Дело № 2а-110/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г. Буй Костромской области
Буйский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Прыгуновой Ю.С.,
при секретаре Соловьевой Ю.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Алексеева Николая Александровича, Иванова Владимира Ивановича, Алексеевой Ирины Николаевны к администрации городского округа город Буй об оспаривании решения органа власти, нарушающего права и законные интересы, создающего препятствия к осуществлению прав и свобод,
у с т а н о в и л:
Алексеев Н.А., Алексеева И.Н., Иванов В.И. обратились в Буйский районный суд Костромской области с административным иском к администрации г.о. г. Буй об оспаривании решения органа власти, нарушающего права и законные интересы, создающего препятствия к осуществлению прав и свобод, мотивируя требования следующими обстоятельствами.
ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации городского округа город Буй Костромской области И.А. Ральникову административными истцами были поданы уведомления о проведении трех публичных мероприятий:
- пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по статье 121 Уголовного кодекса РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 11 до 12 часов на площади <адрес> с количеством участников до 300 человек;
- пикетирования в поддержку положения предвыборной программы кандидата в президенты Российской Федерации Ксении Собчак о необходимости отменить законы, ограничивающие права людей по полу, сексуальной ориентации, по месту рождения, наличию других гражданств, судимости (за исключением случаев национальной безопасности) с целью выступления в поддержку положения предвыборной программы кандидата в президенты Российской Федерации Ксении Собчак о необходимости отменить законы, ограничивающие права людей по полу, сексуальной ориентации, по месту рождения, наличию других гражданств, судимости (за исключением случаев национальной безопасности). Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 15 до 16 часов на площадке у памятника <данные изъяты> у <адрес> с количеством участников до 300 человек;
- шествия Буйского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека, лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 11 до 13 часов по <адрес> до <адрес> с количеством участников до 300 человек.
ДД.ММ.ГГГГ Глава Администрации городского округа город Буй Костромской области И.А. Ральников уведомил административных истцов об отказе в согласовании проведения трех заявленных публичных мероприятий.
И.А. Ральников сослался на законодательство о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних и, в частности, на Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». И.А. Ральников заметил, что «проведение заявленных организатором публичных мероприятий в открытых для свободного посещения местах оскорбит религиозные и нравственные чувства, унизит человеческое достоинство других граждан, нарушит их права и свободы, вызовет негативную реакцию и может спровоцировать противоправные действия со стороны лиц, не разделяющих взгляды участников заявленных публичных мероприятий». И.А. Ральников добавил, что «проведение заявленных публичных мероприятий по заявленным маршрутам и местам проведения создаст помехи движению пешеходов и транспорта, чем нарушит права граждан, не участвующих в них».
В отношении второго пикетирования 26 декабря 2017 года должностное лицо заметил, что «в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 10 января 2003 года N19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» - «Агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования». В настоящий момент Ксения Собчак не зарегистрирована кандидатом в Президенты Российской Федерации. И.А. Ральников пришел к выводу, что у администрации городского округа город Буй Костромской области отсутствуют основания для принятия правового акта об оказании содействия организатору в проведении заявленных публичных мероприятий 26 декабря 2017 года, 01 января 2018 года на территории городского округа город Буй, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Административные истцы полагают, что указанные действия Главы Администрации г.о.г. Буй Костромской области И.А. Ральникова, отказавшего в согласовании проведения заявленных шествия и пикетирований, являются нарушением права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированного статьей 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» N 54-ФЗ от 19 июня 2004 года.
В настоящем деле должностным лицом Администрации г.о.г. Буй Костромской области (далее - Администрация) был нарушен порядок согласования публичных мероприятий в связи с не предоставлением административным истцам предложения об изменении места и (или) времени проведения заявленных публичных мероприятий с указанием конкретного альтернативного места и (или) времени проведения шествия и пикетирований, тем самым фактически лишив административных истцов возможности эффективной реализации права на свободу собраний. Между тем, именно власти государства, обладая необходимой информацией о проведении в городе иных мероприятий, имеют реальную возможность предложить те места, которые позволят организатору заявленных мероприятий донести до общества и властей государства свои требования и обратить внимание на проблемы соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации.
Из содержания обжалуемого решения следует, что согласие с неправомерными действиями протестующих в ущерб конституционным ценностям плюрализма мнений и свободы собраний имеет большее значение для Администрации, чем исполнение законной обязанности по пресечению неправомерных действий.
Довод ответчика о том, что проведение второго пикетирования 26 декабря 2017 года с заявленной целью является предвыборной агитацией, не соответствует действительности и не основан на законе, поскольку, согласно заявленной цели пикетирования, организаторы не намеривались побуждать избирателей к голосованию за кандидата (кандидатов) либо против кандидата (кандидатов), а лишь планировали поддержать конкретное предложение К.А. Собчак о необходимости отмены действующих в России законов, дискриминирующих людей по различным основаниям, в том числе по признакам пола и сексуальной ориентации.
Главным основанием для отказа Администрации в согласовании проведения заявленных публичных мероприятий явились приведенные должностным лицом положения федерального законодательства, к нарушению которых, по мнению должностного лица Администрации, может привести проведение заявленных шествия и пикетирований.
Из анализа указанных в административном иске положений законов следует, что Администрация посчитала заявленные шествие и пикетирования направленными на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних.
В этой связи административные истцы отмечают, что ограничение права на свободу собраний на основании правомерной цели защиты нравственности несовершеннолетних не имеет отношения к заявленным публичным мероприятиям, поскольку их целью являлось привлечение внимания общества и власти к необходимости соблюдения прав лиц гомосексуальной ориентации и борьбы против существующей дискриминации представителей сексуальных меньшинств, что никоим образом не может нарушать требования нравственности. Согласно поданным в Администрацию уведомлениям, организаторы планировали выступить в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России, что не может подпадать под действие указанных запретов.
Административные истцы обращают внимание на то обстоятельство, что в поданных в Администрацию уведомлениях о проведении шествия и пикетирований они указывали на готовность изменить место и/или время проведения шествия и пикетирований по мотивированному предложению Администрации. Кроме того, административные истцы подчеркивали, что организаторы и участники публичных мероприятий не будут нарушать нормы общественной нравственности, в том числе демонстрировать наготу и иные формы непристойностей.
По мнению административных истцов, основной причиной отказа Администрации в согласовании проведения шествия и пикетирований является неприятие должностным лицом Администрации целей публичных мероприятий, связанных с выступлением в поддержку прав и против дискриминации представителей сообщества геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в России. Таким образом, решение должностного лица является дискриминационным по признаку сексуальной ориентации участников публичных мероприятий и лиц, в поддержку которых планировалось их проведение.
На основании изложенного в административном иске, административные истцы просят суд признать, незаконным решение Администрации г.о.г. Буй Костромской области - отказ в согласовании Главой И.А. Ральниковым № от ДД.ММ.ГГГГ заявленных публичных мероприятий в форме шествия и пикетирований, и обязать Администрацию городского округа <адрес> согласовать проведение заявленных публичных мероприятий.
Административные истцы в судебное заседание не явились, о месте, дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлялись по электронной почте, указанной ими в административном иске и по почтовой связи (л.д. 35, 36, 37). В материалах дела имеется ходатайство административных истцов о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 31). Также, согласно телефонограммы, истец Алексеев Н.А. просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 33).
Глава Администрации г.о. г. Буй И.А. Ральников просил о рассмотрении административного дела в его отсутствие, не согласен с заявленными требованиями, представлен отзыв по существу административного иска ( л. д. 39 -46).
Суд, изучив представленные доказательства в их взаимосвязи, приходит к следующему.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации право является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентирован Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьёй 7 Закона, где указано, что уведомление о проведении публичного мероприятия предъявляется в орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу части 2 статьи 12 названного Федерального закона в случае, если информация, содержащаяся в тексте уведомления о проведении публичного мероприятия, и иные данные дают основания предположить, что цели запланированного публичного мероприятия и формы его проведения не соответствуют положениям Конституции Российской Федерации и (или) нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовным законодательством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления незамедлительно доводит до сведения организатора публичного мероприятия письменное мотивированное предупреждение о том, что организатор, а также иные участники публичного мероприятия в случае указанных несоответствия и (или) нарушения при проведении такого мероприятия могут быть привлечены к ответственности в установленном порядке.
Указанная норма обязывает органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления не согласовывать публичное мероприятие до устранения организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей требованиям закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Алексеев Н.А, Иванов В.И., Алексеева И.Н. обратились в администрацию городского округа город Буй Костромской области с уведомлениями о проведении публичных мероприятий:
- пикетирования с призывом к реабилитации лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности за добровольные гомосексуальные отношения в России с целью призыва к реабилитации лиц, привлекавшихся к ответственности по статье 121 Уголовного кодекса РСФСР за вступление в гомосексуальные отношения по добровольному согласию. Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться ДД.ММ.ГГГГ с 11 до 12 часов на площади <адрес> с количеством участников до 300 человек (л.д. 17-20);
- пикетирования с целью выступления в поддержку положения предвыборной программы кандидата в президенты Российской Федерации Ксении Собчак о необходимости отменить законы, ограничивающие права людей по полу, сексуальной ориентации, по месту рождения, наличию других гражданств, судимости (за исключением случаев национальной безопасности). Согласно поданному уведомлению, пикетирование должно было состояться ДД.ММ.ГГГГ с 15 до 16 часов на площадке у памятника <данные изъяты> у <адрес> с количеством участников до 300 человек (л.д. 21-24);
- шествия Буйского гей-парада в поддержку толерантного отношения и соблюдения прав и свобод лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств в России с целью привлечения внимания общества и власти к проблемам в области соблюдения прав человека, лиц гомосексуальной ориентации и гендерных меньшинств, привлечения внимания общества и власти к существующей дискриминации лиц гомосексуальной ориентации и представителей гендерных меньшинств, гомофобии (ненависти к сексуальным меньшинствам), трансфобии (ненависти к гендерным меньшинствам), фашизму и ксенофобии. Согласно поданному уведомлению, шествие должно состояться ДД.ММ.ГГГГ с 11 до 13 часов по <адрес> до <адрес> с количеством участников до 300 человек (л.д. 27-28).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Алексеева Н.А. было направлено сообщение N 4301 за подписью главы администрации городского округа г. Буй Костромской области об отсутствии оснований для принятия правового акта об оказании содействия организатору в проведении заявленных публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на территории городского округа город Буй (л.д. 29-30).
Органом местного самоуправления указано, что цели заявленных публичных мероприятий нарушают запреты, предусмотренные пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 года N436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 1998 года N2124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так как к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация, отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.
В письме главы администрации г.о.г. Буй отмечено, что проведение публичных мероприятий в открытых для свободного посещения местах, причинит моральный вред детям и подросткам, ставшим невольными их свидетелями, оскорбит религиозные и нравственные чувства, унизит человеческое достоинство других граждан, нарушит их права и свободы, вызовет негативную реакцию общества, может спровоцировать противоправные действия со стороны лиц, не разделяющих взгляды участников заявленных публичных мероприятий.
Также, в письме указано, что согласно статьи 50 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию РФ заявления о согласии баллотироваться, и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующему дню голосования. На момент подачи заявки К.А Собчак не зарегистрирована кандидатом в Президенты РФ.
Кроме того, проведение публичных мероприятий по заявленным маршрутам и местам создаст помехи движению пешеходов, транспорта, чем нарушит права граждан, не участвующих в них.
Суд, изучив доводы сторон, приходит к выводу, что цели публичных мероприятий, запланированных заявителями, направлены на пропаганду гомосексуализма, запрещенную в России среди несовершеннолетних, и ущемляют права детей, в связи с чем, администрация городского округа город Буй, обязанная принимать меры по защите детей от информации, наносящей вред их нравственному и духовному развитию, имела законные основания к уведомлению заявителей о невозможности оказания содействия в проведении публичных мероприятий.
Доводы административных истцов о том, что администрация обязана была предложить альтернативное место проведения публичных мероприятий, указав, что органы местного самоуправления вправе не согласовывать проведение публичного мероприятия до устранения организатором несоответствия изложенных в уведомлении целей действующим законодательным запретам, суд считает несостоятельными.
Согласно преамбуле и подпункту «с» пункта 1 статьи 29 Конвенции о правах ребенка для защиты и гармоничного развития ребенка важны традиции и культурные ценности его народа, а государство обязано обеспечить направленность образования на воспитание уважения к культурной самобытности и ценностям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает.
Таким образом, законные интересы несовершеннолетних составляют важную социальную ценность, при этом одной из целей государственной политики в интересах детей является защита их от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, предусмотрена пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N124-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
При этом в силу пункта 4 части 1 статьи 5 Федерального закона N 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, относится, в том числе, информация, отрицающая семейные ценности и пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения, а в соответствии с пунктом 1 статьи 2 этого же Федерального закона под доступом детей к информации подразумевается любая возможность получения и использования детьми свободно распространяемой информации.
Часть 6 статьи 1 Федерального закона N149-Ф3 от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещает распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу части 1 статьи 6.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних, выразившаяся в распространении информации, направленной на формирование у несовершеннолетних нетрадиционных сексуальных установок, привлекательности нетрадиционных сексуальных отношений, искаженного представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений, либо навязывание информации о нетрадиционных сексуальных отношениях, вызывающей интерес к таким отношениям, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность.
Исходя из того, что любое публичное мероприятие является открытой, доступной каждому, акцией, имеющей целью свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований (статья 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»), учитывая намерение заявителей провести пикетирование и шествие в местах, расположенных в центральной части г. Буй, где расположены детские учреждения, и предполагающей присутствие большого количества людей, эти мероприятия несомненно окажут информационно-психологическое воздействие на неограниченный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних, находящихся в местах их проведения.
Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления традиционных семейных отношений - основанных на чувствах взаимной любви и уважения мужчины и женщины, их детей (ст. ст. 1, 12, 47 Семейного кодекса Российской Федерации) и не предусматривает возможности воспитания детей в однополых семьях, принимая во внимание тематику запланированных мероприятий, такое воздействие на несовершеннолетних следует признать нежелательным по причине его потенциальной угрозы для нравственного и духовного развития детей, сопряженным с формированием искаженных представлений о социально признанных моделях семейных отношений, соответствующих общепринятым в российском обществе (часть 2 статьи 7; часть 1 статьи 38; пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ).
У суда имеются все основания полагать, что цели заявленных публичных мероприятия направлены на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений и нарушают запреты, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Конституцией Российской Федерации.
Доводы административных истцов следует признать несостоятельными, основанными на неверном толковании Закона.
Оспариваемое административными истцами решение не являлось отказом в согласовании проведения публичных мероприятий, как указано в административном исковом заявлении. Из его буквального содержания можно сделать вывод. что оно было принято административным ответчиком в соответствии с предоставленными ему частью 2 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N54-ФЗ полномочиями, а не в порядке части 3 названной нормы.
Из Конституции Российской Федерации, из принятых на себя Российской Федерацией международно-правовых обязательств не вытекает обязанность государства по созданию условий для пропаганды, поддержки и признания союзов лиц одного пола, а осуществляемое федеральным законодателем регулирование свободы слова и свободы распространения информации не предполагает создание условий, способствующих формированию и утверждению в обществе в качестве равнозначных иных, отличных от общепризнанных трактовок института семьи. Законодательный запрет к такой пропаганде, направленный на защиту здоровья детей, не может расцениваться как дискриминационный.
Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание в них патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Такая государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.
Согласно ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» уведомления организаторов митингов, демонстраций, шествий и пикетирований подаются и рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ст. 50 Федерального закона от 10.01.2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», агитационный период начинается со дня представления кандидатом в Центральную избирательную комиссию РФ заявления о согласии баллотироваться и прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующему дню голосования.
В момент подачи заявки отсутствовали сведения, о том, что Собчак К.А. зарегистрирована кандидатом в Президенты РФ.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные положения закона, суд приходит к выводу о том, что письменное мотивированное предупреждение было направлено органом местного самоуправления в адрес административных истцов в соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 54-ФЗ, в рамках предоставленных полномочий, имеет целью защиту детей от негативного влияния информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, и не нарушает права и свободы административных истцов.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Алексеева Н.А., Иванова В.И., Алексеевой И.Н. к Администрации городского округа город Буй об оспаривании решения органа власти, нарушающего права и законные интересы, создающего препятствия к осуществлению прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 227, 228, 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Алексеева Николая Александровича, Иванова Владимира Ивановича, Алексеевой Ирины Николаевны к Администрации городского округа город Буй об оспаривании решения органа власти, нарушающего права и законные интересы, создающего препятствия к осуществлению прав и свобод, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Буйский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ю.С. Прыгунова
Решение в окончательной форме принято 18 января 2018 года.