Судья Китюх В.В.
Судья-докладчик Сальникова Н.А. № 33-3771/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2021 года | г. Иркутск |
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Герман М.А.,
судей Рудковской И.А., Сальниковой Н.А.,
при секретаре Шаломовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1590/2020 по иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и Иркутской области к Шаповалову Е.Ю., Шаповаловой Н.А., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты), о взыскании в бюджет Иркутской области незаконно полученной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в период стихийного бедствия жилого помещения
по апелляционному представлению Нижнеудинского межрайонного прокурора на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 ноября 2020 года,
установила:
Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации и Иркутской области обратился в суд с иском к Шаповалову Е.Ю., Шаповаловой Н.А., действующим за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты)., о взыскании в бюджет Иркутской области незаконно полученной социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в период стихийного бедствия, указав, что на основании акта обследования жилого помещения от 10.07.2019 №2633 и заключения межведомственной комиссии от 02.08.2019 №2633, соответствующего постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 16.08.2019г. №1228 о сносе аварийных домов ответчикам была предоставлена социальная выплата в размере 3 246 984 руб. на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в наводнении в июне 2019г. на территории Иркутской области, жилого <адрес изъят>, расположенного на <адрес изъят> в <адрес изъят>, что подтверждается свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 14.09.2019 №34431-П-Н. Полученная социальная выплата использована ответчиками на участие в долевом строительстве жилого помещения в <адрес изъят> путём заключения соответствующего договора от 23.10.2019 №99-с33/1. Между тем вышеназванный жилой дом использовался ими в качестве гаража, поскольку на фасаде смонтированы железные ворота, в помещении оборудована смотровая яма, вследствие чего помещение не обладает признаками жилого помещения и в качестве такового ответчиками в период паводка не использовалось. Обращение ответчиков за соответствующей социальной выплатой свидетельствовало о предоставлении в компетентные органы недостоверных сведений, повлекших незаконное получение социальной выплаты.
Прокурор просил суд взыскать с ответчиков в бюджет Иркутской области незаконно полученную социальную выплату в размере 3 246 984 руб.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26.11.2020 исковые требования прокурора оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении Нижнеудинский межрайонный прокурор Подъяблонский Е.В. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов к отмене решения указывает, что исследованными судом доказательствами подтверждается факт того, что дом № 40 по ул. Димитрова в г. Нижнеудинске не являлся жилым и был переоборудован Шаповаловым Е.Ю. для использования в качестве гаража, что ответчик не оспаривал.
Ссылка суда на то, что за ответчиками в установленном порядке зарегистрировано право общей долевой собственности на жилой дом, а не на гараж, а также то, что в отношении спорного дома не проведена процедура перевода помещения из жилого в нежилое, не может служить подтверждением правомерности получения ответчиками социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения, свидетельствует лишь о бездействии собственников объекта недвижимости, не осуществившими действия по переводу помещения из жилого в нежилое.
Обращает внимание, что акты, которые послужили формальным основанием для получения ответчиками социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения (заключение межведомственной комиссии от 02.08.2019 № 2633, постановление администрации от 16.08.2019 № 1228) были отменены компетентными органами.
В письменных возражениях относительно апелляционного представления ответчик Шаповалова Н.А. просила оставить решение суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.
В письменном отзыве на апелляционное представление представитель министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьева К.К. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований прокурора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте разбирательства дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще, о чем свидетельствуют почтовое уведомление, смс-сообщения, отчеты об отслеживании почтовых отправлений, в заседание судебной коллегии не явился представитель третьего лица ОГКУ Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявил, об уважительности причин неявки не уведомил. Судебная коллегия в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело по апелляционному представлению в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Сальниковой Н.А., выслушав объяснения представителя истца Нижнеудинского межрайонного прокурора – прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Иркутской области Нарижняк О.Н., поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя третьего лица министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Григорьевой К.К., ответчиков Шаповалова Е.Ю., Шаповаловой Н.А., действующей за себя и в интересах несовершеннолетних (данные изъяты) (данные изъяты), изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 №110 утверждён Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019 введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019 №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Суд апелляционной инстанции установил, что Шаповалов Е.Ю., Шаповалова Н.А., (данные изъяты) (данные изъяты) являются собственниками жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес изъят> <адрес изъят>, в равных долях по ? доли каждому (л.д. 30-39 том 1).
Ответчики обратились в межведомственную комиссию с просьбой обследовать их повреждённое в наводнении вышеуказанное жилое помещение, и 10.07.2019 был составлен соответствующий акт обследования №2633, в котором со ссылкой на постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 №956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования» указано, что здание дома подтоплено, наблюдается разрушение цоколя, отмостки, фундамента, требуется дополнительное инструментальное обследование.
Согласно техническому заключению по результатам обследования дома ООО «МНСЭ» от 29.07.2019, в наводнение домом получены такие видимые и скрытые повреждения, что в результате подтопления и ветхого состояния здания, обусловленного длительным сроком эксплуатации, выполнение ремонтно-восстановительных работ нецелесообразно. Дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 02.08.2019 №2633 следует, что на основании акта обследования жилого дома, копии постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 03.07.2019 №956 «Об определении границ чрезвычайной ситуации, сложившейся вследствие паводка, вызванного сильными дождями на территории Нижнеудинского муниципального образования», копии вышеуказанного технического заключения, комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания жилого дома в соответствии с п.п.33, 36, 38, 47 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 №47 аварийным и подлежащим сносу.
На основании вышеназванных акта обследования дома и заключения межведомственной комиссии администрация Нижнеудинского муниципального образования 16.08.2019 издала постановление №1228 о сносе данного жилого дома.
Из выплатного дела ответчиков усматривается, что 27.08.2019 ответчики в соответствии с установленным порядком обратились в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» с заявлением о вынесении решения о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в наводнении, представив необходимый пакет документов.
По результатам рассмотрения заявления ответчикам выписано свидетельство от 14.09.2019 №3443-П-Н на право получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в размере 3 246 984 руб.
Социальная выплата использована ответчиками на участие в долевом строительстве <адрес изъят> жилом <адрес изъят> в <адрес изъят>, что подтверждается договором от 23.10.2019 и платёжным поручением от 07.11.2019 №1177440 на сумму 3 246 984 руб.
Разрешая заявленные требования, установив, что ответчики являются собственниками жилого дома по адресу: <адрес изъят>, Номер изъят, а не гаража, который утрачен в результате паводка в июне 2019 года, кроме того, перед обращением в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» за решением о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, истцы получили все необходимые документы, достаточные для такого обращения, принимая во внимание, что при разрешении спора не установлено факта нарушения ответчиками порядка обращения за социальной выплатой на приобретение жилого помещения взамен утраченного в период наводнения спорного жилого дома, а также факта нарушения компетентными органами порядка выдачи соответствующего свидетельства, удостоверяющего право Шаповалова Е.Ю., Шаповаловой Н.А. и их детей на получение социальной выплаты, суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Пунктом 1 постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем» установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Таким образом, меры социальной поддержки по обеспечению жильем, на приобретение или строительство жилого помещения распространяются на граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области.
Порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения определен Положением.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (пункт 3 Положения).
Социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Иркутской области, а также средств бюджета Иркутской области (пункт 5 Положения).
Условия предоставления социальной выплаты изложены в главе 2 Порядка от 17.07.2019 № 556-пп.
Согласно пункту 1 ст. 6 Порядка, право на социальную выплату имеют граждане, являвшиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации; имеющие на момент обращения за предоставлением социальной выплаты постоянную регистрацию по месту жительства в поврежденных жилых помещениях и документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на поврежденные жилые помещения (подпункт 4 пункта 6 Положения).
Требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47.
Согласно пункту 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее – комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Из вышеизложенных нормативных положений следует, что одним из обязательных условий признания за лицом, претендующим на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения является наличие сведений о признании такого жилого помещения аварийным, подлежащим сносу (непригодным для проживания) в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.
Процедура принятия такого решения включает в себя дачу межведомственной комиссией заключения и принятие органом власти соответствующего распоряжения. Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения аварийным и подлежащим сносу, могут быть оспорены в судебном порядке.
Доводы апелляционного представления относительно того, что спорное помещение является нежилым, переоборудовано ответчиком в гараж, материалами дела не подтверждаются и подлежат отклонению.
На дату вынесения решения судом первой инстанции, в материалах дела отсутствовали сведения о наличии у дома статуса нежилого помещения, доказательств в подтверждение этого истцом не представлено.
Суд сделал верное суждение о том, что достоверных, относимых и допустимых доказательств в подтверждение доводов о том, что в день введения режима чрезвычайной ситуации спорный дом жилым помещением не являлся, что он в установленном порядке был признан нежилым помещением, переведён из жилого помещения в нежилое помещение, а также о том, что, обращаясь за соответствующей социальной выплатой, ответчики действовали с заведомо противозаконной целью, суду не представлено. Обращаясь в администрацию Нижнеудинского муниципального образования с заявлением об обследовании жилого дома на пригодность к проживанию, истцы указывали на его повреждения в связи с паводком, после чего члены межведомственной комиссии обследовали данный дом на пригодность его к проживанию и пришли к выводу о признании его аварийным, подлежащим сносу. Факт нахождения жилого дома в зоне затопления и его разрушение в связи с паводком никем не оспаривался. Доказательств предоставления ответчиками недостоверных сведений о состоянии жилого дома при обращении за социальной выплатой, материалы дела не содержат. Постановление о возбуждении уголовного дела от 10.04.2020 по ч.4 ст. 159.2 УК РФ в отношении ответчиков, как и постановление о прекращении производства по делу за отсутствием состава от 10.11.2020 такими доказательствами не являются.
Доводы прокурора о том, что в период разрешения спора данное постановление отменено, а следствие в отношении ответчиков возобновлено, не влияет на выводы суда об отсутствии доказательств наличия у ответчиков заведомо преступного умысла при обращении за социальной выплатой на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
Доводы апелляционного представления об отмене актов, которые послужили формальным основанием для получения ответчиками социальной выплаты на приобретение либо строительство жилого помещения, материалами дела не подтверждаются, процедура получения социальной выплаты ответчиками соблюдена.
Таким образом, доводы апелляционного представления о незаконности и необоснованности решения фактически повторяют позицию истца при обращении в суд и выражают несогласие с выводами суда, противоречат материалам дела, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, не содержат новых обстоятельств и доказательств, опровергающих выводы суда, и не влекут отмену судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой обязательную отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене состоявшегося по делу решения и удовлетворения апелляционного представления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 26 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление– без удовлетворения.
Судья-председательствующий М.А. Герман
Судьи И.А. Рудковская
Н.А. Сальникова