РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 сентября 2021 года г. Иркутск
Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе: председательствующего судьи Матвиенко О.А., при секретаре Пержаковой Д.И., с участием помощника военного прокурора <ФИО>3, ответчика (истца по встречному иску) <ФИО>1, представитель ответчика (истца по встречному иску) <ФИО>2, допущенного судом к участию в деле в порядке п.6 ст. 53 ГПК РФ, представителя третьего лица ФГАУ «<данные изъяты>» <ФИО>4, действующей на основании доверенности от <дата>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по иску Министерства обороны Российской Федерации к <ФИО>1 о прекращении права пользования занимаемого жилого помещения, выселении из жилого помещения без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета, возложении обязанности сдать жилое помещение в установленном порядке, по встречному иску <ФИО>1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права пользования, возложении обязанности обеспечить жилым помещением,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к <ФИО>1, в обоснование которого, с учетом уточнений указано, что в целях реализации приказа Министра обороны Российской Федерации №1888 от 23.12.2010 №1888 «Об утверждении Положения о департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в части осуществления проверки использования по назначению жилых помещений специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации и в целях выявления лиц, незаконно их занимающих, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ проведена проверка использования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, собственником которого является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации. На праве оперативного управления жилое помещение закреплено за ФГКУ «<данные изъяты>», отнесено к специализированному жилому фонду Вооруженных Сил Российской Федерации.
В ходе проверки установлено, что в спорном жилом помещении проживает <ФИО>1, у которой документы на вселение отсутствуют.
<ФИО>1 в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состоит, правом на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации не обладает, на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не состоит. Ответчик незаконно удерживает и проживает в служебном жилом помещении, которое является собственностью Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации <номер> от <дата> общежитие, расположенное по адресу: <адрес> признано аварийным и подлежащим сносу.
ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации <дата> в адрес ответчика направлено уведомление об освобождении занимаемого жилого помещения.
На основании изложенного просит выселить <ФИО>1 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>; обязать <ФИО>1 сдать в установленном порядке жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру начальнику ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ; снять <ФИО>1 с регистрационного учета в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
<ФИО>1 обратилась в суд со встречным исковым заявлением, в обоснование которого указала, что является ветераном труда, пенсионером по старости. Приказом <номер> от <дата> она была принята на работу в войсковую часть <номер> штукатуром-маляром 3 разряда. По личному рапорту на имя начальника войсковой части <номер> <ФИО>5 <дата> году ей было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Приказом <номер> от <дата> по собственному желанию она была уволена из войсковой части <номер>, однако оставалась проживать в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, несла все обязательства по оплате за содержание жилого помещения и коммунальные услуги. Претензии или требования об освобождении и выселении из жилого помещения командованием войсковой части <номер> или иного лица, в чьем ведении находился жилой дом <номер>, не предъявлялись.
В <дата> года в результате пожара <адрес> сгорел, сгорели все ее личные вещи и документы, что подтверждается справкой выданный КЭЧ Иркутского района г. Иркутска <номер> от <дата>.
В <дата> года <ФИО>1 обратилась к начальнику «<данные изъяты>» о предоставлении жилого помещения или комнаты. Через год она по ордеру была вселена в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Был открыт финансовый лицевой счет на ее имя, она была также зарегистрирована в установленном законе порядке в спорном жилом помещении. На тот период ордера на вселение в общежитие (специализированные жилые помещения) на руки не выдавались. Таким образом, <дата> года <ФИО>1 проживает в спорном жилом помещении, осуществляет текущий ремонт, исполняет все обязанности нанимателя жилого помещения по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Жилое помещение (комната) было предоставлено ей до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, на возникшие правоотношения распространяются действия ЖК РСФСР. Иным жильем она не обеспечена, является ветераном труда, пенсионером, имеет статус детей Великой Отечественной войны, проживающих в Иркутской области.
В комнату она вселилась не самовольно, с разрешения начальника «<данные изъяты>», за свой счет провела ремонтные работы, заменила окна, установила сантехнику, провела электротехнические работы. Право на проживание подтверждается ее регистрацией по адресу спорного жилого помещения. Она не может быть выселена из общежития без предоставления другого жилого помещения согласно статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, так как на нее распространяются гарантии этой нормы законодательства.
Просит признать право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, на условиях договора найма специализированного жилого помещения; возложить обязанность на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ по предоставлению жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным.
В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) <ФИО>1, ее представитель <ФИО>2, допущенный судом к участию в деле в порядке п.6 ст. 53 ГПК РФ, исковые требования Министерства обороны Российской Федерации не признали в полном объеме, встречные исковые требования поддержали по основаниям, изложенным во встречном иске, представили письменные пояснения с отражением правовой позиции по делу.
Представитель третьего лица ФГАУ «<данные изъяты>» ФГАУ «<данные изъяты>)» Министерства обороны Российской Федерации <ФИО>4, действующая на основании доверенностей от <дата>, <дата>, исковые требования Министерства обороны Российской Федерации поддержала в полном объеме, возражала против удовлетворения встречных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, в которых отражена правовая позиция по делу.
Представитель истца (ответчика по встречному иску) Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствии, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Представитель истца ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, представитель ответчика Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки не известны.
При этом неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому, не может быть преградой для рассмотрения судом дела по существу, что подтверждается положениями ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы ответчика (истца по встречному иску), ее представителя, представителя третьего лица, заслушав заключение военного прокурора, полагавшего, что первоначальные исковые требования подлежат удовлетворению, встречные исковые требования <ФИО>1 удовлетворению не подлежат, исследовав материалы дела, изучив имеющиеся в деле доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом
Аналогичные права собственника предусмотрены пунктом 1 статьи 288 ГК РФ.
В силу статьи 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется, в том числе, путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Частью 1 статьи 35 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <ФИО>1 проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., которое является собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
На основании приказа Министра обороны РФ от 03.02.2011 № 103 «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления за ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ указанный объект закреплен на праве оперативного управления за ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата> №<номер>, выпиской из ЕГРН от <дата> №<номер>, уведомлением №<номер> от <дата>, информацией <номер> от <дата>, предоставленной ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ по запросу ФГКУ «<данные изъяты>» <номер> нс от <дата>.
В соответствии с заключением Межведомственной комиссии <номер> от <дата>, назначенной постановлением администрации города Иркутска от <дата> <номер> «О межведомственной комиссии по оценке помещений в целях признания их жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции» выявлены основания для признания жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
На основании вышеуказанного решения заместителем Министра обороны РФ был издан приказ <номер> от <дата> о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ проведена проверка законности проживания ответчика в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>
В ходе проверки установлено, что по адресу: <адрес> с <дата> года проживает <ФИО>1, со слов проживающей документы на вселение сгорели, что подтверждается актом проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации от <дата>.
Как следует из поквартирной карточки, адресной справки <номер> от <дата> <ФИО>1 с <дата> зарегистрирована по адресу: <адрес>. С указанного времени ответчик постоянно проживает в спорном жилом помещении, несет расходы по оплате за жилье и коммунальные услуги.
Из пояснений <ФИО>1 следует, что ранее ей на основании рапорта была предоставлена квартира по адресу: <адрес>, которая была повреждена в результате пожара, после чего <ФИО>1 переселена в спорное жилое помещение. Проживание по указанному адресу подтверждается карточкой регистрации, карточкой прописки, где указано место работы – войсковая часть <номер>; дата регистрации по указанному адресу – <дата>.
Согласно справке <номер> от <дата>, <дата> в доме по адресу: <адрес> произошел пожар. В результате огня полностью уничтожено строение (жилой дом), личные вещи и документы.
Судом также установлено, что <ФИО>1 работала в войсковой части <номер> штукатуром-маляром с <дата> по <дата>; в домоуправлении <номер> войсковой части <номер> маляром с <дата> по <дата>; в войсковой части <номер> в группу рабочих по текущему ремонту с <дата> по <дата>; в ОГОКУ «<данные изъяты>» в должности вахтера с <дата> по <дата>, что подтверждается копией трудовой книжки на имя <ФИО>1
Согласно ответа ФКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны РФ по Иркутской области <номер> от <дата>, <ФИО>1 утратила связь с Министерством обороны РФ.
<дата> в адрес <ФИО>1 направлено уведомление <номер> об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации, которое было оставлено без удовлетворения.
В силу положений статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (далее Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (до 01.03.2005), Жилищный кодекс Российской Федерации (далее Жилищный кодекс РФ) применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
Принимая во внимание, что <ФИО>1 вселилась и зарегистрирована в спорном жилом помещении в <дата> году, т.е. в период действия Жилищного кодекса РСФСР, а также учитывая, что жилищные правоотношения являются длящимися, то при разрешении настоящего спора подлежат применению, как положения Жилищного кодекса РСФСР, так и положения Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего на момент предоставления спорной комнаты) государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В пункте 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения. В то же время необходимо иметь в виду, что по действующему до 01.03.2005 законодательству основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 Жилищного кодекса РСФСР), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109 Жилищного кодекса РСФСР).
В соответствии со ст. 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В соответствии с частью 2 статьи 105 Жилищного кодекса РФ договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.Статьей 57 ГПК РФ предусмотрена обязанность сторон предоставить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 ГПК РФ).
Как ранее установлено судом, <ФИО>1 работала в войсковой части <номер> штукатуром-маляром с <дата> по <дата>; в домоуправлении <номер> войсковой части <номер> маляром с <дата> по <дата>; в войсковой части <номер> в группе рабочих по текущему ремонту с <дата> по <дата>; в ОГОКУ «<данные изъяты>» в должности вахтера с <дата> по <дата>.
Таким образом, <ФИО>1 на момент фактического вселения в спорное жилое помещение в <дата> году в трудовых отношениях с Минобороны России не состояла.
При этом, доказательств того, что вселение <ФИО>1 в спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> производилось на основании соответствующего решения уполномоченного органа об обеспечении ее жилым помещением, суду не представлено, как и не представлен ордер на жилое помещение, поскольку согласно действующему законодательству на момент занятия <ФИО>1 спорного жилого помещения в 2003 году единственным основанием для занятия предоставленной жилой площади являлся ордер, а потому, суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение <ФИО>1 в установленном законом порядке не предоставлялось, а, следовательно, у последней не могло возникнуть законное право пользования указанным жилым помещением.
Суд также находит недоказанным и довод истца по встречному иску <ФИО>1 о том, что ранее в <дата> году ей на основании рапорта в период трудовых отношений с войсковой частью <номер>, где она осуществляла трудовую деятельность в должности штукатура-маляра с <дата> по <дата>, было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, поскольку документов, подтверждающих правомерность вселения в данное жилое помещение, а именно, решение об обеспечении <ФИО>1 указанным жилым помещением, в связи с трудовыми отношениями в войсковой части, ордер на ее вселение в служебное жилое помещение, суду не представлено.
При этом, ссылка истца о том, что документы на предоставление указанного жилого помещения были уничтожены в результате пожара, произошедшего <дата> в доме по адресу: <адрес> суд находит несостоятельным, поскольку с момента произошедшего пожара <ФИО>1 не была лишена возможности восстановить данные документы, обратившись в соответствующие органы, однако каких-либо мер, ею предпринято не было.
Довод истца по встречному иску <ФИО>1 о том, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> было предоставлено ей взамен утраченного в результате пожара, суд также находит несостоятельным, поскольку основаниями для вселения в соответствии с требованиями Жилищного законодательства РСФСР, действующего на момент ее вселения в спорное жилое помещение являлись соответствующие решения уполномоченного органа и ордер на право занятия жилого помещения. Однако, указанных документов, истцом по встречному иску <ФИО>1, суду не представлено, как и не представлено решения об обеспечении <ФИО>1 спорным жилым помещением, как лица, состоящего на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Более того, суд принимает во внимание и то обстоятельство, что на момент пожара, произошедшего <дата> в доме по адресу: <адрес>, <ФИО>1 не состояла в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ, отношения к Министерству обороны РФ не имела, и как следствие не подлежала обеспечением жилым помещением со стороны Министерства обороны РФ и не могла претендовать на получение другого жилого помещения.
То обстоятельство, что истец по встречному иску зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении длительное время, оплачивает коммунальные услуги, поддерживает надлежащее состояние и обеспечивает сохранность жилого помещения, не является достаточным доказательством предоставления ей жилого помещения на основании соответствующего решения уполномоченного органа и ордера на право занятия жилым помещением.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.
Статьей 13 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – статья 13 Вводного закона) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, на основании части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения по применению статьи 13 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» даны в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», где, в частности, разъяснено следующее: «Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР».
В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой.
Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления. Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 данного Кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения.
Пунктом 9 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 Кодекса, не могут быть выселены пенсионеры по старости, персональные пенсионеры.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона, разъяснений Верховного Суда Российской Федерации по ее применению следует, что право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, возникает у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса РФ не допускалось статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР;
- такой статус указанные лица должны были приобрести до <дата>;
- эти граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в
жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,
либо иметь право состоять на таком учете.
При этом право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из общежития без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, к моменту введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (01.03.2005). В этом случае к спорным правоотношениям можно применять положения статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР и после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии других обязательных условий. Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьей, то на него положения данной нормы не распространяются.
По данному делу одним из юридически значимых подлежащих доказыванию обстоятельств является наличие совокупности условий, предусмотренных вышеперечисленными нормами права, при которых <ФИО>1 не может быть выселена из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Как установлено судом <ФИО>1 с 1999 года является пенсионером по старости, что подтверждается пенсионным удостоверением.
Приказом начальника департамента жилищной политики Администрации г.Иркутска от <дата> <номер> <ФИО>1 признана малоимущей и принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вместе с тем, на момент введения в действие Жилищного кодекса РФ (<дата>) <ФИО>1 не состояла на учете как лицо, нуждающееся в жилых помещениях, что ею не оспаривается и подтверждается материалами дела, при этом, доказательств того, что она имела право состоять на данном учете, была признана в установленном порядке малоимущим гражданином (ст. 52 ЖК РФ), суду не представлено.
Более того, учитывая, что истец по встречному иску <ФИО>1 не представила доказательств того, что вселение в служебное жилое помещение производилось в порядке статьи 105 Жилищного кодекса РСФСР, на основании соответствующего решения уполномоченного органа, выполняющего функции наймодателя, и на основании ордера, следовательно, гарантия п. 9 ч.1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР о невозможности выселения пенсионеров из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, в таком случае не применяется.
При этом, <ФИО>1 не лишена возможности на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма муниципального жилищного фонда в Иркутской области, как лицо, признанное малоимущей и состоящее на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Анализируя установленные по делу обстоятельства, оценивая представленные доказательства, принимая во внимание, что спорное жилое помещение является служебным, на момент вселения в спорное жилое помещение в <дата> году <ФИО>1 в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состояла, отношения к нему не имела, и, как следствие, не относится к числу лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением со стороны Минобороны России, оснований для сохранения за <ФИО>1 права пользования спорным жилым помещением не имеется, в связи с чем, при наличии уведомления об освобождении спорного жилого помещения, имеются все основания для удовлетворения первоначальных исковых требований о ее выселения из спорного жилого помещения, при этом, суд учитывает, что при отсутствии доказательств вселения в служебное жилое помещение на основании соответствующего решения уполномоченного органа, выполняющего функции наймодателя, и на основании ордера, гарантии п. 9 ч.1 ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР о невозможности выселения пенсионеров из специализированного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, не распространяются.
То обстоятельство, что ответчик по первоначальному иску <ФИО>1 оплачивает коммунальные услуги, производит ремонт жилого помещения, не является основанием для сохранения за ней права пользования служебным жилым помещением.
Судом не принимаются во внимание и представленные в материалы дела почетная грамота, благодарность, грамота, удостоверение к орденскому знаку, ответ военной прокуратуры <номер> от <дата>, как не имеющие доказательственного значения по делу и не порождающие право на жилое помещение.
В соответствии со статьей 7 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в случае выселения или признания гражданина, утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Судом установлено, что ответчик <ФИО>1, не имея право на проживание в спорном жилом помещении, в установленный законом срок в регистрирующие органы добровольно с заявлением о снятии с регистрационного учета по этому адресу не обращалась. Сохранением регистрации ответчика, в данном случае, нарушаются права и охраняемые законом интересы истца. Оснований для сохранения регистрации ответчика <ФИО>1 в спорном жилом помещении суд не усматривает, в связи с чем, подлежат удовлетворению и требования истца по первоначальному иску о снятии <ФИО>1 с регистрационного учета.
Кроме того, учитывая требования п.п. к п. 14 Правила пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер> «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями», при прекращении права пользования жилым помещением сдавать по акту наймодателю в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в нем, оплачивать стоимость не произведенного нанимателем ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или производить ремонт за свой счет, а также погашать задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суд приходит к выводу и об удовлетворении требований о сдаче в установленном порядке жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру начальнику ФГКУ «<данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации.
При этом, учитывая, что на момент вселения в спорное служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <ФИО>1 в трудовых отношениях с Министерством обороны Российской Федерации не состояла, согласие (распоряжение) собственника либо уполномоченного лица на предоставление занимаемого истцом по встречному иску жилого помещения отсутствует, оснований для удовлетворения встречных исковых требований о признании права пользования жилым помещением на условиях найма специализированного жилого помещения не имеется, как и не имеется оснований для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения <ФИО>1 на условиях договора специализированного найма взамен жилого помещения, признанного аварийным. То обстоятельство, что истец по встречному иску зарегистрирована и проживает в спорном жилом помещении длительное время, оплачивает коммунальные услуги, поддерживает надлежащее состояние и обеспечивает сохранность данного жилого помещения, не является достаточным доказательством для признания за ней права пользования указанным помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
На основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, пп.п.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с <ФИО>1 в бюджет г. Иркутска подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ <░░░>1 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░ <░░░>1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ <░░░>1 ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.
░░░░░░░░ ░ <░░░>1 ░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░>1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 20.09.2021.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░