Судья Новикова О.Б. дело № 33-5966/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 18 мая 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Марчукова А.В.,
судей Шиповской Т.А., Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Клинковой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-742/2023 по иску Поповой Т. В. к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о понуждении компенсировать часть родительской платы за присмотр и уход за детьми в учреждении дошкольного образования,
по апелляционной жалобе Поповой Т. В.
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 марта 2023 года, которым постановлено:
исковые требования Поповой Т. В. <.......> к администрации Волгограда <.......>и комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда <.......> о понуждении компенсировать часть родительской платы за присмотр и уход за детьми в учреждении дошкольного образования за период с 01.07.2018 по 31.05.2022 за <.......> в размере 50%, за период с 01.06.2021 по 31.12.2022 за <.......> из расчета 70% оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав представителя комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда Плаксунову К.С., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Попова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Волгограда, комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда о понуждении компенсировать часть родительской платы за присмотр и уход за детьми в учреждении дошкольного образования.
В обоснование заявленных требований указала, что по её обращению была назначена компенсация в соответствии с ч. 5 ст. 65 ФЗ «Об образовании в РФ» и ст. 15 Социального кодекса Волгоградской области в размере 20% размера родительской платы за присмотр и уход за дочерью <.......>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в образовательной организации МОУ № 135 на срок с 01.08.2019, и в таком же размере с 01.06.2021 в связи с переводом ребенка в МОУ № 330, а также компенсация 50% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за дочерью <.......>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, в образовательной организации МОУ № 330 с 01.06.2021.
Полагала, что решение в части определения размера компенсации является незаконным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, просила обязать администрацию Волгограда и комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда компенсировать часть родительской платы, оплаченной за присмотр и уход за детьми в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования из расчета 50% за присмотр и уход за вторым ребенком <.......> за период с 01.07.2018 по 31.05.2022, и 70% за присмотр и уход за третьим ребенком <.......> за период с 01.06.2021 по 31.12.2022.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Попова Т.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В заседание суда апелляционной инстанции Попова Т.В., представитель администрации Волгограда, представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае являются: рассмотрение дела судом в незаконном составе; рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; нарушение правил о языке, на котором ведется судебное производство; принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле; решение суда не подписано судьей или кем-либо из судей либо решение суда подписано не тем судьей или не теми судьями, которые входили в состав суда, рассматривавшего дело; отсутствие в деле протокола судебного заседания в письменной форме или подписание его не теми лицами, которые указаны в статье 230 настоящего Кодекса, в случае отсутствия аудио- или видеозаписи судебного заседания; нарушение правила о тайне совещания судей при принятии решения.
Таких нарушений судом первой инстанции по делу допущено не было.
В ч. 5 и 6 ст. 65 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что в целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации. При предоставлении компенсации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливать критерии нуждаемости.
Порядок обращения за получением компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 54 СК РФ ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
В Волгоградской области действует Закон Волгоградской области от 31.12.2015 года № 246-О "Социальный кодекс Волгоградской области" (принят Волгоградской областной Думой 24.12.2015 года).
В ст. 15 Социального кодекса Волгоградской области установлено, что компенсация части родительской платы малоимущей семье предоставляется при условии внесения родителями (усыновителями) родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, расположенной на территории Волгоградской области.
Компенсация части родительской платы устанавливается в размере:
20 процентов от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области (но не более фактически внесенной родительской платы), - на первого ребенка;
50 процентов от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области (но не более фактически внесенной родительской платы), - на второго ребенка;
70 процентов от среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области (но не более фактически внесенной родительской платы), - на третьего ребенка и последующих детей.
В ст. 1 Закона Волгоградской области от 01.11.2007 № 1536-ОД "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования" (принят Волгоградской областной Думой 18.10.2007) предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Волгоградской области наделяются государственными полномочиями Волгоградской области по оказанию мер социальной поддержки по компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории Волгоградской области, предусмотренных статьями 15 и 24 Социального кодекса Волгоградской области от 31 декабря 2015 г. № 246-ОД.
