Решение по делу № 2-363/2024 от 12.09.2024

Дело № 58RS0014-01-2024-000528-40

(№ 2-363/2024)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

         Именем Российской Федерации

р.п. Колышлей

Пензенской области                                                  12 ноября 2024 года

Колышлейский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Маркеевой С.И.,

при секретаре Леонтьевой Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Колышлейского районного суда Пензенской области гражданское дело по исковому заявлению Социального управления города Пензы к Капустник Е.А. о взыскании денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Социальное управление города Пензы обратилось в суд с иском к Капустник Е.А. о взыскании денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, указав, что в соответствии с п. 1.26 постановления администрации г. Пензы от 11.06.2014 № 685 «Об определении уполномоченного органа для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения» Социальное управление города Пензы определено органом, осуществляющим реализацию п. 4.10 ч. 1 Закона Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (полномочия по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, реализуемого в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»). Правила оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан (далее – Правила) утверждены постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 № 83-пП (в ред. от 28.12.2023) «Об особенностях назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан».

Социальным управлением города Пензы с Капустник Е.А. заключен социальный контракт с утвержденной программой социальной адаптации по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» на срок с 26.01.2023 по 25.01.2024. В рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта Капустник Е.А. выплачено 350000 рублей.

В соответствии с п. 27 раздела V и п. 46 раздела VIII Правил Социальное управление города Пензы осуществляет сопровождение социального контракта и ежемесячный контроль за выполнением гражданином обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта. В соответствии с п. 32.3 - 32.4 раздела V Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2023 годах, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 № 83-пП, в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданин, с которым заключен социальный контракт по мероприятию по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности, обязан приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы. Заявитель обязан своевременно (в соответствии со сроками, установленными программой социальной адаптации) предоставлять в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого и целевое расходование предоставленной на эти цели денежной выплаты. Заявитель в течение срока действия социального контракта предоставляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, предназначенные для потребностей ведения предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, самозанятого, произведенные в соответствии с программой социальной адаптации по факту произведенных расходов (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида деятельности).

Капустник Е.А. представила бизнес-план для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности для салона по оказанию парикмахерских услуг. Отчетные документы, подтверждающие факт расходования единовременной выплаты, полученной в рамках социального контракта, ответчиком представлены нее были. Таким образом, план мероприятий по социальной адаптации не выполнен. Капустник Е.А. направлялось уведомление о необходимости явиться в Социальное управление города Пензы с предъявлением необходимых документов.

Согласно п. 40.11 раздела VII Правил уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в случае использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации. В соответствии с разделом 4 социального контракта, в случае использования полученных денежных выплат на мероприятия, не предусмотренные социальным контрактом, а также предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя, заявитель обязан возвратить полученные денежные средства в бюджет Пензенской области в порядке, установленном Правилами. В случае невозвращения заявителем денежных выплат уполномоченный орган принимает меры по их возврату в бюджет Пензенской области в судебном порядке.

В связи с невыполнением обязательств, предусмотренных социальным контрактом, руководствуясь п. 48-50 раздела VIII Правил, социальный контракт с Капустник Е.А. расторгнут с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта от 06.02.2024 направлено Капустник Е.А. На данный момент денежные средства ответчиком не возвращены.

Просит взыскать с ответчика в пользу Социального управления города Пензы полученную сумму в размере 350000 рублей.

Представитель истца – Социального управления города Пензы, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом и своевременно, от представителя по доверенности Васильковой Н.А. в суд поступило заявление с просьбой рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие, разрешение иска оставляют на усмотрение суда, не возражают против вынесения заочного решения.

Ответчик Капустник Е.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом и своевременно, каких-либо заявлений, ходатайств не представила. При подготовке дела к судебному разбирательству представила в суд письменные возражения, в которых указала, что с заявленными исковыми требованиями не согласна. Во исполнение заключенного между ней и Социальным управлением города Пензы контрактом был заключен договор купли-продажи мебели от 30.03.2023 между ней и <данные изъяты>», согласно условиям которого у данной организации ею приобретена следующая мебель: кресло парикмахерское, настенное зеркало, мойка с креслом, стул для мастера, стул, шкаф и диван. Общая сумма покупки составила 269000 рублей. Согласно договору оплата за приобретаемую ею профессиональную мебель производилась продавцу наличным путем. Товарный чек, подтверждающий факт приобретения ею вышеуказанной мебели, был выдан продавцом и предоставлен ею Социальному управлению <адрес>. Договор купли-продажи мебели, а также копия договора аренды недвижимого имущества, заявления о приобретении ею иных товаров, необходимых для ее деятельности, копии всех чеков по договорам, чеков, подтверждающих ее предпринимательскую деятельность, были ею представлены истцу в период временных рамок, указанных в плане мероприятий по социальной адаптации. Социальное управление приняло все представленные ею документы, претензий по поводу того, что ею нарушены условия социального контракта, не высказывало. В плане мероприятий указаны временные рамки, а также лица, ответственные за соблюдение сроков мероприятий по социальной адаптации. Обращает внимание, что все сроки по предоставлению ею документов по заключению договоров аренды, купли-продажи мебели и иных расходных мероприятий завершаются мартом 2023 года. Дальнейшие мероприятия, начиная с апреля 2023 года, - это мероприятия по контролю осуществлению ею предпринимательской деятельности. В середине декабря 2023 года по адресу, где она осуществляет предпринимательскую деятельность, выезжал сотрудник МВД (ОБЭП) по Пензе и Пензенской области с целью проверки соответствия предоставляемых ею документов отчетности в Социальное управление г. Пензы и фактическим наличием всего закупленного (по освоению денежной социальной помощи), подтверждения (отсутствия) осуществления ею предпринимательской деятельности, а именно, оказания парикмахерских услуг. В рамках данной проверки нарушений с ее стороны сотрудником ОБЭП не выявлено. Кроме того, о том, что Социальное управление города Пензы имеет к ней претензии по ненадлежащему освоению денежных средств, ей стало известно после 25.01.2024, а точнее, из искового заявления от 01.08.2024. Управление в иске указывает, что в связи с неисполнением ею п. 48-50 раздела VIII Правил социальный контракт с ней расторгнут с последующим возвратом денежных выплат в бюджет Пензенской области. Уведомление о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта датируется 06.02.2024 за . Из исковых требований ей неясно (истцом не указано), когда именно с ней был расторгнут контракт. Никаких уведомлений о расторжении социального контракта со стороны Социального управления города Пензы ей не направлялось (ни по адресу регистрации, ни по адресу фактического проживания, ни по адресу ведения деятельности). Выделенные денежные средства ею в полном объеме реализованы в соответствии с бизнес-планом и в соответствии с планом мероприятий. Парикмахерские услуги оказываются ею с апреля 2023 года, что подтверждается чеками, которые были предоставлены в Социальное управление города Пензы. Все условия социального контракта и плана мероприятий социальной адаптации ею были выполнены надлежащим образом: своевременно представляла в уполномоченный орган сведения, подтверждающие ведение предпринимательской деятельности; своевременно в течение всего срока социального контракта представляла документы, подтверждающие фактические расходы как самозанятой в рамках социального контракта. Полагает, что Управлением не доказаны факты, при которых она должна возвратить сумму государственной социальной помощи. Ею произведена регистрация в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, арендовано помещение, приобретено все необходимое оборудование для осуществления предпринимательской деятельности, закуплен товар для реализации, что свидетельствует о ее заинтересованности в осуществлении предпринимательской деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона «О государственной социальной помощи» (л.д. 149-154).

Информация о рассмотрении дела была заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Колышлейского районного суда Пензенской области http://kolishleisky.pnz.sudrf.ru.

При таких обстоятельствах и с учетом позиции представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся представителя истца, ответчика в порядке заочного производства в соответствии с ч. 1 ст. 233 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Государственная социальная помощь выражается в предоставлении указанным категориям граждан социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абз. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Статьей 3 названного Федерального закона определены цели оказания государственной социальной помощи, в числе которых поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ; снижение уровня социального неравенства; повышение доходов населения.

Принятие законов и иных нормативных правовых актов, определяющих размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, а также разработка и реализация государственных региональных программ оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно абз. 8, 9 ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации. Программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

Из ч. 1 ст. 8 названного Федерального закона следует, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абз. 4 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений).

Согласно ч. ч. 1-3 ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в ч. 1 ст. 7 данного Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены: предмет социального контракта; права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; виды и размер государственной социальной помощи; порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; срок действия социального контракта; порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: поиск работы; прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; ведение личного подсобного хозяйства; осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ орган социальной защиты населения в одностороннем порядке может прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Пензенской области регулируются Правилами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Пензенской области от 26.02.2021 (далее – Правила).

В силу п. 4 названных Правил (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта могут быть проживающие на территории Пензенской области малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по не зависящим от них причинам, предусмотренным пунктом 5 раздела I настоящих Правил, имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, установленного в Пензенской области на текущий финансовый год в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Законом Пензенской области от 23.05.2002 № 365-ЗПО «О прожиточном минимуме в Пензенской области».

Согласно п. 24 Правил государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается уполномоченным органом при наличии заключенного с заявителем социального контракта.

Уполномоченный орган прекращает оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта и социальный контракт с получателем государственной социальной помощи расторгается досрочно в случае использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации (п. 40.11 Правил в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).

Постановлением администрации г. Пензы от 11.06.2014 № 685 «Об определении уполномоченного органа для осуществления отдельных государственных полномочий в сфере социальной поддержки населения» Социальное управление города Пензы определено уполномоченным органом для осуществления государственных полномочий, указанных в п. 4-10 Закона Пензенской области от 22.12.2006 № 1176-ЗПО «О наделении органов местного самоуправления Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области и отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Пензенской области» (оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта, реализуемого в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан»).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 11.01.2023 Капустник Е.А. обратилась в Социальное управление города Пензы с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (л.д. 6-17).

Капустник Е.А. на рассмотрение комиссии был представлен бизнес-план на открытие салона по оказанию парикмахерских услуг (л.д. 167-173).

Социальным управлением города Пензы принято решение (приказ от 26.01.2023 ) оказать Капустник Е.А. государственную социальную помощь на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности», заключить с Капустник Е.А. социальный контракт с прилагаемой к нему программой социальной адаптации (л.д. 31).

26.01.2023 между Социальным управлением города Пензы (уполномоченным органом) и Капустник Е.А. (заявителем) заключен социальный контракт сроком действия с 26.01.2023 по 25.01.2024 включительно, предметом которого является соглашение между уполномоченным органом и заявителем, в соответствии с которым уполномоченный орган обязуется оказать заявителю государственную социальную помощь, а заявитель реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, являющейся неотъемлемой частью настоящего социального контракта (п. 1.1) (л.д. 19-20).

По условиям социального контракта уполномоченный орган принял на себя обязательства: осуществлять денежные выплаты заявителю в соответствии с реализуемыми мероприятиями в рамках программы социальной адаптации; осуществлять взаимодействие с другими государственными органами (центрами занятости населения, органами здравоохранения, образования и др.) для реализации мероприятий в рамках программы социальной адаптации; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; проводить ежемесячный мониторинг условий жизни заявителя по истечении срока действия социального контракта в течение срока, установленного для каждого вида государственной социальной помощи на основании социального контракта; проверять факт осуществления заявителем предпринимательской деятельности; предпринимать необходимые меры для регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, повышения денежных доходов заявителя по истечении срока действия социального контракта (п. 2.1.2).

Заявитель, в свою очередь, принял на себя обязательства: выполнять программу социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации, повышению денежных доходов и выходу на самообеспечение; представлять уполномоченному органу информацию о наступлении обстоятельств, влияющих на назначение денежной выплаты, предоставляемой в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, и его размер в течение 3-х рабочих дней со дня наступления указанных обстоятельств; встать на учет в налоговом органе в Пензенской области в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход и получить выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; представить в уполномоченный орган документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя; приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принять имущественные обязательства, необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в уполномоченный орган подтверждающие документы; использовать приобретенные основные средства, материально-производственные запасы, оборудование, принятые имущественные обязательства исключительно для целей осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; взаимодействовать со специалистом уполномоченного органа, осуществляющего сопровождение в рамках социального контракта; уведомить уполномоченный орган о прекращении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 3 рабочих дней со дня наступления указанного обстоятельства; возвратить денежную выплату в бюджет Пензенской области в порядке, установленном законодательством, в полном объеме (в случае прекращения в период действия социального контракта); представлять по запросу в уполномоченный орган сведения об осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта; предпринимать необходимые меры для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, повышения денежных доходов по истечении срока действия социального контракта (п. 2.2.2).

Условиями социального контракта от 26.01.2023 предусмотрено, что оказание государственной социальной помощи на основании настоящего социального контракта осуществляется в виде единовременной денежной выплаты в размере 350000 рублей (п. п. 3.1, 3.2 социального контракта).

В силу п. 4.2 социального контракта от 26.01.2023 он может быть расторгнут досрочно в случаях, предусмотренных п. 40 Правил оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан в 2021-2024 годах, утвержденных постановлением Правительства Пензенской области.

Согласно п. 5.1 социального контракта в случае невыполнения обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также в случае непредставления или предоставления недостоверной информации о выполнении мероприятий программы социальной адаптации, предоставления заведомо недостоверной информации, послужившей основанием для заключения социального контракта, досрочного прекращения социального контракта по инициативе заявителя уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня обнаружения фактов, являющихся основанием для возврата денежной выплаты в бюджет Пензенской области, направляет письменное требование заявителю о ее возврате. Заявитель в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного требования обязан вернуть денежную выплату, полученную в рамках оказания государственной социальной помощи, в бюджет Пензенской области в соответствии с реквизитами, указанными в требовании.

Приложением к социальному контракту является программа социальной адаптации, которая предусматривает план мероприятий по социальной адаптации, а именно: предоставление заявителем бизнес-плана (срок исполнения – январь 2023 г., выполнено), согласование бизнес-плана на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (срок исполнения – январь 2023 г., выполнено), осуществление контроля за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом (срок исполнения – январь 2023 г., осуществлен), согласование бизнес-плана на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (срок исполнения – февраль 2023 г., выполнено), постановку заявителем на учет в налоговый орган в качестве плательщика налога на профессиональный доход (срок исполнения – февраль 2023 г., выполнено), получение заявителем справки о постановке на учет физического лица в качестве плательщика налога на профессиональный доход (срок исполнения – февраль 2023 г., выполнено), подтверждение факта регистрации гражданина в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход (срок исполнения – февраль 2023 г., выполнено), приобретение заявителем части основных средств, материально-производственных запасов в соответствии с представленным бизнес-планом (срок исполнения – февраль, март 2023 г.), осуществление контроля за выполнением заявителем обязательств, предусмотренных социальным контрактом (срок исполнения – с февраля 2023 г. по январь 2024 г. ежемесячно), представление заявителем документов, подтверждающих факт расходования денежных средств (товарный чек с указанием наименования товара, кассовый чек с указанием наименования товара, договор аренды с приложением кассового чека, договор возмездного оказания услуг с приложением кассового чека) (срок исполнения – март 2023 г.), проведение мониторинга (с выездом на место организации самозанятости) соответствия представленных документов фактической закупке (срок исполнения – апрель 2023 г.), ведение предпринимательской деятельности (срок исполнения – с апреля 2023 г. по январь 2024 г. ежемесячно), предоставление заявителем документов, подтверждающих доход от ведения предпринимательской деятельности (справка о состоянии расчетов (доходов) по налогу на профессиональный доход, налоговая декларация, книга расходов и доходов, выписка из лицевого счета) (срок исполнения – с апреля 2023 г. по январь 2024 г. ежемесячно). Также данная программа предусматривает смету затрат в соответствии с бизнес-планом на сумму 350000 рублей (л.д. 21-30).

Справкой Социального управления города Пензы от 17.07.2024 подтверждается и не оспаривается ответчиком, что в феврале 2023 года Капустник Е.А. перечислена единовременная денежная выплата государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 350000 рублей (л.д. 38).

Согласно справке от 14.10.2024 о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход за 2023 год Капустник Е.А. зарегистрирована в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход 31.01.2023, деятельность в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход не прекращена (л.д. 155).

19.06.2023 Социальным управлением города Пензы в адрес Капустник Е.А. было направлено уведомление о предоставлении отчетных документов, подтверждающих факт расходования единовременной денежной выплаты, полученной в рамках социального контракта, в срок до 29.06.2023 и сообщением о том, что в случае не предоставления указанных документов социальный контракт с ней будет досрочно расторгнут с последующим возвратом средств единовременной денежной выплаты в бюджет Пензенской области (л.д. 36, 145).

Из приказа от 25.01.2024 следует, что Социальным управлением города Пензы было принято решение прекратить оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта по мероприятию «Осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности» Капустник Е.А. и досрочно расторгнуть социальный контракт от 26.01.2023 на основании подпункта 40.11 пункта 40 раздела VII Правил (использование полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта в форме денежной выплаты на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации) (л.д. 37).

15.02.2024 истцом в адрес Капустник Е.А. направлены уведомления от 25.01.2024, от 06.02.2024 о прекращении оказания государственной социальной помощи, расторжении социального контракта от 26.01.2023 и возврате всей суммы социального контракта в течение пяти рабочих дней со дня получения письменного требования (л.д. 42, 43, 146).

Обращаясь в суд с настоящим иском, Социальное управление города Пензы основывало свои требования на обстоятельствах использования Капустник Е.А. денежных средств, полученных в соответствии с условиями социального контракта, на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации.

Так, из представленных на запрос суда ответов Социального управления города Пензы от 16.10.2024, от 23.10.2024 следует, что истцом в счет отчета Капустник Е.А. о целевом использовании денежных средств, полученных по социальному контракту, была принята сумма 76920 рублей. Сумма по чекам засчитана меньше ввиду отсутствия товара в бизнес-плане. Договор купли-продажи оборудования от 30.03.2022 на сумму 10418 рублей не засчитан, так как социальный контракт заключен с Капустник Е.А. 26.01.2023. Чек от 22.02.2023 на сумму 1381 рубль не засчитан, так как данного товара нет в бизнес-плане. Выход сотрудников с целью проведения мониторинга не осуществлялся ввиду неполного предоставления заявителем отчетных документов. Уведомления направлялись по адресу проживания, указанному в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при оформлении социального контракта (л.д. 141-144, 166).

При этом в заявлении от 04.10.2024 истец указал, что в качестве отчетных документов на материальные затраты согласно бизнес-плану были приняты чеки на сумму 88630 рублей (л.д. 126).

Из материалов дела, в том числе заявления об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от 11.01.2023, заявления о предоставлении денежных выплат на основании социального контракта на реализацию мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности от 31.01.2023, следует, что при оформлении социального контракта Капустник Е.А. указала адрес регистрации: <адрес>, а также адрес фактического проживания: <адрес> при этом уведомление от 14.06.2023 о предоставлении отчетных документов, а также уведомления от 25.01.2024, от 06.02.2024 о прекращении оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта и возврате денежных средств были направлены истцом в адрес Капустник Е.А. по адресу: <адрес>. Данный адрес указан также и в социальном контракте, заключенном с Капустник Е.А. (л.д. 19-20, 36, 42, 43).

Кроме того, Социальным управлением города Пензы не представлено суду сведений о принятии либо непринятии в качестве отчетного документа, подтверждающего факт расходования Капустник Е.А. денежных средств, полученных по социальному контракту, договора купли-продажи мебели от 30.03.2023, при этом в материалах дела имеется указанный договор купли-продажи, а также товарные чеки , от 30.03.2023, объяснительная Капустник Е.А. от 15.09.2023, из которой следует, что она не может предоставить кассовый чек на договор купли-продажи мебели, так как заказала мебель на производстве по индивидуальным размерам, оплата производилась за наличный расчет, кассовый чек на производстве предоставить не могут, так как не ведут розничной торговли, сделка оформлена договором купли-продажи (л.д. 44, 94, 138).

Вместе с тем, суд отмечает, что согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (статья 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека, электронного или иного документа, подтверждающего оплату товара.

В материалах гражданского дела имеются товарные чеки , от 30.03.2023, содержащие реквизиты продавца – <данные изъяты> (печать продавца), наименование товара, что является надлежащим доказательством заключения договора купли-продажи мебели от 30.03.2023 (л.д. 44, 94).

Разрешая заявленный спор, суд исходит из того, что заключение социального контракта направлено на стимулирование активных действий граждан по преодолению трудной жизненной ситуации, при этом гражданин, получивший выплату, связан обязательствами социального контракта, по которому должен был освоить выделенные государством целевые средства для начала своей предпринимательской деятельности, в последующем представить отчет об использовании этих средств.

Судом достоверно установлено, что после заключения социального контракта ответчиком предприняты меры по освоению денежных средств, с целью исполнения социального контракта Капустник Е.А. приобретены основные средства и производственные запасы (кресло парикмахерское, настенное зеркало, мойка с креслом, стул для мастера, стул, шкаф, диван, сушуар, тележка парикмахерская, парикмахерские ножницы, фены, расчески, плойки, щипцы, термобрашинг, шампуни, краска для волос, лаки для волос и другое, полный перечень, подтвержденный чеками, представлен в материалы дела) на общую сумму 359843 рубля, что подтверждается договором купли-продажи мебели от 30.03.2023, товарными чеками , от 30.03.2023, договором купли-продажи оборудования от 30.03.2022, товарными и кассовыми чеками от 10.02.2023, 16.02.2023, 17.02.2023, 22.02.2023, 24.02.2023, 01.03.2023, 10.03.2023, 21.03.2023, 24.03.2023, 29.03.2023, 02.04.2023, квитанцией перевода по номеру карты от 31.03.2023 (л.д. 44, 56-57, 58-71, 94).

При этом указание даты договора купли-продажи оборудования «30.03.2022» суд признает технической ошибкой, поскольку оплата по данному договору в сумме 10418 рублей была произведена Капустник Е.А. 31.03.2023, что подтверждается имеющейся в материалах дела квитанцией перевода по номеру карты от 31.03.2023 (л.д. 59).

Таким образом, полученные в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта денежные средства Капустник Е.А. в полном объеме потрачены на приобретение оборудования и товаров, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, то есть направлены на цели, определенные социальным контрактом.

Приобретение ответчиком товаров, не включенных в бизнес-план, приобретение данных товаров за стоимость, превышающую стоимость, указанную в бизнес-плане, не свидетельствует о невыполнении программы социальной адаптации в полном объеме и нецелевом использовании денежных средств, полученных в качестве мер социальной помощи, поскольку в судебном заседании установлено, что Капустник Е.А. в установленном порядке зарегистрировалась в качестве самозанятого гражданина, приступила к ведению предпринимательской деятельности в период действия социального контракта, приобрела необходимое оборудование и материально-производственные запасы для осуществления этой деятельности, что свидетельствует о заинтересованности ответчика в осуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности для выхода из трудной жизненной ситуации и является целью предоставления социальной помощи в рамках Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Доказательств того, что приобретенное оборудование и материально-производственные запасы не могут использоваться Капустник Е.А. для предпринимательской деятельности, что она уведомлена о необходимости согласовать с сотрудниками Социального управления города Пензы изменение наименования, стоимости приобретаемого товара при ее повышении или при отсутствии в продаже указанного в бизнес-плане товара, а также о последствиях, которые наступят, если она приобретет иной, чем указано в бизнес-плане товар, истцом в суд не представлено.

Оснований полагать, что со стороны Капустник Е.А. имело место неосновательное обогащение, суд не находит.

Обязательства вследствие неосновательного обогащения регулируются главой 60 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.

Согласно подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему.

Суд принимает во внимание, что только в случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение мер социальной поддержки, без установленных законом оснований, с него как с лица, получившего и пользовавшегося государственной социальной помощью в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученная сумма государственной социальной помощи подлежит взысканию по правилам ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что указанная в социальном контракте цель предоставления государственной социальной помощи, а именно по преодолению трудной жизненной ситуации, достигнута, в связи с чем сам по себе факт приобретения ответчиком товаров, не включенных в бизнес-план, приобретение данных товаров за стоимость, превышающую стоимость, указанную в бизнес-плане, с безусловностью не порождает у ответчика обязанности по возврату денежных средств, полученных в соответствии с условиями социального контракта

С учетом изложенного, суд считает, что действия Капустник Е.А. не могут быть квалифицированы как недобросовестные.

Суд обращает внимание, что установленное Конституцией РФ комплексное право на социальное обеспечение не освобождает государство от корреспондирующей конституционной обязанности по гарантированию материальной обеспеченности граждан при наступлении социальных рисков (в том числе в рамках обязательственных отношений по социальному контракту), а, напротив, обусловливает выработку оптимальных механизмов регулирования отношений в этой сфере. Стремление к получению отчетности негативно сказывается на итоговой результативности социального контракта, ставит под угрозу финансовой зависимости граждан, фактически выполняющих мероприятия программы социальной адаптации, и не приводит к улучшению их материального положения как первоочередной задачи данного вида социальной помощи.

Получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта являются лица, имущественная обеспеченность которых фактически является критической, что побуждает их обращаться к государству за помощью для повышения уровня жизни.

Взыскание с ответчика полученных на основании социального контракта денежных сумм по причинам непредставления отчетности о расходовании полученных в рамках социального контракта денежных средств и использования полученной государственной социальной помощи на основании социального контракта на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации, поставит Капустник Е.А. в еще более затруднительное материальное положение.

Таким образом, исследовав и оценив в порядке ст. 67 ГПК РФ в совокупности с позиции относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи друг с другом доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и взыскания с ответчика денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Социального управления города Пензы к Капустник Е.А. о взыскании денежных средств, полученных в рамках оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта – отказать.

Ответчик вправе подать в Колышлейский районный суд Пензенской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Колышлейский районный суд Пензенской области в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Заочное решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2024 года.

Судья                                                          С.И. Маркеева

    .

2-363/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Социальное управление города Пензы
Ответчики
Капустник Елена Александровна
Суд
Колышлейский районный суд Пензенской области
Дело на сайте суда
kolishleisky.pnz.sudrf.ru
12.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2024Передача материалов судье
16.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.09.2024Подготовка дела (собеседование)
08.10.2024Подготовка дела (собеседование)
08.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2024Судебное заседание
12.11.2024Судебное заседание
18.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.11.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
21.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.12.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
14.01.2025Дело оформлено
12.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее