Решение по делу № 33-8934/2021 от 06.09.2021

Судья: Исакова Е.И.                     Дело № 33-8934/2021

Докладчик:     Дурова И.Н.                     (2-3376/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово                         05 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Хомутовой И.В.,

судей Дуровой И.Н., Гребенщиковой О.А.

при секретаре Некрасовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дуровой И.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное)

на решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 июля 2021 года

по иску Фортыгиной Ирины Филипповны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения об отказе о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии по старости, взыскании недополученной пенсии,

УСТАНОВИЛА:

Фортыгина И.Ф. обратилась с иском к УПФР в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) об оспаривании решения об отказе о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии по старости, взыскании недополученной пенсии.

Требования мотивированы тем, что после смерти своего мужа майора в отставке Фортыгина Е.В. стала оформлять пенсию по потере кормильца. Сотрудница пенсионного отдела военного комиссариата Кемеровской области ФИО6 сказала, чтобы истец приостановила выплату своей пенсии по старости, так как, по её мнению, одновременное получение пенсии по потере кормильца и пенсии по старости невозможно.

Истец 01.06.2020 в отделе пенсионного фонда Заводского района письменно отказалась от своей пенсии по старости и военным комиссариатом истцу назначена пенсия по потере кормильца.

После этого истец проконсультировалась у военного юриста, который разъяснил ей, что вдовы военнослужащих, получивших инвалидность при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС имеют право на 2 пенсии.

Истец 04.10.2020 обратилась с письменным заявлением в отделение пенсионного фонда Заводского района о возобновлении выплаты пенсии по старости, получила отказ от 03.11.2020.

Истец считает решение ответчика незаконным.

Просит обязать ответчика возобновить с 01.07.2020 выплату ранее назначенной пенсии по старости, проиндексировав её в установленном законом порядке и взыскать с ответчика в свою пользу образовавшуюся задолженность за весь период приостановки выплаты ранее назначенной пенсии по старости с учётом произведённой индексации с 01.07.2020.

Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 июля 2021 года постановлено:

Требования Фортыгиной Ирины Филипповны удовлетворить.

Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасс (межрайонное) возобновить Фортыгиной Ирине Филипповне ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 01.07.2020 выплату ранее назначенной пенсии по старости.

В апелляционной жалобе УПФР в г. Кемерово Кемеровской области –Кузбасса (межрайонное) в лице начальника Управления Денисовой А.А. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований отказать.

Указывает, что Законом не предусмотрено право одновременного получения пенсии двух ведомств, по Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-1 и страховой пенсии в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Восстановление выплаты страховой пенсии производится по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление страховой пенсии, если со дня прекращения выплаты указанной пенсии прошло не более 10 лет, с 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявления о восстановлении выплаты этой пенсии и все необходимые документы, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя.

Относительно доводов апелляционной жалобы Фортыгиной И.Ф. поданы письменные возражения.

В заседание суда апелляционной инстанции истец и ее представитель, а также представитель Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Кемеровской области-Кузбасса» Маркина А.А. против доводов апелляционной жалобы возражали.

В заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав участников, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда отмене или изменению не подлежит с учетом следующего.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истец Фортыгина И.Ф. с 28.07.2011 являлась получателем пенсии по старости в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», впоследствии - в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Выплата этой пенсии истцу прекращена 01.07.2020.

С 01.07.2020 истец является получателем пенсии Министерства обороны Российской Федерации по случаю потери кормильца за умершего 11.03.2020 супруга истца ФИО1. Пенсия назначена в соответствии со ст. 30 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

Супруг истца ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.р., являлся получателем пенсии Министерства обороны Российской Федерации по инвалидности как инвалид <данные изъяты> вследствие заболеваний, полученных при исполнении обязанностей военной службы при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Решением Федерального межведомственного экспертного совета по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов от 15.10.2020 № 01-28/1761л причина смерти ФИО1 с воздействием радиационных факторов в результате ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС установлена (л.д. 19).

Из материалов дела следует, что после смерти супруга истец обратилась с заявлением в Военный комиссариат (Ленинского, Заводского и Центрального районов города Кемерово Кемеровской области-Кузбасса) для оформления пенсии по потере кормильца, где ей специалистом было рекомендовано обратиться в пенсионный фонд с заявлением о приостановлении выплаты пенсии по старости с указанием, что получать одновременно две пенсии она не имеет права.

05.10.2020 Фортыгина И.Ф. обратилась к ответчику с заявлением о возобновлении выплаты пенсии по старости.

03.11.2020 ответчиком дан ответ на это обращение, из которого следует, что у Фортыгиной И.Ф. отсутствует право на одновременное получение двух пенсий.

Удовлетворяя заявленные истцом исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", посчитал отказ пенсионного фонда в возобновлении выплаты истцу страховой пенсии по старости необоснованным, указав, что истец как супруга умершего (погибшего) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих, получающая пенсию по случаю потери кормильца по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 как вследствие военной травмы, имеет право на одновременное получение пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда законным, а доводы жалобы необоснованными с учетом следующего.

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Конституционным правом на социальное обеспечение охватывается и право на получение пенсий в определенных законом случаях и размерах, реализация которого возможна в рамках системы обязательного пенсионного страхования и (или) государственного пенсионного обеспечения.

Осуществляя предоставленные ему полномочия в сфере пенсионного обеспечения, законодатель урегулировал отношения, связанные с реализацией права граждан на получение пенсии, установив при этом общее правило, в силу которого лицам, имеющим право на одновременное получение пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 1 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях", часть первая статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей").

В то же время отдельным категориям граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите, законодатель, действующий в рамках своих дискреционных полномочий, предоставил - в порядке исключения из общего правила - право на одновременное получение двух пенсий (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", часть 2 статьи 5 Федерального закона "О страховых пенсиях", части вторая - четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей").

К числу лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите, относятся, в частности, граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от радиационного воздействия.

При рассмотрении вопроса о праве на одновременное получение двух пенсий необходимо иметь в виду, что Федеральный закон от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" неисчерпывающим образом определил круг лиц - получателей пенсии по случаю потери кормильца, что прямо вытекает из нормы, содержащейся в пункте 2 статьи 3 Федерального закона, где указано, что право на две пенсии может быть предусмотрено в федеральном законе.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 названного Федерального закона пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".

Данный Закон РФ определяет свой круг лиц, которые пользуются правом на одновременное получение двух пенсий.

Согласно части 2 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 № 4468-1) супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Статьей 29 Закона РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" установлены льготы по пенсионному обеспечению для членов семьи граждан, умерших (погибших) вследствие чернобыльской катастрофы.

При этом частью 2 статьи 29 вышеприведенного Закона предусмотрено, что пенсия семьям по случаю потери кормильца назначается независимо от других видов пенсий, пособий и доходов.

Учитывая приведенные нормы закона, супруге умершего (погибшего) участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих, получающей пенсию по случаю потери кормильца по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 вследствие военной травмы, может быть назначена и выплачиваться и соответствующая страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 26 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области – Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 05.10.2021.

33-8934/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Фортыгина Ирина Филипповна
Ответчики
УПФ РФ в г.Кемерово
Другие
Военный комиссариат КО
Суд
Кемеровский областной суд
Судья
Дурова Ирина Николаевна
Дело на сайте суда
oblsud.kmr.sudrf.ru
08.09.2021Передача дела судье
05.10.2021Судебное заседание
12.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.10.2021Передано в экспедицию
05.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее