Решение по делу № 2-742/2019 от 28.03.2019

УИД 66RS0051-01-2019-000651-49

Дело № 2-742/2019

Решение в окончательной форме изготовлено 01.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Серов 26 июня 2019 года

Серовский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Щербина Е.В., при секретаре судебного заседания Кизиловой А.А., с участием процессуального истца – старшего помощника Серовского городского прокурора Поповой Н.В., истца Макарихина В.С., представителя ответчика Воротынцева А.В., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия по ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Серовского городского прокурора, действующего в интересах Макарихина Валентина Сергеевича к ГКУ «Серовский центр занятости» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Серовский городской прокурор обратился в Серовский районный суд в порядке статьи 45 ГПК РФ с исковым заявлением к ГКУ «Серовский центр занятости» о понуждении к совершению действий.

В обоснование требований указав, что в ходе проверки по обращению Макарихина В.С. по вопросу постановки на учет в ГКУ «Серовский центр занятости» в качестве безработного и назначения пособия по безработице, проведенной Серовской городской прокуратурой, установлено, что Макарихин Валентин Сергеевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот, поскольку мать Макарихина Н.Ю. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец юридически не значится. Согласно аттестату об основном общем образовании № Макарихин В.С. в 2017 году окончил ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа», ранее не работал, на учете в Центре занятости в качестве безработного не состоял. Макарихин В.С. обратился в ГКУ «Серовский центр занятости» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении гражданину государственной услуги содействия в поиске подходящей работы, этим же днем зарегистрирован в качестве ищущего работу. При обращении Макарихиным В.С. предоставлены все необходимые документы для постановки его на учет в качестве безработного. ГКУ «Серовский центр занятости» отказало в постановке на учет в качестве безработного, назначении пособия по безработице в виду отсутствия регистрации по месту жительства. Приказом Управления социальной политики по <адрес> и <адрес> №-о от ДД.ММ.ГГГГ Макарихин В.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>. В соответствии со свидетельством № о регистрации по месту пребывания Макарихин В.С. временно зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Серовский городской прокурор, действующий в интересах Макарихина В.С. просит обязать ГКУ «Серовский центр занятости» признать Макарихина Валентина Сергеевича безработным с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере среднемесячной заработной платы в <адрес> – 37 209 руб. 70 коп.

В судебном заседании прокурор Попова Н.В. и истец Макарихин В.С. исковые требования поддержали по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что Макарихин В.С. постоянно проживает в <адрес>, имеет регистрацию по месту пребывания в Серовском детском доме-школе, при подаче заявления, представил все необходимые документы.

Представитель ответчика ГКУ «Серовский ЦЗ» Воротынцев А.В. относительно удовлетворения заявленных требований возражал, просил в удовлетворении иска отказать. В обоснование возражения привел доводы, аналогичные изложенным в письменном возражении.

Согласно возражения ГКУ «Серовский ЦЗ» Макарихин В.С. обратился в ГКУ «Серовский ЦЗ» ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о предоставлении услуги содействия в поиске подходящей работы, поставлен на учет в качестве лица, ищущего работу в этот же день. При этом, Макарихин В.С. безработным не признан, пособие по безработице не назначено в соответствии с п.2 с.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Закона о занятости населения в Российской Федерации», т.к. Макарихин В.С. не имел регистрации по месту жительства в <адрес>. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства, являющегося обязательным условием, препятствует регистрации ему в качестве безработного, что соотносится с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ.

Суд, заслушав стороны, оценив доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, определенными в ее статье 7 (часть 1), предусматривает установление государственных гарантий реализации гражданами конституционных прав на труд, охрану труда и здоровья, социальную защиту от безработицы (статья 7, часть 2; статья 37, часть 3; статья 39, часть 2).

Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" определены правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ч.1 ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О занятости населения в Российской Федерации", безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.

Ч.2 ст.3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № предусматривает, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

Таким образом, перечень случаев, при которых граждане не могут быть признаны безработными, изложенный в ст.3 названного Закона является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с ч.1,2 ст.31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Макарихин В.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей-сирот. В 2017 году он окончил ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа», ранее не работал, на учете в ЦЗН не состоял.

ДД.ММ.ГГГГ Макарихин В.С. обратился в ГКУ «Серовский ЦЗ» с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. В этот же день он зарегистрирован в качестве ищущего работу, при этом Макарихину В.С. отказано в постановке на учет в качестве безработного, назначении пособия по безработице ввиду отсутствия регистрации по месту жительства. Иных оснований к отказу не имелось, остальные необходимые документы Макарихиным В.С. были предоставлены, что подтвердил представитель ответчика.

Суд приходит к выводу о том, что наличие временной регистрации по месту пребывания само по себе не может являться основанием для отказа в признании лица безработным.

Доводы представителя ответчика не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку направлены на иное толкование норм материального права, с которым суд согласиться не может.

В соответствии с п.2 ст.3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства.

В силу положений ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Ст.3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N713 предусмотрено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В ст.4 Правил содержится исчерпывающий перечень документов, подлежащих предъявлению в государственные учреждения службы занятости населения с целью постановки на регистрационный учет безработных граждан: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

При этом, положения ч.2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993№ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливают, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из системного толкования перечисленных выше нормативных актов, следует, что отсутствие регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства, не исключает возможность установления фактического места жительства такого гражданина на основании иных сведений, представленных стороной истца в материалы дела, в том числе свидетельства о регистрации по месту пребывания, которое при установлении юридически значимого обстоятельства, необходимого установлению для разрешения спора о поставке гражданина на регистрационный учет в качестве безработного, подлежит оценке наряду с другими доказательствами, поскольку иное ограничило бы право Макарихина В.С. на труд и социальную защиту от безработицы.

Прокурором в материалы дела представлены сведения из отдела по вопросам миграции МО МВД России «Серовский», согласно которым Макарихин В.С. был зарегистрирован по месту пребывания в <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Также, согласно информации ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа» Макарихин В.С. воспитывался в данном учреждении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, проживал по адресу учреждения: <адрес>. В период с сентября 2017 года по ДД.ММ.ГГГГ временно проживал в детском доме, выбывал на обучение в ГБОУ СПО СО «Серовский металлургический техникум». С ДД.ММ.ГГГГ Макарихин В.С. зачислен в детский дом-школу в связи с трудной жизненной ситуацией, отсутствием закрепленного жилья. С ДД.ММ.ГГГГ Макарихин В.С. состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ N199-О указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст.20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Анализ вышеуказанных норм позволяет прийти к выводу, что место жительства не определяется исключительно фактом регистрации по месту жительства, административный акт является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт проживания гражданина в определенном месте.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N105-О, на которую ссылается ответчик, содержится правовая позиция, согласно которой ведение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. При этом данная правовая позиция не означает, что учет безработных граждан возможен только при наличии у гражданина регистрации по месту жительства.

Согласно ст. 34.1 Закона № впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице и стипендия во время прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости устанавливаются и выплачиваются в соответствии с пунктами 2 и 3настоящей статьи.

Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.

Лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по истечении шести месяцев со дня регистрации их в качестве безработных, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице и стипендия в связи с прохождением указанными лицами профессионального обучения и получения ими дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, в сроки, установленные статьей 31 настоящего Закона.

На момент подачи Макарихиным В.С. заявления в центр занятости среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций <адрес>, по данным Свердловскстата, составила 37 209,70 рублей.

В связи с изложенным, отсутствие у истца регистрации по месту жительства при наличии регистрации по месту пребывания само по себе не является основанием для отказа в регистрации в качестве безработного и назначения пособия по безработице.

Поскольку Макарихин В.С. на момент обращения в ГКУ «Серовский ЦЗ» проживал по адресу: <адрес>, то есть в районе деятельности ответчика, иной регистрации по месту жительства не имел, доказательств обратного стороной ответчика не представлено и судом не добыто, оснований для отказа в его регистрации в качестве безработного и назначения пособия по безработице не имелось, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах Макарихина Валентина Сергеевича к ГКУ «Серовский центр занятости» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать ГКУ «Серовский центр занятости» признать Макарихина Валентина Сергеевича безработным с ДД.ММ.ГГГГ и назначить пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере уровня среднемесячной заработной платы в <адрес>.

Взыскать с ГКУ «Серовский центр занятости» в доход местного бюджета Серовского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд <адрес>.

Судья Е.В.Щербина

2-742/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Макарихин Валентин Сергеевич
Другие
Макарихин В.С.
ГКУ Серовский центр занятости
Серовский городской прокурор
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Дело на сайте суда
serovsky.svd.sudrf.ru
28.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2019Передача материалов судье
01.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.04.2019Предварительное судебное заседание
29.04.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.06.2019Предварительное судебное заседание
26.06.2019Судебное заседание
27.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.04.2020Передача материалов судье
27.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2020Предварительное судебное заседание
27.04.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2020Предварительное судебное заседание
27.04.2020Судебное заседание
27.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее