№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2021 года в г. Нижний Новгород Нижегородский районный суд г. Нижний Новгород в составе председательствующего судьи Маркиной О.Е., при ведении протокола помощником судьи Королевой С.Е., с участием представителя административного истца Диогидзе К.Т., представителя административного ответчика Третьяковой М.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермолаевой Е. А. к начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области Порва А. А.чу, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении для ознакомления материала служебной проверки и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области Порва А. А.чу, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении для ознакомления материала служебной проверки и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов.
В обоснование заявленных исковых требований указано следующее.
ДД.ММ.ГГГГ Ермолаевой Е.А.направлено заявление в адрес руководителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области с просьбой ознакомить ее с результатами служебной проверки в отношении сотрудника ОВО по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода – филиала ФГКУ «УВО ВНГ России по Нижегородской области» К. И. по факту причинения незаконной физической силы.
На вышеуказанное заявление был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ № за подписью начальника Управления Росгвардии Порва А.А. о том, что по фактам, изложенным Ермолаевой Е.А., была проведена служебная проверка в отношении вышеуказанного сотрудника Росгвардии Кокорина Ивана, в ходе которой не установлено нарушений действующего законодательства.
Вместе с тем в указанном ответе содержится следующее: «заключение служебной проверки, а также рапорт о применении физической силы содержат персональные данные сотрудников. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, передача персональных данных сотрудника третьей стороне не допускается без согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами».
Административный истец считает ответ начальника Управления Росгвардии Порва А.А., содержащий фактический отказ в ознакомлении с материалами служебной проверки и в предоставлении копии заключения по результатам проведения служебной проверки, является незаконным и необоснованным, а также нарушающий следующие права Ермолаевой Е.А.:
1. Право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими ее права и свободы (в соответствии с ч. 2 ст.24 Конституции РФ), поскольку начальник Управления Росгвардии Порва А.А. фактически лишил Ермолаеву Е.А. этого права;
2. Право на получение от государственных органов информации, непосредственно затрагивающей ее права и свободы (в соответствии с ч.2 ст.8 Ф. закона от ДД.ММ.ГГГГ №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), поскольку предоставление материалов служебной проверки по заявлению Ермолаевой Е.А. для ознакомления является обеспечением реализации права заявителя (и его представителя) на обжалование вынесенных по его заявлению решений, в том числе решения о применении/неприменении к указанным сотрудникам полиции дисциплинарного взыскания за совершение дисциплинарного проступка;
3.Право на доступ к правосудию (в соответствии с ч.2 ст.52 Конституции РФ). Ермолаева Е.А. лишена права на доступ к правосудию, а именно на привлечение виновных в применении предполагаемого незаконного физического насилия к дисциплинарной ответственности, поскольку не имеет доступа к материалам служебной проверки и соответственно не может обоснованно обжаловать заключение служебной проверки, проводимой должностными лицами Управления Росгвардии.
Административный истец просит суд:
1. Признать незаконным решение начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области Порва А. А.ча от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащее отказ в предоставлении для ознакомления материала служебной проверки и предоставлении копии заключения по результатам служебной проверки по заявлению Ермолаевой Е. А..
2. Обязать начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области Порва А. А.ча устранить допущенные нарушения, а именно обеспечить возможность ознакомления с материалом заключения служебной проверки по заявлению Ермолаевой Е. А..
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца Диогидзе К.Т., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, дала пояснения по существу иска.
В судебном заседании представитель административного ответчика Третьякова М.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях на административное исковое заявление.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения административного дела считаются надлежащим образом извещенными, данных, подтверждающих наличие оснований для отложения судебного разбирательства, не представлено, в связи с чем, суд на основании ст.150-152, 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотреть настоящее административное дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ).
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Указанные положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которой граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий государственными органами, их территориальными органами, органами местного самоуправления или организациями, подведомственными государственным органам, органам местного самоуправления (далее - подведомственные организации), либо поступившая в указанные органы и организации.
Доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе представлением пользователям информации по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (статья 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
При этом, в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" предусмотрено, что, если федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации предусматриваются особенности предоставления отдельных видов информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, положения настоящего Федерального закона применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
Согласно части 5 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" действие настоящего Федерального закона не распространяется на порядок рассмотрения государственными органами и органами местного самоуправления обращений граждан.
Статья 33 Конституции Российской Федерации предусматривает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
Согласно части 1 статьи 2, части 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения как в государственные органы, органы местного самоуправления, так и должностным лицам, к каковым относятся лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты>.
Предметом оспаривания по настоящему административному делу являются действия начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области Порва А.А. об отказе в предоставлении для ознакомления материала служебной проверки и предоставлении копии заключения по результатам служебной проверки по заявлению Ермолаевой Е.А.
Судом установлено, что Ермолаева Е.А. направила начальнику У. Ф. службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области Порва А.А. заявление, в котором просила: сообщить о проведении проверки по факту применения к ней физической силы сотрудниками ОВО по Сормовскому району г. Нижнего Новгорода; знакомить ее с материалами служебной проверки в полном объеме с использованием технических средств (фотоаппарата); предоставить копию заключения по результатам проведения служебной проверки; сообщить сведения о составлении рапорта о применении в отношении нее физической силы и в случае его составления сообщить его содержание; сообщить о рассмотрении данного обращения уведомить ее в установленные законом порядке и сроки.
Из ответа начальника У. Росгвардии по Нижегородской области Порва А.А. от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в адрес Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области поступило обращение от ДД.ММ.ГГГГ вх. №. По факту, изложенному в обращении Ермолаевой Е.А., была проведена служебная проверка, в отношении вышеуказанного сотрудника Росгвардии Кокорина Ивана, в ходе которой не установлено нарушений действующего законодательства, также положений должностного регламента. Заключение служебной проверки, а также рапорт о применении физической силы содержат персональные данные сотрудников. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №, передача персональных данных сотрудника третьей стороне не допускается без согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом также установлено, что Ермолаева Е.А. не является сотрудником Управления Росгвардии.
В связи с тем, что письменное заявление Ермолаевой Е.А. на имя начальника Управления Росгвардии по Нижегородской области Порва А.А. не содержит запроса о предоставлении информации, непосредственно затрагивающей ее права и свободы, а также деятельности органа, а касаются вопросов проведения проверки по обращению Ермолаевой Е.А. и содержат сведения о проведенной проверке в отношении сотрудников Росгвардии, следовательно, заявление обоснованно рассмотрено как обращение.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации такого обращения.
При рассмотрении обращения государственным органом или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом <данные изъяты> (п. 2 ст. 5 указанного Федерального закона).
Аналогичные положения закреплены в п.7.2 Инструкции о порядке рассмотрения обращений граждан и организаций в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно подпункту «б» пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» до вступления в силу соответствующего федерального закона на лиц, имеющих специальные звания, переведенных в Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с частью 9 статьи 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Порядок проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, утвержден приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 24.14 Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, должностное лицо (председатель и члены комиссии), проводящие служебную проверку, обязано ознакомить сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его письменного обращения с заключением по результатам служебной проверки.
Данный Порядок проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации не содержит нормы права обязывающей Управление Росгвардии по Нижегородской области представлять материалы служебной проверки.
Согласно п.36.7 Порядка проведения служебной проверки в войсках национальной гвардии Российской Федерации, по окончании служебной проверки должностное лицо, проводившее служебную проверку (председатель комиссии), формирует дело с материалами служебной проверки, которое включает в себя: копию ответа лицу, обращение которого послужило основанием для проведения служебной проверки.
Из представленных в материалы дела сведений следует, что заявление Ермолаевой Е.А. рассмотрено уполномоченным лицом в установленные законом сроки и порядке, по существу поставленных вопросов заявителю дан мотивированный ответ, с уведомлением о результатах проведенной служебной проверки.
Также, административный ответчик в возражениях на административное исковое заявление, приобщенных к материалам дела, указывает на тот факт, что в отношении Ермолаевой Е.А. сотрудниками отдела полиции № Управления МВД России по городу Нижний Новгород составлен протокол об административном правонарушении № по статье 20.6.1 КоАП РФ и возбуждено уголовное дело № по ч. 1 ст. 318 УК РФ.
Кроме того, материалы служебной проверки содержат персональные данные личного состава специального подразделения У. Росгвардии по Нижегородской области.
Частью 3 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую; 2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях; 3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению; 4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В силу статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 1).
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами (часть 2). Порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц) устанавливается федеральным законом о персональных данных.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
По общему правилу, обработка персональных данных допускается с согласия субъекта персональных данных (пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных").
В силу статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 152-ФЗ "О персональных данных" операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, документы, оформляемые в рамках проведения проверки, содержат сведения о конкретных лицах, в отношении которых проводится такая проверка, то есть персональные данные.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в ответе от ДД.ММ.ГГГГ обоснованно указано о невозможности предоставления заключения служебной проверки в отношении сотрудников Росгвардии.
Давая оценку оспариваемому ответу, суд, с учетом установленных по делу обстоятельств, исходит из того, что заявление Ермолаевой Е.А.явилось поводом для проведения служебной проверки, с материалами которой может знакомиться только сотрудник, в отношении которого проведена служебная проверка, в случае его письменного обращения, и указали о невозможности их предоставления для ознакомления, поскольку в рассматриваемом случае затрагиваются права, свободы и интересы других граждан.
Таким образом, действия административного ответчика в отказе Ермолаевой Е.А. в ознакомлении с результатами проверки, а также предоставлении копии заключения по результатам проведения служебной проверки, носят законный характер.
Сам по себе факт несогласия административного истца с полученным ответом не свидетельствует о нарушении каких-либо его прав и свобод и не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований. При этом несогласие с содержанием ответа не может быть предметом судебной защиты.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца Ермолаевой Е.А. допущено не было.
Поэтому в удовлетворении предъявленного административного искового заявления Ермолаевой Е.А., права и законные интересы которой не нарушены административными ответчиками, должно быть отказано в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ
в удовлетворении административных исковых требований Ермолаевой Е. А. к начальнику Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области Порва А. А.чу, Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Нижегородской области об оспаривании решения об отказе в предоставлении для ознакомления материала служебной проверки и возложении обязанности устранить нарушение прав и законных интересов отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.Е. Маркина