Решение по делу № 2-24/2021 от 27.11.2020

                                                                                                   Дело № 2-24/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Красноборск                                                                    10 февраля 2021 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Гарбуз С.В., при секретаре Малейкиной Т.Г., с участие истца Тюриной Г.Б., представителя ответчика Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Благодарёва В.Б., представителя третьих лиц ООО «ЖЭК Красноборск» и ООО «Капитель» Кувшиновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюриной Г.Б. к начальнику Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Благодарёву В.Б. о возмещении расходов по оплате жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Тюрина Г.Б. обратилась в суд с иском к начальнику Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Благодарёву В.Б. о возмещении расходов по оплате жилого помещения указав, что работает учителем в сельской школе и в соответствии с п. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N «Об образовании в Российской Федерации» и п.п. 1 п. 1 ст. 39 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» имеет право на меры социальной поддержки, в виде предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, в которые включают в себя, в том числе, расходы по содержание жилого помещения, включая плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 ст. 40 областного закона возмещение расходов, указанных в п. 1 производиться независимо от формы собственности жилищного фонда и осуществляется в размере их фактических расходов.

С октября 2017 года по апрель 2020 года возмещение ей расходов предоставлялось не полностью, с мая 2020 года возмещение расходов предоставляется в 100% объеме.

11.09.2020 она обратилась с письменным заявлением к и.о. директора школы Суханову А.А. об обосновании неполного возмещения расходов, его ответ ее не удовлетворил. В справке школы от 09.10.2020 о начислении и выплате мер социальной поддержки нет строки «содержание жилого помещения», как это указано в счетах-квитанциях управляющей компании ООО «Капитель», а есть строка «найм жилья». Исходя из содержания данной справки за указанный период не выплачено возмещения расходов в сумме 20548, 80 руб. Ежемесячно удерживалось по 702, 2 руб. в период с октября 2017 года по октябрь 2018 года и по 816 руб. в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года.

13.10.2020 она обратилась с заявлением о нарушении её прав в части получения льгот, как педагогический работник, к прокурору Красноборского района, который перенаправил его начальнику Управления образования Благодарёву В.Б. Ответ начальника от 12.11.2020 № *** ее так же не удовлетворил, поскольку так и не было указано причин удержания указанных сумм.

Первоначально истица просила: признать незаконными отказ и.о. директора МБОУ «Красноборская средняя школа» Суханова А.А. и начальника Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Благодарёва В.Б. в предоставлении ей, как педагогическому работнику, мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Архангельской области «Об образовании в Архангельской области» от 02.07.2013 № 712-41-03 в размере фактических расходов и возложить на МБОУ «Красноборская средняя школа» выплатить удержанное незаконно возмещение расходов по оплате жилого помещения в размере 20 548, 80 руб. за период с октября 2017 по апрель 2020 года.

Определением суда от 22.12.2020 к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены исполняющий обязанности директора МБОУ «Красноборская средняя школа» Суханов А.А. и главный бухгалтер МБОУ «Красноборская средняя школа» Низовцева И.В., а так же МБОУ «Красноборская средняя школа»; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство образования и науки Архангельской области.

С учётом изменения исковых требований истец окончательно просила взыскать с МБОУ «Красноборская средняя школа» за счет казны Архангельской области в возмещение фактически понесенных затрат на оплату содержания жилого помещения в размере 20 236,8 руб., заявляя требования к МБОУ «Красноборская средняя школа», Управлению образования администрации МО «Красноборский муниципальный район», Министерству образования и науки Архангельской области и Министерству финансов Архангельской области, так же просила взыскать с МБОУ «Красноборская средняя школа» компенсацию морального вреда в размере 5000 руб., от ранее заявленных исковых требований к должностным лицам заявила отказ.

Определением суда от 18.01.2021 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство образования и науки Архангельской области, Министерство финансов Архангельской области, Управление образования администрации МО «Красноборский муниципальный район».

Принят отказ Тюриной Г.Б. от иска в части следующих требований: о признании незаконными отказов и.о. директора МБОУ «Красноборская средняя школа» Суханова А.А. и начальника Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Благодарёва В.Б. в предоставлении ей, как педагогическому работнику, мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Архангельской области «Об образовании в Архангельской области» от 02.07.2013 № 712-41-03 в размере фактических расходов; о возложении на главного бухгалтера МБОУ «Красноборская средняя школа» Низовцевой И.В. обязанности выплатить удержанное незаконно возмещение расходов по оплате жилого помещения в размере 20 548, 80 руб. за период с октября 2017 по апрель 2020 года; о взыскании с начальника Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район» Благодарёва В.Б. компенсации морального вреда в размере 5000 руб., производство по данным требованиям прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании истец Тюрина Г.Б. на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что она как педагогический работник имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Возмещению подлежат как коммунальные, так и жилищные услуги (содержание жилого помещения).

Начиная с октября 2017 года по 31.12.2019 ответчик незаконно отказывал в возмещении части расходов по содержанию жилого помещения, а именно не возмещал фактически понесенные расходы за организацию сбора и вывоза ТБО в сумме 707,20 руб. ежемесячно по 31.10.2019 и по 816,00 руб. за ноябрь-декабрь 2019 года.

Согласно общероссийского классификатора услуг населению, утвержденного Постановлением Госстроя РФ от 28.06.1993 № 163 (в ред. От 23.12.2010) вывоз ТБО и ЖБО относится к жилищным услугам.

Начиная с 01.01.2020 сбор и вывоз ТБО относится к коммунальным услугам, данная услуга оказывается региональным оператором и подлежит возмещению в полном объеме, но за январь-апрель 2020 года в возмещении этих расходов также было отказано.

Представитель ответчика Управления образования администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Благодарёв В.Б. с иском не согласился.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Архангельской области участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом. В направленном в суд отзыве указали, что в соответствии с указом Губернатора Архангельской области от 29.10.2020 № 156-у «Об исполнительных органах государственной власти Архангельской области», постановлением Правительства Архангельской области от 17.11.2020 № 760-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 120-пп» министерство образования и науки Архангельской области переименовано в министерство образования Архангельской области.

Предоставление педагогическим работникам мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно регулировать этот вопрос в пределах, установленных федеральным законодателем.

В Архангельской области право педагогических работников на получение мер социальной поддержки установлено областным законом от 02.07.2013 № 712-51-ОЗ «Об образовании в Архангельской области».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39 Областного закона № 712-41-ОЗ этим правом обладают педагогические работники муниципальных образовательных организаций, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Истец состоит в трудовых отношениях с МБОУ «Красноборская средняя школа», расположенным в с. Красноборск Красноборского района Архангельской области, в связи с чем, ей в настоящее время предоставляются меры социальной поддержки.

Министерство полагает, что истец имеет право на меры социальной поддержки, поскольку в МБОУ «Красноборская средняя школа» она занимает должность учителя.

Данная должность включена в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678.

В исковом заявлении Тюрина Г.Б. указывает, что с октября 2017 года по апрель 2020 года возмещение расходов по оплате жилого помещения предоставлялось ей не полностью.

В редакции, действовавшей до апреля 2017 года, часть 1 статьи 40 Областного закона № 712-41-ОЗ предусматривала, что меры социальной поддержки педагогических работников предоставляются в денежной форме в виде возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в части: пользования жилым помещением (наем, поднаем); содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; тепловой энергии, предоставленной в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, а также в жилых помещениях в домовладении; приобретения твердого топлива до начала отопительного сезона в размере годовой потребности; приобретения газа для отопительных жилых помещений;

электрической энергии для целей освещения жилого помещения и в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, а также жилых помещений в домовладении.

приобретения твердого топлива до начала отопительного сезона в размере годовой потребности;

приобретения газа для отопления жилых помещений; электрической энергии для целей освещения жилого помещения и в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, а также жилых помещений в домовладении.

Позднее в том же году статьей 19 областного закона от 24 апреля 2017 года № 524-34-03 «О внесении изменений в отдельные областные законы» в областной закон № 712-41-03 были внесены изменения в части уточнения перечня мер социальной поддержки.

Эти изменения были направлены на приведение областного закона              № 712-41-03 в соответствие с Федеральными законами от 3 июля 2016 года № 267-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» и от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», уточнившими структуру платы за коммунальные услуги в многоквартирных домах.

С учетом внесенных изменений в настоящее время конкретные виды подлежащих возмещению расходов определены частью 1 статьи 40 областного закона № 712-41 -03 и включают в себя:

пользование жилым помещением (наем, поднаем); содержание жилого помещения, включая плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме, в случаях, если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован;

взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном

доме;

плату за тепловую энергию, предоставленную в жилом помещении, а также в жилых помещениях в домовладении;

приобретение твердого топлива до начала отопительного сезона в размере годовой потребности;

приобретение газа для отопления жилых помещений;

плату за электрическую энергию для целей освещения жилого помещения, а также жилых помещений в домовладении.

Истец в обоснование своих требований ссылается на часть 2 статьи 40 областного закона № 712-41-03, предусматривающую, что возмещение расходов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, производится независимо от формы собственности жилищного фонда и осуществляется педагогическим работникам в размере их фактических расходов.

Следует отметить, что областное законодательство не предусматривает полного возмещения педагогическому работнику всех его расходов, связанных с проживанием в жилом помещении. Перечень видов расходов, подлежащих возмещению за счет средств областного бюджета, закреплен в областном законе № 712-41-03, и не является открытым.

Таким образом, в рамках существующего правового регулирования право истца на получение мер социальной поддержки ограничено перечнем конкретных видов расходов, закрепленным в действующей редакции пункта 1 статьи 40 областного закона № 712-41-03.

Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

В соответствии с пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2016 №881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Договор на оказание услуг по обращению с ТКО (услуги по сбору, транспортированию, обработке и захоронению ТКО) с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления, обязаны заключить все собственники твердых коммунальных отходов.

Фактическое пользование услугами, предоставленными региональным оператором, считается фактическим принятием потребителями условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях опубликованного Типового договора, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2018 года № 1094) и его заключением. Не заключение договора с региональным оператором не освобождает потребителя от обязанности по внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Ранее в решении Красноборского районного суда Архангельской области от 26 февраля 2018 г., вынесенном по гражданскому делу №2-71/2018 по исковому заявлению Тюриной Г.Б. была отражена позиция представителя МБОУ «Красноборская СШ», согласно которой «...школа может производить оплату только отопления и освещения квартиры, в которой проживает педагог, а также оплаты за содержание, что дословно соответствует нормам областного закона «Об образовании в Архангельской области», вывоз твердых и жидких бытовых отходов данным законом не предусмотрен». В этом же решении были приведены положения действующих нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области обслуживания многоквартирных жилых домов и поставки коммунальных услуг и регулированию деятельности по обращению с отходами.

В апелляционном определении Архангельского областного суда от 28 июня 2018 года №33-4025/2018 отмечено, что суд первой инстанции на основании системного анализа норм, регулирующих вышеназванные отношения, пришел к обоснованному выводу о том, что до начала фактического вступления в силу и исполнения Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» вывоз бытовых твердых и жидких отходов включается в содержание общего имущества многоквартирного дома и не является коммунальной услугой «по обращению с твердыми коммунальными отходами» в смысле, придаваемом таковому названным Федеральным законом и статьей 154 ЖК РФ.

Правила предоставления педагогическим работникам мер социальной поддержки установлены Порядком предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Архангельской области и муниципальных образовательных организаций муниципальных образований Архангельской области, государственных медицинских организаций Архангельской области в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 30 марта 2010 года № 79-пп (далее - Порядок).

В соответствии с абзацем третьим пункта 22 Порядка для возмещения расходов по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогический работник ежемесячно, не позднее 15 числа, представляет в организацию, в которой он работает, документы (счета-квитанции, расчетные книжки, счета, квитанции или другие документы), подтверждающие понесенные расходы на оплату жилых помещений, отопления и освещения в части, указанной в пункте 1 статьи 40 областного закона № 712-41-03.

Пунктом 23 Порядка предусмотрено, что организация проверяет правильность оформления документов, представленных педагогическим работником в соответствии с пунктом 22 Порядка, и обоснованность заявленных к возмещению денежных сумм. Пункт 24 Порядка устанавливает, что педагогическому работнику может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки в случаях непредставления документов, указанных в пункте 22 Порядка или выявления необоснованности заявленных к возмещению расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, а также если оплаченные платежные документы (счета- квитанции, расчетные книжки, счета, квитанции или другие документы) не соответствуют установленным требованиям.

Согласно ст. 41 Областного закона № 712-41-ОЗ возмещение расходов, указанных в пункте 1 статьи 40 настоящего закона, осуществляется путем перечисления средств педагогическим работникам муниципальными образовательными организациями в случае, если органам местного самоуправления областным законом переданы государственные полномочия по осуществлению финансового обеспечения возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Соответствующие государственные полномочия переданы органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов Архангельской области Областным законом от 20.12.2018 № 50-4-ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области отдельными государственными полномочиями» и изменения в статью 41 Областного закона «Об образовании в Архангельской области».

Министерство является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере образования, и выступает в качестве главного распорядителя средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий.

Порядок финансирования расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрен разделом IV Порядка предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам государственных образовательных организаций Архангельской области и муниципальных образовательных организаций муниципальных образований Архангельской области, государственных медицинских организаций Архангельской области в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 30.03.2010 № 79-пп.

Согласно пункту 29 данного Порядка финансирование расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, в том числе педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, вышедшим на пенсию, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, производится за счет субвенций местным бюджетам в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном законе об областном бюджете.

В соответствии с пунктом 30 порядка министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством образования Архангельской области местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству образования Архангельской области.

Распределение субвенций бюджетам муниципальных образований Архангельской области на возмещение расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки по предоставлению компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов предусмотрено областным законом от 21.12.2020 № 363-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» (таблица № 29 приложения № 13).

Красноборскому муниципальному району Архангельской области на данные цели в 2021 году предусмотрено 17 758 400,00 рублей, что подтверждается уведомлением о бюджетных ассигнованиях из областного бюджета на текущий 2021 год и плановый период.

На основании изложенного, министерство просит отказать Тюриной Г.Б. в удовлетворении исковых требований о возмещении расходов по оплате жилого помещения в размере 20236,80 рублей, а также вытекающих из них требований о взыскании компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.

Представитель ответчика министерства финансов Архангельской области участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещены. Заявлений и ходатайств в суд не поступало.

Представитель ответчика МБОУ «Красноборская средняя школа» участия в судебном заседании не принял, о дате, времени и месте его проведения извещен. В направленном в суд отзыве ссылаясь на ст. 40 областного закона «Об образовании в Архангельской области» от 02.07.2013 № 712-41-ОЗ указал, что в квитанциях на оплату вывоз ТБО был включен в строку содержание и ремонт, это просматривается из приложения № 1 «Перечень обязательных работ и услуг по содержанию, ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» (договор на управление многоквартирным домом от 01.08.2017). Сумма, подлежащая возмещению истцу в размере 707,20 руб. является обоснованной, так как начислена управляющей компанией за вывоз ТБО.

В уточненном исковом заявлении истец верно ссылается, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер соц. поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций устанавливается законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.

В удовлетворении исковых требований Тюриной Г.Б. просили отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя МБОУ «Красноборская средняя школа».

Представитель третьих лиц ООО «ЖЭК Красноборск» и ООО «Капитель» Кувшинова А.В. указала, что согласна с исковыми требованиями. До 01.01.2020 услуга по вывозу ТБО входила в состав жилищной услуги «содержание и ремонт жилого помещения». Тариф установлен договором управления и плата рассчитывается в зависимости от площади жилого помещения. Региональным оператором данная услуга (обращение с ТКО) как коммунальная начала оказываться с 01.01.2020.

Поскольку представители ответчиков извещены о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.

Выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Среди способов защиты гражданских прав статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации называет возмещение убытков.

Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Педагогическим работникам, осуществляющим трудовую деятельность в муниципальных образовательных учреждениях Архангельской области данные компенсации предоставляются на основании норм главы VIIЗакона Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ (ред. от 07.11.2017) «Об образовании в Архангельской области», принятого Архангельским областным Собранием депутатов 26.06.2013.

Согласно ст. 40 данного областного закона меры социальной поддержки педагогических работников предоставляются в денежной форме в виде возмещения расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и расходов на оплату:

1) пользования жилым помещением (наем, поднаем);

2) содержания и ремонта жилого помещения;

3) тепловой энергии, предоставленной в жилом помещении и в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, а также в жилых помещениях в домовладении;

4) приобретения твердого топлива до начала отопительного сезона в размере годовой потребности;

5) приобретения газа для отопления жилых помещений;

6) электрической энергии для целей освещения жилого помещения и в процессе использования общего имущества в многоквартирных домах, а также жилых помещений в домовладении.

Возмещение расходов, указанных в п. 1 производиться независимо от формы собственности жилищного фонда и осуществляется в размере их фактических расходов.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что истица Тюрина Г.Б. работает в сельской местности учителем в МБОУ «Красноборская средняя школа», проживает в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>А, имеющем частичное благоустройство, а именно: централизованное отопление, водоснабжение, освещение, газ в баллонах. Централизованной канализацией и мусоросборниками, в том числе на придомовой территории дом не оборудован у дома имеется выгребная яма. Данным жилым домом на основании договора от 21.07.2017 управляла управляющая компания ООО «Капитель», договор был досрочно расторгнут 19.03.2019 по инициативе компании. С апреля 2019 года в соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «Алексеевское» от 01.04.2019 № 70 обслуживанием занималась ООО «ЖЭК Красноборск», а с 2020 данное общество управляет данным домом. Вывоз мусора осуществляется без складирования по графику автомобилем управляющей компании ООО «Капитель», откачка и вывоз стоков из выгребной ямы - ассенизационной машиной той же управляющей компании периодически и по заявкам жителей в период управления данной компанией.

Истец, как педагог, является получателем по месту работы меры социальной поддержки в денежной форме в виде возмещения расходов на оплату содержания жилого помещения, отопления и освещения путем предоставления оплаченных квитанций с заявлением о возмещении в бухгалтерию учреждения и получения денежных средств в кассе. Однако предоставляя квитанции управляющей компании за содержание и текущий ремонт работодателем ей возмещалась не вся сумма расходов управляющей компании.

Так в период с октября 2017 года по сентябрь 2018 года в квитанциях ООО «Капитель» указана сумма 1405,83 руб.; в период с октября 2018 года по январь 2019 года - 1309,31 руб.; в период с февраля 2019 года по апрель 2019 года - 1390,62 руб.; в период с мая 2019 года по октябрь 2019 года - 1369,79 руб. в период с ноября 2019 по февраль 2020 года - 1997,57 руб.

Из указанных сумм работодателем ежемесячно производились удержания в сумме по 702,2 руб. в период с октября 2017 года по октябрь 2018 года и по 816 руб. в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года. Указанные суммы были самостоятельно исчислены сотрудниками школы исходя из условий договора управления, а именно Приложения к нему содержащего тарифы на услуги как часть состава платы за содержание жилого помещения, приходящаяся на вывоз ТБО И ЖБО в период до 2020 года. Всего данных удержаний за указанный период произведено на 20236, 80 руб.

Данная позиция работодателя о не возмещении части платы, рассчитанной за вывоз отходов основана на указаниях учредителя - Управления образования администрации МО «Красноборский муниципальный район», а позиция последнего - на разъяснениях Правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области, выраженных в письме от 15.12.2017 № 09-03/1603.

Указанная позиция правового департамента полностью совпадает с позицией выраженной представителем ответчика по настоящему гражданскому делу - Министерства образования и науки Архангельской области и заключается в том, что услуга по вывозу твердых бытовых отходов не предусмотрена областным законом как вид возмещаемых расходов, а перечень возмещаемых расходов конкретен и расширительному толкованию не подлежит.

Однако решением Красноборского районного суда Архангельской области от 26 февраля 2018 года по делу № 2-71/2018, оставленным в силе апелляционным определением Архангельского областного суда от 28 июня 2018 года №33-4025/2018 установлено следующее.

До начала фактического действия федерального закона «Об отходах производства и потребления» на территории Архангельской области вывоз бытовых твердых и жидких отходов включается в содержание общего имущества многоквартирного дома и не является коммунальной услугой «по обращению с твердыми коммунальными отходами», в смысле, придаваемом таковому ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ст. ст. 154 ЖК РФ в действующих редакциях.

Данная позиция была основана на системном анализе норм, регулирующих отношения в сфере обращения с отходами, в частности следующими.

Понятие отходов содержится в ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которой отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При чем данным федеральным законом с изменениями от 29.12.2014 N 458-ФЗ вступившими в законную силу с 01.01.2017 года предусмотрено новое понятие твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. Понятие жидких бытовых отходов данный закон не содержит.

В сфере отношений в области обслуживания многоквартирных жилых домов и поставки коммунальных услуг и регулирования деятельности по обращению с отходами действуют 2 нормативных подзаконных акта, а именно:

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме …» (далее: «Правила содержания») и Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее: «Правила предоставления коммунальных услуг»).

Согласно действующей в настоящее время редакции Правил предоставления коммунальных услуг (с изменениями от 26.12.2016 N 1498, от 27.02.2017 N 232) «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходам.

Постановлением Правительства от 27.02.2017 N 232 в ранее действующую редакцию от 26.12.2016 N 1498 были внесены изменения в части отнесения услуги по обращению с твердыми коммунальными отходам к коммунальной услуге.

Указанные изменения были внесены в связи с принятием новой редакции Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления"», которая ввела понятия ТКО и обращение с ТКО.

До указанного изменения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции от 26.12.2016 N 1498 сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме относило к содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома (п. 11).

Однако, согласно п. 2 Постановления Правительства от 27.02.2017 N 232 изменения, утвержденные настоящим постановлением, применяются со дня начала осуществления региональным оператором деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта.

Аналогична ситуация и с действием Правил содержания в п. 11 действующей редакции (от 27.02.2017 N 232) к содержанию общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома относит сбор и вывоз жидкихбытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Редакция Правил содержания от 26.12.2016 N 1498 относила к указанному содержанию общего имущества сбор и вывоз и твердых и жидкихбытовых отходов.

Законодатель разграничил состав и перечень работ по содержанию именно в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества.

Соглашение с региональным оператором ООО «ЭкоИнтегратор» на территории Архангельской области заключено 29.10.2019 года и региональный оператор начал своею деятельности с «01» января 2020 года.

Таким образом, услуга по вывозу ТКО стала оказываться на территории Архангельской области как самостоятельная коммунальная услуга с 01.01.2020 года, до этой даты услуга по обращению с отходами относилась к жилищной, входящей в состав услуги по «содержанию и текущему ремонту» и возмещение которой в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 39 Закона Архангельской области от 02.07.2013 N 712-41-ОЗ «Об образовании в Архангельской области» предоставляется педагогам в сельской местности, как мера социальной поддержки.

Учитывая изложенное, действия работодателя по неполному возмещению расходов истицы на содержание квартиры являются неправомерным.

Согласно пункту 29 Порядка финансирования расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 30.03.2010 № 79-пп финансирование данных расходов производится за счет субвенций местным бюджетам в объеме средств, предусмотренных на указанные цели в областном законе об областном бюджете.

В соответствии с пунктом 30 порядка министерство финансов Архангельской области доводит расходными расписаниями до министерства образования Архангельской области предельные объемы финансирования в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и показателей кассового плана областного бюджета. Субвенции предоставляются министерством образования Архангельской области местным бюджетам в соответствии со сводной бюджетной росписью, кассовым планом областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на указанные цели министерству образования Архангельской области.

В связи с указанным, требования истицы материального характера о взыскании 20236, 80 руб. подлежат удовлетворению ко всем 4 ответчикам (МБОУ «Красноборская средняя школа», Управлению образования администрации МО «Красноборский муниципальный район», Министерству образования и науки Архангельской области и Министерству Финансов Архангельской области), поскольку школа, будучи бюджетным учреждением, возмещая расходы педагогов, исполняет отдельные государственные полномочия, переданные ей Учредителем - Управлением образования, которому в свою очередь данные полномочия переданы государственным органом Архангельской области - Министерством образования и науки Архангельской области, являющемуся главным распорядителем средств субвенций, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований на осуществление государственных полномочий, которые доводятся расходными расписаниями Министерством финансов Архангельской области.

Рассматривая требования истицы о компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В силу ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку по делу установлено нарушение работодателем прав истца на меры социальной поддержки как учителя, то есть работника, то требование истицы о компенсации морального вреда обоснованно и подлежит удовлетворению. Заявленный размер компенсации морального вреда не является завышенным, неразумным и несоответствующим страданиям работника, учитывая длительный период нарушения прав истца.

В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Истица оплату государственной пошлины не производила в связи с тем, что освобождена от несения судебных расходов в соответствии с ТК РФ.

В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации судами общей юрисдикции.

Таким образом, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика МБОУ «Красноборская средняя школа» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1107,10 руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Тюриной Г.Б. к министерству образования и науки Архангельской области, министерству финансов Архангельской области, Управлению образования администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области» о возмещении расходов по оплате жилого помещения удовлетворить.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области в пользу Тюриной Г.Б. 20236 (двадцать тысяч двести тридцать шесть) руб. 80 коп. и компенсацию морального вреда в размере 5000 (пяти тысяч) руб.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноборская средняя школа» муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области государственную пошлину в размере 1107 (одна тысяча сто семь) руб. 10 коп. в доход бюджета МО «Красноборский муниципальный район».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.           

Судья                                       подпись                                              С.В. Гарбуз

Верно:

Судья                                                                                                    С.В. Гарбуз

                                           

2-24/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тюрина Галина Борисовна
Ответчики
Управление образования администрации МО "Красноборский муниципальный район"
Министерство образования и науки Архангельской области
Благодарев Владимир Борисович
главный бухгалтер МБОУ "Красноборская средняя школа" Низовцева И.В."
МБОУ "Красноборская средняя школа"
и.о. директора МБОУ "Красноборская средняя школа" Суханов Анатолий Александрович
Министерство финансов Архангельской области
Другие
ООО "ЖЭК Красноборск"
ООО Капитель
Суд
Красноборский районный суд Архангельской области
Судья
Гарбуз Светлана Васильевна
Дело на сайте суда
krasnsud.arh.sudrf.ru
27.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2020Передача материалов судье
01.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.12.2020Предварительное судебное заседание
22.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее