38RS0034-01-2021-000486-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2021 года город Иркутск
Ленинский районный суд города Иркутска Иркутской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Э.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бородиной О.А.,
с участием сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1510/2021 по исковому заявлению Толмачевой ФИО9 к Зайчук ФИО10, Толмачеву ФИО11 о признании договора дарения жилого помещения недействительным, применении последствий недействительности сделки,
установил:
ТолмачеваИ.Н. обратилась в суд с иском к ЗайчукИ.П., Толмачеву А.С. о признании договора дарения жилого помещения недействительным, применении последствий недействительности сделки.
В обоснование исковых требований указала, что 11.09.2020между ней (Одаряемая) и ответчиками (Дарители) заключен договор дарения нежилого помещения по адресу: г.Иркутск,<адрес>, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию.
Просила признать указанный договор дарения недействительным на основании ст. 573 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом от дара и обоюдным соглашением между сторонами о расторжении договора дарения. Применить последствия недействительности сделки.
В судебном заседании истец Толмачева И.Н. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Дополнительно суду пояснила, что целью признания договора дарения жилого помещения недействительным является невозможность оплатить налог в размере 124 000 рублей в связи с отсутствием денежных средств.
Ответчик Зайчук И.П. в судебном заседании исковые требования признал.
Ответчик Толмачев А.С. в судебном заседании исковые требования признал.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основаниясвоих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемом) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии со статьей 573 Гражданского кодекса Российской Федерации, одаряемый вправе в любое время до передачи ему дара от него отказаться. В этом случае договор дарения считается расторгнутым. Если договор дарения заключен в письменной форме, отказ от дара должен быть совершен также в письменной форме. В случае, когда договор дарения зарегистрирован (п. 3 ст. 574), отказ от принятия дара также подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Основания, по которым даритель может отказаться от исполнения дарения, указаны в статье 577 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Даритель вправе отказаться от исполнения договора, содержащего обещание передать в будущем одаряемому вещь или право либо освободить одаряемого имущественной обязанности, если после заключения договора имущественное или семейное положение либо состояние здоровья дарителя изменилось настолько, что исполнение договора в новых условиях приведет к существенному снижению уровня его жизни.
По смыслу положений пункта 1 статьи 577 Гражданского кодекса Российской Федерации отмена дарения возможна только в случае, если предметом договора дарения является обещание передать в будущем одаряемую вещь.
Обещание безвозмездно передать кому-либо вещь или имущественное право либо освободить кого-либо от имущественной обязанности (обещание дарения) признается договором дарения и связывает обещавшего, если обещание сделано в надлежащей форме и содержит ясно выраженное намерение совершить в будущем безвозмездную передачу вещи или права конкретному лицу либо освободить его от имущественной обязанности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, в том числе представленными по запросу материалами дела правоустанавливающих документов, что ****год между Толмачевой И.Н., действующей в интересах сына-Толмачева А.С.,Зайчук И.П. (Участник долевого строительства) и «МУП «Управление капитального строительства г.Иркутска» (Застройщик) заключен договор по участию в долевом строительстве, предметом которого являетсянежилое помещение (строительный №) общей площадью 88,71 кв.м., расположенное на 3 этаже.
Передача объекта долевого строительствав жилом <адрес> г.Иркутска оформлена по акту приема-передачи от ****год.
****год осуществлена государственная регистрация права общей долевой собственности Толмачева А.С. и Зайчук И.П. по 1/2 доли.
****год между Зайчук И.П., Толмачевым А.С. (дарители) и Толмачевой И.Н. (одаряемый) заключен договор дарения, по условиям которого дарители безвозмездно передают в собственность одаряемому нежилое помещение, площадью 89,4 кв.м. по адресу: г.Иркутск, <адрес> кадастровый (или условный) №.
В силу пункта 3 договора дарения данный пункт имеет силу передаточного акта.
****год на основании заявления сторон от ****год осуществлена государственная регистрация переход прав на нежилое помещение, о чем в ЕГРН внесена запись №.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Толмачева И.Н. пояснила, что ****год она написала на имя Зайчук И.П. и Толмачева А.С. заявления об отказе от дара, обещанного по договору от ****год.
****год между ними было подписано соглашение о расторжении договора дарения от ****год с момента его подписания, которое в этот же день передали на государственную регистрацию в многофункциональный центр.
****год Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по <адрес> уведомила о приостановлении государственной регистрации права.
28.07.2021 ей отказано в государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости в связи с не устранением причин, препятствующих регистрации, документы возвращены. Устно разъяснено о необходимости в судебном порядке расторгать договора дарения.
Разрешая спор, суд исходит из того, что возможность отказа одаряемого от дара, предусмотренная п. 1 ст. 573 ГК РФ не может быть реализована одаряемой Толмачевой И.Н., поскольку право собственности на указанную квартиру возникло у нее с момента регистрации договора дарения и перехода права собственности в установленном порядке. Между тем п. 1 ст. 573 ГК РФ регулирует вопросы, касающиеся права одаряемого на отказ от принятия дара, который возможен только до передачи дара.
По обстоятельствам дела установлено, что заключенный между Зайчук И.П., Толмачевым А.С. и Толмачевой И.Н. договор дарения от 11 сентября 2020 года был исполнен, обязательства по передаче имущества одаряемому выполнены, соответствующая запись о переходе права собственности в Единый государственный реестр недвижимости внесена. С учетом этого действия сторон заключенной сделки по расторжению договора дарения путем заключения 15 октября 2020 года соглашения о расторжении договора дарения от 11.09.2020 не основаны на законе.
Написав отказ от дара 15.09.2020, Толмачева И.Н. имела возможность обратиться с регистрирующий орган с заявлением о прекращении государственной регистрации (ст. 31 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), поскольку на тот момент государственная регистрация договора дарения еще не была осуществлена. Однако соответствующим правом не воспользовалась.
В судебном заседании ответчики признали исковые требования в полном объеме.
В силу части 1 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск.
В то же время частью 2 ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Отказывая в принятии признания иска ответчиками, суд исходит из того, что оснований для этого не имеется, поскольку дар принят одаряемой и переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке, признание ответчиками заявленных требований противоречит закону.
С учетом этого суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Толмачевой И. Н.о признании договора дарения жилого помещения от ****год недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Руководствуясь ст. ст. 193, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░12 ░ ░░░░░░ ░░░13, ░░░░░░░░░ ░░░14 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ****░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ****░░░.