Судья Соловьев В.Е. дело №33а-1476/2021
№ №2а- 6/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Якутск 26 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,
судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,
при секретаре Слепцовой Е.Д.,
с участием прокурора Марковой Д.Р.,
представителя административного истца Огоюкина И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Бессоновой Л.Г. на решение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Дьячковой Г.В. к главе администрации муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» о признании незаконным решения схода граждан муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» «Об избрании Главы администрации муниципального образования», оформленного протоколом Схода граждан от 13 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения представителя административного истца и заключение прокурора, судебная коллегия
установила:
11.01.2021 Дьячкова Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что 13.09.2020 на сходе граждан муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» был избран глава муниципального образования. В качестве кандидатов было зарегистрировано 4 кандидата: она, как следует из протокола счётной комиссии, за неё проголосовало 16 человек; Громов В.Н. собрал 19 голосов, Слепцов Ю.Н. и Семенец О.А., за которых не проголосовали. Ссылаясь на то, что на сходе граждан присутствовало всего 35 человек, из которых у 10 отсутствовали паспорта или документы, заменяющие паспорта, но бюллетени на тайное голосование им были выданы на основании копий паспортов, с учётом уточнения исковых требований просит признать незаконным решение схода граждан муниципального образования, оформленного протоколом схода граждан от 13.09.2020.
10.02.2021 обжалуемым решением Верхнеколымского районного суда административное исковое заявление удовлетворено. Решение схода граждан муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» «Об избрании главы администрации муниципального образования», оформленного протоколом схода граждан от 13.09.2020, признано незаконным. На главу муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» возложена обязанность принять решение о созыве Схода граждан по избранию главы муниципального образования «Утаинский эвенский национальный наслег» Верхнеколымского района.
Представитель административного ответчика Бессонова Л.Г. в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом статьи 218 КАС РФ, неподсудность административного дела районному суду, на возражение, представленное в судебное заседание по подготовке о незаконности требований административного истца о признании не действующим оспариваемого решения схода граждан, не являющегося нормативно-правовым актом, по результатом которого суд объявил перерыв и назначил судебное заседание по подготовке дела на 29.01.2021, и что к голосованию были допущены зарегистрированные в поселении граждане, многие из которых фактически работают и проживает в .......... Верхнеколымского района, местожительство которых в поселении не оспаривается истцом, что выявленные нарушения не повлияли на итоги волеизъявления граждан, а решение суда нарушает права и законные интересы Громова В.Н., который был зарегистрирован в качестве кандидата и имел равные права с административным истцом, и которым с момента официального обнародования результатов выборов, 14.09.2020, до рассмотрения административного дела судом проделал большой объём работы, просит решение отменить.
В судебном заседании представитель административного истца Огоюкин И.И. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, ходатайств об участии в судебном заседании или отложении рассмотрения дела не заявил, его представитель просил рассмотреть дело без его участия.
Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном п.2 ч.1 ст.14, ст.15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 2 статьи32 КонституцииРоссийской Федерации установлено, что граждане России имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с частью 15 статьи 239 КАС РФ с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) её уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Административное исковое заявлениеподсудно районному суду в силу пункта 2 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 67-ФЗ).
Порядок проведения схода граждан регламентирован в статье 12 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.06.2016 1668-З № 887-V "Об избрании главы муниципального образования на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)".
В соответствии с пунктами 16-20 статьи вышеуказанного Закона Республики Саха (Якутия) счётная комиссия по завершении голосования вскрывает урну для голосования и проводит подсчёт голосов в присутствии граждан, участвующих в сходе граждан. Кандидат, набравший большинство голосов граждан, участвующих в сходе граждан, считается избранным на должность главы муниципального образования. Председатель счётной комиссии публично оглашает результаты подсчёта голосов с указанием количества проголосовавших за каждого кандидата. По итогам голосования сход граждан на основании протокола счётной комиссии принимает решение об избрании на должность главы муниципального образования. Решение об избрании на должность главы муниципального образования, принятое на сходе граждан, подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
В соответствии с частью 9 статьи 12 вышеуказанного Закона Республики Саха (Якутия) бюллетени для тайного голосования выдаются членами счётной комиссии в соответствии со списком граждан, присутствующих на сходе, по предъявлению ими паспорта или документа, заменяющего паспорт. Одному гражданину выдаётся один бюллетень.
Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывают председатель, заместитель председателя, секретарь и члены комиссии, принявшие участие в заседании. Выписка из протокола заседания комиссии выдаётся кандидатам на должность главы муниципального образования (далее - кандидат), доверенным лицам кандидата по их обращению (часть 8 статьи 3 вышеназванного Закона Республики).
Судом установлено, что 13.09.2020 на сходе граждан по выбору главы муниципального образования всего проголосовало 35 избирателей, в том числе, 10 человек по копиям паспортов, протокол счётной комиссии об итогах выборов, который подписали 8 членов комиссии вместо утверждённых 7 членов комиссии, в котором имеется подпись В., полномочия которой документально не подтверждены.
Суд, установив нарушения части 9 статьи 12 и части 8 статьи 3 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.06.2016 1668-З № 887-V "Об избрании главы муниципального образования на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)", пришёл к выводу о том, что указанные нарушение повлекли за собой нарушение прав административного истца Дьячковой Г.В. как кандидата на пост главы муниципального образования.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда законным и обоснованным.
Согласно ч.5 ст.64 Федерального закона № 67-ФЗ бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включённым в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.
Данные требования также отражены в ч.9 ст.12 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.06.2016 1668-З № 887-V "Об избрании главы муниципального образования на сходе граждан в Республике Саха (Якутия)" - бюллетени для тайного голосования выдаются членами счётной комиссии в соответствии со списком граждан, присутствующих на сходе, по предъявлению ими паспорта или документа, заменяющего паспорт.
В соответствие с п.16 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан Российской Федерации такими документами являются:
- военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
- временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
- справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Для иностранных граждан, указанных в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, - документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации.
Поскольку список документов, приведённых в п.16 ст.2 Федерального закона № 67-ФЗ, не содержит ссылок на возможные иные документы (без конкретизации), то есть исчерпывающим, постольку он не подлежит расширительному толкованию.
Копии паспортов не отнесены Федеральным законом №67-ФЗ к документам, заменяющим паспорт гражданина.
По смыслу выше приведённых Законов при обращении за реализацией активного избирательного права гражданство Российской Федерации и личность избирателя должны быть удостоверены.
При рассмотрении данного дела судом первой инстанции было установлено, что гражданство и личность 10 избирателей не удостоверены в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах избирательная комиссия не имела право выдавать избирательные бюллетени гражданину, чья личность и принадлежность к гражданству Российской Федерации не установлены и не подтверждены.
Таким образом, по настоящему делу установлено, что 10 избирателей проголосовали, не имея на то правовых оснований, т.к. не имели при себе паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, - документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом.
Судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона.
Таким образом, нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 10 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Бессоновой Л.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий М.М. Оконешникова
Судьи А.В. Никодимов
В.С. Протодьяконов