Дело ***а-44/2020
22OS0***-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГ город Барнаул
Алтайский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.,
при секретаре Сигаревой Е.Е.,
с участием представителя истца <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
административный истец <данные изъяты> обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Алтайского края, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю об установлении кадастровой стоимости в размере равном их рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГ следующих земельных участков:
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
Требования мотивированы тем, что указанные выше земельные участки принадлежат административному истцу на праве собственности. Установленная Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** кадастровая стоимость данных земельных участков является завышенной, что подтверждается отчетом об оценке. Данное обстоятельство нарушает права административного истца, поскольку размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель административного истца <данные изъяты> в судебном заседании просил об удовлетворении заявленных требований по изложенным в иске доводам, просил установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, определенном экспертом.
Представители административных ответчиков Правительства Алтайского края, Управления Росреестра по Алтайскому краю, заинтересованного лица администрации <адрес>, надлежаще извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей для участия в рассмотрении дела не направили, об отложении разбирательства дела не просили.
В соответствии со статьей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснение представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с п.п.1,5 ст.65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 1 ст.391 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено определение налоговой базы в отношении земельного участка как его кадастровой стоимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу абз.4 п.15 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Согласно п.2 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Судом установлено, что <данные изъяты> на праве собственности принадлежат следующие земельные участки, категория земель – земли населенных пунктов – для эксплуатации производственных зданий завода:
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>
- расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером *** площадью <данные изъяты>
что копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д.22,25,28,31,34,37 т.1).
Таким образом, установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца.
Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края, включая земельные участки с кадастровыми номерами ***, утверждены постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».
Согласно кадастровым справкам филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ кадастровая стоимость, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составляет: в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты> (л.д.23,26,29,32,3538).
В соответствии с п.п.1, 3 ст.66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений ст.24.18 Закона об оценочной деятельности, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обществом с целью соблюдения досудебного порядка урегулирования спора ДД.ММ.ГГ в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости вышеуказанных земельных участков. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГ заявление <данные изъяты> отклонено (л.д.39-40 т.1).
В подтверждение рыночной стоимости земельных участков административным истцом административным истцом представлен отчет об оценке вышеуказанных земельных участков от ДД.ММ.ГГ ***, составленный оценщиком <данные изъяты> (л.д.41-118 т.1), относительного которого со стороны комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю указано на его несоответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с возникшими сомнениями в достоверности представленного административным истцом отчета, по настоящему делу была назначена и проведена судебная экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГ ***, составленному оценщиком Алтайской краевой общественной организации специалистов судебно-технической экспертизы <данные изъяты> отвечающим требованиям ст.4 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», рыночная стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ земельных участков определена в следующих размерах: в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>., в отношении земельного участка с кадастровым номером *** – <данные изъяты>. (л.д.151-197 т.1).
В силу ст.62, ч.8 ст.82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, которое подлежит оценке судом в соответствии со ст.84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.
Исследовав заключения судебной оценочной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельных участков; содержащиеся в заключении экспертизы сведения дают представление о местоположении объектов – аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанных объектов недвижимости; в заключении приведен анализ всех необходимых факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов оценки. Заключение эксперта получено в предусмотренном законом порядке, соответствует требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, проведено компетентным специалистом в области оценки, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем суд находит указанную в заключениях эксперта величину рыночной стоимости земельных участков достоверной.
Кроме того, суд принимает во внимание, что административными ответчиками и заинтересованным лицом возражений относительно содержащихся в заключении судебной экспертизы выводов не заявлено, доказательства иной рыночной стоимости земельных участков суду не представлены.
Учитывая, что установление кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной имеет для административного истца, являющегося в силу ст.388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога, правовое значение, суд удовлетворяет требования <данные изъяты>
В связи с тем, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано административным истцом ДД.ММ.ГГ, срок, предусмотренный ч.3 ст.245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административное исковое заявление <данные изъяты> об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>, по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере <данные изъяты>.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в равном его рыночной стоимости размере – <данные изъяты>.
Дата обращения с заявлением об изменении кадастровой стоимости земельного участка – ДД.ММ.ГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в мотивированном виде через Алтайский краевой суд.
Судья Ю.В.Гончарова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГ.