РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 02 сентября 2015 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего - судьи Кучуковой Н.В., с участием прокурора Кошмелюк Ю.А., при секретаре Качановой О.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34 по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34 по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, мотивируя его тем, что прокуратурой Приморско-Ахтарского района была проведена проверка соблюдения законодательства социальной защиты населения в деятельности МБОУ ООШ №34, расположенного по адресу: <адрес>.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» объекты социальной инфраструктуры -:;здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи, и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Данные законы регламентируют требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан всоответствиисдействующимиградостроительныминормативами, строительными нормами
и правилами Российской Федерации и устанавливают ответственность за их нарушение в Краснодарском крае.
Вместе с тем, при проведении проверки с привлечением специалистов УСЗН в Приморско-Ахтарском районе установлено, что объект" социальной инфраструктуры, осуществляющий деятельность в сфере образования - МБОУ ООШ №34, не соответствует действующим строительным требованиям СП 59Л3330‘.2012’ «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35- 01-2001» (далее СП 59.13330.2012). ,"
Так, в нарушение требований п.4.1.12 ГОСТ Р 51261, отсутствует рельефная тактильная полоса перед маршем вверху и внизу входа.
В нарушении п.5.2.15 ГОСТ Р 51261, отсутствует 2-й поручень на лестничном марше по пути движения.
В нарушении п.5.2.10 ГОСТ Р 51261, горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения не соответствует нормативным требованиям, отсутствует тактильный напольный указатель перед лестницей вверху и внизу.
В нарушении п.5.2.16 ГОСТ Р 51261, отсутствует тактильные указатели на поручных лестниц.
В нарушении п.5.2.4 ГОСТ Р 51261, перепад высот по пути движения не соответствует нормативным требованиям. .
В нарушении п.5.3.3 ГОСТ Р 51261, отсутствуют поручни на раковине в столовой.
В нарушении п.п.5.5.1, 5.5.8 ГОСТ Р 51261, отсутствует санитарно-гигиеническое помещение, приспособленное для инвалидов, отсутствуют средства информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.
В нарушении п.п.4.1.8, 5.1.4 ГОСТ Р 51261, высота порога и перепад у калитки не соответствует нормативным требованиям.
В соответствии с Уставом МБОУ ООШ №34, имущество бюджетного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за cnej доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Таким образом, бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и образовательного учреждения района является нарушением требований ч.1 ст.15
Федерального закона от 24.11.1995 №181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". . А
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34 влечет за собой нарушение прав граждан-инвалидов,": посещающих образовательное учреждение, число которых постоянно меняется, то есть нарушает права неопределенного
круга лиц, что в соответствии со ст.45 ГПК служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
В последующем заявленные требования были уточнены. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34, выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры по указанному выше адресу.
Обязать МБОУ ООШ №34 обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры по адресу: <адрес>, путем устранения следующих нарушений:
нарушения п.4.1.12 СП 59.13330.2012, обеспечить рельефными тактильными полосами участок перед маршем вверху и внизу входа;
нарушения п.п.4.1.8, 5.1.4 СП 59.13330.2012, сделать высоту порога и перепад у калитки соответствующими нормативным требованиям;
нарушения п.5.2.15 СП 59.13330.2012, установить 2-й поручень на лестничном марше по пути движения;
нарушения п.5.2.10 СП 59.13330,2012, обеспечить горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения тактильным напольным указателем перед лестницей вверху и внизу;
нарушения п.5.2.16 СП 59.13330.2012, установить тактильные указатели на
поручнях лестниц; ¦
нарушение п.5.3.3 СП 59.13330.2012, установить поручни на раковине в столовой;
нарушение п.п.5.5.1, 5.5.8 СП 59.13330.2012, обеспечить МБОУ ООШ №34 санитарно-гигиеническим помещением, приспособленным для инвалидов, обеспечить доступ к средствам информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.
Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район выделить денежные средства на выполнение МБОУ ООШ №34 мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры по адресу: <адрес> и устранению следующих нарушений:
нарушения п.4.1.12 СП 59.13330.2012, обеспечить рельефными тактильными полосами участок перед маршем вверху и внизу входа;
нарушения п.п.4.1.8, 5.1.4 СП 59.13330.2012, сделать высоту порога и перепад у калитки соответствующими нормативным требованиям;
нарушения п.5.2.15 СП 59.13330.2012, установить 2-й поручень на лестничном марше по пути движения;
нарушения п.5.2.10 СП 59.13330.2012, обеспечить горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения тактильным напольным указателем перед лестницей вверху и внизу;
нарушения п.5.2.16 СП 59.13330.2012, установить тактильные указатели на поручнях лестниц;
нарушение п.5.3.3 СП 59.13330.2012, установить поручни на раковине в столовой;
нарушение п.п.5.5.1, 5.5.8 СП 59.13330.2012, обеспечить МБОУ ООШ №34 санитарно-гигиеническим помещением, приспособленным для инвалидов, обеспечить доступ к средствам информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.
В судебном заседании заявленные требования были уточнены.
Прокурор Кошмелюк Ю.А. уточненные требования поддержала и просила суд признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34, выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34 обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры по вышеуказанному адресу, путем устранения следующих нарушений:
нарушения п.4.1.12 СП 59.13330.2012, обеспечить рельефными тактильными полосами участок перед маршем вверху и внизу входа;
нарушения п.п.4.1.8, 5.1.4 СП 59.13330.2012, сделать высоту порога и перепад у калитки соответствующими нормативным требованиям;
нарушения п.5.2.15 СП 59.13330.2012, установить 2-й поручень на лестничном марше по пути движения;
нарушения п.5.2.10 СП 59.13330.2012, обеспечить горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения тактильным напольным указателем перед лестницей вверху и внизу;
нарушения п.5.2.16 СП 59.13330.2012, установить тактильные указатели на поручнях лестниц;
нарушение п.5.3.3 СП 59.13330.2012, установить поручни на раковине в столовой;
нарушение п.п.5.5.1, 5.5.8 СП 59.13330.2012, обеспечить МБОУ ООШ №34
санитарно-гигиеническим помещением, приспособленным для инвалидов, обеспечить доступ к средствам информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.,, ,
Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район профинансировать работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры по вышеуказанному адресу и устранению следующих нарушений:
нарушения п.4.1.12 СП 59.13330.2012, обеспечить рельефными тактильными полосами участок перед маршем вверху и внизу входа;
нарушения п.п.4.1.8, 5.1.4 СП 59.13330.2012, сделать высоту порога и перепад у калитки соответствующими нормативным требованиям;
нарушения п.5.2.15 СП 59.13330.2012, установить 2-й поручень на лестничном марше по пути движения;
нарушения п.5.2.10 СП 59.13330.2012, обеспечить горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения тактильным напольным указателем перед лестницей вверху и внизу;
нарушения п.5.2.16 СП 59.13330.2012, установить тактильные указатели на поручнях лестниц; .,
нарушение п.5.3.3 СП 59.13330.2012, установить поручни на раковине в столовой;
нарушение п.п.5.5.1, 5.5.8 СП 59.13330.2012,, обеспечить МБОУ ООШ №34 санитарно-гигиеническим помещением, приспособленным для инвалидов, обеспечить доступ к средствам информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.
Третье лицо на стороне заявителя, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления социальной защиты населения министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в Приморско-Ахтарском районе - Николаенко А.Н., действующий на основании доверенности, уточненные требования прокурора поддержал.
Заинтересованное лицо - представитель администрации МО Приморско-Ахтарский район - Дрягалов В.В., действующий на основании доверенности, уточненные требования не признал и суду пояснил, что статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Этой же статьей Федерального закона предусмотрено, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно Реестра приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Приморско-Ахтарском районе на 2015 год, согласованному с Приморско- Ахтарскими районными общественными организациями инвалидов к числу приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в сфере образования отнесены следующие учреждения среднего общего образования (школы); МАОУ СОШ № 18; МОУ СОШ № 22; МОУ СОШ № 1; МОУ СОШ № 2; МОУ СОШ № 3; МОУ СОШ № 13.
Другие учреждения общего образования, а так же учреждения дошкольного образования (детские сады) к числу приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп, населения не отнесены по объективным причинам- отсутствие технических и материальных возможностей полного приспособления существующих зданий для нужд инвалидов, отсутствие в районе большого количества детей-инвалидов, пользующихся услугами образовательных учреждений.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на выявленные в ходе проверки нарушения Свода правил СП 59.13330.2012 СНиП. 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения Актуализированная редакция СНиП 35- 01-2001 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. N 605). . ,
Согласно заявления прокурора имеются нарушения п.5.2.10,5.2.1 5. СНиП 35-01-2001- отсутствует 2-й поручень на лестничном марше, горизонтальное завершение поручня не соответствует нормативным требованиям. Указанное требование является не выполнимым, поскольку противоречит требованиям пожарной безопасности, а именно п. 4.4.4. Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 171) и п.6.29,6.32 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г... .N 18г7), согласно которым в лестничных клетках не допускается размещать оборудование,.выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не. менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме,первого, более 200 чел. Установка дополнительного оборудования на лестнице приведет к уменьшению ширины марша лестницы ниже допустимого.
Выполнение п.5.2.16. СНиП 35-01 -2001 (отсутствие тактильных указателей на поручнях лестниц) так же невозможно по вышеуказанным причинам.
Согласно ч.1 статьи 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в
зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.
Выполнение требований л. 5.5Л.,5.5.8. ГОСТ Р 51261-99 и СНиП 35-01- 2001 в части отсутствия санитарно-гигиенического помещения и отсутствие1 информации о доступности элементов здания приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований.
Вместе с тем, согласно п. 1Л.,1.2. Свода правил СП 59.13330.2012 настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения-(далее - маломобильных групп населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна).
Требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления” при., согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной, защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Таким образом, как следует из смысла вышеуказанных нормативных актов, требования технических и строительных норм в части обеспечения доступности объектов для инвалидов являются обязательными только при, проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий.и сооружений.
При приспособлении зданий в целях их доступности для инвалидов, должны соблюдаться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (разумное приспособление) с учетом мнения общественных объединений инвалидов. -
Согласно ч.1 статьи 89 Федерального закона от, 22.. июля 2008 г. N 123- ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. .,
Выполнение требований л. 5.5.1.,5.5.8. ГОСТ Р 51261-99 и СНиП 35-01- 2001 в части отсутствия санитарно-гигиенического помещения и отсутствие информации о доступности элементов здания приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований.
При выполнении требований СНиП 35-01-2001, а так же ГОСТ Р 51261- 99 вышеуказанные требования СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях" будут нарушены.
Нарушение норм и правил в области пожарной безопасности повлечет угрозу жизни и безопасности для учащихся в случае возникновения пожара, поскольку затруднит эвакуацию, что является недопустимым, поскольку подвергает опасности жизни учеников и работников учреждения.
Нарушение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов нарушает права обучающихся на охрану здоровья при осуществлении. деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных организациях..
Согласно статье 28 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства.
В соответствии с ч.6,7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, соблюдать права и свободы обучающихся, несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.
Заинтересованное лицо - представитель МБОУ ООШ. № 10 - Проценко Г.А., действующий на основании доверенности, уточненные, требования не признал и суду пояснил, что в статье 2 Федерального закона от 24.11. 1995.г. № 181 -ФЗ РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических,. правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленньрс на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Так же в ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» говорится, что в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В п. 1.1 и п. 1.2. ст. 1 Область применения, разъясняется как.: настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений. общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать,для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (далее - маломобильных групп, населения - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах «универсального проекта» (дизайна).
Требования настоящего документа необходимо. учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ^ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН: входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления» при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
Проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).,
Выполнение п.4.1.12. СНиП 35 01-2001 (отсутствие рельефной тактильной полосы перед маршем вверху и внизу входа) невозможно поскольку здание имеет бетонное покрытие полов. Оборудование здания тактильными указателями на полу потребует разрушение напольного покрытия,
В заявлении прокуратуры Приморско-Ахтарского района имеются ссылки на не существующие нормы ГОСТа Р 51261, чем нарушено право заинтересованного лица на обжалование. Так же в заявлении указано, что нарушено право граждан инвалидов, посещающих учебные заведения и которое постоянно меняется. Не указано, какое право и каких лиц, т.е. не проведено и не запрошено социологические исследования, а именно: сколько в Приморско-Ахтарском районе имеется в наличии инвалидов-колясочников, сколько из них посещает учебные заведения.
На основании изложенного у заинтересованного лица устранить нарушения не существующего ГОСТа нет возможности.
П. 1.2., п. 1.6. СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения (Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) дают право заинтересованным лицам ограничиться созданными условиями для доступа маломобильных групп населения.
Выполнение требований л. 5.5.1.,5.5.8. ГОСТ Р 51261-99 и СНиП 35-01- 2001 в части отсутствия санитарно-гигиенического помещения и отсутствие информации о доступности элементов здания приведет к нарушению Санитарно-эпидемиологических требований.
Согласно заявления прокурора имеются нарушения п.5.2.10,5.2.1 5. СНиП 35-01-2001- отсутствует 2-й поручень на лестничном марше, горизонтальное завершение поручня не соответствует нормативным требованиям. Указанное требование* является не выполнимым, поскольку противоречит требованиям пожарной безопасности, а именно п. 4.4.4. Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" (утв. приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 171) и п.6.29,6.32 Строительных норм и правил СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7), согласно которым в лестничных клетках не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадок лестниц.
Ширина марша лестницы, предназначенной для. эвакуации людей, в том числе расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее 1,2 м - для зданий с числом людей, находящихся на любом этаже, кроме первого, более 200 чел. Установка дополнительного оборудования на лестнице ^приведет к уменьшению ширины марша лестницы ниже допустимого.
Выполнение п.5.2.16. СНиП 35-01 -2001 (отсутствие тактильных указателей на поручнях лестниц) так же невозможно по вышеуказанным причинам.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11,1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 19) при невозможности обучения детей- инвалидов по основным общеобразовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, органы, осуществляющие управление в сфере образования, с согласия родителей (законных представителей) детей- инвалидов обеспечивают организацию обучения детей-инвалидов по основным общеобразовательным программам на дому. Основанием для организации обучения детей-инвалидов на дому являются обращение в письменной форме их родителей (законных представителей)- и заключение медицинской организации, выданное в порядке и, на условиях, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющими выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. ,
Заинтересованным лицом были сделаны запросы в отдел архитектуры и градостроительства МО Приморско-Ахтарский район, в Приморско- Ахтарскую районную общественную организацию Краснодарской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, в Приморско- Ахтарскую районную организацию « Всероссийское общество инвалидов»
Краснодарской краевой организации общероссийской общественной организации. Были получены согласованные ответы.
Исходя из вышеперечисленного нарушений законодательства со стороны заинтересованного лица не имеется.
Поэтому просит в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Третье лицо на стороне заинтересованного лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления образования администрации МО Приморско-Ахтарский район - Проценко Г.А. уточненные требования прокурора не признал.
Суд, выслушав прокурора, третье лицо на стороне заявителя, заинтересованных лиц, третье лицо на стороне заинтересованных лиц, исследовав материалы гражданского дела, считает уточненные требования прокурора, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Местное самоуправление, согласно Конституции Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (часть 1 статьи130). Его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, решают иные вопросы местного значения, а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (статья 132).
Пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в : соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 ГК РФ).
Требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер.
Судом установлено, что ООШ №34 является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Учредителем МБОУ ООШ №34 является администрация МО Приморско-Ахтарский район.
Нежилое помещение по адресу: <адрес>, занимаемое МБОУ ООШ №34 находится в муниципальной собственности и передано учреждению в оперативное управление.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что здание образовательного учреждения является объектом социальной инфраструктуры и на него распространяются требования вышеуказанных правовых норм.
Частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995, № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено,; что правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от, организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам. социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Согласно пункту 3 статьи 1 Закона Краснодарского края от 27.04.2007 №1229-КЗ «Об обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, информации и связи в Краснодарском крае» объекты социальной инфраструктуры - здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.
Данные законы регламентируют требования к приспособлению объектов для беспрепятственного передвижения, доступа к ним маломобильных граждан всоответстви и еде йствующимиградостроительным и нормативами,строительными нормами и правилами Российской Федерации и устанавливают ответственность за их нарушение в Краснодарском крае.
Прокуратурой Приморско-Ахтарского района была проведена проверка соблюдения законодательства социальной защиты населения в деятельности МБОУ О ОШ №34, расположенного по адресу: <адрес>. № При проведении проверки с привлечением специалистов УСЗН в Приморско-Ахтарском районе установлено, что объект социальной инфраструктуры, осуществляющий деятельность в сфере образования - МБОУ О ОШ №34, не соответствует действующим строительным требованиям СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» были выявлены:
нарушения п.4.1.12 СП 59.13330.2012, обеспечить рельефными тактильными полосами участок перед маршем вверху и внизу входа;
нарушения п.п.4.1.8, 5.1.4 СП 59.13330.2012, сделать высоту порога и перепад у калитки соответствующими нормативным требованиям;
нарушения п.5.2.15 СП 59.13330.2012, установить. 2-й поручень на лестничном
TOC \o "1-5" \h \z марше по пути движения; ,..
нарушения п.5.2.10 СП 59.13330.2012, обеспечить горизонтальное завершение
поручня вверху и внизу по пути движения тактильным напольным указателем перед лестницей вверху и внизу; ,
нарушения п.5.2.16 СП 59.13330.2012, установить тактильные указатели на
поручнях лестниц; . ¦.
нарушение п.5.3.3 СП 59.13330.2012, установить поручни на раковине в столовой;
нарушение п.п.5.5.1, 5.5.8 СП 59.13330.2012, -обеспечить МБОУ ООШ №34 санитарно-гигиеническим помещением, приспособленным для инвалидов, обеспечить доступ к средствам информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.
В соответствии с Уставом МБОУ ООШ №34, имущество бюджетного учреждения принадлежит ему на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
Таким образом, бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и образовательного учреждения района является нарушением требований чЛ ст,15 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и образовательного учреждения влечет за собой нарушение прав граждан-инвалидов, посещающих образовательное учреждение, число которых постоянно меняется, то есть нарушает права неопределенного круга лиц, что в соответствии со ст.45 ГПК служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, уточненные требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные требования прокурора Приморско-Ахтарского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34 по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34, выразившееся в невыполнении требований о создании беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию МО Приморско-Ахтарский район и МБОУ ООШ №34 обеспечить беспрепятственный доступ инвалидам к объекту социальной инфраструктуры по вышеуказанному адресу, путем устранения следующих нарушений:
нарушения п.4.1.12 СП 59.13330.2012, обеспечить рельефными тактильными полосами участок перед маршем вверху и внизу входа;
нарушения п.п.4.1.В, 5.1.4 СП 59.13330.2012, сделать высоту порога и перепад у калитки соответствующими нормативным требованиям;
нарушения п,5.2.15 СП 59.13330.2012, установить 2-й поручень на лестничном марше по пути движения;
нарушения п.5.2.10 СП 59.13330,2012, обеспечить горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения тактильным напольным указателем перед лестницей вверху и внизу;
нарушения п.5.2.16 СП 59.13330,2012, установить тактильные указатели на поручнях лестниц;
нарушение п.5.3.3 СП 59.13330.2012, установить поручни на раковине в столовой;
нарушение п.п.5.5.1, 5.5.8 СП 59.13330.2012, обеспечить МБОУ ООШ №34 санитарно-гигиеническим помещением, приспособленным для инвалидов, обеспечить доступ к средствам информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.
Обязать администрацию МО Приморено-Ахтарский район профинансировать работы по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объекту социальной инфраструктуры по адресу: <адрес> и устранению следующих нарушений:
нарушения п.4.1.12 СП 59.13330.2012, обеспечить рельефными тактильными полосами участок перед маршем вверху и внизу входа;
нарушения п.п.4 Л. 8, 5 Л.4 СП 59.13330.2012, сделать высоту порога и перепад у калитки соответствующими нормативным требованиям;
нарушения п.5.2.15 СП 59.13330.2012, установить 2-Й поручень на лестничном марше по пути движения;
нарушения п.5.2.10 СП 59.13330.2012, обеспечить горизонтальное завершение поручня вверху и внизу по пути движения тактильным напольным указателем перед лестницей вверху и внизу;
нарушения п.5.2.16 СП 59.13330.2012, установить тактильные указатели на поручнях лестниц;
нарушение п.5.3.3 СП 59.13330.2012, установить. поручни на раковине в столовой;
нарушение п.п.5.5.1, 5.5.8 СП 59.13330.2012, обеспечить МБОУ ООШ №34 санитарно-гигиеническим помещением, приспособленным для инвалидов, обеспечить доступ к средствам информации о доступности элементов здания, указатель направления движения, информация о назначении помещения внутри здания.
Решение исполнить в срок до 31.12.2015 года. и;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Н.В.Кучукова