Решение по делу № 33-1709/2024 от 09.09.2024

Судья Богданова Е.В.

Дело № УИД 60RS0025-01-2018-000170-94

Дело №2-134/2018

Материал 13-60/2024 № 33-1709/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 октября 2024 года город Псков

Судья Псковского областного суда Белоноговой Н.Ю.,

при секретаре ФИО

рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Администрации Струго-Красненского муниципального округа Псковской области

по заявлению Администрации Струго-Красненского муниципального округа Псковской области o предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-134/2018 на определение суда 30 июля 2024 г.

Исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

Администрация Струго-Красненского муниципального округа обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Стругокрасненского районного суда от 12.11.2018, которым удовлетворен иск заместителя Псковского природоохранного прокурора. МП «ЖКХ» обязано прекратить размещение отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в <****>; Администрация Струго-Красненского района обязана обеспечить разработку проекта рекультивации земель для указанного земельного участка, обеспечить, а также провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенного земельного участка.

Определениями Стругокрасненского районного суда от 17.10.2019 и от 21.03.2022 по указанному делу Администрации района были предоставлены отсрочки до 01.09.2020 и до 31.12.2022 соответственно.

23.03.2020 Администрацией района было издано постановление № 91 о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалки твердо-бытовых отходов вблизи <****>. По результатам аукциона 22.04.2020 подписан муниципальный контракт № (****) на разработку указанной проектно-сметной документации с ГАУ Архангельской области "Инвестсельстрой".

По итогам подготовки проектно-сметной документации она была направлена подрядчиком в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для проведения государственной экологической экспертизы. Экспертной комиссией было вынесено заключение от 30.08.2021 года о несоответствии представленной документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и отправке на доработку.

Со стороны Администрации района были устранены выявленные недостатки. В частности поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок под местом размещения отходов.

Остальные недостатки, выявленные в ходе государственной экологической экспертизы, должны устраняться подрядной организацией.

В настоящее время проектная документация "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов <****>" подготовлена подрядной организацией и проходит государственную экологическую экспертизу. Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденному Приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.02.2024 № 103/Э, представленная проектная документация не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Рекомендовано доработать проектную документацию с учетом указанных замечаний.

Проектная документация проходит государственную экологическую экспертизу в третий раз с отрицательным результатом. По информации подрядной организации в каждый раз экспертизу проводят различные территориальные органы Росприроднадзора, у которых разные мнения относительно представленной проектной документации, а иногда даже противоположные. При таком положении дел сроки проведения государственной экологической экспертизы могут быть растянуты по времени на неопределенный срок до тех пор, пока исправленная проектная документация не попадет в тот же территориальный орган Росприроднадзора, с которого было получено последнее отрицательное заключение.

В связи с этим Администрацией округа 19.02.2024 за исх. (****) на имя заместителя природоохранного межрайонного прокурора направлено письмо с просьбой оказать содействие в направлении проектной документации после исправления замечаний в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (орган, рассматривающий последний раз проектную документацию).

Проектная документация в четвертый раз проходит государственную экологическую экспертизу и ориентировочно результат экспертизы будет готов к концу августа.

От судебного пристава-исполнителя получено требование об исполнении в срок до 24.07.2024 содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера по выше указанному решению суда.

Однако выполнить указанные требования в установленный срок не представляется возможным в связи с наличием объективных причин, связанных с прохождением проектно-­сметной документации государственной экологической экспертизы.

По информации подрядчика получение готовой проектно-сметной документации планируется к концу 2024 года.

Ссылаясь на ст. 203 ГПК РФ, администрация Струго-Красненского муниципального округа просит отсрочить исполнение решения Стругокрасненского районного суда от 02 марта 2021 года по делу № 2-134/2018 сроком до 31 декабря 2024 года.

В судебное заседание представитель заявителя (ответчика) не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Природоохранный прокурор в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, обосновав свою позицию тем, что доказательств существования непреодолимой силы, исключительных обстоятельств, препятствующих исполнить решение суда, не имеется; на протяжении длительного времени органом местного самоуправления реальных действий по исполнению решения суда предпринято не было; не обоснован срок отсрочки до 31 декабря 2024 года; неисполнение решения суда в установленные сроки нарушает принципы правосудия.

Представитель УФССП России по Псковской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен должным образом.

Определением судьи Стругокрасненского районного суда Псковской области от 30 июля 2024 года в удовлетворении заявления администрации Струго-Красненского муниципального округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Стругокрасненского районного суда от 02 марта 2021 года по делу № 2-134/2018 сроком до 31 декабря 2024 года, отказано.

В частной жалобе директора администрации Струго-Красненского муниципального округа ставится вопрос об отмене определения судьи, как незаконного и необоснованного, и удовлетворении требований о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указывается, что суд не принял во внимание довод о том, что Администрацией района было выполнено решение суда и "обеспечена разработка проекта рекультивации..." путем издания постановления Администрации Струго-Красненского района от 23.03.2020 № 91 "О проведении электронного аукциона". Результатом аукционных процедур стал подписанный электронно 22.04.2020 муниципальный контракт № (****) на разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалки твердо-бытовых отходов вблизи <****>. В настоящее время проектная документация проходит государственную экологическую экспертизу в третий раз с отрицательным результатом. В связи с этим Администрацией округа 19.02.2024 г. за исх. (****) на имя заместителя природоохранного межрайонного прокурора направлено письмо с просьбой оказать содействие в направлении проектной документации после исправления замечаний в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (орган рассматривающий последний раз проектную документацию). 22.03.2024 г. на основании постановления Администрации округа №(****) назначены общественные слушания по проекту рекультивации. В настоящее время проект рекультивации проходит экологическую экспертизу в Центрально-Черноземском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и пока экспертная комиссия не примет положительного или отрицательного заключения Администрация округа не может предпринимать каких-либо шагов к исполнению решения.

В представленных возражениях на жалобу и.о. природоохранного межрайонного прокурора указывает на законность и обоснованность определения суда первой инстанции, отсутствие исключительных обстоятельств, позволяющих предоставить отсрочку исполнения судебного акта, непредставление заявителем доказательств того, что по истечении срока отсрочки основания для её предоставления отпадут, и решение суда будет исполнено. Сама по себе сложность исполнения решения суда, требующего совершения предусмотренных законом и нормативными актами процедурных действий на каждом этапе исполнения, не может быть признана достаточным основанием для предоставления отсрочки его исполнения. Предоставление отсрочки не обеспечит баланс интересов сторон, влечет длительное неисполнение решения суда, направленного на устранение нарушений прав неопределенного круга лиц, что является недопустимым.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы и возражений на неё, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

Решением Стругокрасненского районного суда от 12 ноября 2018 года на Администрацию Струго-Красненского района возложена обязана в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации земель для земельного участка, расположенного в <****> после чего обеспечить проведение работ по рекультивации этого земельного участка в срок, установленный указанным проектом.

Определением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 17 октября 2019 года Администрации Струго-Красненского района Псковской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01 апреля 2019 года, определением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 21 марта 2022 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2022 года, определением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 04 августа 2023 года в предоставлении отсрочки отказано.

До настоящего времени решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 12 ноября 2018 года не исполнено.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения (ст. 434 ГПК РФ).

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению (п. 23).

Из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 104-О от 18 апреля 2006 года, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Заявитель, обратившийся к суду с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, обязан обосновать требование, представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения, а также возможности в результате предоставления отсрочки исполнить судебное постановление к указанному сроку.

Таким образом, по смыслу указанных норм, правовых позиций предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин, затрудняющих исполнение решения суда.

Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с обеспечением баланса прав и законных интересов взыскателя и должника. Отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Суд первой инстанции с учетом приведенных правовых норм и разъяснений пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Вопреки доводам частной жалобы, Администрацией Струго-Красненского района Псковской области не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда.

При предоставлении отсрочки до 01.04.2020, 31.12.2022 суд первой инстанции принимал в качестве доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок, то обстоятельство, что проектная документация «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов <****>» подготовлена подрядной организацией и проходит государственную экологическую экспертизу. При этом указывалось, что подрядчик изготовил проектную документацию, но она не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. По рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проектная документация дорабатывается с учетом указанных замечаний.

Данное обстоятельство вновь заявлено в частной жалобе, как обстоятельство, препятствующее исполнению решения суда.

В настоящее время проектная документация «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов в <****>» подготовлена подрядной организацией и проходит государственную экологическую экспертизу. Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденному приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от (дд.мм.гг.) (****), представленная проектная документация не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Рекомендовано доработать проектную документацию с учетом указанных замечаний.

Таким образом, предоставление отсрочки исполнения решения суда не обеспечит требований справедливости и соразмерности, приведет к длительному неисполнению судебного акта, отдаляя реальную защиту нарушенных прав и законных интересов взыскателя, в данном случае - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Указанные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения судьи обстоятельства, не являются исключительными, позволяющими предоставить отсрочку исполнения судебного акта.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого определения не имеется, в связи с чем, жалоба администрации Струго-Красненского муниципального округа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 334 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 30 июля 2024 года об отказе в удовлетворении заявления администрации Струго-Красненского муниципального округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Струго-Красненского районного суда от 02.03.2021 по делу № 2-134/2018 сроком до 31.12.2024, оставить без изменения, частную жалобу администрации Струго-Красненского муниципального округа - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его изготовления в окончательной форме, через суд первой инстанции.

Копия настоящего определения будет направлена лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Белоногова

Судья Богданова Е.В.

Дело № УИД 60RS0025-01-2018-000170-94

Дело №2-134/2018

Материал 13-60/2024 № 33-1709/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 октября 2024 года город Псков

Судья Псковского областного суда Белоноговой Н.Ю.,

при секретаре ФИО

рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Администрации Струго-Красненского муниципального округа Псковской области

по заявлению Администрации Струго-Красненского муниципального округа Псковской области o предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-134/2018 на определение суда 30 июля 2024 г.

Исследовав материалы дела, судья

УСТАНОВИЛ:

Администрация Струго-Красненского муниципального округа обратилась в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения Стругокрасненского районного суда от 12.11.2018, которым удовлетворен иск заместителя Псковского природоохранного прокурора. МП «ЖКХ» обязано прекратить размещение отходов производства и потребления на земельном участке, расположенном в <****>; Администрация Струго-Красненского района обязана обеспечить разработку проекта рекультивации земель для указанного земельного участка, обеспечить, а также провести работы по рекультивации (восстановлению) нарушенного земельного участка.

Определениями Стругокрасненского районного суда от 17.10.2019 и от 21.03.2022 по указанному делу Администрации района были предоставлены отсрочки до 01.09.2020 и до 31.12.2022 соответственно.

23.03.2020 Администрацией района было издано постановление № 91 о проведении электронного аукциона на разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалки твердо-бытовых отходов вблизи <****>. По результатам аукциона 22.04.2020 подписан муниципальный контракт № (****) на разработку указанной проектно-сметной документации с ГАУ Архангельской области "Инвестсельстрой".

По итогам подготовки проектно-сметной документации она была направлена подрядчиком в Северо-Западное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования для проведения государственной экологической экспертизы. Экспертной комиссией было вынесено заключение от 30.08.2021 года о несоответствии представленной документации экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и отправке на доработку.

Со стороны Администрации района были устранены выявленные недостатки. В частности поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок под местом размещения отходов.

Остальные недостатки, выявленные в ходе государственной экологической экспертизы, должны устраняться подрядной организацией.

В настоящее время проектная документация "Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов <****>" подготовлена подрядной организацией и проходит государственную экологическую экспертизу. Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденному Приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 06.02.2024 № 103/Э, представленная проектная документация не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством РФ в области охраны окружающей среды. Рекомендовано доработать проектную документацию с учетом указанных замечаний.

Проектная документация проходит государственную экологическую экспертизу в третий раз с отрицательным результатом. По информации подрядной организации в каждый раз экспертизу проводят различные территориальные органы Росприроднадзора, у которых разные мнения относительно представленной проектной документации, а иногда даже противоположные. При таком положении дел сроки проведения государственной экологической экспертизы могут быть растянуты по времени на неопределенный срок до тех пор, пока исправленная проектная документация не попадет в тот же территориальный орган Росприроднадзора, с которого было получено последнее отрицательное заключение.

В связи с этим Администрацией округа 19.02.2024 за исх. (****) на имя заместителя природоохранного межрайонного прокурора направлено письмо с просьбой оказать содействие в направлении проектной документации после исправления замечаний в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (орган, рассматривающий последний раз проектную документацию).

Проектная документация в четвертый раз проходит государственную экологическую экспертизу и ориентировочно результат экспертизы будет готов к концу августа.

От судебного пристава-исполнителя получено требование об исполнении в срок до 24.07.2024 содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера по выше указанному решению суда.

Однако выполнить указанные требования в установленный срок не представляется возможным в связи с наличием объективных причин, связанных с прохождением проектно-­сметной документации государственной экологической экспертизы.

По информации подрядчика получение готовой проектно-сметной документации планируется к концу 2024 года.

Ссылаясь на ст. 203 ГПК РФ, администрация Струго-Красненского муниципального округа просит отсрочить исполнение решения Стругокрасненского районного суда от 02 марта 2021 года по делу № 2-134/2018 сроком до 31 декабря 2024 года.

В судебное заседание представитель заявителя (ответчика) не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Природоохранный прокурор в судебное заседание не явился. В письменном отзыве просил отказать в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки, обосновав свою позицию тем, что доказательств существования непреодолимой силы, исключительных обстоятельств, препятствующих исполнить решение суда, не имеется; на протяжении длительного времени органом местного самоуправления реальных действий по исполнению решения суда предпринято не было; не обоснован срок отсрочки до 31 декабря 2024 года; неисполнение решения суда в установленные сроки нарушает принципы правосудия.

Представитель УФССП России по Псковской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен должным образом.

Определением судьи Стругокрасненского районного суда Псковской области от 30 июля 2024 года в удовлетворении заявления администрации Струго-Красненского муниципального округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Стругокрасненского районного суда от 02 марта 2021 года по делу № 2-134/2018 сроком до 31 декабря 2024 года, отказано.

В частной жалобе директора администрации Струго-Красненского муниципального округа ставится вопрос об отмене определения судьи, как незаконного и необоснованного, и удовлетворении требований о предоставлении отсрочки исполнения решения суда. Указывается, что суд не принял во внимание довод о том, что Администрацией района было выполнено решение суда и "обеспечена разработка проекта рекультивации..." путем издания постановления Администрации Струго-Красненского района от 23.03.2020 № 91 "О проведении электронного аукциона". Результатом аукционных процедур стал подписанный электронно 22.04.2020 муниципальный контракт № (****) на разработку проектно-сметной документации по ликвидации свалки твердо-бытовых отходов вблизи <****>. В настоящее время проектная документация проходит государственную экологическую экспертизу в третий раз с отрицательным результатом. В связи с этим Администрацией округа 19.02.2024 г. за исх. (****) на имя заместителя природоохранного межрайонного прокурора направлено письмо с просьбой оказать содействие в направлении проектной документации после исправления замечаний в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (орган рассматривающий последний раз проектную документацию). 22.03.2024 г. на основании постановления Администрации округа №(****) назначены общественные слушания по проекту рекультивации. В настоящее время проект рекультивации проходит экологическую экспертизу в Центрально-Черноземском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и пока экспертная комиссия не примет положительного или отрицательного заключения Администрация округа не может предпринимать каких-либо шагов к исполнению решения.

В представленных возражениях на жалобу и.о. природоохранного межрайонного прокурора указывает на законность и обоснованность определения суда первой инстанции, отсутствие исключительных обстоятельств, позволяющих предоставить отсрочку исполнения судебного акта, непредставление заявителем доказательств того, что по истечении срока отсрочки основания для её предоставления отпадут, и решение суда будет исполнено. Сама по себе сложность исполнения решения суда, требующего совершения предусмотренных законом и нормативными актами процедурных действий на каждом этапе исполнения, не может быть признана достаточным основанием для предоставления отсрочки его исполнения. Предоставление отсрочки не обеспечит баланс интересов сторон, влечет длительное неисполнение решения суда, направленного на устранение нарушений прав неопределенного круга лиц, что является недопустимым.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы и возражений на неё, судья апелляционной инстанции приходит к следующему.

Решением Стругокрасненского районного суда от 12 ноября 2018 года на Администрацию Струго-Красненского района возложена обязана в течение семи месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить разработку проекта рекультивации земель для земельного участка, расположенного в <****> после чего обеспечить проведение работ по рекультивации этого земельного участка в срок, установленный указанным проектом.

Определением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 17 октября 2019 года Администрации Струго-Красненского района Псковской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 01 апреля 2019 года, определением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 21 марта 2022 года предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до 31 декабря 2022 года, определением Стругокрасненского районного суда Псковской области от 04 августа 2023 года в предоставлении отсрочки отказано.

До настоящего времени решение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 12 ноября 2018 года не исполнено.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В силу ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

При наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения (ст. 434 ГПК РФ).

В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению (п. 23).

Из разъяснений, содержащихся в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", следует, что по смыслу положений статьи 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ, основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении № 104-О от 18 апреля 2006 года, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок. С учетом этого, основания для отсрочки либо рассрочки исполнения решения должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Заявитель, обратившийся к суду с требованием о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, обязан обосновать требование, представить доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения, а также возможности в результате предоставления отсрочки исполнить судебное постановление к указанному сроку.

Таким образом, по смыслу указанных норм, правовых позиций предоставление отсрочки исполнения судебного акта является исключительной мерой, которая должна применяться судом лишь при наличии уважительных причин, затрудняющих исполнение решения суда.

Исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности с обеспечением баланса прав и законных интересов взыскателя и должника. Отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.

Суд первой инстанции с учетом приведенных правовых норм и разъяснений пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда.

Вопреки доводам частной жалобы, Администрацией Струго-Красненского района Псковской области не представлено доказательств наличия исключительных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда.

При предоставлении отсрочки до 01.04.2020, 31.12.2022 суд первой инстанции принимал в качестве доказательств невозможности исполнения решения суда в установленный срок, то обстоятельство, что проектная документация «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов <****>» подготовлена подрядной организацией и проходит государственную экологическую экспертизу. При этом указывалось, что подрядчик изготовил проектную документацию, но она не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. По рекомендации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проектная документация дорабатывается с учетом указанных замечаний.

Данное обстоятельство вновь заявлено в частной жалобе, как обстоятельство, препятствующее исполнению решения суда.

В настоящее время проектная документация «Рекультивация свалки твердых коммунальных отходов в <****>» подготовлена подрядной организацией и проходит государственную экологическую экспертизу. Согласно заключению экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденному приказом Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от (дд.мм.гг.) (****), представленная проектная документация не соответствует экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Рекомендовано доработать проектную документацию с учетом указанных замечаний.

Таким образом, предоставление отсрочки исполнения решения суда не обеспечит требований справедливости и соразмерности, приведет к длительному неисполнению судебного акта, отдаляя реальную защиту нарушенных прав и законных интересов взыскателя, в данном случае - неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Указанные в заявлении о предоставлении отсрочки исполнения решения судьи обстоятельства, не являются исключительными, позволяющими предоставить отсрочку исполнения судебного акта.

С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого определения не имеется, в связи с чем, жалоба администрации Струго-Красненского муниципального округа удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь п. 1 ст. 334 ГПК РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение Стругокрасненского районного суда Псковской области от 30 июля 2024 года об отказе в удовлетворении заявления администрации Струго-Красненского муниципального округа о предоставлении отсрочки исполнения решения Струго-Красненского районного суда от 02.03.2021 по делу № 2-134/2018 сроком до 31.12.2024, оставить без изменения, частную жалобу администрации Струго-Красненского муниципального округа - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его изготовления в окончательной форме, через суд первой инстанции.

Копия настоящего определения будет направлена лицам, участвующим в деле, в пятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Ю. Белоногова

33-1709/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Псковская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация Стругокрасненского района Псковской области
МП "ЖКХ"
Другие
ОСП пог. Пскову Псковской области
Управление Росприроднадзора по Псковской области
Государственный комитет Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Общество с ограниченной ответственностью "Экопром"
Суд
Псковский областной суд
Судья
Белоногова Надежда Юрьевна
Дело на сайте суда
oblsud.psk.sudrf.ru
10.09.2024Передача дела судье
08.10.2024Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
18.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2024Передано в экспедицию
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее