная с 01.01.2001 включается в специальный стаж при наличии двух условий: наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях, поименованных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также факта работы независимо от её продолжительности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000. Вместе с тем на 01.01.2001 истец не имел необходимого стажа. Период его работы в должности завуча с 01.11.1999 по 31.07.2001 не зачтён в специальный стаж, так как эта должность не поименована в Списке № 781, доказательств того, что истец в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 выполнял работу тренера-преподавателя в материалах дела не имеется.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Милевский С.В. просил об отмене принятого судебного постановления и удовлетворении его исковых требований.

Указал, что на момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в пенсионный орган его педагогический стаж составлял более 31 года, на 01.07.2023 величина индивидуального пенсионного коэффициента была равна 118,710, педагогическая нагрузка составляла не менее 1 ставки. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела. В этой связи полагает, что он имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости.

Отказывая ему в удовлетворении исковых требований по мотиву отсутствия на 01.01.2001 педагогического стажа 16 лет 8 месяцев, суд не учел позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в различных Определениях, о необходимости повышения уровня пенсионного обеспечения и недопустимости создания неравенства при реализации прав на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ          № 1067, установлено, что требование о наличии на 01.01.2001 стажа 16 лет 8 месяцев относится к работникам, поименованным в пункте 1 Списка и работающим в общеобразовательных учреждениях, указанных в пунктах 1-14 этого же списка.

Полагает, что пункт 12 Постановления Правительства РФ № 781 к нему не применяется, поскольку он имеет 25-летний стаж работы в должности тренера-преподавателя в учреждении дополнительного образования.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО просило об оставлении решения без изменения, указав на правильность выводов суда об отсутствии оснований для включения в специальный трудовой стаж истца указанных им периодов работы.

В суде апелляционной инстанции истец Милевский С.В. требования и доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО Гладун Т.С. выразила несогласие с апелляционной жалобой, поданные относительно неё возражения поддержала.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поданных относительно неё возражений, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Судом первой инстанции установлено, что Милевский С.В. 26.07.2023 обратился в ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 04.08.2023 № <...> ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в организациях для детей.

В стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, включены периоды работы истца с качестве тренера-преподавателя по хоккею с мячом, завуча Детской юношеской спортивной школы с 01.09.1992 по 04.12.1994 (2 года 3 месяца 4 дня); с 05.12.1994 по 30.11.1997 (2 года 11 месяцев 26 дней); с 01.12.1997 по 31.10.1999 (1 год 11 месяцев 1 день).

В специальный стаж не включены периоды работы в качестве завуча ОГУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва» ЕАО с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день), так как данная должность не предусмотрена Списком № 781 и период работы с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день) в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, так как не выполнены условия пункта 12 Правил от 29.12.2002              № 781, то есть на 01.01.2001 отсутствует требуемый стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходил из того, что, так как по состоянию на 01.01.2001 у Милевского С.В. отсутствует стаж работы в учреждениях и должностях, указанных в пункте 2 Списка от 29.10.2002 № 781 продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, он не имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судебная коллегия согласилась с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно подпункту «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1.01.1992.

В указанных списках приведён исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.

Списком № 1067 от 22.09.1999 предусмотрена должность тренера-преподавателя (пункт 2 раздела «Наименование должностей») в учреждениях дополнительного образования детей: детско - юношеская спортивная                               школа (всех наименований) (пункт 15 раздела «Наименование учреждений»).

Списком № 781 от 29.10.2002 предусмотрена должность тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя (пункт 2 раздела «Наименование должностей») в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва).

Как следует из разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в силу подпункта «в» пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 1.11.1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1.11.1999, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Таким образом, работа истца в качестве тренера-преподавателя после 01.01.2001 могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, только в том случае, если на 01.01.2001 он имел стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Вместе с тем, на 01.01.2001 у Милевского С.В., даже с учётом не включённого периода работы в должности завуча с 01.11.1999 по 31.07.2001, требуемый стаж (16 лет 8 месяцев) отсутствует, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для включения в льготный стаж периодов работы истца после 01.01.2001 не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что правовое реагирование, установленное пунктом 12 Правил от 29.10.2002 № 781, не распространяется на истца, так как он основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 20.07.2023             № 1894-О, действуя в рамках предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусмотрело включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периодов работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина на указанную дату специального стажа работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ названный выше пункт 12 Правил от 29.10.2002 № 781 фактически воспроизводит соответствующее положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.2001 № 79.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, была обеспечена необходимая стабильность в правовом регулировании, а гражданам предоставлена возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления по доводам настоящей апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Милевского С. В. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                   Н.С. Серга       

Судьи                                                                                                  Ю.Г. Золотарева

                                                                                                            О.А. Конева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.04.2024

                                                 

         

                                                                                                     

Судья Юртаева О.А.

Дело № 2-111/2024

Дело № 33-245/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 апреля 2024 года                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Золотаревой Ю.Г., Коневой О.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Милевского С. В. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.01.2024, которым постановлено:

Исковые требования Милевского С. В., <...> года рождения, уроженца <...> ЕАО (паспорт серии № <...>) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1032700296859) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения истца                  Милевского С.В., представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Гладун Т.С.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Милевский С.В. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО (далее - ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Указал, что решением ответчика от 04.08.2023 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в организациях для детей. При этом в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, не включены следующие периоды: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день). Считает данный отказ незаконным.

Указал, что с 01.09.1992 и до настоящего времени он осуществляет свою трудовую деятельность в ДЮСШ Облспорткомитета. Его педагогический стаж составляет 31 год. В указанный период он работал в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, его педагогическая нагрузка составляла от 18 до 36 часов. Периодически он осуществлял дополнительную работу в порядке внутреннего совмещения в качестве заместителя директора, заведующего спортсооружением, заведующего структурным подразделением. На протяжении всего периода работы он являлся участником образовательного процесса.

Просил признать незаконным решение ответчика от 04.08.2023 № <...> об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день); признать за ним право на досрочную страховую пенсию, обязав ответчика назначить её с даты его обращения, 26.07.2023.

В судебном заседании истец Милевский С.В. требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Дополнительно пояснил, что на протяжении всей трудовой деятельности он работал тренером-преподавателем и старшим тренером-преподавателем. В определённый период по совмещению занимал должность завуча, однако и в этот период работал с детьми.

В судебном заседании представитель истца Жукова О.И. исковые требования поддержала. Пояснила, что отказ ответчика в назначении истцу пенсии основан на положениях пункта 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Однако в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 указано, что при исчислении периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется, в том числе, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999                     № 1067. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1067 установлено, что требование о наличии педагогического стажа 16 лет 8 месяцев по состоянию на 01.01.2001 относится к работникам, поименованным в пункте 1 Списка, однако, истец весь период осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной пунктом 2 Списка и в учреждении дополнительного образования для детей, предусмотренном пунктом 15 Списка, в связи с чем требование о наличии указанного стажа к нему не применимо.

Представитель ответчика ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО Гладун Т.С. иск не признала. Суду пояснила, что в пункте 2 Списка, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в качестве учреждений, работа в которых подлежит зачёту для назначения досрочной страховой пенсии, поименованы детские юношеские спортивные школы. Однако пунктом 12 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 Списка № 781, за периоды начиная с 01.01.2001 включается в специальный стаж при наличии двух условий: наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях, поименованных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также факта работы независимо от её продолжительности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000. Вместе с тем на 01.01.2001 истец не имел необходимого стажа. Период его работы в должности завуча с 01.11.1999 по 31.07.2001 не зачтён в специальный стаж, так как эта должность не поименована в Списке № 781, доказательств того, что истец в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 выполнял работу тренера-преподавателя в материалах дела не имеется.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Милевский С.В. просил об отмене принятого судебного постановления и удовлетворении его исковых требований.

Указал, что на момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в пенсионный орган его педагогический стаж составлял более 31 года, на 01.07.2023 величина индивидуального пенсионного коэффициента была равна 118,710, педагогическая нагрузка составляла не менее 1 ставки. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела. В этой связи полагает, что он имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости.

Отказывая ему в удовлетворении исковых требований по мотиву отсутствия на 01.01.2001 педагогического стажа 16 лет 8 месяцев, суд не учел позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в различных Определениях, о необходимости повышения уровня пенсионного обеспечения и недопустимости создания неравенства при реализации прав на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ          № 1067, установлено, что требование о наличии на 01.01.2001 стажа 16 лет 8 месяцев относится к работникам, поименованным в пункте 1 Списка и работающим в общеобразовательных учреждениях, указанных в пунктах 1-14 этого же списка.

Полагает, что пункт 12 Постановления Правительства РФ № 781 к нему не применяется, поскольку он имеет 25-летний стаж работы в должности тренера-преподавателя в учреждении дополнительного образования.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО просило об оставлении решения без изменения, указав на правильность выводов суда об отсутствии оснований для включения в специальный трудовой стаж истца указанных им периодов работы.

В суде апелляционной инстанции истец Милевский С.В. требования и доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО Гладун Т.С. выразила несогласие с апелляционной жалобой, поданные относительно неё возражения поддержала.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поданных относительно неё возражений, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Судом первой инстанции установлено, что Милевский С.В. 26.07.2023 обратился в ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 04.08.2023 № <...> ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в организациях для детей.

В стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, включены периоды работы истца с качестве тренера-преподавателя по хоккею с мячом, завуча Детской юношеской спортивной школы с 01.09.1992 по 04.12.1994 (2 года 3 месяца 4 дня); с 05.12.1994 по 30.11.1997 (2 года 11 месяцев 26 дней); с 01.12.1997 по 31.10.1999 (1 год 11 месяцев 1 день).

В специальный стаж не включены периоды работы в качестве завуча ОГУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва» ЕАО с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день), так как данная должность не предусмотрена Списком № 781 и период работы с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день) в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, так как не выполнены условия пункта 12 Правил от 29.12.2002              № 781, то есть на 01.01.2001 отсутствует требуемый стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходил из того, что, так как по состоянию на 01.01.2001 у Милевского С.В. отсутствует стаж работы в учреждениях и должностях, указанных в пункте 2 Списка от 29.10.2002 № 781 продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, он не имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судебная коллегия согласилась с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно подпункту «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1.01.1992.

В указанных списках приведён исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.

Списком № 1067 от 22.09.1999 предусмотрена должность тренера-преподавателя (пункт 2 раздела «Наименование должностей») в учреждениях дополнительного образования детей: детско - юношеская спортивная                               школа (всех наименований) (пункт 15 раздела «Наименование учреждений»).

Списком № 781 от 29.10.2002 предусмотрена должность тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя (пункт 2 раздела «Наименование должностей») в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва).

Как следует из разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в силу подпункта «в» пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 1.11.1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1.11.1999, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Таким образом, работа истца в качестве тренера-преподавателя после 01.01.2001 могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, только в том случае, если на 01.01.2001 он имел стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Вместе с тем, на 01.01.2001 у Милевского С.В., даже с учётом не включённого периода работы в должности завуча с 01.11.1999 по 31.07.2001, требуемый стаж (16 лет 8 месяцев) отсутствует, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для включения в льготный стаж периодов работы истца после 01.01.2001 не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что правовое реагирование, установленное пунктом 12 Правил от 29.10.2002 № 781, не распространяется на истца, так как он основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 20.07.2023             № 1894-О, действуя в рамках предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусмотрело включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периодов работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина на указанную дату специального стажа работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ названный выше пункт 12 Правил от 29.10.2002 № 781 фактически воспроизводит соответствующее положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.2001 № 79.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, была обеспечена необходимая стабильность в правовом регулировании, а гражданам предоставлена возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления по доводам настоящей апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Милевского С. В. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                   Н.С. Серга       

Судьи                                                                                                  Ю.Г. Золотарева

                                                                                                            О.А. Конева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.04.2024

                                                 

         

                                                                                                     

Судья Юртаева О.А.

Дело № 2-111/2024

Дело № 33-245/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 апреля 2024 года                                            г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Золотаревой Ю.Г., Коневой О.А.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Милевского С. В. на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.01.2024, которым постановлено:

Исковые требования Милевского С. В., <...> года рождения, уроженца <...> ЕАО (паспорт серии № <...>) к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (ОГРН 1032700296859) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Золотаревой Ю.Г., пояснения истца                  Милевского С.В., представителя отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Гладун Т.С.,судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Милевский С.В. обратился в суд с иском к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и ЕАО (далее - ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО) о признании незаконным решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

Указал, что решением ответчика от 04.08.2023 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в организациях для детей. При этом в стаж его работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, не включены следующие периоды: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день). Считает данный отказ незаконным.

Указал, что с 01.09.1992 и до настоящего времени он осуществляет свою трудовую деятельность в ДЮСШ Облспорткомитета. Его педагогический стаж составляет 31 год. В указанный период он работал в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, его педагогическая нагрузка составляла от 18 до 36 часов. Периодически он осуществлял дополнительную работу в порядке внутреннего совмещения в качестве заместителя директора, заведующего спортсооружением, заведующего структурным подразделением. На протяжении всего периода работы он являлся участником образовательного процесса.

Просил признать незаконным решение ответчика от 04.08.2023 № <...> об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день); с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день); признать за ним право на досрочную страховую пенсию, обязав ответчика назначить её с даты его обращения, 26.07.2023.

В судебном заседании истец Милевский С.В. требования и доводы, изложенные в иске, поддержал. Дополнительно пояснил, что на протяжении всей трудовой деятельности он работал тренером-преподавателем и старшим тренером-преподавателем. В определённый период по совмещению занимал должность завуча, однако и в этот период работал с детьми.

В судебном заседании представитель истца Жукова О.И. исковые требования поддержала. Пояснила, что отказ ответчика в назначении истцу пенсии основан на положениях пункта 12 Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781. Однако в пункте 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 указано, что при исчислении периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости педагогическим работникам применяется, в том числе, Постановление Правительства РФ от 22.09.1999                     № 1067. Пунктом 3 Постановления Правительства РФ № 1067 установлено, что требование о наличии педагогического стажа 16 лет 8 месяцев по состоянию на 01.01.2001 относится к работникам, поименованным в пункте 1 Списка, однако, истец весь период осуществлял трудовую деятельность в должности, предусмотренной пунктом 2 Списка и в учреждении дополнительного образования для детей, предусмотренном пунктом 15 Списка, в связи с чем требование о наличии указанного стажа к нему не применимо.

Представитель ответчика ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО Гладун Т.С. иск не признала. Суду пояснила, что в пункте 2 Списка, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, в качестве учреждений, работа в которых подлежит зачёту для назначения досрочной страховой пенсии, поименованы детские юношеские спортивные школы. Однако пунктом 12 правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, установлено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 Списка № 781, за периоды начиная с 01.01.2001 включается в специальный стаж при наличии двух условий: наличие на 01.01.2001 стажа работы в должностях, поименованных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, а также факта работы независимо от её продолжительности в период с 01.11.1999 по 31.12.2000. Вместе с тем на 01.01.2001 истец не имел необходимого стажа. Период его работы в должности завуча с 01.11.1999 по 31.07.2001 не зачтён в специальный стаж, так как эта должность не поименована в Списке № 781, доказательств того, что истец в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 выполнял работу тренера-преподавателя в материалах дела не имеется.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Милевский С.В. просил об отмене принятого судебного постановления и удовлетворении его исковых требований.

Указал, что на момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в пенсионный орган его педагогический стаж составлял более 31 года, на 01.07.2023 величина индивидуального пенсионного коэффициента была равна 118,710, педагогическая нагрузка составляла не менее 1 ставки. Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела. В этой связи полагает, что он имеет право на получение досрочной страховой пенсии по старости.

Отказывая ему в удовлетворении исковых требований по мотиву отсутствия на 01.01.2001 педагогического стажа 16 лет 8 месяцев, суд не учел позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в различных Определениях, о необходимости повышения уровня пенсионного обеспечения и недопустимости создания неравенства при реализации прав на досрочное пенсионное обеспечение.

Пунктом 3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ          № 1067, установлено, что требование о наличии на 01.01.2001 стажа 16 лет 8 месяцев относится к работникам, поименованным в пункте 1 Списка и работающим в общеобразовательных учреждениях, указанных в пунктах 1-14 этого же списка.

Полагает, что пункт 12 Постановления Правительства РФ № 781 к нему не применяется, поскольку он имеет 25-летний стаж работы в должности тренера-преподавателя в учреждении дополнительного образования.

В возражениях относительно апелляционной жалобы ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО просило об оставлении решения без изменения, указав на правильность выводов суда об отсутствии оснований для включения в специальный трудовой стаж истца указанных им периодов работы.

В суде апелляционной инстанции истец Милевский С.В. требования и доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО Гладун Т.С. выразила несогласие с апелляционной жалобой, поданные относительно неё возражения поддержала.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поданных относительно неё возражений, выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе.

Судом первой инстанции установлено, что Милевский С.В. 26.07.2023 обратился в ОСФР по Хабаровскому краю и ЕАО с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от 04.08.2023 № <...> ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в организациях для детей.

В стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии, включены периоды работы истца с качестве тренера-преподавателя по хоккею с мячом, завуча Детской юношеской спортивной школы с 01.09.1992 по 04.12.1994 (2 года 3 месяца 4 дня); с 05.12.1994 по 30.11.1997 (2 года 11 месяцев 26 дней); с 01.12.1997 по 31.10.1999 (1 год 11 месяцев 1 день).

В специальный стаж не включены периоды работы в качестве завуча ОГУ ДО «Специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва» ЕАО с 01.11.1999 по 31.07.2001 (1 год 9 месяцев 1 день), так как данная должность не предусмотрена Списком № 781 и период работы с 01.08.2001 по 31.12.2022 (21 год 5 месяцев 1 день) в должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, так как не выполнены условия пункта 12 Правил от 29.12.2002              № 781, то есть на 01.01.2001 отсутствует требуемый стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», исходил из того, что, так как по состоянию на 01.01.2001 у Милевского С.В. отсутствует стаж работы в учреждениях и должностях, указанных в пункте 2 Списка от 29.10.2002 № 781 продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, он не имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Судебная коллегия согласилась с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на правильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Так, основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно подпункту «м» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1.01.1992.

В указанных списках приведён исчерпывающий перечень наименований работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, работники которых пользуются правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости, который расширительному толкованию не подлежит.

Списком № 1067 от 22.09.1999 предусмотрена должность тренера-преподавателя (пункт 2 раздела «Наименование должностей») в учреждениях дополнительного образования детей: детско - юношеская спортивная                               школа (всех наименований) (пункт 15 раздела «Наименование учреждений»).

Списком № 781 от 29.10.2002 предусмотрена должность тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя (пункт 2 раздела «Наименование должностей») в учреждениях дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): детско-юношеские спортивные школы всех наименований; специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва).

Как следует из разъяснений пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в силу подпункта «в» пункта 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитывается в стаж работы только за период до 1.11.1999 года. Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» названного выше Списка должностей и учреждений, имевшая место после 1.11.1999, не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 12 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды начиная с 1.01.2001 засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1.11.1999 по 31.12.2000 в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

Таким образом, работа истца в качестве тренера-преподавателя после 01.01.2001 могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, только в том случае, если на 01.01.2001 он имел стаж работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Вместе с тем, на 01.01.2001 у Милевского С.В., даже с учётом не включённого периода работы в должности завуча с 01.11.1999 по 31.07.2001, требуемый стаж (16 лет 8 месяцев) отсутствует, в связи с чем, вопреки доводам апелляционной жалобы, оснований для включения в льготный стаж периодов работы истца после 01.01.2001 не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что правовое реагирование, установленное пунктом 12 Правил от 29.10.2002 № 781, не распространяется на истца, так как он основан на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 20.07.2023             № 1894-О, действуя в рамках предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации Постановлением от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» предусмотрело включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периодов работы в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей.

С принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.2001 № 79 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067» работа в должности преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей за период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года включалась в специальный стаж без ограничений, а начиная с 1 января 2001 года - при условии наличия у гражданина на указанную дату специального стажа работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ названный выше пункт 12 Правил от 29.10.2002 № 781 фактически воспроизводит соответствующее положение Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 1.02.2001 № 79.

Введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности преподавателей в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, была обеспечена необходимая стабильность в правовом регулировании, а гражданам предоставлена возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены оспариваемого судебного постановления по доводам настоящей апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 22.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Милевского С. В. - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                   Н.С. Серга       

Судьи                                                                                                  Ю.Г. Золотарева

                                                                                                            О.А. Конева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.04.2024

                                                 

         

                                                                                                     

33-245/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
МИЛЕВСКИЙ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Хабаровскому краю и ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Судья
Золотарева Юлия Геннадьевна
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
13.03.2024Передача дела судье
03.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2024Передано в экспедицию
03.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее