Решение по делу № 12-93/2022 от 22.02.2022

Дело № 12-93/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Коломна,

Московская область 21 июня 2022 года

Судья Коломенского городского суда Московской области Беляева С.А., при секретаре Кузнецовой М.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Никанорова И.М., действующего в интересах Никаноровой Марины Анатольевны на постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Никаноровой Марины Анатольевны

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, Никанорова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Никаноров И.М., действуя в интересах Никаноровой М.А., подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях Никаноровой М.А. состава вмененного правонарушения, поскольку земельный участок находится в аренде.

В судебное заседание Никанорова М.А. не явилась, в судебном заседании ее интересы представлял по доверенности защитник Никаноров И.М., который пояснил, что с вынесенным постановлением не согласен, так как земельный участок передавался в аренду физическому лицу ФИО5, который как арендатор должен был нести ответственность за использование земельного участка и содержание его в соответствии с требованиями законодательства. Полагает, что арендатор на момент проверки административным органом владел и пользовался земельным участком, вины собственника земельных участков в бездействии не усматривает, так как правообладателем являлся арендатор ФИО5

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исследовав письменные материалы дела, в том числе оригинал административного дела, представленного административным органом, жалобу, возражения на жалобу, выслушав мнение защитника Никанорова И.М., свидетеля ФИО3, суд приходит к следующему выводу.

Частью 2 ст.7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; (ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществление мелиорации земель независимо от их целевого назначения, а также осуществление эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. При осуществлении указанных мелиоративных мероприятий должны проводиться мероприятия в области охраны окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Никанорова М.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: Данное право зарегистрировано ею с ДД.ММ.ГГГГ, когда данные земельные участки перешли ей в порядке дарения от ФИО4 Данные земельные участки расположены в <адрес>. Сформированы в ДД.ММ.ГГГГ, право собственности изначально было зарегистрировано за ФИО4 Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. - сотрудниками Ступинского межрайонного отдела была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Никаноровой М.А., в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов до 17 часов проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью соответственно <данные изъяты> которые принадлежали на праве собственности Никаноровой М.А. На момент осмотра каждого участка установлено, что каждый земельный участок не огорожен, на каждый участок имеется свободный доступ, нахождению на участке ничто не препятствует, <данные изъяты> площади каждого земельного участка покрыто плотной травяной дикорастущей растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет ( высохшая трава) с преимущественным видовым составом трав: пырей ползучий, пижма, чертополох и другими, являющимися многолетними и злостными сорными растениями. Также отмечено, что каждый из участков зарос древесно-кустарниковой растительностью с видовым составом: береза, сосна, ива. Степень засоренности каждого участка установлена как сильная. Наличие сорной древесно-кустарниковой растительности, деревьев, свидетельствует о не обработке и не выращивании сельскохозяйственных культур, о непринятии мер к освоению и использованию земельных участков с кадастровыми номерами для сельскохозяйственного производства. Зарастание земельных участков, находящихся вблизи населенных пунктов, садоводческих товариществ, деревьями, кустарниками и сорной растительностью несет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в результате палов сухостойной растительности.

Следов проведения агротехнических мероприятий по обработке почв (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур), скашиванию травянистой растительности и выпасу скота на указанных земельных участках не имеется.

Таким образом, должностными лицами административного органа в ходе проведения проверки установлено, что собственник Никанорова М.А. на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и соответственной площадью <данные изъяты>., не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а также в целях сохранения плодородия почв не проводит обязанные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации; не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, не использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Никаноровой М.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Факт совершения указанного выше правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, в том числе: материалами проверки с актом проверки и фототаблицей, предписанием, протоколом об административном правонарушении, правоустанавливающими документами, а также другими доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В судебном заседании допрошен свидетель ФИО3 показала, что она проводила проверку, рассматривала протокол об административном правонарушении и выносила обжалуемое постановление. Обо всех проводимых действиях она извещала Никанорову М.А., как собственника земельных участков. Полагает, что Никанорова М.А. не исполнила все обязанности по соблюдению законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Она не использовала земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственной деятельностью по назначению, не проводила обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от эрозии и не проводила мероприятия по предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду. Никанорова М.А. согласно представленному договору передала ДД.ММ.ГГГГ земельные участки в аренду под сенокос, привлечена к ответственности за зарастание земельных участков, правонарушение зафиксировано в ДД.ММ.ГГГГ. Для использования под выставление ульев с пчелами, пчелы должны были зарегистрированы в соответствии с законом, о чем ФИО5, ранее работавший в Управлении Россельхознадзора, знал. Земельные участки передаются на протяжении <данные изъяты> от Никанорова к Никаноровой и обратно. Для ввода участков в сельхозоборот потребуется выкорчевка деревьев, в связи с чем нарушится система плодородия почвы. Также обратила внимание, что обязанности собственником по ст. 8.7 КоАП РФ арендатору не передавались.

В судебном заседании допрошен свидетель ФИО5, из показаний которого следует, что он после выхода на пенсию решил взять в аренду земельные участки и заняться сельскохозяйственной деятельностью, в ДД.ММ.ГГГГ взял в аренду у Никаноровой М.А. земельные участки. Они съездили, осмотрели данные участки, решили составить договор аренды. Он хотел заняться сенокосом, чтобы потом продавать траву тем, кто занимается коровами, овцами. Он также хотел договориться с тракторами, однако в ДД.ММ.ГГГГ он не успел покосить и предупредил Никаноровых, что может поставить ульи, так как решил заняться медом. Он закупил ульи, хотел делать мед. Эти ульи он выставил в ДД.ММ.ГГГГ. Они простояли ДД.ММ.ГГГГ, на зиму он их убрал в гараж, а весной решил выставить на этих участках, однако, обнаружил, что часть пчел погибла, и он выставил 4 улья. Договор был заключен на год, до ДД.ММ.ГГГГ. Больше не пролонгировался. Участки вернул. Акты не составлял. Претензий к нему не было. О возврате сообщил по телефону. Пчел он также продал. Мед хотел изготавливать на продажу. К нему никто не обращался. Предпринимателем он не регистрировался, предпринимательскую деятельность осуществлять не планировал. Денежные средства передавал на руки Никанорову И.М.

Отвечая на вопрос защитника Никаноровой М.А. Никанорова И.М., свидетель показал, что пользовался участками ДД.ММ.ГГГГ сначала ДД.ММ.ГГГГ году фактически земельными участками не пользовался, объяснил, что у него ничего не получается и вернул участки. Об окончании пользования сообщил устно по телефону. Претензий к нему не было, арендную плату отдал.

Защитником Никаноровой М.А. Никаноровым И.М. в суд представлены доказательства в виде уведомления от имени Никаноровой М.А. а адрес ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что тот нарушает действующее законодательство с просьбой до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения; в виде сообщений от ФИО5, что тот разместил 8 пчелиных ульев на их участках, датируемого ДД.ММ.ГГГГ уведомление арендодателя Никанорова И.М. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушениях и устранении их; объяснения в адрес ФИО4 ФИО5. что он понес невосполнимые убытки в связи с гибелью <данные изъяты> всех пчел, а также акт возврата земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. Суд критически относится к представленным защитником Никаноровым И.М. документам, так как они противоречат показаниям свидетеля ФИО5, данным им в судебном заседании будучи предупрежденным об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ. ФИО5 показал в суде, что договор действовал всего год, в ДД.ММ.ГГГГ году он участком не пользовался, акты не составлял, уведомил по телефону о прекращении аренды участков. Также показал, что ульи с пчелами в количестве 8 штук он выставил в ДД.ММ.ГГГГ снял их и поставил на зиму в гараж, весной увидел, что пчелы погибли, осталось 4 улья. Таким образом, составить извещение в адрес Никанорова И.М., с которым не заключалось никаких договоров, ДД.ММ.ГГГГ о том, что он решил выставить 8 ульев в ДД.ММ.ГГГГ также противоречит данным им показаниям и установленным судом фактам. Представленный защитником Никаноровым И.М. акт, также противоречит в полном объеме показаниям свидетеля, показавшем, что он акты не подписывал. Из показаний свидетеля судом установлено достоверно, что на момент проведения проверки административным органом – ДД.ММ.ГГГГ земельные участки не использовались арендатором ФИО5, не выходили из собственности Никаноровой М.А., её право владеть, пользоваться и распоряжаться не было ничем ограничено. Кроме того, суд обращает внимание, что представленные документы не только противоречат установленным доказательствам, но и не предоставлялись ранее ни в административный орган, ни в суд.

Также суд учитывает, что ФИО5, обладая специальными знаниями в области природоохранного, земельного, экологического законодательства, <данные изъяты> до выхода на пенсию ДД.ММ.ГГГГ не мог не знать порядок своих действий в области использования земель сельскохозяйственного назначения при аренде земельных участков.

В соответствии с «Перечнем видов животных, подлежащих идентификации и учету» (утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161) пчелы (п. 10 Перечня) являются животными, подлежащими обязательной идентификации и учету.

Согласно ч. 1 ст. 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г.
№ 4979-1 «О ветеринарии» животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

Кроме того, как установлено судом, ФИО5 в качестве владельца пасек в реестре объектов Егорьевской ветеринарной станции не зарегистрирован. Информация об осуществлении деятельности по содержанию и разведению медоносных пчел на участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> в государственной ветеринарной службе городского округа <данные изъяты> отсутствует, что следует из сообщения данной организации.

Исходя из совокупности исследованных доказательств орган административной юрисдикции, обоснованно пришел к выводу о том, что Никанорова М.А., как собственник земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами не выполняет обязательные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что образует объективную сторону состава вмененного ей состава административного правонарушения.

Таким образом, обстоятельства совершения правонарушения, которые изложены в протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении к административной ответственности обоснованы, подтверждены доказательствами, собранными по делу.

Постановление о привлечении Никаноровой М.А. к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, уполномоченным на основании ст.23.15 КоАП РФ рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, права лица, привлеченного к административной ответственности, в том числе право на защиту, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены.

Вопреки доводам жалобы наличие договора аренды земельного участка не свидетельствует об отсутствии в действиях Никаноровой М.А. состава административного правонарушения.

Так, из условий договора аренды земельного участка, заключенного между Никаноровой М.А. и ФИО5 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами предоставляется арендатору во временное пользование до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, собственник земельного участка сохраняет право владения и распоряжения указанными земельными участками. Его права, состоящие из владения, пользования и распоряжения никоим образом не ограничены, сервитута не имеется. Арендодатель имеет право осуществлять контроль за состоянием принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, за соблюдением арендатором правил и способов использования земельных участков. Договор может быть расторгнут досрочно, а при наличии письменных претензий, не может быть пролонгирован. На момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ собственником, владельцем, пользователем, распорядителем была именно Никанорова М.А.

Таким образом, Никанорова М.А., как собственник земельных участков с кадастровыми номерами несет бремя содержания, принадлежащего ей имущества и обязана выполнять требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» вне зависимости от передачи земельного участка во временное пользование.

Следовательно, именно Никанорова М.А. обязана обеспечить соблюдение требований правовых норм при использовании каждого из принадлежащих ей земельных участков, даже при условии передачи ею земельных участков иным лицам, обязана контролировать порядок использования принадлежащих ей земель этими лицами, а также путем принятия мер и к расторжению договора аренды, пользования, и к обязанию устранить допущенные нарушения.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

По смыслу статей 13 и 42 Земельного кодекса РФ мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв должны осуществляться правообладателем земельного участка с момента возникновения соответствующего права,

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно абзаца 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Факт совершения Никаноровой М.А. правонарушения выявлен ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.

Оснований для признания процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами не имеется, письменные доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, содержат в себе необходимые сведения, составлены уполномоченными лицами.

При назначении административного наказания Никаноровой М.А. должностным лицом соблюдены положения ст. ст. 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, учтено отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Из материалов дела исключительных обстоятельств не усматривается.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законными и обоснованными, оснований для его отменены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Никаноровой Марины Анатольевны оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья Беляева С.А.

Дело № 12-93/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Коломна,

Московская область 21 июня 2022 года

Судья Коломенского городского суда Московской области Беляева С.А., при секретаре Кузнецовой М.М., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Никанорова И.М., действующего в интересах Никаноровой Марины Анатольевны на постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Никаноровой Марины Анатольевны

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, Никанорова М.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с постановлением должностного лица, защитник Никаноров И.М., действуя в интересах Никаноровой М.А., подал жалобу, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие в действиях Никаноровой М.А. состава вмененного правонарушения, поскольку земельный участок находится в аренде.

В судебное заседание Никанорова М.А. не явилась, в судебном заседании ее интересы представлял по доверенности защитник Никаноров И.М., который пояснил, что с вынесенным постановлением не согласен, так как земельный участок передавался в аренду физическому лицу ФИО5, который как арендатор должен был нести ответственность за использование земельного участка и содержание его в соответствии с требованиями законодательства. Полагает, что арендатор на момент проверки административным органом владел и пользовался земельным участком, вины собственника земельных участков в бездействии не усматривает, так как правообладателем являлся арендатор ФИО5

В соответствии с требованиями ст.30.6 КоАП РФ суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права по делу, исследовав письменные материалы дела, в том числе оригинал административного дела, представленного административным органом, жалобу, возражения на жалобу, выслушав мнение защитника Никанорова И.М., свидетеля ФИО3, суд приходит к следующему выводу.

Частью 2 ст.7 Земельного кодекса РФ установлено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф; (ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" осуществление мелиорации земель независимо от их целевого назначения, а также осуществление эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нарушать устойчивое функционирование естественных экологических систем. При осуществлении указанных мелиоративных мероприятий должны проводиться мероприятия в области охраны окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, охране водных объектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Статьей 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Никанорова М.А. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: Данное право зарегистрировано ею с ДД.ММ.ГГГГ, когда данные земельные участки перешли ей в порядке дарения от ФИО4 Данные земельные участки расположены в <адрес>. Сформированы в ДД.ММ.ГГГГ, право собственности изначально было зарегистрировано за ФИО4 Категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения заместителя руководителя Управления ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ. - сотрудниками Ступинского межрайонного отдела была проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении Никаноровой М.А., в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 14 часов до 17 часов проведен осмотр земельных участков с кадастровыми номерами категории «земли сельскохозяйственного назначения», разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», площадью соответственно <данные изъяты> которые принадлежали на праве собственности Никаноровой М.А. На момент осмотра каждого участка установлено, что каждый земельный участок не огорожен, на каждый участок имеется свободный доступ, нахождению на участке ничто не препятствует, <данные изъяты> площади каждого земельного участка покрыто плотной травяной дикорастущей растительностью естественного происхождения с остатками травостоя прошлых лет ( высохшая трава) с преимущественным видовым составом трав: пырей ползучий, пижма, чертополох и другими, являющимися многолетними и злостными сорными растениями. Также отмечено, что каждый из участков зарос древесно-кустарниковой растительностью с видовым составом: береза, сосна, ива. Степень засоренности каждого участка установлена как сильная. Наличие сорной древесно-кустарниковой растительности, деревьев, свидетельствует о не обработке и не выращивании сельскохозяйственных культур, о непринятии мер к освоению и использованию земельных участков с кадастровыми номерами для сельскохозяйственного производства. Зарастание земельных участков, находящихся вблизи населенных пунктов, садоводческих товариществ, деревьями, кустарниками и сорной растительностью несет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в результате палов сухостойной растительности.

Следов проведения агротехнических мероприятий по обработке почв (вспашка, боронование, посев сельскохозяйственных культур), скашиванию травянистой растительности и выпасу скота на указанных земельных участках не имеется.

Таким образом, должностными лицами административного органа в ходе проведения проверки установлено, что собственник Никанорова М.А. на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами и соответственной площадью <данные изъяты>., не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв, а также в целях сохранения плодородия почв не проводит обязанные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации; не допущению загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, не использует земельный участок в соответствии с его целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Никаноровой М.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Факт совершения указанного выше правонарушения подтверждается совокупностью исследованных при рассмотрении дела доказательств, в том числе: материалами проверки с актом проверки и фототаблицей, предписанием, протоколом об административном правонарушении, правоустанавливающими документами, а также другими доказательствами, оцененными в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

В судебном заседании допрошен свидетель ФИО3 показала, что она проводила проверку, рассматривала протокол об административном правонарушении и выносила обжалуемое постановление. Обо всех проводимых действиях она извещала Никанорову М.А., как собственника земельных участков. Полагает, что Никанорова М.А. не исполнила все обязанности по соблюдению законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Она не использовала земельные участки сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственной деятельностью по назначению, не проводила обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от эрозии и не проводила мероприятия по предотвращению иного негативного воздействия на окружающую среду. Никанорова М.А. согласно представленному договору передала ДД.ММ.ГГГГ земельные участки в аренду под сенокос, привлечена к ответственности за зарастание земельных участков, правонарушение зафиксировано в ДД.ММ.ГГГГ. Для использования под выставление ульев с пчелами, пчелы должны были зарегистрированы в соответствии с законом, о чем ФИО5, ранее работавший в Управлении Россельхознадзора, знал. Земельные участки передаются на протяжении <данные изъяты> от Никанорова к Никаноровой и обратно. Для ввода участков в сельхозоборот потребуется выкорчевка деревьев, в связи с чем нарушится система плодородия почвы. Также обратила внимание, что обязанности собственником по ст. 8.7 КоАП РФ арендатору не передавались.

В судебном заседании допрошен свидетель ФИО5, из показаний которого следует, что он после выхода на пенсию решил взять в аренду земельные участки и заняться сельскохозяйственной деятельностью, в ДД.ММ.ГГГГ взял в аренду у Никаноровой М.А. земельные участки. Они съездили, осмотрели данные участки, решили составить договор аренды. Он хотел заняться сенокосом, чтобы потом продавать траву тем, кто занимается коровами, овцами. Он также хотел договориться с тракторами, однако в ДД.ММ.ГГГГ он не успел покосить и предупредил Никаноровых, что может поставить ульи, так как решил заняться медом. Он закупил ульи, хотел делать мед. Эти ульи он выставил в ДД.ММ.ГГГГ. Они простояли ДД.ММ.ГГГГ, на зиму он их убрал в гараж, а весной решил выставить на этих участках, однако, обнаружил, что часть пчел погибла, и он выставил 4 улья. Договор был заключен на год, до ДД.ММ.ГГГГ. Больше не пролонгировался. Участки вернул. Акты не составлял. Претензий к нему не было. О возврате сообщил по телефону. Пчел он также продал. Мед хотел изготавливать на продажу. К нему никто не обращался. Предпринимателем он не регистрировался, предпринимательскую деятельность осуществлять не планировал. Денежные средства передавал на руки Никанорову И.М.

Отвечая на вопрос защитника Никаноровой М.А. Никанорова И.М., свидетель показал, что пользовался участками ДД.ММ.ГГГГ сначала ДД.ММ.ГГГГ году фактически земельными участками не пользовался, объяснил, что у него ничего не получается и вернул участки. Об окончании пользования сообщил устно по телефону. Претензий к нему не было, арендную плату отдал.

Защитником Никаноровой М.А. Никаноровым И.М. в суд представлены доказательства в виде уведомления от имени Никаноровой М.А. а адрес ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ. о том, что тот нарушает действующее законодательство с просьбой до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения; в виде сообщений от ФИО5, что тот разместил 8 пчелиных ульев на их участках, датируемого ДД.ММ.ГГГГ уведомление арендодателя Никанорова И.М. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушениях и устранении их; объяснения в адрес ФИО4 ФИО5. что он понес невосполнимые убытки в связи с гибелью <данные изъяты> всех пчел, а также акт возврата земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ. Суд критически относится к представленным защитником Никаноровым И.М. документам, так как они противоречат показаниям свидетеля ФИО5, данным им в судебном заседании будучи предупрежденным об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ. ФИО5 показал в суде, что договор действовал всего год, в ДД.ММ.ГГГГ году он участком не пользовался, акты не составлял, уведомил по телефону о прекращении аренды участков. Также показал, что ульи с пчелами в количестве 8 штук он выставил в ДД.ММ.ГГГГ снял их и поставил на зиму в гараж, весной увидел, что пчелы погибли, осталось 4 улья. Таким образом, составить извещение в адрес Никанорова И.М., с которым не заключалось никаких договоров, ДД.ММ.ГГГГ о том, что он решил выставить 8 ульев в ДД.ММ.ГГГГ также противоречит данным им показаниям и установленным судом фактам. Представленный защитником Никаноровым И.М. акт, также противоречит в полном объеме показаниям свидетеля, показавшем, что он акты не подписывал. Из показаний свидетеля судом установлено достоверно, что на момент проведения проверки административным органом – ДД.ММ.ГГГГ земельные участки не использовались арендатором ФИО5, не выходили из собственности Никаноровой М.А., её право владеть, пользоваться и распоряжаться не было ничем ограничено. Кроме того, суд обращает внимание, что представленные документы не только противоречат установленным доказательствам, но и не предоставлялись ранее ни в административный орган, ни в суд.

Также суд учитывает, что ФИО5, обладая специальными знаниями в области природоохранного, земельного, экологического законодательства, <данные изъяты> до выхода на пенсию ДД.ММ.ГГГГ не мог не знать порядок своих действий в области использования земель сельскохозяйственного назначения при аренде земельных участков.

В соответствии с «Перечнем видов животных, подлежащих идентификации и учету» (утв. приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 22 апреля 2016 г. № 161) пчелы (п. 10 Перечня) являются животными, подлежащими обязательной идентификации и учету.

Согласно ч. 1 ст. 2.5 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г.
№ 4979-1 «О ветеринарии» животные (за исключением диких животных, находящихся в состоянии естественной свободы, в том числе животных, относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации) подлежат индивидуальной или групповой идентификации и учету в целях предотвращения распространения заразных болезней животных, а также в целях выявления источников и путей распространения возбудителей заразных болезней животных.

Кроме того, как установлено судом, ФИО5 в качестве владельца пасек в реестре объектов Егорьевской ветеринарной станции не зарегистрирован. Информация об осуществлении деятельности по содержанию и разведению медоносных пчел на участках с кадастровыми номерами <данные изъяты> в государственной ветеринарной службе городского округа <данные изъяты> отсутствует, что следует из сообщения данной организации.

Исходя из совокупности исследованных доказательств орган административной юрисдикции, обоснованно пришел к выводу о том, что Никанорова М.А., как собственник земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами не выполняет обязательные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, что образует объективную сторону состава вмененного ей состава административного правонарушения.

Таким образом, обстоятельства совершения правонарушения, которые изложены в протоколе об административном правонарушении, постановлении о привлечении к административной ответственности обоснованы, подтверждены доказательствами, собранными по делу.

Постановление о привлечении Никаноровой М.А. к административной ответственности вынесено в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, уполномоченным на основании ст.23.15 КоАП РФ рассматривать дела об административном правонарушении, предусмотренных ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, права лица, привлеченного к административной ответственности, в том числе право на защиту, при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены.

Вопреки доводам жалобы наличие договора аренды земельного участка не свидетельствует об отсутствии в действиях Никаноровой М.А. состава административного правонарушения.

Так, из условий договора аренды земельного участка, заключенного между Никаноровой М.А. и ФИО5 следует, что земельные участки с кадастровыми номерами предоставляется арендатору во временное пользование до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, собственник земельного участка сохраняет право владения и распоряжения указанными земельными участками. Его права, состоящие из владения, пользования и распоряжения никоим образом не ограничены, сервитута не имеется. Арендодатель имеет право осуществлять контроль за состоянием принадлежащих ему на праве собственности земельных участков, за соблюдением арендатором правил и способов использования земельных участков. Договор может быть расторгнут досрочно, а при наличии письменных претензий, не может быть пролонгирован. На момент проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ собственником, владельцем, пользователем, распорядителем была именно Никанорова М.А.

Таким образом, Никанорова М.А., как собственник земельных участков с кадастровыми номерами несет бремя содержания, принадлежащего ей имущества и обязана выполнять требования ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» вне зависимости от передачи земельного участка во временное пользование.

Следовательно, именно Никанорова М.А. обязана обеспечить соблюдение требований правовых норм при использовании каждого из принадлежащих ей земельных участков, даже при условии передачи ею земельных участков иным лицам, обязана контролировать порядок использования принадлежащих ей земель этими лицами, а также путем принятия мер и к расторжению договора аренды, пользования, и к обязанию устранить допущенные нарушения.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества.

По смыслу статей 13 и 42 Земельного кодекса РФ мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв должны осуществляться правообладателем земельного участка с момента возникновения соответствующего права,

В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно абзаца 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например, представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Факт совершения Никаноровой М.А. правонарушения выявлен ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам заявителем не представлено.

Оснований для признания процессуальных документов, составленных по делу, недопустимыми доказательствами не имеется, письменные доказательства соответствуют предъявляемым к ним требованиям, содержат в себе необходимые сведения, составлены уполномоченными лицами.

При назначении административного наказания Никаноровой М.А. должностным лицом соблюдены положения ст. ст. 3.1, 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, учтено отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, наказание назначено в пределах санкции ч.2 ст.8.7 КоАП РФ. Из материалов дела исключительных обстоятельств не усматривается.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление является законными и обоснованными, оснований для его отменены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Ступинского межрайонного отдела Управления Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, в отношении Никаноровой Марины Анатольевны оставить без изменения, жалобу- без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Коломенский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья Беляева С.А.

12-93/2022

Категория:
Административные
Ответчики
Никанорова Марина Анатольевна
Другие
Никаноров Илья Михайлович
Суд
Коломенский городской суд Московской области
Судья
Беляева Светлана Алексеевна
Статьи

8.7

Дело на сайте суда
kolomna.mo.sudrf.ru
22.02.2022Материалы переданы в производство судье
16.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
29.04.2022Судебное заседание
19.05.2022Судебное заседание
16.06.2022Судебное заседание
21.06.2022Судебное заседание
24.06.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
27.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее