Дело № 2-6852/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 ноября 2016 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Стома Д.В.,
при секретаре Дружининой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П.А.П. к Государственному учреждению – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение,
У С Т А Н О В И Л:
П.А.П. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что является инвалидом № группы, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе: путёвки на санаторно-курортное лечение. С < Дата > года имеет инвалидность 2 группы бессрочно. В соответствии с действующим законодательством имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение ежегодно, однако за 2015 год путевка не была предоставлена. На основании изложенного просит обязать ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить за счёт средств федерального бюджета путёвку на санаторно-курортное лечение за < Дата > год.
Определением Ленинградского районного суда г. Калининграда от < Дата > дело передано для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд г. Калининграда.
Истица П.А.П. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
В судебном заседании представитель истицы – Митрохина Н.И. иск поддержала, просила требования удовлетворить. Полагала, что отсутствие надлежащего финансирования не может быть основанием для нарушения права инвалида на получение средства реабилитации в виде санаторно-курортного лечения в течение каждого календарного года.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ – Девяткина Г.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, поддержала письменные возражения, дополнительно пояснив, что ежегодное обеспечение санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, действующим законодательством о государственной социальной помощи не предусмотрено. Также не предусмотрено приоритетное либо внеочередное обеспечение санаторно-курортным лечением граждан, имеющим право на государственную социальную помощь. По данным Фонда истица состоит на учёте для обеспечения санаторно-курортным лечением с < Дата >. По состоянию на < Дата > номер очереди П.А.П. для получения путёвки – №, права на внеочередное обеспечение санаторно-курортным лечением у нее нет. На законодательном уровне установлено ограничение обязательств отделения Фонда по предоставлению путёвок гражданам льготных категорий объёмом средств, перечисляемых отделению Фонда из федерального бюджета на указанные цели. Обеспечить граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, за пределами выделенных из федерального бюджета средств либо за счёт каких-либо иных средств, региональное отделение в соответствии с действующим законодательством не представляется возможным. Удовлетворение искового заявления автоматически приведёт к нарушению прав граждан, имеющих аналогичные права, так как даст истцу право на внеочередное обеспечение санаторно-курортным лечением, поскольку действующее законодательство устанавливает приоритет в отношении судебных решений и регламентированные сроки по исполнению. В соответствии с Конституцией РФ и в целях соблюдения равных прав граждан, имеющих аналогичные права на обеспечение санаторно-курортным лечением, просила в удовлетворении иска отказать в полном объёме.
Представитель ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» по доверенности - Ф.Э.В., просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Заслушав представителей сторон, исследовав все доказательства по делу в их совокупности и дав им оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что П.А.П. с < Дата > бессрочно установлена инвалидность № группы по общему заболеванию и имеет права и льготы, установленные п. 8 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, согласно которому инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
С < Дата > в соответствии с индивидуальной программой реабилитации истица поставлена на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением, регистрационный номер по состоянию на < Дата > №, по состоянию на < Дата > – №.
< Дата > П.А.П. обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за < Дата > год, представив пакет необходимых документов.
Судом установлено, что в < Дата > году П.А.П. санаторно-курортной путёвкой не обеспечивалась.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона № 178-ФЗ, предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определённые в соответствии с законодательством РФ о контактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года № 328 (с последующими изменениями) утверждён Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно- курортное лечение.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путём предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путёвок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включённые в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Организация приобретения путёвок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно- курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключённых между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно- профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путёвки по форме № 070/у-04, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004 года № 256. Справка для получения путёвки действительна в течение 6 месяцев.
Заявление о предоставлении путёвки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по установленной форме, подаётся гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования РФ или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно- курортное лечение, по месту жительства с 01 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения и справки для получения путёвки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было предоставлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путёвки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.03.2012 года № 271н утверждён Административный регламент предоставления Фондом социального страхования РФ гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования РФ путёвок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путёвке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства РФ, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством РФ.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 №864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путёвкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счёт денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования РФ.
Фонд социального страхования РФ распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключёнными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 – 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ).
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.09.2004 года № 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.
Объём необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путёвками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты РФ, и численности граждан, включённых в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 01 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчёта объёма средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённой постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 года № 1294).
Путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования РФ за счёт и в рамках выделенных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведённых нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объёме финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путёвки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путёвки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путёвки на санаторно- курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обуславливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путёвки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очерёдности обеспечения граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, что – при условии соблюдения указанной последовательности – согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 года № 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путёвками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от < Дата > П.А.П. было отказано в удовлетворении иска к ОГКУ Калининградской области «Центр социальной поддержки населения», ГУ Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за < Дата > год.
В установленном законом порядке, истица была принята на учёт для обеспечения санаторно-курортным лечением, следовательно, путёвка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена П.А.П., исходя из последовательности, определяемой датой регистрации ее заявления, то есть в порядке очередности.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в < Дата > году истица была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания.
Отказывая в иске, суд принимает во внимание права иных граждан – получателей набора социальных услуг, состоящих на учёте для получения путёвок на санаторно-курортное лечение по Калининградской области, заявления которых о предоставлении путёвки были зарегистрированы ранее обращения истицы по данному вопросу в территориальный орган Фонда социального страхования РФ.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путёвок на санаторно-курортное лечение, как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Не предоставление инвалиду путёвки на санаторно-курортное лечение до истечения календарного года со дня возникновения у него права на обеспечение путевкой, само по себе прав истицы не нарушает, в связи с чем, у суда не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности обеспечить конкретного гражданина путевкой за прошедший год в первоочередном порядке. Если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования РФ либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путёвки на санаторно-курортное лечение, подтвердив своё право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путёвкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на её предоставление.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования, заявленные П.А.П., не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска П.А.П. к Государственному учреждению – Калининградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение за < Дата > год – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.
Судья Д.В. Стома