Мотивированное решение
составлено 20 декабря 2018 года
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
Невьянский городской суд Свердловской области 17 декабря 2018 года
в составе председательствующего судьи Черепанина М.А.,
при секретаре судебного заседания Маслове Д.О.,
с участием:
административного истца – Назарова С.Я., представителя административного истца – адвоката Сальникова С.А., действующего на основании доверенности,
представителей административного ответчика – Думы Невьянского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° – Ланцовой Рћ.Р., действующей РЅР° основании доверенности, Замятиной Р›.РЇ. (председатель),
представителя заинтересованного лица Невьянского городского прокурора - старшего помощника Невьянского городского прокурора Мухлыниной М.Д., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Назарова Степана Якимовича к Думе Невьянского городского округа о признании незаконным решения,
установил:
Назаров С.Я. (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с иском к Думе Невьянского городского округа (далее по тексту – административный ответчик) о признании незаконным решения Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000 о досрочном прекращении полномочий Назарова С.Я. в качестве депутата.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением Думы Невьянского городского округа от 00.00.0000 принято решение о досрочном прекращении полномочий административного истца в качестве депутата.
С указанным решением административный истец не согласен, полагает его незаконным, необоснованным поскольку имущество в декларации не указано в связи с технической ошибкой.
В судебном заседании административный истец Назаров С.Я., его представитель адвокат Сальников С.А., действующий на основании доверенности, заявленные административные требования поддержали, настаивали на их удовлетворении в полном объеме, суду пояснили, что административный истец представил справку, заполненную собственноручно в которой указал наличие у него прицепа к автомобилю, представленная справка не была принята сотрудником аппарата Думы 1, поскольку требовалось заполнение справки с использованием текстового редактора. 1 заполнила справку для Назарова С.А и при этом не указала прицеп к автомобилю, который и был выявлен в ходе проверки. Полагали что в действия административного истца не было умысла в связи с чем у Думы отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения, кроме того пояснили, что 00.00.0000 решением Думы было отказано в удовлетворении представления прокурора о досрочном прекращении полномочий, в связи с чем отсутствовали основания для проведения 00.00.0000 внеочередного заседания Думы на котором и было принято оспариваемое решение.
Представители административного ответчика – Думы Невьянского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° Ланцова Рћ.Р., действующая РЅР° основании доверенности, Замятина Р›.РЇ. (председатель) возражали против удовлетворения заявленных административных требований, СЃСѓРґСѓ пояснили, что РїСЂРё принятии оспариваемого решения Дума руководствовалась положениями закона РѕС‚ 25.12.2008 в„–273-ФЗ «О противодействии коррупции» Рё поскольку РЅРѕСЂРјР° СЃС‚.13.1 указанного закона предусматривает единственно РІРѕР·РјРѕР¶РЅСѓСЋ меру публичной ответственности Р·Р° предоставление недостоверных сведений РѕР± имуществе представительным органом принято решение Рѕ досрочном прекращении полномочий административного истца. РќР° заседании Думы состоявшемся 24.10.2018 РЅРё РѕРґРёРЅ РёР· РґРІСѓС… представленных проектов решения (Рѕ досрочном прекращении полномочий или РѕР± отказе РІ удовлетворении представления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°) РЅРµ набрал необходимых 11 голосов депутатами было принято решение Рѕ назначении внеочередного заседания, которое было назначено РЅР° 29.10.2018. РџСЂРё голосовании 29.10.2018 большинство депутатов проголосовали Р·Р° досрочное прекращение полномочий административного истца РІ качестве депутата. Полагали РѕР± отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица – Невьянского городского прокурора – Мухлынина М.Д., действующая на основании доверенности, суду пояснила что при проведении проверки было выявлен факт не указания административным истцом в справке представленной за 2017 год прицепа к легковому автомобилю ( государственный регистрационный знак *** регион 66) что и послужило основанием для внесение представления на имя Председателя Думы Невьянского городского округа. Выразила мнение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав представленные доказательства суд приходит к следующему.
30.09.2018 Невьянским городским прокурором на имя Председателя Думы Невьянского городского округа внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, составленное по итогам проведения надзорных мероприятий за достоверностью сведений отраженных депутатами в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В связи с указанными нарушениями законодательства, ссылаясь на положения части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» прокурор в представлении просил рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов Думы Невьянского городского округа в том числе и административного истца.
Решением Думы Невьянского городского округа от 29.10.2018 полномочия административного истца в качестве депутата досрочно прекращены с 29.10.2018.
Не согласившись с указанным решением административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением.
В соответствии с положениями статьи 218 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Обжалуемое решение принято 29.10.2018, административное исковое заявление поступило в суд 31.10.2018, срок на обращение в суд за защитой нарушенного права не пропущен.
Проверяя в соответствии с пп. «а» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия, суд исходит из следующего.
Основания для досрочного прекращения полномочий депутата Думы Невьянского городского округа перечислены в части 1 статьи 26 Устава Невьянского городского округа, в том числе подпункт 10.1 пункта 1 статьи 26 Устава предусматривает в качестве основания для досрочного прекращения полномочий депутата несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Частью 2 статьи 26 Устава Невьянского городского округа установлено, что Решение Думы муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата по всем указанным основаниям, за исключением отзыва депутата избирателями, принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Думы муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии у административного ответчика полномочий на принятие оспариваемого решения.
Проверяя в соответствии пп. «б» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации судом прядок принятия оспариваемого решения суд руководствуется следующим.
Поскольку Регламентом Думы Невьянского городского округа, утверждённым Решением Думы Невьянского городского округа от 25.05.2016 N 65 (в редакции от 22.02.2017) не определены особенности принятия решения о досрочном прекращении полномочий депутата, суд руководствуется общими положениями, регламентирующими порядок принятия Думой решений изложенных в статье 81 Регламента Думы.
В силу положений абзаца 2 пункта 1 статьи 81 Регламента Думы Решения Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.Частью 2 статьи 22 Устава Невьянского городского округа принятого Решением Невьянской районной Думы от 25.05.2005 N 85 ( в редакции от 24.10.2018) установлено, что Дума городского округа состоит из 20 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет, следовательно для того чтобы решение считалось принятым за него должны проголосовать не менее 11 депутатов.
Как следует из представленной в материалы дела выписки из протокола №11 очередного заседания Думы Невьянского городского округа состоявшегося 24.10.2018 при рассмотрении 15 вопроса касающегося досрочного прекращения полномочий административного истца в качестве депутата ни одно из предложенных решений (об удовлетворении представления Невьянского городского прокурора либо об отклонении представления) не набрало необходимого количества голосов от установленного числа депутатов Думы.
В связи с этим, на очередном заседании Думы, состоявшемся 24.10.2018 депутатами принято решение о созыве внеочередного заседания Думы, которое назначено на 29.10.2018 в 11.00
РР· содержания протокола в„–12 внеочередного заседания Думы Невьянского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ РѕРєСЂСѓРіР° состоявшегося 29.10.2018 следует, что Р·Р° предложенную повестку проголосовали 15 РёР· 20 присутствующих депутатов.
При рассмотрении проекта решения Думы предусматривающего досрочное прекращение полномочий административного истца за данный проект проголосовали 12 из 20 присутствующих депутатов, решение принято большинством голосов от числа избранных депутатов.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия оспариваемого решения.
Проверяя в соответствии с пп. «в» п. 3 ч. 9 ст. 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации наличие основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами суд руководствуется следующим.
Закон N 131-ФЗ устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В силу части 1 статьи 2 Закона N 131-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования относится к лицам, замещающим муниципальную должность.
Согласно части 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ и части 4 статьи 12.1 Закона N 273-ФЗ депутат представительного органа местного самоуправления муниципального образования обязаны предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 12.1 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года N 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области» установлено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляются лицами, замещающими муниципальные должности (за исключением муниципальных должностей глав) в муниципальных образованиях, расположенных на территориях управленческих округов Свердловской области, - в администрации соответствующих управленческих округов Свердловской области, в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной нормативным правовым актом Российской Федерации.
Форма «Справки о доходах» утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года N 460.
В случае непредставления лицом, занимающим муниципальную должность, в том числе и депутатом представительного органа муниципального образования, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, это лицо подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами (пункт 2 части 1 статьи 13.1 Закона N 273-ФЗ).
Непредставление депутатом представительного органа муниципального образования указанных сведений, предусмотренных Законом N 273-ФЗ, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений в силу части 7.1 статьи 40 Закона N 131-ФЗ влечет досрочное прекращение полномочий такого депутата. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Закона N 131-ФЗ).
Доводы административного истца о том, что справка о доходах за 2017 годы была подготовлена не им а иным лицом подлежит отклонению, ответственность за достоверность сведений отраженных в справке несет лицо ее представившее. В представленной справке о доходах за 2017 год не был указан принадлежащий административному истцу прицеп к легковому автомобилю государственный регистрационный знак АУ3209 регион 66.
Указанное обстоятельство как и факт принадлежности административному истцу указанного выше прицепа не оспаривалось административным истцом в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, справка о доходах за 2017 год подписанная административным истцом и представленная уполномоченному работнику аппарата Думы Невьянского городского округа содержала недостоверные сведения, поскольку не содержала сведений о прицепе, принадлежащем административному истцу.
Доводы о том, что представленная административным истцом справка заполненная синей пастой содержала сведения о принадлежащем ему прицепе подлежит отклонению, поскольку в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 31 методических рекомендаций Минтруда России, собственноручное заполнение справки предполагает ее самостоятельное заполнение на персональном компьютере (с использованием текстовых редакторов) или иных печатных устройствах, с последующим заверением личной подписью на титульной стороне каждого листа.
Учитывая наличие у административного истца высшего юридического образования, административный истец имеет знания необходимые для правильного и своевременного заполнения справки о доходах за 2017 год.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для принятия административным ответчиком оспариваемого решения.
Поскольку законодательством не установлены требования к содержанию оспариваемого решения, проверка содержания оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения в соответствии с положениями пункта 4 части 9 статьи 226 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации судом не производится.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей уплаченных административным истцом при подаче административного искового заявления относятся на истца и перераспределению на ответчика не подлежат.
В удовлетворении заявленных административных исковых требований надлежит отказать
Руководствуясь ст.ст. 175-176,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении заявленных административных требований отказать.
Апелляционная жалоба на решение суда по административному делу может быть подана в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через Невьянский городской суд.
Председательствующий –
(М.А. Черепанин)