К делу № 2-352/2020
УИД: 23RS0003-01-2019-001935-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2020 года г-к Анапа
Анапский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Кравцовой Е.Н.,
при секретаре Грищенко Н.А.,
с участием представителя администрации МО г-к.Анапа Кинешова В.В., действующего на основании доверенности от 31.12.2019г., представителя ответчика ООО «Анапская жилищная компания» - Куршаковой Ю.Н., действующей на основании доверенности от 02.09.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации МО г-к. Анапа к Блоха В.В,, ООО «Анапская жилищная компания» об устранении нарушений норм пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО г-к.Анапа обратилась в суд с исковым заявлением к Блоха В.В,, ООО «Анапская жилищная компания» об устранении нарушений норм пожарной безопасности. В обоснование заявленных требований указала, что застройщиком Блоха В.В. возведено капитальное одиннадцатиэтажное здание - многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> Администрацией муниципального образования город-курорт Анапа разрешительная документация на строительство объекта не выдавалась, право собственности на объект капитального строительства зарегистрировано в судебном порядке. В настоящее время многоквартирный жилой дом эксплуатируется (фактически проживают граждане).
На квартиры в указанных объектах зарегистрировано право собственности за физическими лицами, проживает ориентировочно 179 человек. Многоквартирный жилой дом подключен к инженерным сетям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения. Управление МКД осуществляется управляющей компанией ООО «Гарант «Управление МКД». Данный МКД аварийным не признавался, заявлений о признании данного многоквартирного жилого дома аварийным (непригодным для проживания) от собственников квартир в уполномоченный орган администрации муниципального образования город-курорт Анапа не поступало.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа от 15 марта 2019 года № 777 «О межведомственной комиссии по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования город-курорт Анапа» создана межведомственная комиссия по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования город-курорт Анапа. При этом комиссией установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, до настоящего времени не выполнены требования пожарной безопасности, выявленные отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Анапа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (от 18 марта 2019 года № 370-9-8-35), а именно: расстояние от внутреннего края проезда до стены здания не находится в пределах 8-10 метров, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; СП 4.13130.2013 п. 8.8;
не обеспечены минимально допустимые противопожарные расстояния от многоквартирного жилого дома до близлежащих зданий, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; п. 4.3 СП 4.13130.2013;
не во всех случаях на этажах между маршами лестниц предусмотрен зазор шириной не менее 75 мм, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; п. 7.14 СП 4.13130.2013;
на кровле по периметру не предусмотрено ее ограждение, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013;
не предусмотрены выходы с лестничных клеток на чердаки по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра, ст. 4, ст. 5, ст. 90 п. 2 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 7.6 СП 4.13130.2013;
на 11 этаже стены и перегородки, отделяющие внеквартирные коридоры от других помещений, не имеют предел огнестойкости не менее EI 45. межквартирные не несущие стены и перегородки не имеют предел огнестойкости не менее EI 30 и класс пожарной опасности К0, ст. 4, ст. 5, ст. 90 п. 2 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.2.9 СП 4.13130.2013;
на путях эвакуации допускается устройство ступеней с различной шириной и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки, ст. 4, ст. 5, Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
в лестничных клетках допускается размещение открыто положенных электрических кабелей и проводов (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, ст. 4, ст. 5, ст. 90 п. 2 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.4 СП 1.13130.2009;
лестничные клетки не имеют световых проемов площадью не менее 1,2 кв.м в наружных стенах на каждом этаже (по факту окна ведут в некое пространство-помещение, а не наружу), ст. 4, ст. 5, Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009;
ввиду того, что высота здания составляет более 28 м, для эвакуации людей из здания не предусмотрены лестничные клетки типа Н1, ст. 4, ст. 5, Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.12 СП 1.13130.2009;
предел огнестойкости несущих стен, наружных не несущих стен, перекрытий междуэтажных, и внутренних стен лестничных клеток не соответствуют минимально допустимому, с учетом принятой и максимально допустимой степени огнестойкости, табл. 21 Федерального закона № 123-ФЗ;
уклон лестниц на путях эвакуации составляет более 1:1, ст. ст. 4, 5, ч. 1 ст. 53 ст. ст. 4, 5, ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009;
помещение не оборудованы системой пожарной сигнализации, ст. ст. 4, 5, Федерального закона № 123-ФЗ, табл. А1 СП 5.13130.2009. табл. 1 НПБ 110-03;
отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции, ст. 4, 5 с Федерального закона № 123-ФЗ, п. 7.2 СП 7.13130.2013.
В данном случае установлено, что ООО «Анапская жилищная компания» осуществляет управление вышеуказанным многоквартирным домом, в связи с чем администрация считает, что Блоха В.В. и ООО «Анапская жилищная компания» являются ответственными лицами за содержание общего имущества многоквартирного дома, в том числе и за соблюдение требований пожарной безопасности.
В связи с чем, истец просит суд обязать Блоха В.В. и ООО «Анапская жилищная компания» обеспечить пожарную безопасность многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель Администрации МО г-к.Анапа заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Блоха В.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела путем направления заказного письма с уведомлением о вручении по месту его жительства, в судебное заседание не явился, судебные извещения, согласно отчету сайта Почты России, ответчиком не получены и возвращены в суд с отметкой об истечении срока хранения.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 ГПК РФ, 165.1 ГК РФ, абз. 2 п. 67 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ», п. 68 Постановления Пленума Верховного суда РФ №25 от 23.05.2015 года, адресат, отказавшийся принять судебную повестку, считается извещенным о времени и месте судебного разбирательства.
С учетом изложенного, принимая во внимание отметки сайта Почты России о неполучении ответчиком судебной повестки в связи с истечением срока хранения, суд находит извещение ответчика надлежащим и с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика Блоха В.В.
Представитель ответчика ООО «Анапская жилищная компания» возражал в удовлетворении иска, указал, что осуществляет управление домом по адресу: <адрес>. На основании заключенных с жильцами дома договоров, является исполнителем услуг, возлагаемых на него жильцами дома. Бремя приведения в соответствие с нормами законодательства пожарной безопасности многоквартирного дома не лежит на управляющей компании, это прямая обязанность застройщика. Просит отказать в иске в отношении ООО «Анапская жилищная компания».
Третьи лица без самостоятельных требований: Митрофанова Г.И., Мурашова В.В., Мурашов Н.В., Безгинова Т.Г., Михалаш А.С., Колодин А.И., ЗАО «Кубанская управляющая компания», Мусин И.Р., Лерхс Л.А., Лерхс Д.Я., Владимиров А.А., Гаврилов С.В., Ковязина А.Б., Савченко А.В., Мохова Г.В., Дворжак Е.В., Павлов С.Ю., Аршба Е.Н., Менщиков К.Э., Ковальчук И.Н., Кривец Т.А., Воробьев Д.Ю., Елоев М.А., Елоева И.Г., Елоева К.М., Мурзалева И.А., Карлова А.А., Товмасян А.Т., Серебрякова Т.П., Азимова Н.Э., Терещенко Е.В., Евтушенко Л.Г., Окулова Н.В., Бабушкин А.С., Украинская Е.А., Богрякова Д.В., Затямина Е.А., Громыковская С.Н., Еренинская Н.Н., Мирошниченко Ю. М., Кирьянова В.Н., Петрова С.Н., Братанчук Ю.В., Ковылин А.В., Малько Т.Т., Кораблева Р.М., Кныш В.А., Зыкина А.В., Богданов С.П., Мисюрин А.М., Наумов М.А., Короблева Р.М., Кононенко Т.Г., Наумов М.А., Петрова И.А., Белоусова А.А., Стадниченко М., Левина Е.В., Коновалов А.Ю., Коновалов Д.А., Кориченко Р.П., Глазков О.Ю., Глазкова Н.В., Максимова В.А., Газкова А.О., Еремеев К.В., Шевченко Ю.А., Еронин И.В., Бакуменко С.Н., Прощин А.Ю., Будникова И.А., Петрова И.А., Пахомов Ю.А., Азимова Н.Э., Теплинский А.В., Абанина Н.В., Васильев А.В., Степанов В.З., Коротаев Д.И., Коротаев А.И., Абрамян В.В., Климов Д.А., Наумов М.А., Симонова Г.В., Данилина Э.И., Симонова Г.В., Петрова И.А., Вартеванян В.Л., Сергоян С.Р., Сергоян А.Ф., Никитина О.О., Никитин В.С., Будний Н.А., Маннанова А.В., Маннанова Г.П., Бернер Е.Н., Захарова Д.В., Васильев И.В., Комарова М.В., Еронин И.В., Сагдеева З.А., Таймасова Д.В., Комаров С.В., Филикиди К.В., Шараев В.П., Шараева А.Ф., Шараева Е.В., Шараева Д.В., Шараева Л.В., Стригас И.А., Ушакова Г.Д., Степанов А.А., Мартьянова С.Г., Чуркина Н.А., Пирова Л.П., Гнатюк Л.Б., Кароян О.В., Гнатюк В.И., Петросян А.А., Бабайкина О.С., Блоха С.В., Кукко Л.В., Попова Н.Ю., Баскакова К.Е., Попов М.С., Баскакова Е.Е., Авагян С.А., Волков е.В., Мазина Н.Н., Сайфулин Р.К., Камерова Н.В., Яценко Н.А., Богданов С.П., Чукина Т.А., Ратычак В.А., Маркова Т.В., Жалбу Т.В., Галяева Е.А., Дегтярева Н.Л., Лобанов В.В., Ефанова Ж.Ю., Тей С.Б., Бессмертная Т.В., Айрапетян С.Б., Калидуб К.А., Стоянов В.М., Герасимова Т.В., Львутина О.Ю., Щапова Т.И., Абрамова О.А., Щербаков Р.Д., Исламова З.А., Гронь И.Е., Лобочкина И.О., Хохлова О.Ю., Кочетова М.В., Леонтьева И.А., Александрова И.С., Квасов А.А., Петелена О.Н., Мариневич Н.К., Таран В.В., Гайда Н.В., Гайда В.П., Гайда Т.В., Величенко В.В., Никитенко Р.И., Чернышева Н.А., Гюлева Л.Н., Шеряев А.А., Рэйн Г.Н., Рэйн Д.Н., Рэйн Л.С., Харламова А.А., Вередюков В.Г., Минаев С.В., Данилин И.Н., Данилина И.Л., Данилина Д.И., Данилина А.И., Данилина В.И., Бишарев О.И., Галюк А.А., Буланович В.И., Коваленко М.Н., Коледин О.Л., Консул А.В., Овсепян А.С., Овсепян В.Ш., Мартикян А.А., Овсепян Э.А., Овсепян Э.А., Карапетян Р.А., Корчма С.П., Клименко Т.А., Таймасова Д.В., Жанго Т.В., Райская Г.В., Кибзий О.В., Блоха С.В., Михеева Н.Е., Назарян А.М., Караугланова М.А., Жигалов А.А., Садыкьянц А.С., Макаров А.В., Бадалян К.Л., уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание не явились, причину неявки не сообщили, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Защита гражданских прав в силу ст.12 ГК РФ осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что на земельном участке по адресу: <адрес>, принадлежащем на праве общей долевой собственности собственникам помещений, расположенных в многоквартирном жилом доме по вышеуказанному адресу, расположен многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> Данный жилой дом подключен к инженерным сетям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.
В настоящее время жилой дом эксплуатируется гражданами, являющимися собственниками данных квартир, что следует из представленных выписок из ЕГРН.
Управление МКД осуществляет ООО ООО «Анапская жилищная компания».
В соответствии с пунктом 3 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу статей 34, 37 Закона о пожарной безопасности граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
На основании части 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а также собственники такого имущества несут ответственность за нарушений требований пожарной безопасности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что еще на этапе проектирования и строительства многоквартирного дома должны учитываются требования пожарной безопасности.
Кроме того, в период управления МКД по договору управления именно управляющая организация представляет интересы собственников в отношениях с третьими лицами по вопросу содержания общего имущества МКД.
Согласно ч. 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Главный принцип управления многоквартирным жилым домом в силу ч. ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ является обеспечение благоприятных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества и предоставление в должном порядке коммунальных услуг. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В пункте 42 Правил № 491 закреплено, что управляющие организации, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом отвечают перед собственниками за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, на организации, осуществляющие обслуживание жилищного фонда, возложены обязанности по соблюдению правил пожарной безопасности на подведомственных объектах.
Из содержания названных норм следует, что законодательством Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности на обслуживаемых объектах.
Постановлением администрации муниципального образования город-курорт Анапа 15.03.2019 № 777 создана межведомственной комиссией по оценке и использованию жилищного фонда муниципального образования город-курорт Анапа.
Комиссией установлено, что в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, до настоящего времени не выполнены требования пожарной безопасности, выявленные отделом надзорной деятельности и профилактической работы г. Анапа управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю (от 18 марта 2019 года № 370-9-8-35), а именно:
расстояние от внутреннего края проезда до стены здания не находится в пределах 8-10 метров, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; СП 4.13130.2013 п. 8.8;
не обеспечены минимально допустимые противопожарные расстояния от многоквартирного жилого дома до близлежащих зданий, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; п. 4.3 СП 4.13130.2013;
не во всех случаях на этажах между маршами лестниц предусмотрен зазор шириной не менее 75 мм, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; п. 7.14 СП 4.13130.2013;
на кровле по периметру не предусмотрено ее ограждение, ст.ст. 4, 5 ФЗ № 123-ФЗ; п. 7.16 СП 4.13130.2013;
не предусмотрены выходы с лестничных клеток на чердаки по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра, ст. 4, ст. 5, ст. 90 п. 2 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 7.6 СП 4.13130.2013;
на 11 этаже стены и перегородки, отделяющие внеквартирные коридоры от других помещений, не имеют предел огнестойкости не менее EI 45. межквартирные не несущие стены и перегородки не имеют предел огнестойкости не менее EI 30 и класс пожарной опасности К0, ст. 4, ст. 5, ст. 90 п. 2 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 5.2.9 СП 4.13130.2013;
на путях эвакуации допускается устройство ступеней с различной шириной и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки, ст. 4, ст. 5, Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009;
в лестничных клетках допускается размещение открыто положенных электрических кабелей и проводов (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток, ст. 4, ст. 5, ст. 90 п. 2 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.4 СП 1.13130.2009;
лестничные клетки не имеют световых проемов площадью не менее 1,2 кв.м в наружных стенах на каждом этаже (по факту окна ведут в некое пространство-помещение, а не наружу), ст. 4, ст. 5, Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.7 СП 1.13130.2009; ввиду того, что высота здания составляет более 28 м, для эвакуации людей из здания не предусмотрены лестничные клетки типа Н1, ст. 4, ст. 5, Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.12 СП 1.13130.2009;
предел огнестойкости несущих стен, наружных не несущих стен, перекрытий междуэтажных, и внутренних стен лестничных клеток не соответствуют минимально допустимому, с учетом принятой и максимально допустимой степени огнестойкости, табл. 21 Федерального закона № 123-ФЗ;
уклон лестниц на путях эвакуации составляет более 1:1, ст. ст. 4, 5, ч. 1 ст. 53 ст. ст. 4, 5, ч. 1 ст. 53 Федерального закона № 123-ФЗ, п. 4.4.2 СП 1.13130.2009;
помещение не оборудованы системой пожарной сигнализации, ст. ст. 4, 5, Федерального закона № 123-ФЗ, табл. А1 СП 5.13130.2009. табл. 1 НПБ 110-03;
отсутствует система вытяжной противодымной вентиляции, ст. 4, 5 с Федерального закона № 123-ФЗ, п. 7.2 СП 7.13130.2013.
Данные обстоятельства подтверждаются сообщением Отдела надзорной деятельности и профилактической работы г.Анапа Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Краснодарскому краю от 18.03.2019г.
В ст.1 Федерального закона от 22.07.2008 №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано, что настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Статьей 4 данного Федерального закона предписано конкретизировать требования закона о пожарной безопасности руководствуясь национальными стандартами, сводами правил, содержащих требования пожарной безопасности, а также иными документами, содержащими требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований Федерального закона 22.07.2008 №123-Ф3.
В случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования.
Конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений в соответствии с нормами ст.80 данного закона в редакции от 10.07.2012 года должны обеспечивать в случае пожара: 1) эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; 2) возможность проведения мероприятий по спасению людей; 3) возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; 4) возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; 5) нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Согласно ст.8 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (с изменениями на 02.07.2013 года) № 384-Ф3 здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение.
Согласно заключению эксперта №03-01/20 от 18.02.2020 г. ООО ЮЦ «ЭКСПЕРТ ГРУПП», на основании проведенного исследования экспертом выявлено нарушение пожарной безопасности многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес> на дату ввода строения в гражданский оборот в 2011 году следующим требованиям:
пункту 4.3. СП 4.13130.2009, ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 г. 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в части противопожарного расстояния между расстояния между исследуемым многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес> и зданием, расположенным на смежном земельном участке ( на схеме отображен под № 1), в части необеспечения минимального расстояния в 8 м, фактическое расстояние составляет 2,28 м. Вариант устранения: отсутствует;
пункту 8.3 СП 54.13330.2011, в части отсутствия ограждения по периметру кровли высотой не менее 1,2 м. Вариант устранения: устройство ограждения по периметру кровли здания высотой не менее 1,20 м;
пункту 4.3.4 СП 1.13130.2009, п. 8.2 СП 54.13330.2011, в части разной высоты ступеней, в пределах от 7 см. до 21 см, однако демонтаж лестничного марша может существенно повлиять на несущую способность здания в целом. Вариант устранения: с целью выравнивания ступеней до единой высоты — отсутствует;
ст. 82 ФЗ от 22.07.2008 г. 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4.4 СП 1.13130.2009, в части размещения открыто проложенных электрических кабелей и проводов (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток. Вариант устранения: проложение электрического кабеля и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток оборудовать защитой: в первом подъезде с первого по одиннадцатый этаж, во втором подъезде на пятом и десятом этажах, и в третьем подъезде на седьмом и восьмом этажах;
пункту 4.4.7 СП 1.13130.2009, в части отсутствия естественного освещения через остекленные или открытые проемы в лестничных клетках, расположенные во всех трех подъездах многоквартирного жилого дома, ведущие непосредственно на улицу. Фактически часть оконных проемов заложено блоком, закрыто листами гипсокартона и OSB, а часть открытых и остекленных проемов ведут непосредственно в помещение, которое планируется под размещение лифта. Вариант устранения: отсутствует;
пункту 4.4.12 СП 1.13130.2009, в части отсутствия лестничных клеток, расположенных в исследуемом многоквартирном жилом доме высотой 32 м — типа Н 1 (лестничные клетки с входом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам). Вариант устранения: отсутствует.
Табл. 21 ФЗ от 22.07.2008 г. 123-ФЗ, в части фактически зафиксированных на 11 этаже в трех подъездах, ограждающих стен между жилыми помещениями (квартирами) и лестничной клеткой (местами общего пользования) выполненных из гипсокартона и частично обшиты листами OSB. Вариант устранения: документально подтвердить факт примененных строительных материалов с пределом огнестойкости минимально допустимым, с учетом принятой максимально допустимой степени огнестойкости, табл. 21 ФЗ № 123-ФЗ. Либо, выполнить отделку или замену перегородок, перекрытий и внутренних стен лестничных клеток из строительных материалов с пределом огнестойкости минимально допустимому, с учетом принятой максимально допустимой степени огнестойкости, табл. 21 ФЗ № 123-ФЗ;
ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 г. 123-ФЗ, п. А10 СП 5.13130.2009, в части отсутствия в многоквартирном жилом доме систем пожарной сигнализации. Вариант устранения: оборудовать здание многоквартирного дома по адресу: <адрес>, установками систем пожарной сигнализации; предоставить расчет (проектную документацию) разработанную и утвержденную в установленном порядке, в соответствии с которой определяется расчетное количество огнетущашего вещества, достаточное для ликвидации пожара в защищаемом здании;
пункту 7.2 СП 7.13130.2009 в части отсутствия системы вытяжной противодымной вентиляции. Вариант устранения: разработать проект системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре в многоквартирном жилом доме, с дальнейшей ее установкой.
На основании проведенного исследования экспертом выявлено нарушение пожарной безопасности данного многоквартирного жилого дома на дату проведения экспертизы следующим требованиям:
пункту 7.16 СП 4.13130.2013, п. 8.3 СП 54.13330.2016, в части отсутствия ограждения по периметру кровли многоквартирного жилого дома. Вариант устранения: устройство ограждения по периметру кровли здания высотой не менее 1.20 м;
пункту 7.6 СП 4.13130.2013, в части отсутствия выходов с лестничных клеток на кровлю по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра. Вариант устранения: в части устройства выхода с лестничных клеток на чердак по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра, не предоставляется возможным ввиду недостатка площади, высоты коридора мест общего пользования.
Пункту 5.2.9 СП 4.13130.2013, п. 5.2.1, п. 5.4.4, п. 5.4.5, п. 5.4.7, п. 5.4.16 СП 2.13130.2012, в части установленного на 11 этаже стен и перегородок, отделяющие внеквартирные коридоры от других помещений, не имеющие предел огнестойкости не менее EI 45. межквартирные не несущие стены и перегородки не имеют предел огнестойкости не менее EI 30 и класс пожарной опасности К0. Вариант устранения: документально подтвердить факт примененных строительных материалов с пределом огнестойкости минимально допустимым, с учетом принятой максимально допустимой степени огнестойкости, табл. 21 ФЗ № 123-ФЗ. Либо, выполнить отделку или замену перегородок, перекрытий и внутренних стен лестничных клеток из строительных материалов с пределом огнестойкости минимально допустимому, с учетом принятой максимально допустимой степени огнестойкости, табл. 21 ФЗ № 123-ФЗ;
пункту 4.3.4 СП 1.13130.2009, п. 8.2 СП 54.13330.2016, в различной высоты ступеней лестничных маршей, расположенных в многоквартирном жилом доме, по вышеуказанному адресу. Вариант устранения: отсутствует.
ст. 82 ФЗ от 22.07.2008 г. 123-ФЗ « Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 4.4.4 СП 1.13130.2009, в части размещения открыто проложенных электрических кабелей и проводов (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток. Вариант устранения: проложенние электрического кабеля и провода (за исключением электропроводки для слаботочных устройств) для освещения коридоров и лестничных клеток оборудовать защитой: в первом подъезде с первого по одиннадцатый этаж, во втором подъезде на пятом и десятом этажах, и в третьем подъезде на седьмом и восьмом этажах;
пункту 4.4.7 СП 1.13130.2009, в части отсутствия естественного освещения через остекленные или открытые проемы в лестничных клетках, расположенные во всех трех подъездах многоквартирного жилого дома, ведущие непосредственно на улицу. Фактически часть оконных проемов заложено блоком, закрыто листами гипсокартона и OSB, а часть открытых и остекленных проемов ведут непосредственно в помещение, которое планируется под размещение лифта. Вариант устранения: отсутствует;
пункту 4.4.12 СП 1.13130.2009, в части отсутствия лестничных клеток, расположенных в исследуемом многоквартирном жилом доме высотой 32 м — типа Н 1 (лестничные клетки с входом на лестничную клетку с этажа через незадымляемую наружную воздушную зону по открытым переходам). Вариант устранения: отсутствует;
ст. 83 ФЗ от 22.07.2008 г. 123-ФЗ, п. А10 СП 5.13130.2009, в части отсутствия в многоквартирном жилом доме систем пожарной сигнализации. Вариант устранения: оборудовать здание многоквартирного дома по адресу: <адрес>, установками систем пожарной сигнализации; предоставить расчет (проектную документацию) разработанную и утвержденную в установленном порядке, в соответствии с которой определяется расчетное количество огнетушашего вещества, достаточное для ликвидации пожара в защищаемом здании;
пункту 7.2 СП 7.13130.2009 в части отсутствия системы вытяжной противодымной вентиляции. Вариант устранения: разработать проект системы вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре в многоквартирном жилом доме, с дальнейшей ее установкой.
В случае не устранении выявленных нарушений требований Федерального закона «Технический регламент о требованиях к пожарной безопасности» № 123-Ф3 в части пожарной безопасности, исследуемый многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, создает угрозу жизни и здоровью людей, проживающих в многоквартирном доме.
Оценивая заключение эксперта, суд находит его соответствующим всем предъявляемым требованиям и полученным в соответствии с установленными правилами ее проведения и допустимым доказательством по делу.
Сведений об устранении данных нарушений, а также допустимых и относимых доказательств об отсутствии нарушений, суду не представлено.
В силу норм Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ все требования пожарной безопасности распространяются на спорный многоквартирный жилой дом, ввиду того, что он является местом постоянного проживания большого количества людей. Дальнейшая эксплуатация указанного жилого дома с нарушением требований пожарной безопасности приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Учитывая, что при строительстве спорного жилого дома застройщиком Блоха В.В. были нарушены требования п. 4.3 СП 4.13130.2009, ст. 69 ФЗ от 22.07.2008 г. 123-ФЗ, п. 4.3.4 СП 1.13130.2009, п. 8.2 СП 54.13330.2011, п. 4.4.7 СП 4.13130.2009, п. 4.4.12 СП 4.13130.2009. п. 7.6 СП 4.13130.2013, которые устранить на сегодняшний день не представляется возможным, то суд считает необходимым обязать застройщика Блоха В.В. применить расчет пожарного риска, в соответствии с приказом МЧС России от 30.06.2009г. №382 «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности».
Управляющая компания ООО «Анапская жилищная компания», принимая на себя управление спорным многоквартирным домом, заключив договоры с собственниками помещений, стала ответственной перед собственниками жилых помещений по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, поэтому обязанность по устранению выявленных нарушений по пожарной безопасности, при строительстве жилого дома, не несет, в связи с чем суд отказывает администрации МО г-к.Анапа в удовлетворении требований к ответчику ООО «Анапская жилищная компания», поскольку данные требования могут быть предъявлены исключительно к застройщику.
Проанализировав исследованные доказательства, а также положения закона, приведенные ранее, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований.
В тоже время, суд в соответствии со ст.96 ГПК РФ взыскивает с Блоха В.В. в пользу экспертного учреждения оплату за производство судебно-оценочной экспертизы - 45000 рублей.
Учитывая обстоятельства данного дела, а также требования ст.206 ГПК РФ, суд считает возможным установить срок исполнения ответчиками возложенной обязанности в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░-░. ░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░,, ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 30 (░░░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2009 ░. № 382 «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░░ 30 (░░░░░░░░) ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░:<░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 75 ░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░. 4, 5 ░░ № 123-░░; ░. 7.14 ░░ 4.13130.2013; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4, 5 ░░ № 123-░░; ░. 7.16 ░░ 4.13130.2013; ░░░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ EI 45, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4, 5 ░░ № 123-░░; ░. 5.2.9 ░░ 4.13130.2013; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ EI 30 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░0, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4, 5 ░░ № 123-░░; ░. 5.2.9 ░░ 4.13130.2013; ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░) ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4, 5 ░░ № 123-░░; ░. 4.4.4 ░░ 4.13130.2009; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░. 21 ░░ № 123 — ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4, 5 ░░ № 123-░░; ░░░░. ░1 ░░ 5.13130.2009, ░░░░. 1 ░░░ 110-03; ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 4, 5 ░░ № 123-░░; ░. 7.2 ░░ 7.13130.2013.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░.░, ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – 45000 (░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░/░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░»: №
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 10 ░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░
№ 2-352/2020
░░░: 23RS0003-01-2019-001935-10
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░