Дело 2-124/2023
50RS0033-01-2022-007110-19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2023 года
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе федерального судьи Судаковой Н.И.
при секретаре Вихоревой О.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ветрова Юрия Михайловича к администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, финансовому управлению администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указывая на то, что является сиротой, по решению суда его родители были лишены родительских прав. Согласно постановлению Главы администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ над ним установлена опека и закреплено жилое помещение - комната в коммунальной квартире по адресу: <адрес>. После окончания ГБОУ НПО ПЛ № в учреждениях профессионального обучения он не обучался, с 2015 года по приговору суда отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН. В собственности жилого помещения он не имеет, правом на бесплатную приватизацию не воспользовался. Полагает, что имеет право на благоустроенное жилое помещение как лицо, оставшееся без попечения родителей. На этом основании просит обязать ответчиков включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения, и обеспечить его благоустроенным жилым помещением общей площадью не менее установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Орехово-Зуево Московской области.
Ветров Ю.М. в судебном заседании, проводимом посредством использования видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал, указывая на то, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории <адрес>. Его родители были лишены родительских прав, над ним была установлена опека и закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>-тикомнатной коммунальной квартире. В квартире, которая была за ним закреплена, никто не проживает, отключены все коммуникации, отсутствует санитарно-техническое оборудование, проживать в нем невозможно. Ввиду невозможности проживания в комнате, в ДД.ММ.ГГГГ ему во временное пользование по договору найма в маневренном фонде была предоставлена комната общей площадью № кв.м. по адресу: <адрес>. Просит обязать ответчиков обеспечить его благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения на территории городского округа Орехово-Зуево Московской ФИО4.
Представитель ответчика по доверенности Кочкова Т.Л. в судебном заседании исковые требования не признала, указывая о том, что орган местного самоуправления не наделен полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Представитель привлеченного к участию в деле Окружного управления социального развития №8 Министерства социального развития Московской области по доверенности Трещина Е.М. в судебном заседании возражала в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что закрепленное за истцом жилое помещение в установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось, факт невозможности проживания в нем не устанавливался, с заявлением о включении в список на обеспечение жилым помещением истец не обращался.
Представитель КУИ администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям:
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 1 статьи 57 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), абзацем 4 статьи 1 и пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными названной нормой, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, и достигли возраста 23 лет - до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из материалов дела, решением Орехово-Зуевского городского суда Московской ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 лишена родительских прав в отношении сына Ветрова Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Отец ребенка осужден, отбывает наказание (л.д. 147).
Постановлением Главы города Орехово-Зуево Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ над несовершеннолетним Ветровым Ю.М. установлена опека, опекуном назначена бабушка ФИО9; за несовершеннолетним Ветровым Ю.М. сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес> 1-ый <адрес> (л.д. 146).
Решением Орехово-Зуевского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 лишен родительских прав в отношении сына Ветрова Ю.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 148).
Согласно выписке из домовой книги, в комнате площадью № кв.м. в <адрес>. <адрес> зарегистрирован истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 57).
Суду представлен акт проверки сохранности жилого помещения по адресу: <адрес> 1-ый <адрес>, составленный ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками управления опеки и попечительства по городскому округу Орехово-Зуево (л.д. 143), из которого следует, что санитарное состояние квартиры неудовлетворительное, требуется проведение ремонта.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по городскому округу Орехово-Зуево обратилось в администрацию городского округа Орехово-Зуево о рассмотрении на межведомственной комиссии вопроса о непригодности для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> (комната в 6-тикомнатной квартире жилой площадью № кв.м.), в которой зарегистрирован ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании данного обращения Ветрову Ю.М. для временного проживания была предложена комната площадью № кв.м. в <адрес> (л.д. 66).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Орехово-Зуево и Ветровым Ю.М. был заключен договор найма № жилого помещения маневренного фонда, по которому Ветрову Ю.М. предоставлена комната площадью № кв.м. в <адрес> (без регистрации) (л.д. 135-136).
Вступившим в законную силу решением ФИО3 городского суда Московской ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Ветрову Ю.М. было отказано в признании права на обеспечение его жилым помещением на территории городского округа Орехово-Зуево Московской ФИО4 за счет бюджета Московской ФИО4 как лица, оставшегося без попечения родителей. Основанием для отказа послужило отсутствие доказательств, подтверждающих признание закрепленного за Ветровым Ю.М. жилого помещения (<адрес> <адрес>) непригодным для проживания, его аварийности (л.д. 115-119).
Согласно ответу, поступившему на судебный запрос из Управления жилищной политики администрации ФИО3 городского округа Московской ФИО4, многоквартирный <адрес> не признан в законном порядке аварийном и подлежащим сносу или реконструкции; жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес> <адрес>, непригодным для проживания не признавалось; граждане с заявлением о признании жилого помещения (<адрес>) непригодным для проживания в межведомственную комиссию не обращались (л.д. 134,138).
Приговором ФИО3 городского суда Московской ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Ветров Ю.М. осужден к лишению свободы сроком на 9 лет (л.д. 102-107).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) обязанность обеспечить детей-сирот жильем возлагалась на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения.
Однако Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в статью 57 Жилищного кодекса РФ и Федеральный закон № 159-ФЗ, в том числе в его статью 8, внесены изменения. Действие этих изменений распространено на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ).
Детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае орган исполнительной власти Московской ФИО4) формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ (в редакции, действующей с ДД.ММ.ГГГГ) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа признается невозможным.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 8 указанного Федерального закона к обстоятельствам, исключающим возможность проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемом жилом помещении, относится обстоятельство, когда жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 267-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены в Законе Московской ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ "О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей" (в ред. Закона Московской ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ).
В области жилищных отношений признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
В части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ законодатель предусмотрел возможность признания жилого помещения непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, отнеся установление оснований и порядка решения этого вопроса к дискреции Правительства Российской Федерации в сфере жилищных отношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно пункту 7 которого оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.
Постановлением Правительства Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ утвержден Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
В соответствии с названным Порядком факт невозможности проживания устанавливается на основании заявления законного представителя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поданного в территориальное управление или отдел опеки и попечительства Министерства социального развития Московской области по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
С заявлением может обратиться лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если его законные представители с таким заявлением не обращались.
Среди прочих документов, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие факт невозможности проживания, в частности: заключение межведомственной комиссии о признании в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, жилого помещения непригодным для постоянного проживания.
Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицам из числа названной выше категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в орган местного самоуправления для признания закрепленного за ними жилого помещения непригодным для проживания и в территориальное управление опеки и попечительства о невозможности проживания в жилом помещении.
Как установлено судом, истец с данными заявлениями в соответствующие органы не обращался, закрепленное за истцом жилое помещение по адресу: <адрес> установленном законом порядке непригодным для проживания не признавалось, факт невозможности проживания в жилом помещении не устанавливался. При этом суд считает, что истец, не воспользовавшийся государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, не лишен права обратиться в соответствующие органы и получить указанные выше документы во внесудебном порядке.
Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами и не следует из существа обязательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется кредитором своей волей и в своем интересе (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса РФ). Между тем избрание лицом способа защиты своего нарушенного права не должно ущемлять права и законные интересы других лиц. Таким образом, выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права является субъективным правом истца, который должен соответствовать характеру нарушения права и достигать цели его восстановления.
В данном споре истцом избран ненадлежащий способ защиты гражданских прав, требования заявлены к ненадлежащим ответчикам, доказательств, подтверждающих нарушение со стороны ответчиков прав истца, не представлено.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ветрова Юрия Михайловича к администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области, финансовому управлению администрации Орехово-Зуевского городского округа Московской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Судакова Н.И.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