Для реализации указанной меры социальной поддержки населения принято Постановление Администрации Волгоградской обл. от 15.03.2010 № 57-п «Об утверждении Порядка предоставления субвенций из областного бюджета на выплату компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области, Порядка обращения за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области, и ее выплаты и Порядка определения ежемесячного среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях Волгоградской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования".
В п. 1.3 Порядка обращения за получением компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, находящихся на территории Волгоградской области, и ее выплаты закреплено, что при расчете компенсации учитываются дети до 18 лет.
Действует также Приказ министерства образования и науки Волгоградской обл. от 16.06.2014 № 747 "Об утверждении типового административного регламента по осуществлению органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по предоставлению государственной услуги "Назначение компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования".
В п. 1.2 Типового административного регламента по осуществлению органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по предоставлению государственной услуги "Назначение компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования" предусмотрено, что при назначении и определении размера компенсации закреплено, что учитываются дети в возрасте до 18 лет.
Органом местного самоуправления принято Постановление администрации Волгограда от 28.07.2017 № 1218 (ред. от 01.03.2022) "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги "Назначение компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования".
В п. 1.2 Административного регламента установлено, что при назначении и определении размера компенсации учитываются дети в возрасте до 18 лет.
Полномочия Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда регламентированы Решением Волгоградской городской Думы от 22.03.2017 № 55/1586 "О переименовании комитета социальной поддержки населения администрации Волгограда в комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда и об утверждении Положения о комитете жилищной и социальной политики администрации Волгограда".
В п. 2.1.1.2.2 Положения о комитете жилищной и социальной политики администрации Волгограда предусмотрено, что ответчик назначает и выплачивает компенсации родителям (законным представителям) части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования.
Решения Комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда о размере компенсации истцу соответствуют ст. 54 СК РФ и другим вышеперечисленным нормативным актам, согласно которым учитываются дети до 18 лет.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Попова Т.В. является матерью Поповой А.Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, <.......> ДД.ММ.ГГГГ рождения, <.......> ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Старшая дочь истца достигла совершеннолетнего возраста.
Попова Т.В. оплачивала присмотр и уход за ребенком <.......> в образовательной организации МДОУ «Детский сад № 135» за период с 01.02.2018 по 31.12.2020, а также в МОУ «Детский сад № 330» за период с 01.06.2021 по 31.12.2021, за дочь <.......> в МОУ «Детский сад № 330» за период с 01.06.2021 по 31.12.2021 путем распоряжения средствами материнского капитала.
На заявления истца от 01.07.2021, 09.02.2022, 01.12.2022 года о компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в учреждении дошкольного образования Комитет жилищной и социальной политики администрации Волгограда принял следующие решения:
за дочь <.......> в образовательной организации МОУ № 135 о выплате компенсации 20% среднего размера родительской платы на срок с 01.08.2019 по 31.01.2022;
за дочь <.......> в образовательной организации МОУ № 330 о выплате компенсации 20% среднего размера родительской платы на срок с 01.06.2021 по 31.01.2022, за дочь <.......> за тот же период в МОУ № 330 в размере 50% среднего размера родительской платы;
за дочь <.......> в образовательной организации МОУ № 330 о выплате компенсации 20% среднего размера родительской платы на срок с 01.02.2022 по 31.12.2022, с 01.01 за дочь <.......> 50% среднего размера родительской платы за тот же период в МОУ № 330.
В ответ на обращение истца по поводу размера компенсации Комитетом жилищной и социальной политики администрации Волгограда в письмах от 23.08.2021, от 02.09.2022 разъяснено, что при определении возрастных границ «дети» при предоставлении компенсации части родительской платы применена норма Семейного кодекса РФ, в соответствии с которой ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Разрешая спор, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что компенсация Поповой Т.В. части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, предоставлена в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе ст.54 СК РФ. Поскольку дочь истца Попова А.Д., 1999 года рождения, достигла совершеннолетнего возраста, при определении размера компенсации учитывались только младшие дети, являющиеся несовершеннолетними.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 1 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой Т. В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи