Решение по делу № 33-11167/2024 от 17.07.2024

Судья Дудукина Т.Г.                                                    Дело № 33-11167/2024

Дело № 2а-6584/2023                               УИД 52RS0001-02-2023-004803-16

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород                                   20 августа 2024 года       Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

        председательствующего судьи                                               Фролова А.Л.,

        судей                                                          Леонтенковой Е.А., Тюгина К.Б.

        при секретаре судебного заседания                                  Ширенковой А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по апелляционной жалобе Государственного Казенного Учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода»

на решение Автозаводского районного суда г.Нижний Новгород от 08 ноября 2023 года

по иску ФИО1 к Государственному Казенному Учреждению Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода», Администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи,

заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Фролова А.Л., объяснения представителя ответчика – ФИО8

У С Т А Н О В И Л А:

    ФИО1 обратился в суд с иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи, указав, что 13.01.2023 им было подано заявление со всеми документами в ГКУ «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» на предоставление государственной услуги по оказанию социальной помощи на основании социального контракта в соответствии с законом Нижегородской области № 1-3 от 08.01.2004 «Об адресной государственной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области». Уведомлением ГКУ «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» истцу отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. ФИО1 полагает, что причина отказа является незаконной, поскольку для данной услуги прописаны основания отказа, перечень которых является исчерпывающим.

    Просил суд: отменить решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управления социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода».

    Решением Автозаводского районного суда г. Нижний Новгород от 08 ноября 2023 года постановлено:

Отменить решение об отказе в предоставлении государственной социальной помощи Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управления социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» от 10.02.2023 № 405-10/25-04-с ФИО1

В удовлетворении административного искового заявление ФИО1 к Администрации Автозаводского района г. Н. Новгород отказать.

В апелляционной жалобе Государственным Казенным Учреждением Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» поставлен вопрос об отмене решения суда в части удовлетворения требований истца, как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права. Ссылается, что суд неверно определил обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 29 мая 2024 года осуществлен переход к рассмотрению настоящего дела по правилам гражданского судопроизводства.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснила, что в письменном ответе была допущена ошибка в указании основания для отказа. Впоследствии письменный ответ с внесенными исправлениями ФИО1 не направлялся.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, об отложении слушания не просили, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст.ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение должно быть законным и обоснованным.

Постановленное по делу решение суда соответствует вышеприведенным требованиям.

Как следует из материалов дела, 13.01.2023 истец обратился в Государственное Казенное Учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты.

В соответствии с протоколом от 10.02.2023 № 405-10/25-04-с ФИО1 отказано в назначении социальной помощи в связи с наличием факта не достоверных сведений о месте проживания и имеющейся задолженностью и иных взыскании имущественного характера препятствующих выполнению условий социального контракта.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», положениями Постановления Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 № 27 (в ред. от 13.12.2022 г.) «О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан», пришел к выводу об удовлетворении заявленных ФИО1 требований, признании решения об отказе в предоставлении государственной социальной помощи Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управления социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» от 10.02.2023 № 405-10/25-04-с незаконным и его отмене, исходя из того, при рассмотрении заявления ФИО1 ответчиком не были учтены положения норм федерального и регионального законодательства, регулирующие спорные правоотношения, не допускающие отказа в предоставлении названной меры социальной поддержки в случае, если малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от него причинам имеет доход ниже величины прожиточного минимума. Также суд исходил из того, что ФИО1 при подаче заявления были представлены достоверные данные о месте своего проживания.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они исчерпывающе мотивированы, основаны на обстоятельствах, установленных судом по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, произведенной в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, и не противоречат нормам закона, регулирующим спорные правоотношения. Нарушения распределения бремени доказывания судом допущено не было.

Доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению в силу следующего.

Конституция Российской Федерации, обязывая в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), Российскую Федерацию к установлению гарантий социальной защиты и обеспечению поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2; статья 38, часть 1) и гарантируя каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1), не определяет способы, объем и порядок предоставления соответствующих мер для тех или иных категорий граждан.

Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя, который в Федеральном законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определил правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи отдельным категориям граждан, закрепив при этом право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом (часть 1 статьи 5).

Согласно статье 1 указанного Федерального закона государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом, в соответствии с целями, установленными указанным Федеральным законом, а также разрабатывают и реализуют государственные региональные программы оказания гражданам, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, социальных пособий и субсидий.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные данным Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).

На территории Нижегородской области государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 № 27.

Пунктом 20.1 Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области предусмотрено, что основанием для отказа в назначении адресной государственной социальной поддержки является:

- превышение среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения, установленной Правительством Нижегородской области и действующей на дату обращения гражданина;

- отсутствие у заявителя независящих от него причин возникновения трудной жизненной ситуации, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

- наличие в собственности семьи недвижимого имущества, за исключением имущества, в котором зарегистрирован заявитель;

- наличие в собственности семьи легкового автомобиля со сроком эксплуатации менее пяти лет с даты выпуска;

- выявление недостоверности и неполноты указанных в заявлении сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем заявителю (его семье) имуществе на праве собственности;

- наличие в семье трудоспособных граждан, не состоящих в трудовых отношениях, за исключением лиц, указанных в абзацах пятом - девятом пункта 16 настоящего Порядка.

Вышеуказанный перечень оснований для отказа в назначении адресной государственной социальной поддержки является исчерпывающим.

Распоряжением губернатора Нижегородской области от 05.02.2020 № 150-р «Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта» в соответствии с пунктом 16 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. № 27, в целях предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, утверждено положение о межведомственной комиссии по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Распоряжением главы администрации Автозаводского района города Нижнего Новгорода от 20.02.2020 № 225р создана межведомственная комиссия по вопросам предоставления адресной государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержден состав Комиссии.

Таким образом, оказание социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам является одним из направлений государственной политики Российской Федерации как социального государства, которое реализуется путем осуществления предусмотренных законом специальных мер, направленных на поддержание уровня жизни названных граждан. К числу таких мер относится государственная социальная помощь, которая проживающим на территории Нижегородской области малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам оказывается в виде социального пособия. Указанное социальное пособие производится малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в случае, если они по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории субъекта Российской Федерации, в данном случае на территории Ростовской области. При этом нормами федерального законодательства и нормами законодательства субъекта Российской Федерации перечень таких причин, по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане не могут получать доход выше величины прожиточного минимума на территории субъекта Российской Федерации не установлен.

Вместе с тем с учетом целей и задач оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам действующее правовое регулирование отношений по предоставлению таким семьям и гражданам государственной социальной помощи не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении государственной социальной помощи, в частности, до принятия такого решения проверить представленную лицом, претендующим на эту меру социальной поддержки, информацию и документы о наличии таких объективных и независящих от него причин, препятствующих ему или его семье получать доход выше величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации, и выяснить причины, по которым доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина ниже величины прожиточного минимума.

К числу таких причин могут быть отнесены тяжелое заболевание гражданина или членов его семьи, за которыми он осуществляет уход, наличие у гражданина на иждивении нетрудоспособных членов семьи, длительное нахождение на стационарном лечении или на амбулаторном лечении, невозможность трудоустройства, в том числе и по причине болезни, несмотря на предпринимаемые меры, осуществление ухода за престарелыми людьми, инвалидами, ребенком-инвалидом, безработица, чрезвычайные ситуации и происшествия и др. Оценка причин, препятствующих получению малоимущей семьей или малоимущим одиноко проживающим гражданином доходов, превышающих величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, и, соответственно, обстоятельств нуждаемости в получении государственной социальной помощи производится уполномоченным органом. При наличии таких причин (независящих от лица, претендующего на получение государственной социальной помощи), по которым малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении государственной социальной помощи.

Из материалов дела следует, что 13.01.2023 истец обратился в Государственное Казенное Учреждение Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в виде денежной выплаты.

В приложенных к заявлению документах ФИО1 указал, что является одиноко проживающим гражданином, имеющим средний доход ниже прожиточного минимума по соответствующей социально-демографической группе населения, указал адрес постоянной регистрации, который совпадает с адресом фактического проживания, сведения об имеющейся у него задолженности, бизнес план по организации мастерской по ремонту электротехники.

03.02.2023 уполномоченными лицами ответчика был составлен акт материально-бытового обследования условий проживания, из которого следует, что адрес регистрации истца совпадает с адресом его фактического проживания, однако в квартире производится капительный ремонт, в связи с чем, со слов ФИО1, он временно проживает у своей матери.

10 февраля 2023 года состоялось заседание комиссии, в ходе которого велся протокол.

Из указанного протокола следует, что ФИО1 является одиноко проживающим гражданином, имеющим средний доход ниже прожиточного минимума по соответствующей социально-демографической группе населения, указан адрес постоянной регистрации ФИО1, который совпадает с адресом его фактического проживания.

Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что отказ в предоставлении мер социальной поддержки в случае, если малоимущий одиноко проживающий гражданин по независящим от него причинам имеет доход ниже величины прожиточного минимума, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 20.1 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, утв. постановлением Правительства Нижегородской области от 12.02.2004 № 27, учитывая, что ФИО1 представлены достоверные сведения как о доходе, так и месте регистрации и фактического проживания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных по делу требований и отмене оспариваемого истцом решения Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управления социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» от 10.02.2023 № 405-10/25-04-с об отказе в предоставлении мер государственной социальной помощи.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия также принимает во внимание, что временное нахождение ФИО1 у своей матери ввиду проведения в принадлежащем ему жилом помещении капитального ремонта, не может расцениваться как предоставление ФИО1 недостоверных сведений о месте проживания и являться основанием для отказа в предоставлении мер государственной социальной помощи.

Кроме того, наличие у ФИО1 непогашенной задолженности, в силу п.20.1 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Нижегородской области, также не является основанием для отказа в предоставлении мер государственной социальной помощи.

Доводы заявителя жалобы о неправильном применении судом норм материального права, также являются несостоятельными, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения по предоставлению мер государственной социальной помощи.

Аргументы заявителя жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неверно произведенной судом оценке доказательств, выражают общее несогласие с выводами суда и основанием для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не являются.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Предоставление суду полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела соблюдены принципы состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ), в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 12 ГПК РФ созданы необходимые условия для реализации прав сторон, всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств дела.

Все доказательства по делу получили надлежащую оценку, результаты которой приведены в оспариваемом судебном акте с указанием мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, а другие доказательства отвергнуты, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

Основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.327-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Автозаводского районного суда г.Нижний Новгород от 08 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного Казенного Учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Автозаводского района города Нижнего Новгорода» – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение изготовлено в окончательной форме 20 августа 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-11167/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Суворов Алексей Викторович
Ответчики
администрация Автозаводского района г.Н.Новгорода
ГКУ НО УСЗН Автозаводкого района г. Н.Новгорода
Другие
Министерство социальной политики Нижегородской области
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Фролов Андрей Леонидович
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
22.07.2024Передача дела судье
20.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024Передано в экспедицию
20.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее