Дело № 2а-1078
24RS0046-01-2018-005778-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 февраля 2019 года Свердловский районный суд города Красноярска в составе:
председательствующего судьи Прохоровой Л.Н.
при секретаре М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С., Х., М., К. к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании решения незаконным,
УСТАНОВИЛ:
С., Х., М., К. обратились в суд с административным иском Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> Б, незаконным, мотивируя тем, что являются собственниками жилого дома по указанному адресу и имеют преимущественное право приобретения земельного участка. Отказ основан на наличие иных строений на указанном участке. Однако они являются хозяйственными постройками, не требующими оформления.
В судебное заседание административные истцы не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причине неявки суд не уведомили.
Представитель административных истцов С., действующая на основании соответствующей доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям.
Представитель административного ответчика В., действующая на основании соответствующей доверенности, исковые требования не признала, пояснила, что по поступившему от истцов заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка при визуальном осмотре специалиста установлено нахождение трех строений на испрашиваемом участке, в связи с чем в соответствии с п.п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ было отказано в предварительном согласовании поскольку документы на данные строения не представлены. В настоящее время истцы повторно обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Представив заключение кадастрового инженера о том, что кроме жилого дома принадлежащего им на праве собственности, на испрашиваемом земельном участке расположены две хозяйственные постройки. Заявление находится на рассмотрении. Отказ департамента является законным, в удовлетворении иска просит отказать.
Заинтересованные лица в зал суда не явились.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, огласив и исследовав материалы дела, приходит к выводу об обоснованности заявленных требований. Принимая настоящее решение, суд исходит из следующего.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ, на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересы административного истца; на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 2 ст. 1 1 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст. 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Уполномоченный орган власти решает вопрос о предоставлении земельного участка гражданину в порядке, предусмотренном ст. 39.14 ЗК РФ, в частности, принятие органом власти решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ.
На основании п.п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
По смыслу указанной правовой нормы препятствием в продаже гражданину земельного участка является нахождение на испрашиваемом земельном участке принадлежащего кому-либо недвижимого имущества, в том числе и на стадии строительства, поскольку продажа земельного участка без проведения торгов предполагала бы возможность приобретения права собственности на объекты недвижимости принадлежащие иным лицам.
В судебном заседании установлено, что С., Х., М., К. являясь собственниками жилого <адрес>, обратились ДД.ММ.ГГГГ в Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному адресу площадью 1287 кв.м., представив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № КО-17741 заявителям отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с п.п. 4 ст. 39.16 ЗК РФ с указанием на наличие на испрашиваемом земельном участке кроме одноэтажного жилого дома, двух одноэтажных строений. Административным ответчиком представлено заключение по состоянию земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ о том, что на испрашиваемом земельном участке имеется одноэтажный жилой дом, два одноэтажных строения и надворные постройки, с фотографиями.
Однако как следует из заключения кадастрового инженера, после проведения визуального обследования земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, установлено, что на нем находится капитальное строение – жилой дом, а также два других одноэтажных строения, являющихся объектами вспомогательного назначения (хозяйственные постройки). Данные вспомогательные объекты не имеют основания как фундамент, то есть не являются капитальными, в связи с чем не подлежат кадастровому учету и регистрации права.
Иных доказательств в подтверждение оснований принятия обжалуемого решения суду не представлено, заключение от ДД.ММ.ГГГГ и фотографии к нему подтверждают лишь факт наличия строений на испрашиваемом земельном участке.
Таким образом, учитывая, что нахождение на испрашиваемом земельном участке объектов вспомогательного назначения ничьих прав затронуть не может, основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка в силу п.п 4 ст. 39.16 ЗК РФ по мнению суда не является, обжалуемое решение подлежит признанию незаконным.
Кроме того, судом установлено, что в настоящее время истцы обратились с повторным заявлением в ДМИЗО <адрес>, представив заключение кадастрового инженера по объектам расположенным на земельном участке, в этой связи суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть их заявление.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № КО-17741 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Обязать Департамент муниципального имущества и земельных отношений Администрации <адрес> в течении месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть повторно заявление С., Х., М., К. о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Свердловский районный суд города Красноярска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, с 05 февраля 2019 года.
Председательствующий судья Прохорова Л.Н.