Дело № 2-15/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 января 2023 года пос.Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Липкиной О.А.,
с участием истца И.,
представителя истца Е. (по устному заявлению),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению И. к администрации Костомукшского городского округа, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия о признании права собственности на земельный участок, о признании незаконным решения, об утверждении схемы расположения земельного участка,
установил:
иск предъявлен по тем основаниям, что истец И. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, Костомукшский городской округ, <адрес>, территория <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом зарегистрировано в ЕГРН. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предоставлении ему в собственность земельного участка общей площадью 800 кв.м под жилым домом. Решением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ отказано, поскольку указанный земельный участок относится к землям лесного фонда. Уточнив заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ, истец просил признать ответ Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <данные изъяты> незаконным, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия согласовать схему расположения земельного участка общей площадью <данные изъяты>.м на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> и предоставить спорный земельный участок в собственность, учитывая положения п.7 ст.3.5 ФЗ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», признать право собственности на спорный земельный участок (2 том л.д.№).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрация Вокнаволокского сельского поселения, ФИО15, ФИО16
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МТУ Росимущество в <адрес> и <адрес>, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
В судебном заседании истец И., его представитель Е. поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) ФИО7 извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в отзыве на исковое заявление просила в удовлетворении иска отказать, рассмотреть дело без участия представителя Министерства. Указала, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в адрес Министерства с заявлением о предоставлении ему земельного участка в кадастровом квартале 10:04:0026501 согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории (вх.№). Министерством был направлен запрос в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, для согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка. С учетом письма Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Министерством было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ №.4-21 об отказе в предоставлении истцу земельного участка в собственность, согласно схеме, ввиду его расположения на землях лесного фонда. Также указало, что Министерство не наделено полномочиями по распоряжению земельными участками из состава лесного фонда, находящимися в федеральной собственности.
Представитель ответчика администрации Костомукшского городского округа ФИО8 извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в отзыве на исковое заявление указала, что не возражает против удовлетворения заявленных требований.
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия ФИО9 извещена о времени и месте судебного заседания, в отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указала, что объект капитального строительства с кадастровым номером 10:04:0026501:401 согласно публичной кадастровой карте, а также государственного лесного реестра расположен в границах земель лесного фонда <данные изъяты> Министерство не располагает документами-основаниями, подтверждающими возникновение права на объект недвижимого имущества до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому отсутствует возможность применения нормы, содержащей в пункте п.7 ст.3.5 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ. В дополнениях к отзыву от ДД.ММ.ГГГГ на исковое заявление указано, что земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, находится в границах 20-метровой береговой полосы, полагала, что исковые требования в части установления границы земельного участка в пределах 20-метровой береговой полосы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> (далее - МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес>) ФИО10 исковые требования не признавала, указав, что МТУ Росимущества в <адрес> и <адрес> осуществляет полномочия собственника земельного участка в рамках полномочий, определенных Положением, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №. Земельный участок с кадастровым номером 10:04:0026501:225 относится в категории земель - земли лесного фонда, для ведения лесного хозяйства, площадью 160022340 кв.м, является собственностью Российской Федерации. В силу подпункта 1 пункта 1 ст.8 ЗК РФ отнесение земель, находящихся в федеральной собственности, к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются Правительством РФ. В соответствии со ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта. Просила дело рассмотреть в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес> ФИО11 извещена о времени и месте судебного заседания, в отзыве просила рассмотреть дело в отсутствие представителя, указала, что сведения о земельном участке площадью 800 кв.м, на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>, Костомукшский городской округ, <адрес> в ЕГРН отсутствуют.
Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ФИО12, третьи лица администрация Вокнаволокского сельского поселения, ФИО15, ФИО16 извещены о времени и месте судебного заседания, возражений по заявленным требованиям не представили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела №, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно ст. 1 Закона Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» (далее Закон №1980-ЗРК), вступившего в силу с 01.01.2016, в соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», ч. 1.2 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу ст. 3 Закона №1980-ЗРК полномочия, указанные в ст.1 настоящего Закона, осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченным Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П функции в сфере управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, возложены на Министерство имущественных и земельных отношении Республики Карелия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 432 утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 5.35(3) которого Росимущество принимает в установленном порядке решения об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, если иное не установлено федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Порядок подачи заявления для земельных участков, находящихся в федеральной собственности, регламентирован Административным регламентом (утв. Приказом Росимущества от 11.09.2020 N 261).
В письме Росреестра от 28.11.2017 № 01-14004-ГЕ/17 «Об устранении противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (вместе с <Письмом> Минэкономразвития России от 08.11.2017 № 31677-ВА/Д23и «О рассмотрении обращения» Об особенностях предоставления земельных участков из земель лесного фонда с учетом положений федеральных законов, измененных Федеральным законом № 280-ФЗ, с учетом положений, введенных Федеральным законом № 280-ФЗ, Минэкономразвития России, в том числе, обращает внимание на особенности предварительного согласования предоставления земельного участка, который образуется в границах лесного фонда, с целью обеспечения использования объекта недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в ЕГРН и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов (далее - застроенный лесной участок). Указано, что принятие решения о предварительном согласовании предоставления застроенного лесного участка осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в рамках переданных ему полномочий в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, предоставление застроенного лесного участка осуществляется исполнительным органом государственной власти, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации. Таким органом является Росимущество.
Согласно положениям пункта 1 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» при образовании земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Статьями 2 и 3 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие), а к нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дорога и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие).
Согласно пункту 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества.
Пунктом 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что отказ в согласовании схемы по основаниям, указанным в пункте 6 настоящей статьи, не допускается в случае согласования схемы, подготовленной для образования земельного участка, который расположен в границах лесничества, лесопарка или границы которого пересекают границы лесных участков и (или) лесничества, лесопарка, если на таком земельном участке расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов. В указанных случаях отказ в согласовании схемы допускается только при условии, что площадь образуемого земельного участка превышает предельные (максимальные) размеры земельных участков, установленные в соответствии с частью 20 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а если указанные предельные (максимальные) размеры не установлены, - в случае, если площадь образуемого земельного участка превышает площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования. В уведомлении об отказе в согласовании схемы должны быть указаны основания для такого отказа.
Порядок подготовки и утверждения данной схемы определен в пунктах 2 - 5 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим Федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 4.7 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» образование лесного участка, на котором расположен объект недвижимого имущества, права на который возникли до 1 января 2016 года, зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и использование (назначение) которого не связано с использованием лесов, осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. При этом подготовка проектной документации лесного участка не требуется. Площадь такого лесного участка определяется в соответствии с правилами пункта 7 статьи 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Если лесной участок, указанный в части 1 настоящей статьи, подлежит образованию из состава земель лесного фонда, в решении о предварительном согласовании его предоставления категория земель указывается исходя из сведений Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании объекта недвижимого имущества, который расположен на таком лесном участке, а также с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории. При этом принятие решения о переводе лесного участка из состава земель лесного фонда в земли иных категорий не требуется.
По делу установлено, что И. обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка с кадастровым номером 10:04;0026:501, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>, <данные изъяты>, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, на указанном земельном участке расположен жилой дом б/н, принадлежащий истцу на праве собственности с кадастровым номером <данные изъяты>.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, который принадлежит на праве собственности Российской Федерации; категория земель - земли лесного фонда (л.д. № том 2).
Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия, по заявлению И. было принято решение, изложенное в письме от № об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка для целей использования - «для личного подсобного хозяйства». В рамках рассмотрения заявления истца Министерством был направлен запрос в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия для согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка. По информации, содержащейся в письме Министерства природных ресурсов и экологии РК от 18.08.2022 №14376/04-11/МПРиЭ-и, испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах лесного квартала 99 Вокнаволокского лесничества (по материалам лесоустройства) Вокнаволокского участкового лесничества Костомукшского лесничества. Указано, что Министерство в соответствии с пп.2 п.1 ст.83 Лесного кодекса РФ, на основании Постановления Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 № 206-П не обладает полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Обращено внимание, что в соответствии в п.6 ст.36 Градостроительного кодекса РФ для земель лесного фонда градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, что исключает возможность использования земель лесного фонда для испрашиваемых целей, не указанных в ст.25 Лесного кодекса РФ. (Том 1 л.д. 13).
Из письма Министерства природных ресурсов от 23.08.2022 №14684/04-12/МПРиЭ-и усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен на землях лесного фонда в границах 99 Вокнаволокского лесничества (по материалам лесоустройства) Вокнаволокского участкового лесничества Костомукшского лесничества. Учитывая, что право собственности истца на жилой дом, расположенный на испрашиваемом земельном участке, возникло после 01.01.2016, п.7 ст.3.5 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не применим, Министерство отказало в согласовании схемы земельного участка на основании п.6 ст.3.5 № 137-ФЗ.
С ответом Министерства от <данные изъяты> не согласился истец, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском, просил признать за ним право собственности на испрашиваемый земельный участок.
Согласно ч. 1 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В частности, гражданские права и обязанности возникают в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Как следует письма Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от <данные изъяты>, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах лесного квартала, входит в составе земель лесного фонда, находится в федеральной собственности, у Министерства отсутствуют основания для удовлетворения заявления.
Вместе с тем, Министерство не является органом, уполномоченным принимать решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) земельного участка из земель лесного фонда.
Согласно ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Из положений пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что исключительное право граждан, являющихся собственниками зданий, сооружений, на приобретение земельных участков под этими объектами, является производным от права собственности на расположенные на этих земельных участках здания и сооружения; такое право предоставляется исключительно в пределах площади, занятой объектом недвижимости и необходимой для его использования.
В силу ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и п. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда, а также лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1). Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами (п. 2).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Перечень оснований для отказа уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка содержится в пункте 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим.
В частности, в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение о таком отказе принимается в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего кодекса.
Согласно п. 17 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, предварительное согласование предоставления земельного участка представляет из себя один из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов; имеет место быть в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Пунктами 1 и 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы вопросы содержания заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и документов, которые к нему прилагаются.
В ходе рассмотрения настоящего дела, в том числе, установлено, что земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства с кадастровым номером 10:04:0026501:401, находится в границах 20-метровой береговой полосы. Указанное основание в обжалуемом решении отсутствует, также отсутствует указание в какой именно уполномоченный орган необходимо обратиться истцу за предоставлением испрашиваемого земельного участка (том 2 л.д. №104).
С учетом изложенного, обжалуемое решение не отвечает требованиям законодательства, поскольку не содержит конкретные основания, установленные подпунктом 2 пункта 8 статьи 39.15, статьей 39.16, подп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации для отказа в предоставлении земельного участка, кроме этого, в решении имеется ссылка на недействующее постановление Правительства Республики Карелия от 06.10.2010 № 206-П.
Как следует из дела, а также из материалов гражданского дела №, в частности, из архивной справки, представленной ГБУ РК «Национальный архив Республики Карелия», в похозяйственной книге <адрес> сельского <адрес> КАССР за 1966-1968 гг. значится хозяйство ФИО1, глава семьи, 1898 г.р., адрес хозяйства <адрес>. Из построек, находящихся в личной собственности хозяйства указан жилой дом, год возведения до 1918, имеется земля в личном пользовании на ДД.ММ.ГГГГ - 0,04 га. Из справки, выданной Вокнаволокским сельским Советом депутатов трудящихся района Калевалы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 (отец истца) является единственным наследником на имущество его матери ФИО3 (т.1 л.д. 53). Из страхового свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ следует, что бабушка истца ФИО1, проживавшая в Пирттигубе, страховала имущество. В последующем (1995, 1996г.г) страхование имущества осуществляла ФИО13 (мать истца) (т.1 л.д.55-57). Решением Костомукшского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ № за И. признано право собственности в порядке приобретательной давности на жилой дом с инвентарным номером 256, общей площадью 79,9 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Костомукшский городской округ, д. Вокнаволок, <адрес>.
Согласно представленным в дело материалам, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, расположен в границах лесного квартала 99 Вокнаволокского лесничества (по материалам лесоустройства) Вокнаволокского участкового лесничества Костомукшского лесничества.
Согласно сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> в настоящее время ЕГРН содержит сведения о земельном участке (далее - ЗУ) с кадастровым номером <данные изъяты>, местоположение определено как - <адрес>, <данные изъяты>, категория земель - земли лесного фонда, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства, площадь 160022340 кв.м. Граница ЗУ с кадастровым номером <данные изъяты> установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, государственный кадастровый учет земельного участка был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 8 земельных участков путем раздела ЗУ с кадастровым номером 10:00:0000000:28, расположенного на территории: <адрес> кадастрового округа, территория Костомукшского и Калевальского кадастровых районов, Костомукшское лесничество, Вокнаволокское участковое лесничество, <адрес>, 33-37, 60-71, 90-99, 116-128, 136-140, 163, 176-177, 183-184, 191-196. Государственный кадастровый учет изменений в сведениях о местоположении границы и площади ЗУ с кадастровым номером 10:04:0026501:225 был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом о кадастре по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с исправлением кадастровой ошибки в местоположении границы ЗУ с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, Костомукшский городской округ, Костомукшское лесничество, Вокнаволокское участковое лесничество, <адрес>,58,60-71,95-99,124-128.
По сведениям ЕГРН в пределах границы ЗУ с кадастровым номером № расположено здание с кадастровым номером № местоположение определено как: Российская Федерация, <адрес>, <данные изъяты> <адрес>, <данные изъяты> назначение - жилое, площадь 88 кв.м, год завершения строительства - 1928 <адрес> участок площадью 800 кв.м, на котором располагается жилой дом, не сформирован.
Согласно выписке ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2022-180138316 регистрация права собственности дома истца осуществлена ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Костомкшского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом является 1928 года постройки, расположен по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, вид разрешенного использования для ведения садоводства, расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером 10:04:0026501:225.
Согласно ответу администрации Костомукшского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № территория Пирттигубы расположена на расстоянии ориентировочно 7 км от <адрес> и является, согласно Генеральному плану Костомкшского городского округа историческим населенным пунктом, однако границы населенного пункта не установлены. Согласно сведениям из Публичной кадастровой карты, на территории Пирттигубы расположены несколько земельных участков, а также жилой дом, указанные объекты недвижимости принадлежат гражданам на праве собственности. Территория Пирттигубы ранее являлась зоной жилой застройки (том 2 л.д. №). В настоящее время, в соответствии с Генеральным планом Костомукшского городского округа, жилой дом с кадастровым номером № расположен в границах зоны с особым природоохранным режимом - в нерестоохранной зоне вдоль рек и озер, жилой дом расположен в границах зоны неиспользуемых природных территорий (НТ).
Суд приходит к выводу, что право собственности на жилой дом у истца возникло до ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на его регистрацию в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество ДД.ММ.ГГГГ, использование земельного участка истцом не связано с использованием лесов, отказ в согласовании такой схемы расположения земельного участка противоречит пункту 7 статьи 3.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Вместе с тем, требование истца об обязании ответчиков утвердить схему расположения земельного участка не подлежит удовлетворению в связи с тем, что ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия не является уполномоченным органом с учетом принадлежности земельного участка к землям лесного фонда, в свою очередь, доказательства личного обращения истца к ответчику Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия с заявлением о предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка, в материалах дела отсутствуют.
Как разъяснено в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации признан утратившим силу с 1 марта 2013 г. Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ, вместе с тем аналогичные положения о возникновении прав на имущество, подлежащее государственной регистрации, содержатся в настоящее время в пункте 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Защита права истца на предоставление земельного участка в собственность возможна в рамках оспаривания действий (бездействия) или решений государственного органа, связанных с рассмотрением обращения, а не путем признания права собственности.
В связи с чем суд полагает необходимым заявленные исковые требования удовлетворить частично, а именно: в удовлетворении требования о признании права собственности на спорный земельный участок отказать, решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от <данные изъяты> признать незаконным, возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов И. путем повторного рассмотрения его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность с указанием всех оснований для отказа, указав уполномоченный орган, в который необходимо обратиться истцу.
Иск И. к администрации Костомукшского городского округа, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Мурманской области и Республике Карелия оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования И. удовлетворить частично.
Решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, оформленное письмом от <данные изъяты>, признать незаконным.
Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов И. путем повторного рассмотрения его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Иск И. к администрации Костомукшского городского округа, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и <адрес> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В. Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ
составлено 16 января 2023 года