УИД ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Таскаевой М.Н.,
при секретаре судебного заседания Макаровой М.А.,
с участием представителя истца Федосеевой Н.В. – Гудковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми 2 мая 2024 года гражданское дело по иску Федосеевой Н.В. к администрации МР «Усть-Вымский» обобязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет и подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, признании незаконным постановления об отказе во включении в данный список,
установил:
постановлением администрации МР «Усть-Вымский» от 20.12.2023 № ... Федосеевой Н.В., ... года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, и достигли возраста 23 лет (далее – дети-сироты), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории МР «Усть-Вымский» (далее - Список), в связи с достижением заявителем возраста ... лет.
Федосеева Н.В., уточнив исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась в суд с иском к администрации МР «Усть-Вымский» о признании незаконным данного постановления и обязании включить её в Список, указав, что в 2004 году встала на жилищный учет в администрации сельского поселения «...», куда вернулась после окончания обучения, однако, до настоящего времени ей жилое помещение не предоставлено, какое-либо жилье, закрепленное за ней, отсутствует.
Администрацией МР «Усть-Вымский» иск не признан, поданы письменные возражения.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц ..., ....
... в письменном отзыве просило в удовлетворении иска Федосеевой Н.В. отказать, указав, что в сводном списке детей-сирот республики, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, Федосеева Н.В. не значится.
В судебном заседании Федосеева Н.В. участия не принимала, её представитель Гудкова Т.В. на уточненных исковых требованиях настаивала, пояснив, что после окончания учебы и пребывания в детском доме Федосеева Н.В. вернулась в ..., вынуждена была проживать в квартире сожителя матери по ул..., однако, совместное проживание было невозможно ввиду ассоциального поведения матери и сожителя; в 2004 году Федосеева Н.В. по рекомендации главы сельского поселения А. встала на жилищный учет детей-сирот в администрации СП «...», о чем 25.12.2004 было вынесено постановление № 17, вместе с ней в данном списке и постановлении числятся и сестры - сироты А.и Б., которым государство предоставило жильё. Квартира, в которой проживает в настоящее время истец с супругом и двумя детьми, предоставлена её супругу, расположена в ветхом деревянном ... доме, хотя дом аварийным в установленном законом порядке не признан, всё жилье в поселке является аварийным.
Представители администрации МР «Усть-Вымский», ..., ... в судебном заседании при надлежащем извещении участия не приняли.
Суд, руководствуясь частью 3 статьи167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Определением суда от 02.05.2024 принят отказ Федосеевой Н.В. от исковых требований к администрации МР «Усть-Вымский», Управлению по опеке и попечительства администрации МР «Усть-Вымский» о восстановлении в списках детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, признании права на постановку на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставлении сертификата на приобретение жилья, а также от требований к Управлению по опеке и попечительства администрации МР «Усть-Вымский» о включении в список детей – сирот, с прекращением производства по делу в данной части.
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив письменные материалы дела, показания свидетеля А., суд приходит к следующему.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Принцип особой государственной защиты прав ребенка закреплен в преамбуле Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», согласно которой государство исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе.
В Российской Федерации дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа отнесены к категории, нуждающейся в особой заботе государства.
Социальные гарантии детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ).
Федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 названной статьи и достигшие возраста 14 лет.
При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
По смыслу ранее действовавшего до 01.03.2005 Жилищного кодекса РСФСР (часть 2 статьи 33), а также Жилищного кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 57, в редакции, действующей до 01.01.2013), предоставление жилого помещения по договору социального найма (найма) лицам из числа детей-сирот носило и носит заявительный характер, т.е. при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении, которое должно быть подано не позднее достижения ими возраста 23 лет.
В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Коми № 134-РЗ от 25.12.2015 «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, формируется органом местного самоуправления, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок предусмотрен Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397.
В силу пункта 2 Правил, Список формируется уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот и лиц из их числа, либо органом местного самоуправления, на основании заявлений нуждающихся в жилье лиц.
Согласно пункту 4 Правил, заявление о включении в список по месту жительства детей-сирот подают лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.
Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190 (утратил силу в связи с изданием Указа Главы Республики Коми от 10.06.2005 № 76, действовал в спорный период) утверждены Правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений в Республике Коми, распространявшие своё действие и на детей-сирот, в соответствии с пунктом 12 которых учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется по месту жительства в органе местного самоуправления.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку.
Для принятия на учет граждане подают заявление, к которому прилагаются необходимые документы. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 16 Правил).
Заявления граждан о постановке на учет для улучшения жилищных условий рассматриваются органом местного самоуправления, принятие на жилищный учет граждан производится решением органа местного самоуправления (пункты 17 и 18 Правил).
Согласно пункту 36 данных Правил, право на внеочередное предоставление жилья имеют дети-сироты.
Таким образом, включению в Список должна предшествовать подача детьми-сиротами заявления в уполномоченный орган до достижения ими возраста 23 лет, и постановка данной категории лиц на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Федосеева (до регистрации брака - ...) Н.В., ... года рождения, относится к числу детей-сирот ввиду лишения матери В. и отца Г. родительских прав на основании решений Усть-Вымского районного суда Республики Коми от ... и ... соответственно.
До лишения родительских прав семья ... Н.В. проживала в ... (л.д....,...).
По представленной суду администрацией СП «...» информации от 05.04.2024 (л.д....), ... Н.В. в ... в период с 2002 года по настоящее время не проживала и не была зарегистрирована, с заявлениями о постановке на жилищный учет не обращалась, жилые помещения ей не предоставлялись.
С февраля 1998 года по 07.08.2002 ... Н.В. находилась в ГОУ РК «..., затем направлена для обучения в ....
По сведениям органа опеки, жилье за несовершеннолетней ... Н.В. не закреплялось.
Согласно информации администрации СП «...», ... Н.В. в период с 05.12.2001 по 25.10.2006 была зарегистрирована в жилом помещении по адресу: ..., предоставленном Д. – сожителю В. (мать истца).
Из пояснений представителя истца следует, что после окончания учебы в 2004 году ... Н.В. вернулась в ... и зарегистрировалась в квартире сожителя матери, совместное проживание было невозможным, поскольку мать с сожителем вели ассоциальный образ жизни, ... Н.В. вынуждена была скитаться и проживать у посторонних лиц.
По информации Главы СП «...» (л.д...., ..., ...), с 2004 года ... Н.В. стояла на жилищном учете на основании постановления администрации СП «...» № 17 от 25.12.2004, что подтверждено записью о принятии её заявления о постановке на учет за № 1 от 20.12.2004 в книге регистраций заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с жилищного учета ... Н.В. не снималась.
Обращение ... Н.В. 20.12.2004 в администрацию СП «...» с заявлением о постановке на жилищный учет подтверждено исследованной в судебном заседании книгой регистраций заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, начатой 20.01.1999, из содержания которой следует, что в день подачи ... Н.В. заявления оно было передано на рассмотрение жилищной комиссии, рассмотрено 25.12.2004 с принятием положительного решения о постановке ... Н.В. на учет и вынесением администрацией 25.12.2004 соответствующего постановления № 17, о чем ... Н.В. была уведомлена письмом № ... от 28.12.2004.
Согласно Книге учета, в соответствии с постановлением № 17 от 25.12.2004 на жилищный учет также были поставлены сестры А.и Б..
Как установлено судом, постановление администрации СП «...» № 17 от 25.12.2004 в архивах органов местного самоуправления ... отсутствует.
Из пояснений свидетеля А., замещавшей должность главы администрации СП «...» в период с ... по ... годы, следует, что в полномочия администрации сельского поселения входила постановка детей-сирот на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. После приезда в 2004 году ... Н.В. в ..., она была зарегистрирована в квартире сожителя матери. В этот же год из администрации района поступил запрос на предоставление списков нуждающихся в жилье детей-сирот. На тот момент в ... проживало трое детей-сирот... Н.В. и сестры А.и Б., которым было разъяснено право на получение жилья после постановки на учет в администрации и подачи соответствующего заявления. После обращения ... Н.В. с заявлением и постановки её на учет по категории «дети-сироты» в соответствии с изданным постановлением № 17, было сформировано учетное дело ... Н.В., которое по истечению 5 лет, также как и постановление № 17, должно было быть передано в архив района. ... Н.В. с жилищного учета не снималась, жильё ей не предоставлялось, список детей-сирот, нуждающихся в жилье, направлен в администрацию района. Постановлением № 17 также произведена постановка на жилищный учет сирот А.и Б., которые впоследствии получили жилье на основании судебных актов.
Согласно материалам дела, с ... Федосеева Н.В. зарегистрирована по адресу: ..., где по настоящее время проживает со своей семьей (супруг и двое детей), собственник указанного жилого помещения не определен, жилые помещения по договору социального найма ни ей, ни членам семьи не предоставлялись, квартира № ... общей площадью ... кв.м (л.д...., ..., ...), при том, что в соответствии с Решением Совета МО «Усть-Вымский район» от 15.09.2005 № 22/3-225 учетная норма площади жилого помещения при принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет 11 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Собственниками жилых помещений Федосеева Н.В. и члены её семьи (супруг Е., дети Ж., ... года рождения, З., ... года рождения) не являются (л.д. ..., ...).
09.11.2023 в связи с нуждаемостью в жилье Федосеева Н.В. обратилась в администрацию МР «Усть-Вымский» с заявлением о включении её в список детей-сирот, достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Администрацией района сформировано дело по заявлению Федосеевой Н.В., из которого следует, что последней жилье по договору социального найма не предоставлялось, собственником жилья она не является. В соответствии с представленной администрацией СП «...» справкой от 13.11.2023 № ... Федосеева Н.В. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояла с 20.12.2004 на основании постановления № 17 от 25.12.2004.
Постановлением администрации МР «Усть-Вымский» от 20.12.2023 № ... Федосеевой Н.В. отказано во включении в список нуждающихся в жилых помещениях граждан соответствующей категории, о чем последняя была уведомлена письмом от 22.12.2023 № ....
Согласно позиции ответчика, основанием для отказа во включении Федосеевой Н.В. в Список явилось отсутствие доказательств обращения с соответствующим заявлением и постановки её на учет нуждающихся в жилье до достижения ею возраста 23 лет, в то время как подача заявления состоялась в возрасте ... лет, когда заявителем в силу возраста утрачено право на реализацию предусмотренного Законом права на обеспечение жильём по соответствующей социальной категории граждан.
Проанализировав добытые доказательства наряду с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что Федосеева Н.В., ... года рождения, на основании постановления администрации СП «...» № 17 от 25.12.2004 была поставлена на учет по улучшению жилищных условий по категории «дети-сироты» и до настоящего времени с данного учета не снята, доказательств обратному материалы дела не содержат.
Отсутствие в архивах постановления № 17 от 25.12.2004 при наличии соответствующей записи уполномоченного лица в Книге регистрации заявлений граждан и свидетельских показаний, признаваемых судом допустимыми доказательствами (согласуются с материалами дела, последовательны и непротиворечивы), не может расцениваться подтверждением состоятельности доводов ответчика о том, что Федосеева Н.В. не являлась учтенным в целях обеспечения жильём лицом и в отношении неё не принималось административного решения о постановке на жилищный учет, и служить препятствием в реализации истцом, относящейся к наиболее уязвимой категории граждан, своих жилищных прав.
Таким образом, Федосеева Н.В. в установленном законом порядке признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на соответствующий учет до достижения ею возраста 23 лет.
Принимая во внимание установленный по итогам рассмотрения дела факт признания Федосеевой Н.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на соответствующий учет до достижения ею возраста 23 лет, что подтверждено совокупностью добытых по делу доказательств, суд находит постановление администрации МР «Усть-Вымский» от 20.12.2023 № ... об отказе во включении Федосеевой Н.В. в Список нуждающихся в жилье незаконным.
Материалами дела подтверждено наличие у Федосеевой Н.В. с 2004 года и по настоящее время нереализованного права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отсутствие у неё и членов её семьи в собственности жилого помещения, а равно - наличие оснований для включения её в Список в целях последующего предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, оснований для отказа Федосеевой Н.В. в удовлетворении её заявления о включении в Список у администрации муниципального района не имелось.
Следовательно, Федосеева Н.В. подлежит включению в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, в муниципальном районе «Усть-Вымский» Республики Коми.
Учитывая изложенное, исковые требования Федосеевой Н.В. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Федосеевой Н.В. к администрации муниципального района «Усть-Вымский» удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации муниципального района «Усть-Вымский» от 20 декабря 2023 года № ... об отказе во включении Федосеевой Н.В. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ... «...».
Обязать администрацию МР «Усть-Вымский» включить Федосееву ..., (...), в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений на территории ... «...».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
...
Судья...
... М.Н.Таскаева
...
...