Дело № 2-1818/2021
УИД 33RS0002-01-2021-002004-26
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
24 августа 2021 года
Октябрьский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Веселовой А.О.
при секретаре Макаровой В.О.
с участием:
ст.помощника Суздальского межрайонного прокурора ФИО3
представителя ответчика ФИО5
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по исковому заявлению Суздальского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Владимирской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
У С Т А Н О В И Л:
Суздальский межрайонный прокурор обратился в суд в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения об обязании Департамента здравоохранения Владимирской области обеспечивать за счет средств бюджета Владимирской области лекарственными препаратами «Каптоприл» и «Спиролактон» в назначенном объеме до их отмены.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является ребенком-инвалидом, имеет диагноз <данные изъяты> По жизненным показаниям в сентябре 2020 года врачом ГБУЗ ВО «ОКБ» ему назначены лекарственные препараты <данные изъяты> из расчета 1-2 мг/кг/сут – 2мг (0,002)*3 раза в день, <данные изъяты> 16 мг 1 раз в сутки. В последующем врачом-кардиологом ГБУЗ ВО «ОКБ» применение дозы препарата увеличено до 3 мг 3 раза в сутки, спиролактон по 12,5 мг 2 раза в сутки. В феврале 2021 года на данные препараты выписаны рецепты, которые приняты на отсроченное обслуживание. Однако указанными лекарственными препаратами, которые входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, с момента их назначения не обеспечивались, приобретали за свой счет. Обеспечение лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи, участие в установленном порядке в закупках лекарственных средств является полномочием Департамента здравоохранения Владимирской области. Однако Департаментом здравоохранения области ненадлежащим образом организована работа по обеспечению отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в 2021 году, что привело к необеспечению ребенка – инвалида необходимыми препаратами, нарушило его права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст.ст.39,41 Конституции РФ.
В судебном заседании ст.помощник Суздальского межрайонного прокурора (по доверенности) заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в иске.
Законный представитель ФИО4 не явилась, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика – Департамента здравоохранения Владимирской области ФИО5 (по доверенности) просила в иске отказать, указав, что Департамент обеспечил наличие льготных лекарственных препаратов в аптеках области.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле соответчиком привлечено ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», представитель которого в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просил в иске к Учреждению отказать, указав, что Центр с 2021 года осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для пациентов, постоянно проживающих на территории Владимирской области, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение из средств регионального бюджета. С ДД.ММ.ГГГГ учреждению распределены соответствующие ассигнования на предоставление субсидии для своевременного обеспечения лекарственными средствами. Учреждение осуществляет закупку лекарственных препаратов для обеспечения региональных льготополучателей в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений здравоохранения области. За истекший период 2021 года лекарственный препарат «<данные изъяты> закупался по госконтрактам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. Лекарственный препарат с МНН <данные изъяты> для закупки и распределения для ГКУЗ ВО «<...> больница» не заявлен.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле соответчиком привлечена ГБУЗ ВО «<...> больница», представитель которой не явился, извещался надлежащим образом.
Представитель третьего лица ООО «Медилон- Фармимэкс» не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставив решение на усмотрение суда и указав, что на отсроченном обслуживании находились рецепты на лекарственный препарат <данные изъяты> ### от ДД.ММ.ГГГГ (препарат не выдавался), на препарат <данные изъяты> ### от ДД.ММ.ГГГГ (не выдался), ### от ДД.ММ.ГГГГ (не выдавался). ДД.ММ.ГГГГ отпущен препарат <данные изъяты> по рецепту ### от ДД.ММ.ГГГГ. В аптечную сеть препарат <данные изъяты> поступал ДД.ММ.ГГГГ, «<данные изъяты> - ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 Федерального закона №323-ФЗ).
Согласно п.5 ч.1 ст.29 названного Федерального закона, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с ч.3 ст.80 Федерального закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.
Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15.02.2012г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении» утверждено «Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета».
В соответствии с п.1 данного Положения устанавливается порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки по обеспечению отдельных групп населения Владимирской области лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (далее - лекарственные препараты) при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи за счет средств областного бюджета (далее - меры социальной поддержки).
Согласно подп. 2.1 пункта 2 указанного Положения, бесплатно лекарственными препаратами обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений гражданам бесплатно за счет соответствующего бюджета страховых взносов и других поступлений».
Департамент здравоохранения Владимирской области ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год.
В соответствии со статьями 16 и 83 Федерального закона от 21 ноября 2011г. N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области №43 от 27.01.2006, Департамент является органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области.
В силу раздела 2 Положения организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом №323-ФЗ от 21.11.2011; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Департамента.
Пунктом 9 Положения о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской обл. от 15.02.2012 N 147 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении" предусмотрено, что в целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, учреждения здравоохранения в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по зубопротезированию и лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для осуществления закупок, и направляют их уполномоченному органу Владимирской области, осуществляющему полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам закупок, а также контроль за их исполнением.
Распоряжением Департамента здравоохранения Владимирской области №52 от 27.01.2021 с 01.01.2021 утверждено распределение ассигнований на предоставление субсидий и иные цели для своевременного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в т.ч. вновь выявленных граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, а также граждан, которым изменена схема лечения и в иных случаях, обоснованных решением врачебной комиссии, ГКУЗ Владимирской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области», основной целью деятельности которого является закупка, прием, хранение лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов питания, в т.ч. для льготной категории граждан, и отпуск уполномоченной фармацевтической организации.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты>, <данные изъяты>.
Решением врачебной комиссии ГБУЗ ВО «<...> больница» ### от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по жизненным показаниям назначены таблетки для приема внутрь <данные изъяты> 25 мг### (2 упаковки на месяц, на 10 месяцев 15 упаковок), <данные изъяты> 12,5 ### (1 упаковка на 40 дней на 10 месяцев 8 упаковок).
Указанные лекарственные препараты входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ###-р.
По сведениям ГБУЗ ВО «<...> больница» от ДД.ММ.ГГГГ заявка на лекарственное обеспечение направлялась в Департамент ДД.ММ.ГГГГ.
Рецепт на лекарственный препарат Каптоприл был выписан ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ ###; ДД.ММ.ГГГГ ### и поставлен на отсроченное обслуживание. Рецепт на лекарственный препарат Верошпирон выдан ДД.ММ.ГГГГ ### и поставлен на отсроченное обслуживание.
Согласно объяснениям законного представителя ФИО1– ФИО4 своевременно назначенными препаратами ребенок не обеспечивается.
Доказательств обратного суду не представлено.
Установлено также, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан рецепт ### на препарат «<данные изъяты>», который выдан ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, непринятие Департаментом здравоохранения Владимирской области надлежащих мер по организации своевременного обеспечения лекарственным препаратом истца, в т.ч. подчиненными ему учреждениями, нарушает его право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, суд приходит к выводу о невозможности возложить обязанность по принятию мер для обеспечения лекарственными препаратами на одного из ответчиков, поскольку каждый в пределах возложенных полномочий выполняет определенную обязанность (функцию), а конечный результат зависит от согласованных и своевременных действий Департамента и Центра закупок.
Поскольку обеспечение лекарственным препаратом является полномочием Департамента суд отказывает в иске к ГБУЗ ВО «<...> больница».
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░.
░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░ «<...> ░░░░░░░░» ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░