Решение по делу № 33-2755/2024 от 13.08.2024

        Судья – Блейз И.Г.                                                                             № 2-2569/2024

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-2755/2024

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        09 сентября 2024 года                                                                         г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Григоровой Ж.В.,

судей Истягиной Н.М. и Просолова В.В.,

при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя военного прокурора - войсковая часть 90935 в интересах Андросюк С. С. к ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» о признании отказа в выплате компенсации расходов незаконным, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» на решение Гагаринского районного суда г.Севастополя от 08 мая 2024 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Истягиной Н.М., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Заместитель военного прокурора войсковой части 90935 в интересах А. С.С. обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя», в котором просил:

- признать отказ ответчика в выплате А. С.С. компенсации расходов, понесенных на изготовление и установку надгробного памятника погибшему ветерану боевых действий А. А.В. незаконным;

- обязать ответчика предоставить членам семьи умершего участника боевых действий - А. С.С. предусмотренные законом права и социальные гарантии, в том числе предусмотренные п.1 ст. 24 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В обоснования доводов иска указано, что военной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» законодательства о социальной защите военнослужащих, членов их семей, в ходе которой выявлены нарушения в данной сфере при разрешении заявления А. С.С. А именно проверкой установлено, что последняя являясь матерью А. А.В., погибшего при исполнении обязанностей военной службы в специальной военной операции, обратилась к ответчику с заявлением о выплате компенсации расходов, понесенных на изготовление и установку надгробного памятника погибшему ветерану боевых действий А. А.В., однако ей было отказано и разъяснено о необходимости обратиться в отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации для установления статуса члена семьи погибшего. Такой ответ истец считает незаконным, принятым без объективного, всестороннего рассмотрения, поскольку ответчик не обеспечил наличие у А. С.С. удостоверения члена семьи погибшего в зоне специальной военной операции, несмотря на наличие у последней указанного статуса, а также не приняли во внимание необходимые для захоронения документы. Кроме того истец обращает внимание, что ответчиком также не были подготовлены и направлены документы для оформления А. С.С. удостоверения в соответствующую комиссию Комиссариата. При этом направленное в адрес ответчика представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений оставлено ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» без реализации, что стало основанием для обращения в суд.

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 08 мая 2024 года исковое заявление удовлетворено, судом постановлено:

- признать отказ ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» в предоставлении социальных гарантий Андросюк С. С. незаконным;

- обязать ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» предоставить членам семьи умершего участника боевых действий - Андросюк С. С. права и социальные гарантии, предусмотренные ст. 24 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».         Не согласившись с указанным решением, ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым в отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что А. С.С. в ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» с личным заявлением о выдачи ей удостоверения члена семьи погибшего ветерана боевых действий не обращалась и заключение межведомственной комиссии по реализации трудовых, пенсионных и социальных прав отдельных категорий лиц не предъявляла, поскольку предоставление социальных гарантий, установленных законодательством для членов семьи погибших военнослужащих возможно только после получения матерью погибшего удостоверения, указанного в ст. 28 ФЗ «О ветеранах». Вместе, с тем, апеллянт ссылается на то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ А. С.С. в ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» было предъявлено заключение, на основании которого А. В.В. было выдано удостоверение члена семьи погибшего участника боевых действий и на основании которого она пользуется социальными гарантиями, установленными пп 1п 2 ст.21 ФЗ «О ветеранах». При таких обстоятельствах апеллянт считает, что иск заместителя военного прокурора войсковой части 90935 удовлетворению не подлежал по причине необоснованности.

В судебном заседании представитель ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» Кононов Н.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Помощник военного прокурора – войсковой части 90935 Черкашина Е.В. и истец А. С.С. в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

        В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

        Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

        Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

        Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

        Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в период прохождения военной службы погиб российский военнослужащий, участвующий в специальной военной операции на территории Донецкой Народной Р. А. А.В., являющийся ветераном боевых действий.

А. С.С. является матерью А. А.В., что подтверждается свидетельством о рождении серии IV-НО от ДД.ММ.ГГГГ.

Также материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что на могиле А. А.В. в городе Севастополе А. С.С. заказала и оплатила памятник с фотографией, его установку, общей стоимостью 46 059 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ А. С.С. обратилась с заявлением к ответчику по вопросу возмещения понесенных расходов за изготовление, установку надгробного памятника умершему А. А.В., однако письмом ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» от 16 июня 2023 года №2820/ЦСО заявителю было отказано, поскольку Договор между Российской Федерацией и Донецкой Народной Республикой подписан, а соответственно и действует с 30 сентября 2022 года, в то время как А. А.В., являясь военнослужащим войсковой части 08803 погиб в Донецкой Народной Республике в 27 мая 2022 года.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», пришел к выводу, что А. С.С. безусловно имеет право, как член семьи умершего участника боевых действий, на получение прав и социальных гарантий, предусмотренных ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», в связи с чем, исковые требования заместителя военного прокурора - войсковая часть 90935 к ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» о признании отказа в выплате компенсации расходов незаконным, обязании совершить определенные действия признал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Федеральный закон от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации

Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремирования, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников.

Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что данный порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в частности на: а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания. Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.

В пункте 35 Порядка предусмотрено, что оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что военные комиссариаты субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета гражданина, призванного на военные сборы, умершего в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, обязаны производить за счет средств федерального бюджета (в пределах утвержденных Правительством Российской Федерации норм) оплату расходов на изготовление надгробных памятников на могилах указанной категории граждан.

Из материалов дела усматривается, что 30 мая 2023 года А. С.С. обратилась в ЦСО Военного комиссариата г.Севастополя с заявлением об оплате расходов на изготовление и установку надгробия погибшего ВБД А. А.В., приложив к заявлению копию свидетельства о смерти, справку о месте захоронения, документ, подтверждающий наличие родственных связей, документ, подтверждающий льготу, прейскурант на выполненные работы, акт приема-сдачи памятника, фотографию памятника с места захоронения, копию паспорта, банковского счета, а также расчет стоимости выполненных работ по изготовлению и установке памятника.

Выпиской из приказа №144 от 11 июня 2022 года, договором на оказание ритуальных услуг от 31.05.2022 года подтверждается место погребения погибшего А. А.В. – г.Севастополь, в связи с чем, в соответствии с положениями пункта 35 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы", оплата истцу расходов на изготовление и установку надгробного памятника должно производится ФКУ «Военный комиссариат города Севастополя» по месту погребения А. А.В.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных положений действующего законодательства, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к верному выводу о признании незаконным отказа в выплате истцу компенсации расходов, предусмотренных федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Судебная коллегия соглашается с решением районного суда, находит, что правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, в связи, с чем доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, поскольку не свидетельствуют о наличии предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к отмене состоявшегося судебного решения.

Доводов, опровергающих выводы суда, подателем жалобы не указано.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 08 мая 2024 года оставить без изменений, апелляционную жалобу ФКУ «Военный комиссариат г.Севастополя» - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 17 сентября 2024 года.

Председательствующий:                                          Ж.В. Григорова

Судьи:                                                                       Н.М. Истягина

                                                                                  В.В. Просолов

33-2755/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Андросюк Светлана Сергеевна
Заместитель военного прокурора - войсковая часть 90935
Ответчики
ФКУ Военный Комиссариат г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
13.08.2024Передача дела судье
09.09.2024Судебное заседание
20.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.09.2024Передано в экспедицию
09.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее