Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>
УИД 02RS0<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-97
2.198
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
29 марта 2023 года <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>
Майминский районный суд Республики Алтай в составе судьи Ередеевой А.В., при секретаре Барбачаковой Л.В., прокурора Казанцевой М.И., переводчиков Язаровой А.А., Алькеновой С.Н.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Байдавлетова М. О. к ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ненадлежащими условиями содержания,
УСТАНОВИЛ:
Байдавлетов М.О. обратился в суд с указанным иском, доводы которого мотивированы следующим. Административный истец содержится под стражей в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по настоящее время, где нарушаются условия его содержания, заключающиеся в следующем. Так, в учреждении не соблюдаются нормы площади в камерах, в которых содержится административный истец, санузел не соответствует нормам СНиП и санитарно-гигиеническим требованиям, кроме того в камерах отсутствуют предметы интерьера, а именно шкаф, тумбочка, шкаф для хранения вещей, полка для средств гигиены, телевизор, холодильник. Размер окон, в камерах, представляющих собой подвальное помещение, составляет 30х70 см., что препятствует проветриванию камеры, а также отсутствует естественное освещение. В камерах, в которых содержится истец отсутствует освещение, вытяжка и система вентиляции, отчего в камерах сырость, плесень, насекомые. Кроме того, во всех камерах учреждения, в которых содержится административный истец отсутствует горячая вода, температурный режим помещений не соответствует нормам. Окна в камерах имеют щели, промерзают, плотно не закрываются, с в связи с чем возникают сквозняки. Ввиду указанных ненадлежащих условий содержания под стражей, ухудшилось состояние здоровья истца, однако надлежащего медицинского обслуживания он не получает. Передаваемые продукты питания вскрываются, чем нарушается их целостность и срок хранения чем также нарушаются права истца. С учетом вышеизложенных обстоятельств, истец просит суд признать ненадлежащими условия содержания в ФКУ СИЗО -1 ОФСИН России по РА, взыскать с ответчика ОФСИН России по РА денежную компенсацию в размере 1920 000 руб.
Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ФСИН России и ФКУЗ МСЧ-22 ФСИН России.
Административный истец, в связи с нарушением порядка в судебном заседании, удален из зала судебного заседание на все время, административный ответчик возражал относительно исковых требований, ссылаясь на письменные возражения.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
Особенности подачи и рассмотрения требования о присуждении компенсации закреплены в ст. 227.1 КАС РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При, рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
Федеральный закон от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии со ст. 17 и 17.1 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые имеют право получение компенсации в денежной форме за нарушение условий содержания под стражей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Пунктом 9 ст. 17 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 103-ФЗ закреплено, что подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное, обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (документ утратил силу <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>).
Согласно п. 2 Правил в СИЗО устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также решение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Обеспечение режима в СИЗО, поддержание в них внутреннего распорядка возлагается на администрацию СИЗО, а также на их сотрудников, которые несут установленную законом и ведомственными нормативными актами ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей (пункт 3 Правил).
Как разъяснено в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», в силу ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Как следует из материалов дела и установлено судом административный истец Байдавлетов М.О. прибыл в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и содержится в учреждении по настоящее время.
Обращаясь в суд с требованиями о компенсации морального вреда, Байдавлетов М.О. ссылается на нарушение условий содержания под стражей за период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по настоящее время. Поскольку административное исковое заявление подписано административным истцом <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, суд разрешает требования административного истца за период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. Иной период в административном исковом заявлении истцом не указан.
По прибытию в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Байдавлетов размещен в камеру <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, в последующем он неоднократно переводился в другие камеры: 25, 32, 21, 31, 51, 10, 13, 28, 27, 24, 4, 11, 52, 36, 33, 46, 8, 48, 35, 17, при этом 13 и 17 из которых являются карцерами.
Согласно техническому паспорту ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, установлено, что в СИЗО-1 имеются камеры старого корпуса; камеры карцерного типа; камеры, расположенные в отдельно стоящем новом корпусе.
Условия и порядок содержания в изоляторах помимо Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», в юридически значимые периоды, регулировались Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> (окончание действия документа <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела административный истец Байдавлетов в период его нахождения в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> содержится в камерах, площадь, которых соответствует требованиям законодательства, что подтверждается справкой начальника режима и надзора учреждения Бекетова А.Ф.
Таким образом, судом установлено, что факт несоблюдения нормы жилой площади, административным истцом не доказан, представленные в суд документы о площади камер, достаточны для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.
В подтверждение заявленных требований истец также указывает на нарушение санитарно-гигиенических норм в санузлах камер и отсутствие предметов интерьера.
Вместе с тем из справки начальника режима и надзора Бекетова А.Ф. следует, что согласно п. 42 приказа Минюста России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» (окончание действия - <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>) камеры СИЗО оборудованы: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для содержания беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, - только одноярусными кроватями); столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором, холодильником (при наличии возможности (камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке); вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; напольной чашей (унитазом), умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией.
Кроме того, все камеры оборудованы изолированными санузлами. Санузел размещен в углу, выполнен в виде изолированной кабины с дверью. Оборудование санузла: унитаз -1 шт., раковина - 1 шт., полка для туалетных принадлежностей. Изоляция санузла обеспечивает полную приватность.
Также карцеры (камеры 17,13) в соответствии с требованиями приказа Минюста России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> ДСП оборудованы унитазом со сливным бочком. Унитаз в камерном помещении отгорожен перегородкой, также имеется раковина и водопровод. В санузлах камер расположение унитаза позволяет оправлять естественные нужды, доступ к унитазу не ограничен. В случае выявления неисправности в работе сантехнического оборудования принимаются все меры по скорейшему устранению выявленной неисправности путем замены комплектующих (уплотнители, гофры)..
Таким образом, условия приватности в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> обеспечены, доводы административного истца о несоответствии санитарных узлов нормам законодательства Российской Федерации, а также в необеспечении необходимыми и предусмотренными законом предметами оборудования камер, являются ошибочными.
Доводы о не соответствии оконных проемах в помещениях карцера, также не нашли своего подтверждения, так из справки начальника режима и надзора Бекетова А.Ф., следует, что камеры <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> в которых содержался Байдавлетов М.О. располагаются в цокольном этаже режимного корпуса учреждения. Размер окон в данных помещениях составляет 55 см/55 см. При этом размер и расположение окон в камерах обеспечивают достаточное дневное освещение. Окна закрыты стальной сеткой, которая не препятствует проникновению дневного света и свежего воздуха.
Порядок оборудования камер регламентируется сводом правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>/пр, в соответствии с которым в обязательном порядке камеры следственных изоляторов оборудуются светильниками дежурного (ночного) освещения.
В ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> предусмотрено общее и дежурное освещение, нормативные показатели освещенности по площади камер составляют 150 Люкс. Для дежурного освещения применяются светильники с лампами накаливания мощностью 15-25 Вт. Помещения оборудованы светильниками дневного и ночного освещения. Дневное освещение включается в камерах в соответствии с распорядком дня подозреваемых, обвиняемых и осужденных в 6-00 часов (утренний подъем заключенных). В режимном корпусе подается звуковой сигнал, производится покамерный обход, в ходе которого включается дневное освещение, переключатели дневного освещения установлены в коридорах режимного корпуса.
В период с 22-00 часов до 6-00 часов включается ночное освещение, при этом дневное освещение отключается. Светильники ночного освещения расположены в специальных нишах, включение производится из коридоров режимного корпуса. Светильниками оборудованы санитарные узлы камер, переключатели находятся в камерах в свободном доступе у поднадзорных, обвиняемых и осужденных.
Естественное освещение камер осуществляется через оконный проем, размерами, позволяющими обеспечить в камере достаточное естественное освещение и доступ свежего воздуха.
Следовательно, вопреки доводам административного истца освещенность камер ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> соответствует нормативам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, камеры старого корпуса оборудованы приточной вентиляцией с естественным побуждением, которое обеспечивается через регулируемые оконные створки, конструкция окон обеспечивает возможность естественной вентиляции помещения, окна находятся в исправном рабочем состоянии. Отток воздуха организован через специальные технические ниши, выведенные под потолком в коридор, откуда отток воздуха организован через вентиляционные каналы. Таким образом, в камерах имеется приточно-вытяжная вентиляция с естественным побуждением за счет расположенных вентиляционных проемов над дверными блоками камеры и оконных блоков, имеющих открывающиеся форточки.
Помещения карцерного типа оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Камеры нового корпуса оснащены приточно-вытяжной вентиляцией с механическим или естественным побуждением.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком фототаблицами.
Суд, с учетом требований Свода правил «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, приходит к выводу о том, что камеры СИЗО-1 оборудованы исправной системой вентиляции, которая обеспечивала доступ свежего воздуха в помещения. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что административный истец в указанный период времени обращался к сотрудникам администрации учреждения с жалобами на ненадлежащую вентиляцию воздуха в камерах.
Все камеры ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> оборудованы пластиковыми окнами, с резиновыми уплотнителями, которые периодически меняются на новые, оконные проемы запенены монтажной пеной. Названные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, фотоматериалами, государственными контрактами от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, на поставку оконных блоков ПВХ, окон ПВХ, стеклопакетов, актами установки.
В ходе рассмотрения дела установлено, что с периодичностью два раза в месяц проводятся ремонтные работы хозяйственным способом, производится побелка известью стен и потолка.
Проведение ремонтных работ подтверждается государственным контрактом <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> на поставку унитазов, светильников, швеллера, сетки кладочной, цемента, монтажной пены, извести комковой, затирки белой, штукатурки цементной; программами, планами капитального ремонта на соответствующие годы; актами о списании материальных запасов на нужды учреждения (строительные материалы); отчетами о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами; ведомостью объема работ камер <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, коридора поста <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> СИЗО-1; локальными сметами; актами о приемки выполненных работ: штукатурка поверхности внутри здания цементно-известковым или цементным раствором, штукатурка, шпатлевка, окраска стен и полов, покраска камерной мебели, окраска металлических огрунтованных поверхностей, актами установки в помещениях, камерах: гипсокартона, кранов шаровых радиаторных прямых для полипропилена, ламп LED, наборов радиатора с кронштейнами, радиаторов алюминиевых, светильников, труб ПП на 20 армир., труб полипропиленовых, кабеля ВВГ, кирпича кладочного, подводка для воды, сифона для раковин, розеток, и иных строительных материалов; дефектными ведомостями.
Согласно представленных государственных контрактов, заключенных между ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> (заказчик) и ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>» (исполнитель), от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, срок действия договора до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, срок действия договора до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, срок действия договора до <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в помещениях ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> проводятся работы по дератизации, дезинсекции насекомых, фумигации, дезинфекции овощехранилища, выполнение работ подтверждается актами на оказание услуг.
Следовательно, не подтверждены в ходе судебного разбирательства доводы административного истца о нарушении санитарных требований (наличии плесени, грибка, насекомых), в период его нахождения в камерах следственного изолятора.
Каждая камера СИЗО-1 обеспечивается дезинфицирующим средством в разведенном виде в пластиковой таре, который маркируется, указывается дата приготовления, концентрация, согласно графика проведения санитарной обработки. Указанные обстоятельства подтверждаются товарными накладными на отпуск материальных ценностей, приказом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об утверждении норм расходования дезинфицирующих, моющих, чистящих средств и стирального порошка» с приложениями, приказом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об утверждении норм расходования дезинфицирующих, моющих, чистящих средств и стирального порошка», Приложением <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> об утверждении норм расходования дезинфицирующих средства на объектах ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>.
Также не обоснованными, суд находит и доводы иска о несанкционированном вскрытии адресованных истцу посылок и передач.
Порядок досмотра посылок и передач подробно урегулирован в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Министерства юстиции России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 189, в Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 204-дсп.
Из положений пунктов 66, 68, 69 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы следует, что посылки подлежат вскрытию комиссией в составе не менее трех сотрудников СИЗО и досмотру, о чем составляется акт, который объявляется под роспись подозреваемому или обвиняемому. Вскрытие данных почтовых отправлений в присутствии лиц, содержащихся под стражей, не предусмотрено.
С <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> осуществляется на основании Приказа Минюста России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы».
Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, располагается в помещении для приема передач. В целях обнаружения запрещенных предметов, веществ и продуктов питания посылки, бандероли и передачи подвергаются досмотру, в том числе с применением имеющихся в наличии технических средств. Содержимое посылок, бандеролей и передач досматривается тщательно и аккуратно, принимаются меры для обеспечения возможности его дальнейшего использования по назначению. При производстве досмотра содержимого посылок, бандеролей и передач соблюдаются правила личной и производственной гигиены.
В соответствии с п. 40.9 приказ МЮ РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> дсп «Об утверждении Инструкции об организации службы по обеспечению надзора за подозреваемыми и осужденными, содержащимися в следственных изоляторах и тюрьмах уголовно-исполнительной системы» при досмотре передач, посылок и вещей их вес и ассортимент, содержимое осматривается, хлебобулочные изделия и другие продукты разрезаются на части, жидкие продукты переливаются в подменную посуду, консервы вскрываются и перекладываются в другую посуду, сыпучие продукты пересыпаются, пачки сигарет и папирос вскрываются, сигареты и папиросы ломаются. Конфеты принимаются без оберток, разрезаются на части. Все другие продукты, которые могут быть использованы для сокрытия в них записок и других запрещенных предметов, проверяются также.
Таким образом, судом установлено соблюдение сотрудниками следственного изолятора положений указанных нормативных правовых актов.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
Приказом Минюста России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, устанавливающий правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах (далее - СИЗО, лица, заключенные под стражу, соответственно), в соответствии с ч. 1 ст. 37 и ч. 1 ст. 80 Федерального закона от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу пункта 2 указанного Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных, непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее т медицинские организации).
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона № 323-ФЗ лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 23 Приказа Минюста России <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> лица, заключенные под стражу, или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом (далее - лица, доставленные в СИЗО), при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Данные об осмотренных лицах и наличии выявленных у них заболеваний (повреждений) фиксируются в журнале регистрации осмотров медицинским работником лиц, доставленных в СИЗО (приложение <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>).
На каждого поступившего оформляется медицинская карта пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях.
Согласно медицинской справке фельдшера филиала МЧ Кожевниковой М.Р. от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, Байдавлетов М.О. находится под наблюдением филиала, по всем его обращением ему оказывается медицинская помощь, в виде консультирования и медикаментозного лечения.
Таким образом, судом установлено, что в указанный административным истцом период времени, нарушений материально-бытового, медико-санитарного, санитарно-технического обеспечения не допускалось. Установлено, что нормы санитарной площади камер, в которых содержался Байдалветов М.О., соответствовал требованиям; лимит наполняемости камер не превышался; нормы освещенности, инсоляции камер не нарушались; вентиляция в камерах имелась как принудительная приточная, так и естественная при открывании соответствующих фрамуг оконных проемов; санитарное оборудование камер соответствовало требованиям как в части оборудования санузлов, которые обеспечивали необходимую приватность при их использовании, так и раковин; представлены сведения о поведении дезинсекционных и дератизационных мероприятий, включая акты выбора препаратов, предназначенных для дератизации, и акты выполненных работ.
Положениями ст. 9 Закона Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания пп. 6 п. 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно п. 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (п. 20.5 Инструкции).
Аналогично, в силу п. 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно- техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Обращаясь в суд, Байдавлетов М.О. помимо вышеуказанного, просил признать незаконными действия ответчиков в части необеспечения горячим водоснабжением истца в камерах, где он находился.
Из материалов дела следует, что горячее водоснабжение в камерах ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> отсутствует. Данные обстоятельства административными ответчиками ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, ФСИН России в ходе рассмотрения дела не оспаривались.
Из письменных возражений ответчика следует, что непосредственно в камерах СИЗО-1 централизованное горячее водоснабжение отсутствует. При отсутствии в камерах водонагревательных приборов, горячая вода для стирки и гигиенических целей, кипяченная вода для питья выдается ежедневно с учетом потребностей. В камерах разрешается пользоваться кипятильниками, которые приобретают сами осужденные. В случаях, когда обеспечение водой осужденных, содержащихся в камерах СИЗО-1, по техническим причинам невозможно, вода для осужденных предоставляется в термосе (ТВН-12, ТВН-25, ТВН-36), объемом 12, 25, 36 литров в зависимости от потребности лица, содержащегося в камере СИЗО. Сбоев в работе водоснабжения ФКУ СИЗО-1 не допущено. Вместе с тем, с учетом вышеприведенных положений законодательства, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> Байдавлетов М.О. содержался в камерах ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, в которых горячее водоснабжение отсутствовало, указанное по мнению суда является нарушением условий его содержания в исправительном учреждении, следовательно, требование административного истца подлежит удовлетворению.
Обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лиц, возлагается на административного ответчика соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Доказательств, свидетельствующих о принятии необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов жилищно-бытовых лиц, содержащихся в СИЗО-1, в том числе административного истца, в материалы административного дела со стороны административных ответчиков не представлено.
Отсутствие горячего водоснабжения непосредственным образом касается обеспечения гуманных условий охраны здоровья людей с точки зрения соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, создания благоприятных безопасных условий среды обитании, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением требований ведет к недопустимому риску для здоровья лиц, находящихся в исправительном учреждении.
Федеральный закон от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав на охрану здоровья граждан и благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 3 ст. 39 названного федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С учетом изложенного обеспечение помещений СИЗО-1 горячим водоснабжением являлось и является обязательным, и неисполнение требований закона влечет нарушение прав лиц на содержание в условиях надлежащего обеспечения их жизнедеятельности.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу ч. 2 и 3 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая вышеприведенное регулирование, фактические обстоятельства настоящего дела, доводы о нарушении права заявителя вследствие отсутствия доступа к горячей воде с целью обеспечения личных и бытовых нужд являются обоснованными, и как следствие требования истца о признании незаконными и нарушающими его права действия (бездействия) администрации ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по Республики Алтай, в период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> о взыскании компенсации морального вреда, подлежат удовлетворению.
При определении размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении вследствие отсутствия доступа к горячей воде в камере, суд исходя из характера и продолжительности нарушения прав административного истца, обстоятельств, при которых нарушение допущено, последствий этого нарушения, с учетом того, что в ФКУ СИЗО-1 ОФСИН России по <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН> принимаются меры, направленные на устранение имеющихся недостатков, руководствуясь принципами разумности и справедливости, приходит к выводу, об определении размера компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, при этом полагает, что требуемая административным истцом сумма компенсации в ином размере является чрезмерной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░-22 ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░-1 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░ ░░░░░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░ <░░░░ ░░░░░░░░░░> ░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ -░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░