Решение по делу № 8а-27389/2020 [88а-26900/2020] от 03.11.2020

Дело № 88а-26900/2020г.

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Москва                             16 декабря 2020 года

    Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войта И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по доверенности Баркаря Александра Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 августа 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества «Р-ФАРМ» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости (номер, присвоенный судом первой инстанции 3а-6/2020 г.)

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М.,

установила:

акционерное общество «Р-ФАРМ» обратилось в суд с административным исковым заявлением к правительству Ярославской области, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Ярославской области, Управлению Росреестра по Ярославской области об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым , площадью 7281 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 16 июня 2011 года в размере 29 355 390,18 руб., значительно превышает рыночную стоимость спорного объекта недвижимости, определенную на основании отчета об оценке от №12866/19 от 20 мая 2019 года в размере 3 111 000 руб., подготовленного оценщиком ООО «Ярэксперт», что нарушает его права и обязанности как плательщика арендной платы, размер которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Решением Ярославского областного суда от 4 февраля 2020 года административное исковое заявление АО «Р-ФАРМ» удовлетворено, по состоянию на 16 июня 2011 года установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости - 3 273 000 руб. С ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области взысканы судебные расходы в пользу административного истца 40 000 руб. и в пользу организации, проводившей судебную оценочную экспертизу 60 000 руб.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 августа 2020 года решение суда первой инстанции изменено, постановлено установить по состоянию на 16 июня 2011 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым , площадью 7 281 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости 2 229 442 руб.; решение в части внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости установив кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым в размере 3 273 000 руб. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении требований об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области внести соответствующие изменения в государственный кадастр недвижимости отказано; решение в части распределения судебных расходов отменено, принято в указанной части новое решение о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в пользу акционерного общества «Р-ФАРМ» в возмещение расходов на оплату услуг по составлению отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка 40 000 руб., взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области в пользу ООО «АйБи-Консалт» в возмещение расходов на проведение судебной оценочной экспертизы 60 000 руб.; в остальной части решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 26 октября 2020 года, представитель административного ответчика ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части взыскания с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области судебных расходов на оплату услуг по составлению отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка 40 000 руб., расходов на проведение судебной оценочной экспертизы 60 000 руб. с принятием нового решения. Полагает, что судом допущено нарушение норм материального и процессуального права при определении надлежащего ответчика.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 17 ноября 2020 года кассационные жалобы переданы для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

Акционерное общество «Р-ФАРМ» на основании договора аренды от 24 апреля 2019 года, заключенного с администрацией городского поселения Ростов, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 76:19:020104:73, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: деловое управление, площадью 7281 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Оспаривая установленную в отношении спорного земельного участка кадастровую стоимость, административный истец представил отчет об оценке №12866/19 от 20 мая 2019 года о рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 76:19:020104:73 по состоянию на 16 июня 2011 года.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что установленная в результате государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость нежилых зданий, не соответствует его рыночной стоимости, в связи с чем, пришел к выводу об их удовлетворении с установлением кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости определенной отчетом, который по заключению судебной оценочной экспертизы эксперта Крайнюченко В.Г. соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и правильности определенного им размера рыночной стоимости земельного участка, судебные расходы взысканы с ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ярославской области.

Суд апелляционной инстанции, согласившись с выводом суда о возможности установления кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, изменил решение, установив кадастровую стоимость земельного участка, на основании заключения дополнительной оценочной экспертизы от 10 июня 2020 года, в части взыскания судебных расходов решение отменил, взыскал судебные расходы с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области как с органа утвердившего результаты кадастровой оценки.

В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области выражает несогласие с апелляционным определением в части взыскания судебных расходов, утверждая, что не является надлежащим органом, с которого подлежали взысканию расходы, поскольку не утверждало результаты кадастровой оценки, оспариваемые истцом.

В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, заинтересованным лицом (административным ответчиком) является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно Положению «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, помимо прочего, функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно статье 24.21 Закона об оценочной деятельности в Российской Федерации, в редакции действующей на дату проведения кадастровой оценки спорного объекта недвижимости, в случае, если в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки осуществлен государственный кадастровый учет ранее не учтенных объектов недвижимости и (или) в государственный кадастр недвижимости внесены соответствующие сведения при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости таких объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Предусмотренные настоящей статьей полномочия органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

В соответствии с абзацем 2 статьи 24.21 Федерального закона об оценочной деятельности принят Приказ Росреестра от 26.12.2011 № П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», которым определено, что с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделяется полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

Данный приказ был опубликован в «Российской газете» № 23 3 февраля 2012 года и начал действовать с 14 февраля 2012 года.

Из материалов дела следует, что акт определения кадастровой стоимости спорного земельного участка был утвержден руководителем Управления Росреестра по Ярославской области от 1 января 2012 года по состоянию на 16 июня 2011 года.

Из приказа Росреестра от 28 октября 2009 года № 311 «Об утверждении Положения об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области», действующего на дату утверждения акта об определении кадастровой стоимости, следует, что именно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области является территориальным органом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, сокращенное наименование - Управление Росреестра по Ярославской области (далее - Управление), осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, наименований географических объектов, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью арбитражных управляющих, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, государственного метрологического надзора в области геодезической и картографической деятельности на территории Ярославской области. Управление является юридическим лицом, имеет печати с изображением Государственного герба Российской Федерации, штампы, бланки со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации, лицевые счета в органах Федерального казначейства, открытые в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, выступает в качестве истца, ответчика и третьего лица в суде, арбитражном и третейском судах.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно указал на ошибочность выводов суда первой инстанции о взыскании судебных расходов с ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Ярославской области, отменил в указанной части решение и принял новое о взыскании расходов с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области как органа утвердившего результаты кадастровой оценки.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами, поскольку они основаны на правильном, вопреки доводам кассационной жалобы, применении норм материального и процессуального права, фактических обстоятельствах административного дела.

Доводы кассационной жалобы в силу положений части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут повлечь отмену определения в кассационном порядке, в связи с тем, что направлены лишь на несогласие с правовой оценкой и выводами суда апелляционной инстанции.

Оснований, перечисленных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и влекущих безусловную отмену судебных актов, по делу не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 06 августа 2020 года оставить без изменения кассационную жалобу представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области по доверенности Баркаря Александра Владимировича без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

8а-27389/2020 [88а-26900/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
АО Р-Фарм
Ответчики
ФГБУ Федеарльная кадастровая палата Росреестра
Правительство ЯО
Управление Росреестра по ЯО
Другие
Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации городского поселения Ростов
ДИЗО ЯО
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Анатийчук Ольга Михайловна
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
16.12.2020Судебное заседание
16.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее