Судья Зубова О.С. | № 33-2822/2024№ 2-250/202446RS0013-01-2024-000258-39 |
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Курск 24 сентября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:
председательствующего – судьи Щербаковой Н.В.,
судей Лавриковой М.В., Леонтьевой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Тюленевой Я.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоусова С.В. к Администрации Льговского района Курской области об установлении факта проживания, признании права на выплату финансовой помощи,
поступившее с апелляционной жалобой законного представителя ответчика - Главы Льговского района Курской области Коростелева С.Н. на решение Льговского районного суда Курской области от 25 апреля 2024 года, которым постановлено:
«Исковые требования Белоусова С.В. к Администрации Льговского района Курской области об установлении факта проживания, признании права на выплату финансовой помощи - удовлетворить.
Установить факт проживания Белоусова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия 3808 №), по адресу: Курская область, Льговский район, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №.
Признать за Белоусовым С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия 3808 №), право на получение выплаты финансовой помощи из резервного фонда гражданам в связи с утратой или повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации на территории Льговского района Курской области».
Заслушав доклад судьи Лавриковой М.В., судебная коллегия
установила:
Белоусов С.В. обратился в суд с вышеназванным иском к Администрации Льговского района Курской области» (далее – Администрация), ссылаясь на то, что с 2018 года проживает по адресу: Курская область, Льговский район, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №, принадлежащем ему на праве собственности жилом доме. В результате обрушившегося 18 сентября 2022 года на территорию г. Льгова и Льговского района Курской области сильнейшего циклона, сопровождавшегося ливнем, штормовым ветром и вихрем торнадо, данный жилой дом получил многочисленные повреждения.
Распоряжением главы Льговского района Курской области от 19 сентября 2022 года № 718-р на территории Льговского района Курской области был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с возникновением неблагоприятных погодных явлений, характеризующихся усилением ветра при порывах до 21 м/с, приведших к массовым обрывам линий электропередач, повреждению кровель жилого фонда, массового вала деревьев на территориях Иванчиковского (д. Полячково) и Городенского (улицы К.Маркса, Буденного, Б. Слободка) сельсоветов Льговского района Курской области. Заключением межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ ему (истцу) отказано в назначении выплаты финансовой помощи на основании пункта 3 Порядка оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой или повреждением имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в том числе взрывов на территории Льговского района Курской области, утверждённого решением Представительного Собрания Льговского района 27 февраля 2022 года № 2 (в редакции от 24 ноября 2022 года № 12), предусматривающего право на указанные выплаты граждан, являющихся собственниками недвижимого имущества, зарегистрированных и проживающих на территории Льговского района Курской области, с чем он не согласен, так как постоянно, в том числе на момент чрезвычайной ситуации проживал в этом доме, иного жилья в собственности не имеет. Просил установить факт его проживания по адресу: Курская область, Льговский район, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №, и признать за ним право на назначение и получение выплаты финансовой помощи из резервного фонда гражданам в связи с утратой или повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации на территории Льговского района Курской области.
Представитель ответчика в суде первой инстанции иск не признала.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Глава Льговского сельсовета Курской области просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении требований, мотивируя тем, что истец зарегистрирован по адресу: Курская область, Льговский район, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №, сведения о чём содержались в его паспорте на момент подачи заявления о получении финансовой помощи, к которому Белоусов С.В. приложил документы о принадлежности ему данного жилого дома, однако этим обстоятельствам суд должной оценки не дал; выводы суда о фактическом проживании Белоусова С.В. в доме № основаны только на показаниях свидетелей, а также документах МО МВД России «Льговский» по заявлениям супругов Белоусовых в органы внутренних дел и квитанциях об оплате коммунальных услуг, что, по мнению ответчика, привело к неправильному установлению имеющих юридическое значение для разрешения спора обстоятельств.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Белоусов С.В. и представитель ответчика не явились, о причинах неявки не уведомили, ходатайства об отложении слушания дела не направили.
Руководствуясь статьями 117 и 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), учитывая, что информация о слушании дела заблаговременно размещена на официальном сайте Курского областного суда в сети Интернет, принимая во внимание необязательность явки, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, полагая их надлежащим образом извещёнными о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 113 ГПК РФ, доказательства чего имеются в материалах дела.
На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность решения суда проверена в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 330 ГПК РФ).
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы ответчика не имеется; основания для проверки решения суда в полном объёме не установлены (абзац второй части 2 статьи 327.1 ГПК РФ).
Правовым актом, определяющим общие организационно-правовые нормы в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, является Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», действие которого распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (преамбула; далее также - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Одной из целей указанного федерального закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций (абзац третий части 1 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).
Разграничивая полномочия Российской Федерации и её субъектов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, названный Федеральный закон предусматривает, что региональные органы государственной власти принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; с учётом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы её возникновения принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункты «а», «м» пункта 1 статьи 11).
Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций закреплены в статье 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, согласно абзацам 2 и 7 пункта 1 которой граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В силу пункта 2 статьи 18 названного Федерального закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с пунктами 1 и 1.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. №1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Федеральные правила).
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 Федеральных правил «поврежденные жилые помещения» - это жилые помещения независимо от формы собственности, которые повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями и требуют проведения капитального ремонта.
В пункте 5 Федеральных правил перечислены цели, на которые предоставляются трансферты из федерального бюджета, среди них - предоставление выплат гражданам на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан (подпункт «б»).
В пункте 6 Федеральных правил указаны категории граждан, в отношении которых реализуются мероприятия, предусмотренные этими правилами. В частности, мероприятия реализуются в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями собственниками повреждённых жилых помещений (подпункт «г»).
Пунктом 8 Федеральных правил определено, что мероприятия реализуются однократно в отношении одного утраченного жилого помещения или повреждённого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, факта совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями.
Порядок и условия предоставления выплат гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, на приобретение или строительство ими жилых помещений, осуществление такими гражданами капитального ремонта повреждённых жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 6 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретения и (или) строительства которых предоставляются трансферты, устанавливаются высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации (пункт 15 Федеральных правил).
При этом с целью регулирования на территории Льговского района Курской области оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой или повреждением имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе взрывов на территории Льговского района Курской области решением Представительного собрания Льговского района Курской области пятого созыва от 27 сентября 2022 года № 2 был утверждён соответствующий Порядок (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка (в первоначальной редакции) право на выплату финансовой помощи в связи с повреждением недвижимого имущества, расположенного на территории Льговского района Курской области, в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе взрывов на территории Льговского района Курской области имели граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, являющиеся собственниками недвижимого имущества (абзац 1).
Установление факта проживания гражданина в жилом помещении (указанном в заявлении), находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, и факта утраты гражданином имущества в результате чрезвычайной ситуации осуществляется на основании регистрационных документов (пункт 5 Порядка).
Для осуществления выплаты финансовой помощи гражданин обращается в Администрацию Льговского района Курской области с заявлением, к которому прилагает, в том числе копию паспорта гражданина Российской Федерации либо иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и документ, подтверждающий право собственности на движимое и недвижимое имущество (подпункты «а» и «г» абзаца 2 пункта 11 Порядка).
Решением Представительного Собрания Льговского района Курской области пятого созыва от 24 ноября 2022 года № 12 абзац 1 пункта 3 Порядка изложен в новой редакции, применяющейся к правоотношениям с 1 сентября 2022 года (пункт 2 Решения), а именно: право на выплату финансовой помощи в связи с повреждением недвижимого имущества, расположенного на территории Льговского района Курской области, имеют граждане Российской Федерации, зарегистрированные и проживающие на территории Льговского района Курской области (место повреждения недвижимого имущества), являющиеся собственниками недвижимого имущества.
Факт проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушений условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации на территории Льговского района Курской области устанавливается межведомственной комиссией, созданной на основании постановления Администрации Льговского района Курской области от 12 мая 2022 года № 206, которым также определён состав комиссии и утверждён порядок её работы.
Из анализа вышеприведённых норм федерального законодательства и законодательства муниципального образования «Льговский район Курской области» следует, что обязательными условиями реализации права на получение финансовой помощи в связи с повреждением недвижимого имущества вследствие чрезвычайной ситуации природного характера являются: расположение повреждённого недвижимого имущества, а также регистрация и проживание собственника повреждённого недвижимого имущества на территории Льговского района Курской области (в месте повреждения недвижимого имущества).
Таким образом, юридически значимыми и подлежащими установлению с учётом исковых требований Белоусова С.В. являются следующие обстоятельства: находится ли повреждённое в результате чрезвычайной ситуации природного характера недвижимое имущество на территории Льговского района Курской области, на каком праве данное недвижимое имущество принадлежит истцу, зарегистрирован и проживает ли истец на территории Льговского района Курской области.
По делу установлено, что 18 сентября 2022 года территория г. Льгова и Льговского района Курской области оказалась в зоне циклона, сопровождавшегося ливнем, штормовым ветром и вихрем торнадо, повлёкшего многочисленные повреждения домов, выкорчевывание деревьев, нарушение энергоснабжения населения.
Распоряжением Главы Льговского района Курской области от 19 сентября 2022 года № 718-р в связи с неблагоприятными погодными явлениями, характеризующимися усилением ветра при порывах до 21 м/с, приведших к массовым обрывам линий электропередач, повреждению кровель жилого фонда, массовому валу деревьев на территориях Городенского (улицы К. Маркса, Буденного, Б. Слободка) и Иванчиковского (д. Полячково) сельсоветов Льговского района Курской области, с 8 часов 19 сентября 2022 года и до особого распоряжения введён режим чрезвычайной ситуации.
В результате данного природного стихийного бедствия в жилом доме № по адресу: Курская область, Льговский район, Городенский сельсовет, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, были повреждены: потолок, обои на стенах, холодильник, спутниковая антенна, шкафы.
Рыночная стоимость права требования возмещения ущерба, причинённого данному объекту недвижимости, составила 119 000 рублей.
Повреждённый в результате чрезвычайной ситуации природного характера жилой дом № по адресу: Курская область, Льговский район, Городенский сельсовет, с.Пригородная Слободка, ул. Буденного, принадлежит Белоусову С.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Белоусов С.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: Курская область, Льговский район, Городенский сельсовет, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №.
С 1 февраля 2023 г. истец зарегистрирован по месту жительства в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме № по ул. Буденного с. Пригородная Слободка Городенского сельсовета Льговского района Курской области.
ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия, назначенная постановлением Администрации Льговского района Курской области от 12 мая 2022 года № 206 (в ред. постановления от 27 сентября 2022 года № 518), рассмотрев заявление Белоусова С.В. с приложенными к нему документами, приняла заключение отказать ему – собственнику жилого дома № по ул. Буденного с. Пригородная Слободка Городенского сельсовета Льговского района Курской области - в назначении выплаты финансовой помощи в размере 119 000 рублей в связи с отсутствием его регистрации в указанном домовладении.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами специального законодательства, регулирующего отношения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также сославшись на положения гражданского законодательства о праве граждан на свободу передвижения (статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 и 2 статьи 1, статья 2, часть 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»), исходил из того, что факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательным актами субъектов Российской Федерации, что отметил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 года №4-П.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе показания свидетелей по правилам статьи 67 ГПК РФ в их совокупности, суд пришёл к выводу об удовлетворении иска. При этом суд указал, что отсутствие регистрации в жилом помещении, являющемся постоянным местом проживания и попавшем в зону чрезвычайной ситуации, не может служить основанием для ограничения права истца на получение мер социальной поддержки с учётом подтверждённых оснований для предоставления таких мер. И поскольку удовлетворение требований Белоусова С.В. будет способствовать реализации гарантированных указанными выше нормами закона прав на своевременное получение причитающихся ему выплат вследствие чрезвычайной ситуации, суд установил факт постоянного проживания последнего в принадлежащем ему на праве собственности жилом доме по адресу: Курская область, Льговский район, Городенский сельсовет, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №, а также признал за ним право на получение выплаты финансовой помощи из резервного фонда гражданам, в связи с утратой или повреждением имущества в результате чрезвычайной ситуации на территории Льговского района Курской области.
В то же время суд отверг доводы представителя ответчика о невозможности установить фактическое место проживания Белоусова С.В. ввиду наличия сведений о проживании истца как в доме №, так и в доме №.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют фактическим обстоятельствам дела; юридически значимые для разрешения спора обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства оценены в совокупности в соответствии со статьёй 67 ГПК РФ; нарушения норм материального или процессуального права не допущены, потому не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы ответчика.
Применительно к положениям Порядка оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой или повреждением имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе взрывов на территории Льговского района Курской области, утверждённого решением Представительного собрания Льговского района Курской области пятого созыва от 27 сентября 2022 года № 2, в системном единстве с положениями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 1327, для определения права истца на получение такой меры поддержки необходимо наличие совокупности предусмотренных условий, отсутствие хоть одного из которых такого права не даёт.
И поскольку установлено, что на момент чрезвычайной ситуации природного характера на территории Льговского района Курской области 18 сентября 2022 года Белоусов С.В. имел регистрацию по месту жительства и проживал на территории данного муниципального образования, жилой дом №, расположенный по адресу: Курская область, Льговский район, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, получил в результате чрезвычайной ситуации повреждения и данное недвижимое имущество принадлежит истцу на праве собствен6ности, что ответчиком не оспаривается и доказательства обратного в силу статьи 56 ГПК РФ не представлены, не имеется оснований полагать отсутствующим право истца на финансовую помощь в связи с повреждением имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Льговского района Курской области.
Довод апелляционной жалобы о том, что выводы суда о фактическом проживании Белоусова С.В. в доме № основаны только на показаниях свидетелей, а также документах МО МВД России «Льговский» по заявлениям супругов Белоусовых в органы внутренних дел и квитанциях об оплате коммунальных услуг, что, по мнению ответчика, привело к неправильному установлению имеющих юридическое значение для разрешения спора обстоятельств, судебная коллегия отклоняет как несостоятельный, основанный на неверном толковании положений процессуального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Перечень фактов, имеющих юридическое значение, указан в части 2 статьи 264 ГПК РФ, в соответствии с пунктом 10 которой суд рассматривает другие имеющие юридическое значение факты.
Условием установления фактов, имеющих юридическое значение, являются невозможность получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или невозможность восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
Понятие доказательства содержится в статье 55 ГПК РФ, согласно которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов (абзацы 1 и 2 части 1).
Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда (часть 2 статьи 55 ГПК РФ).
Правила оценки доказательств сформулированы в статье 67 ГПК РФ: суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2). Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 3).
Принимая во внимание, что не могут быть положены в основу решения суда только доказательства, полученные с нарушением закона, как не имеющие юридической силы, и учитывая, что допрошенные в качестве свидетелей А. С.П. и П. Р.С. предупреждались судом об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, суд первой инстанции, оценив их показания в совокупности с иными доказательствами, представленными каждой из сторон, установил обстоятельства, свидетельствующие о наличии у Белоусова С.В. права на получение финансовой помощи.
Судебная коллегия полагает, что имеющиеся в документальных доказательствах противоречия, на которые указывает ответчик в апелляционной жалобе, были устранены именно показаниями свидетелей, что способствовало правильному разрешению спора. Получение положенных в основу решения суда доказательств с нарушением закона ответчиком не доказано.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд дал правовую оценку факту регистрации Белоусова С.В. по адресу: Курская область, Льговский район, с. Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №, сведения о чём содержались в его паспорте на момент подачи заявления о получении финансовой помощи, к которому последний приложил документы о принадлежности ему данного жилого дома.
Суд указал, что имеющаяся в материалах дела расписка о приобретении Белоусовым С.В. жилого дома по адресу: Курская область, Льговский район, с.Пригородная Слободка, ул. Буденного, д. №, не свидетельствует о наличии у него права собственности на указанное домовладение, поскольку договор купли-продажи недвижимости заключается в письменной форме, должен быть подписан сторонами и до момента государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю данное право сохраняется за отчуждателем (продавцом) такого имущества, тогда как сведений о регистрации права собственности истца на данное недвижимое имущество не имеется.
С учётом изложенного судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции достаточно мотивированными, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждёнными совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ.
Иное толкование и применение норм материального и процессуального права создало бы препятствия для реализации права Белоусова С.В. на получение финансовой помощи в связи с повреждением принадлежащего ему имущества в результате чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Льговского района Курской области, которая является одной из гарантий права граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленных статьёй 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
И поскольку нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену или изменение судебного акта на основании части 1 статьи 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущены, апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Льговского районного суда Курской области от 25 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и на него может быть подана кассационная жалоба в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Льговский районный суд Курской области в срок, не превышающий трёх месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26 сентября 2024 года.
Председательствующий:
Судьи: