Судья суда первой инстанции                         Дело № 33-83/2024

Пеннер И.А.                                         № 13-85/2023

УИД 87RS0005-01-2018-000684-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Анадырь                                          8 апреля 2024 года

Суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Скляровой Е.В.,

при секретаре                             Дьячковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материал по частной жалобе ответчика Администрации городского округа Эгвекинот на определение Иультинского районного суда от 21 декабря 2023 года, которым постановлено:

«в удовлетворении заявления Администрации городского округа Эгвекинот об отсрочке исполнения требований исполнительного документа – исполнительного листа ФС от 26 июля 2021 года отказать»,

у с т а н о в и л :

Администрация городского округа Эгвекинот (далее – Администрация ГО Эгвекинот, Администрация, ответчик) обратилась в суд с заявлением об отсрочке до 31 декабря 2024 года исполнения требований исполнительного листа ФС от 26 июля 2021 года, выданного Иультинским районным судом по гражданскому делу № 2-4/2019 на основании решения суда от 28 января 2019 года, которым удовлетворены исковые требования прокурора Иультинского района, на Администрацию ГО Эгвекинот возложена обязанность в течение 24 месяцев со дня вступления в законную силу указанного решения Иультинского районного суда обеспечить финансирование мероприятий по производству капитального ремонта (замене) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, расположенных на территории ГО Эгвекинот, а на муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» (далее – МУП ЖКХ «Иультинское») возложены обязанности: в течение 9 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда от 28 января 2019 года произвести обследование сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории ГО Эгвекинот для оценки их технического состояния; в течение 36 месяцев произвести капитальный ремонт (замену) указанных объектов.

В обоснование заявления указано, что у Администрации имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение требований исполнительного документа.

В целях исполнения решения суда от 28 января 2019 года по обеспечению финансирования мероприятий по производству капитального ремонта (замене) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, расположенных на территории ГО Эгвекинот: внесены изменения в ориентировочный план финансирования из бюджета ГО Эгвекинот на обеспечение затрат, связанных с проведением ремонта (замены) ветхих инженерных сетей, находящихся в хозяйственном ведении МУП ЖКХ в ГО Эгвекинот; принято постановление Администрации ГО Эгвекинот от 16 января 2023 года № 8-па «Об утверждении Порядка предоставлении субсидии из бюджета ГО Эгвекинот МУП ЖКХ «Иультинское» на финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением ремонта, капитального ремонта (заменой) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, расположенных на территории ГО Эгвекинот, в соответствии с решением Иультинского районного суда о 28 января 2019 года (изменен постановлением Администрации ГО Эгвекинот от 21 февраля 2023 года № 149-па); в соответствии с условиями Порядка предоставления субсидии 31 марта 2023 года между Администрацией ГО Эгвекинот и МУП ЖКХ «Иультинское» заключено Соглашение № 7 о предоставлении субсидии из бюджета ГО Эгвекинот на финансовое обеспечение затрат, связанных с проведением ремонта, капитального ремонта (заменой) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, расположенных на территории городского округа Эгвекинот, в соответствии с решением Иультинского районного суда от 28 января 2019 года; 13 октября 2023 года в пункт 2.1 Соглашения внесено изменение, в соответствии с которым размер преференции по данной субсидии составил 21 458 100 рублей; за счет названной субсидии в 2023 году исполнена часть требований решения суда от 28 января 2019 года.

Кроме того, в 2023 году МУП ЖКХ «Иультинское» произведено обследование сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории ГО Эгвекинот, требующих капитального ремонта (замены), по решению суда от 28 января 2019 года, для оценки их технического состояния и объективной необходимости производства их капитального ремонта (замены), в ходе которого выявлены 20 сетей инженерно-технического обеспечения, по которым производство капитального ремонта нецелесообразно. В связи с тем, что 20 сетей инженерно-технического обеспечения капитального ремонта (замены) не требуют, следует включить их в число исполненных, то есть считать всего отремонтированными 39 участков, указанных в решении суда.

В связи с высокой дотационностью бюджета ГО Эгвекинот, отсутствием целевого финансирования на мероприятия по производству капитального ремонта (замене) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения, ремонт сетей осуществляется исходя из возможностей бюджета ГО Эгвекинот, необходимости проведения первоочередных ремонтов коммунальных сетей для обеспечения бесперебойной работы жилищно-коммунальной сферы ГО Эгвекинота в зимних условиях, в целях недопущения угрозы и (или) возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с нарушением жизнедеятельности населения при возникновении аварии на объектах ЖКХ и ТЭК.

При формировании бюджета на 2024 год будет рассмотрен вопрос о выделении дополнительных финансовых средств на проведение ремонта (замены) коммунальных объектов в целях исполнения решения суда от 28 января 2019 года.

За счет средств бюджета ГО Эгвекинот и средств МУП ЖКХ «Иультинское» в 2022-2023 годах проведены ремонты сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения на участках, не вошедших в требования исполнительного документа, но требующие безотлагательного ремонта с целью предотвращения возникновения аварийных ситуаций в осенне-зимний период на сумму 28 887 360 рублей.

Администрация ГО Эгвекинот неоднократно обращалась в органы исполнительной власти Чукотского автономного округа о выделении денежных средств для исполнения исполнительного документа, однако достаточных целевых средств на финансирование мероприятий, связанных с производством капитального ремонта (замене) ветхих сетей системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и электроснабжения в целях исполнения решения суда из окружного бюджета не выделялось.

В связи с отсутствием возможности в полной мере в установленные сроки исполнить требования исполнительного документа Администрация ГО Эгвекинот обратилась в суд с ходатайством об отсрочке до 31 декабря 2024 года исполнения требований исполнительного листа ФС от 26 июля 2021 года, выданного на основании решения Иультинского районного суда от 28 января 2019 года.

Судом первой инстанции постановлено определение, резолютивная часть которого приведена выше.

Не согласившись с определением Иультинского районного суда от 21 декабря 2023 года, Администрация ГО Эгвекинот подала на него частную жалобу, указав на его незаконность и необоснованность, просит данное определение суда отменить.

В возражениях на частную жалобу прокурор просит в удовлетворении частной жалобы отказать, оставив определение суда без изменения.

На основании части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле, в их отсутствие.

Изучив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, проверив определение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ и частью 1 статьи 333 ГПК РФ в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Разрешая заявление Администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения Иультинского районного суда от 28 января 2019 года на срок до 31 декабря 2024 года, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 56, 203, 434 ГПК РФ, статьей 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве», разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 25 постановления от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в пункте 23 постановления от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 18 апреля 2006 года № 104-О, приняв во внимание факт неоднократного удовлетворения судом ходатайств Администрации об отсрочке исполнения решения, длительность неисполнения решения, признав незначительным объем выполненных во исполнение решения суда работ - менее чем на 30 % (из 72 объектов отремонтировано 20), указав на существенную значимость исправности коммунальных сетей для обеспечения жизнедеятельности населения ГО Эгвекинот, расположенного в районе Крайнего Севера, отклонив довод об отсутствии необходимости в ремонте 20 объектов, указанных в решении суда, не установив обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда, не признав таким обстоятельством недостаток бюджетных средств, указав на непредоставление доказательств принятия всех необходимых и достаточных мер для исполнения решения суда, на необходимость соблюдения баланса прав и законных интересов сторон, отказал в удовлетворении этого заявления.

Суд апелляционной инстанции, находя данные выводы суда первой инстанции мотивированными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, не усматривает необходимости повторно приводить эти выводы и их мотивировку в настоящем определении.

Доводы частной жалобы Администрации о том, что суд первой инстанции необоснованно не признал дотационность бюджета ГО Эгвекинот, отсутствие целевого финансирования на мероприятия по капитальному ремонту ветхих сетей, в том числе из бюджета Чукотского автономного округа, возможность выполнения ремонтных работ в условиях Крайнего Севера только в короткий летний период исключительными и объективно препятствующим исполнению решения суда обстоятельствами, а также о принятии Администрацией возможных мер для ремонта сетей судом апелляционной инстанции отклоняются.

Решение Иультинского районного суда от 28 января 2019 года по гражданскому делу № 2-4/2019 вступило в законную силу 2 марта 2019 года. Таким образом, установленный решением суда срок для исполнения возложенной на Администрацию обязанности начал исчисляться с 3 марта 2019 года и закончился 3 марта 2021 года.

26 июля 2021 года Иультинским районным судом на основании вышеуказанного решения суда выдан исполнительный лист серии ФС (т. 4, л.д. 86-88).

29 июля 2021 года судебным приставом-исполнителем ОСП Иультинского района на основании вышеуказанного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении Администрации ГО Эгвекинот (т. 4, л.д. 92-93).

Определением Иультинского районного суда от 16 апреля 2021 года Администрации ГО Эгвекинот отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Иультинского районного суда от 28 января 2019 года (т. 3, л.д. 178-180). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 16 августа 2021 года данное определение оставлено без изменений (т. 4, л.д. 78-80).

Определением Иультинского районного суда от 15 октября 2021 года Администрации ГО Эгвекинот отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения Иультинского районного суда от 28 января 2019 года (т. 4, л.д. 147-149). Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 14 марта 2022 года данное определение оставлено без изменений (т. 4, л.д. 193-196).

Определением Иультинского районного суда от 17 июня 2022 года Администрации ГО Эгвекинот предоставлена отсрочка исполнения требований исполнительного документа ФС от 26 июля 2021 года до 31 декабря 2022 года (т. 5, л.д. 151-156).

Определением Иультинского районного суда от 15 сентября 2022 года МУП ЖКХ «Иультинское» предоставлена отсрочка исполнения требований исполнительного документа ФС от 26 июля 2021 года до 31 декабря 2023 года (т. 5, л.д. 200-202).

Определением Иультинского районного суда от 13 января 2023 года Администрации ГО Эгвекинот предоставлена отсрочка исполнения требований исполнительного документа ФС от 26 июля 2021 года до 31 декабря 2023 года (т. 5, л.д. 258-260).

До настоящего времени решение суда не исполнено.

В соответствии со статьей 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить исполнение решения суда.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно частям 1, 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», частям 2 и 3 статьи 13 ГПК РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело по заявлениям лиц, участвующих в деле, исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Как разъяснено в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», по смыслу положений ст. 37 Закона об исполнительном производстве, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок.

Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки.

При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок (абзацы первый, второй и третий пункта 25 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Таким образом, ГПК РФ и Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливают право, а не обязанность суда предоставлять отсрочку для исполнения решения суда и не содержат перечня оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения как обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле.

Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

Пункт 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных норм и принципов международного права и международных договоров Российской Федерации» предусматривает, что сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства. С учетом этого при рассмотрении вопроса об отсрочке или рассрочке исполнения судебных решений должна приниматься во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года № 104-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хакимова Р.Р. на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 203 ГПК РФ» указано, что, несмотря на то, что отсрочка исполнения решения суда предполагает наступление в будущем обстоятельств, способствующих исполнению судебного решения, она отдаляет реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов взыскателя, часто - на неопределенный срок.

Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.

Поскольку таких обстоятельств заявителем не приведено, суд первой инстанции обоснованно отказал Администрации ГО Эгвекинот в предоставлении отсрочки.

Отсутствие у Администрации ГО Эгвекинот денежных средств, необходимых для исполнения исполнительного документа, кратковременность летнего периода в районе Крайнего Севера не может ставить под сомнение принцип обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений, тем более, что на исполнение решения судом для Администрации ГО Эгвекинот изначально предоставлялся двухгодичный срок.

Обязанность органа местного самоуправления по обеспечению надежного и безопасного электро-, тепло-, водоснабжения населения не обусловлена финансовыми возможностями органа местного самоуправления, а возложена на него действующим законодательством - Федеральными законами от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьей 210 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, Администрация не привела суду доказательств того, что в течение срока отсрочки (до 31 декабря 2024 года) обстоятельства, препятствующие исполнению решения, изменятся таким образом, что возникнут условия, способствующие исполнению решения, либо решение суда будет исполнено. Более того, в самой частной жалобе указано, что, поскольку бюджет ГО Эгвекинот целевой, невозможно изыскать дополнительные средства на обеспечение решения Иультинского районного суда единовременно в необходимом размере, такое перераспределение бюджета приведет к неисполнению вопросов местного значения ГО Эгвекинот в иных сферах.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда первой инстанции по доводам частной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает. Предоставление очередной отсрочки исполнения решения суда о финансировании и ремонте систем тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, предназначенных для решения задач по обеспечению населения, проживающего в районе Крайнего Севера, ресурсами, необходимыми для жизнеобеспечения населения, повлечет дальнейшее нарушение прав и интересов населения ГО Эгвекинот на благоприятные и безопасные условия проживания, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации, нарушит принцип исполнения решения суда в разумные сроки.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену состоявшегося по настоящему делу судебного постановления, не установлено.

Руководствуясь статьями 333 - 334 ГПК РФ, суд

о п р е д е л и л :

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░                                                    ░.░. ░░░░░░░░

33-83/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Иультинского района
Ответчики
МУП ЖКХ "Иультинское"
Администрация ГО Эгвекинот
Другие
Отдел судебных приставов Иультинского района
Суд
Суд Чукотского автономного округа
Судья
Склярова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.chao.sudrf.ru
04.03.2024Передача дела судье
08.04.2024Судебное заседание
12.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Передано в экспедицию
08.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее