Дело № 88а-14307/2020
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
30 сентября 2020 года г. Санкт-Петербург
Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Кулешовой Е.А.,
судей: Зеленского А.М., Жидковой О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Горбунов А.В. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2019 года по делу №2а-5070/2019, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2020 года по административному исковому заявлению Горбунов А.В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, участковой избирательной комиссии № 2233 об оспаривании решений
Заслушав доклад судьи Зеленского А.М., объяснения председателя избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское Пушкарева К.А., возражавшего против доводов, изложенных в кассационной жалобе, заключение прокурора Поповой Е.В. об оставлении решения суда без изменения,
УСТАНОВИЛА:
Горбунов А.В. обратился в Смольнинский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское (далее - ИКМО Смольнинское), участковой избирательной комиссии № 2233 (далее - УИК № 2233) в котором, после уточнения требований в соответствии со статьёй 46 КАС Российской Федерации (л.д. 47 том 2), просил признать незаконным решение названной участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку № 2233 на выборах депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 238.
В этом же иске административный истец оспаривал законность принятого ИКМО Смольнинское решения об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу №238.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права Горбунов А.В. просил суд возложить на ИКМО Смольнинское обязанность принять решение об определении результатов выборов без учета протокола об итогах голосования по избирательному участку № 2233 в течение семи дней со дня вынесения решения судом первой инстанции, обратив принятое решение к немедленному исполнению (том 2 л.д. 47).
Кузнецов П.Г. обратился в Смольнинский районный суд Санкт- Петербурга с административным иском к ИКМО Смольнинское, УИК № 2233, в котором просил признать незаконным решение ИКМО Смольнинское об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 238 (т. 1 л.д. 30-33).
В обоснование административного иска Горбунов А.В., Кузнецов П.Г. ссылались на то обстоятельство, что являлись кандидатами в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва, однако 08 сентября 2019 года при проведении голосования и последующем установлении итогов голосования на избирательном участке УИК № 2233 участковой избирательной комиссией допущены существенные нарушения Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Санкт-Петербурга от 21 мая 2014 года №303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований», что является основанием для отмены решения УИК № 2233 об итогах голосования и решение ИКМО Смольнинское об определении результатов выборов. По мнению истцов, указанные решения избирательных комиссий являются незаконными, поскольку к участию в голосовании на избирательном участке № 2233 допускались как курсанты, еще не заключившие контракт и не имевшие ранее места жительства на территории муниципального округа Смольнинское, так и курсанты, заключившие контракт, но не проживающие и не зарегистрированные на территории воинской части в границах указанного избирательного округа, что являлось основанием для исключения их из списка избирателей.
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 20 сентября 2019 года административные дела по административным искам Кузнецова П.Г., Горбунова А.В. объединены в одно производство с присвоением административному делу номера 2а-5070/2019 (т. 1 л.д. 46-47).
Определением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 29 ноября 2019 года производство по административному делу по административному иску Кузнецова П.Г. к ИКМО Смольнинское, УИК № 2233 о признании незаконным решения ИКМО Смольнинское об определении результатов выборов депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 238 прекращено в связи с принятием судом первой инстанции отказа Кузнецова П.Г. от административного иска (том 2 л.д. 40-41).
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2020 года отказано в удовлетворении административного иска.
На вступившие в законную силу судебные постановления Горбунов А.В. подал кассационную жалобу, в которой ставится вопрос об их отмене и удовлетворении иска Горбунова. В обоснование доводов кассационной жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких обстоятельств судом не установлено.
Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при подготовке и проведении выборов установлены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон об основных гарантиях избирательных прав).
Реализация гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, а также порядок подготовки и проведения таких выборов предусмотрены Законом Санкт-Петербурга от 26 мая 2014 года № 303-46 «О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга» (далее - Закон о выборах депутатов муниципальных советов).
При рассмотрении данного административного дела судом первой инстанции установлены следующие обстоятельства.
Горбунов А.В. являлся зарегистрированным кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва по избирательному округу № 238 (том 1 л.д. 10, т. 2 л.д. 102 с оборотом).
08 сентября 2019 года состоялись выборы депутатов муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское шестого созыва.
Итоги голосования на избирательном участке № 2233 оформлены участковой избирательной комиссией протоколом об итогах голосования 09 сентября 2019 года в 03 часа 50 минут (том 1 л.д. 11-12).
12 сентября 2019 года в 11 часов 50 минут окружной избирательной комиссией № 238 на основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования составлен протокол о результатах выборов по избирательному округу № 238 (л.д. 105-107 том 2).
Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское от 12 сентября 2019 года № 44-1 выборы депутатов муниципального совета названного внутригородского муниципального образования Санкт- Петербурга шестого созыва по многомандатному избирательному округу № 238 признаны состоявшимися и действительными; избранными депутатами признаны: Антонович Д.В., Балтруков Д.Н., Важенин С.А., Кузнецова Е.М., Чеботарь И.К. (том 1 л.д. 131с оборотом).
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что нарушения проведения процедуры голосования, на которые ссылается истец, не имеют доказательств, в связи с чем, отсутствуют основания полагать, что на указанном избирательном участке имели место такие нарушения избирательного законодательства, с которыми Закон об основных гарантиях избирательных прав и Закон о выборах депутатов муниципальных советов связывают недействительность решения об итогах голосования и результатов выборов.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда обоснованно признала эти выводы правильными.
В силу положений статьи 2, пункта 4 статьи 4 Закона об основных гарантиях избирательных прав, избирателем является гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом; активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Факт нахождения места жительства либо пребывания (временного пребывания) гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (пункт 2 статьи 16 указанного Федерального закона).
Регистрация (учет) избирателей, участников референдума военнослужащих, членов их семей и других избирателей, участников референдума, проживающих в пределах расположения воинской части, осуществляется командиром воинской части. Основанием для регистрации (учета) данной категории избирателей, участников референдума является факт нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части, устанавливаемый на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части (пункт 3 статьи 16 указанного Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав, в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных этим же Федеральным законом или иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (пункт 4 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части (пункт 6 статьи 17 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии со статьей 3 Закона о выборах депутатов муниципальных советов, активным избирательным правом обладают военнослужащие, проходящие военную службу по контракту в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа, и члены их семей, если указанные члены семей военнослужащих проживают на территории расположения воинской части, военной организации или учреждения либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части, военной организации или учреждении по месту их службы (в том числе заключившие контракт о прохождении военной службы курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, которые расположены на территории соответствующего избирательного округа).
Включение избирательными комиссиями военнослужащих и членов их семей в списки избирателей связано с фактом регистрации их по месту жительства по адресу расположения воинской части, который устанавливается на основании сведений, представляемых соответствующей службой воинской части.
Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии со статьей 3 названного Закона Российской Федерации, территориальный регистрационный учет вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлены особенности осуществления регистрационного учета военнослужащих и членов их семей.
Так, согласно названной выше норме Федерального закона, военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, соблюдение гражданами правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства позволяет без каких-либо осложнений определить жилое помещение, с которым они связывают реализацию своего права на свободу выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, и тем самым препятствует возникновению ситуаций, затрудняющих достоверное установление места жительства (пребывания) граждан и, как следствие, осуществление принадлежащих им прав и свобод и возложенных на них обязанностей. При этом отсутствие у совершеннолетнего гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации не означает утрату им активного избирательного права, не может служить безусловным основанием для невключения его в списки избирателей в том избирательном округе и на том избирательном участке, в границах которых он фактически проживает, и отказа в голосовании на выборах, в том числе в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления (Определение от 8 декабря 2011 года N 1794-О-О).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав, Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (далее - Военная академия) принадлежит на праве оперативного управления учебно-научное здание, расположенное по адресу: <адрес>, которое находится на территории избирательного участка № 2233 (л.д. 146 том 1).
26 августа 2019 года составлен акт о передаче начальником Военной академии ИКМО Смольнинское сведений о 702 избирателях для составления списка избирателей (л.д. 64 том 1).
05 сентября 2019 года председатель избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское направил в УИК № 2233 уточненные сведения об избирателях, являющихся военнослужащими по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 66).
Актом от 09 сентября 2019 года списки избирателей переданы председателем УИК № 2233 на хранение в Военную академию материально- технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева (л.д. 71 том 1).
Из представленных в материалы настоящего дела Военной академией списков избирателей на избирательном участке № 2233 следует, что в них включены 675 избирателей, зарегистрированных по адресу: <адрес>.
Факт прохождения военный службы лицами, включенными в список- избирателей, подтверждается выписками из приказа Министерства обороны Российской Федерации по личному составу по годам набора о зачислении в Военный институт (инженерно-технический) ВАМТО (том 1 л.д. 157-251).
Поскольку законодательство связывает формирование списков избирателей с регистрационным учетом граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства, а регистрация военнослужащих по месту нахождения воинских частей (института) допускается законом, постольку включение в списки избирателей военнослужащих, зарегистрированных по адресу: <адрес> следует признать законной и обоснованной.
Довод Горбунова А.В. о том, что в представленных Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области списках указано, что военнослужащие зарегистрированы по месту жительства по адресам в других населенных пунктах Российской Федерации, в связи с чем, они не могли быть включены в списки избирателей на избирательном участке № 2233, несостоятелен, так как в соответствии с абзацем 11 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу.
Курсанты, обучающиеся в военных образовательных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, вправе реализовать свое активное избирательное право на избирательных участках по месту нахождения таких учреждений, поскольку не имеют реальной возможности принять участие в голосовании в тех населённых пунктах, из которых прибыли для обучения и в которых в силу закона формально сохраняют право на жилые помещения.
В соответствии с пунктом 1.2. статьи 77 Закона об основных гарантиях избирательных прав суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. участников референдума;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума:
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении от 22 апреля 2013 года № 8-П, конституционные принципы правового государства, основанного на верховенстве права и правовой демократии, предполагают в целях поддержания гражданского мира и согласия необходимость установления нормативно-правового регулирования, которое обеспечивало бы цивилизованные формы разрешения избирательных споров, что делает наиболее востребованными именно судебные механизмы защиты избирательных прав.
Вместе с тем, судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории.
Таким образом, для удовлетворения требований административного иска необходимо наличие доказательств таких бесспорных нарушений, которые исключали бы возможность установления действительной воли избирателей.
Доказательства наличия бесспорных нарушений, которые бы исключали возможность установления действительной воли избирателей суду первой и апелляционной инстанции не представлено.
Судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены вступивших в законную силу судебных постановлений нет.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2020 года по административному исковому заявлению Горбунов А.В. к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Смольнинское, участковой избирательной комиссии № 2233 об оспаривании решений оставить изменения, кассационную жалобу Горбунов А.В. - без удовлетворения.
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 13 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 января 2020 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи: