Решение по делу № 66а-574/2020 от 17.06.2020

ВТОРОЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№66а-574/2020

Санкт-Петербург                                                                        7 июля 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего      Головкиной Л.А.

судей                                      Семеновой И.А., Белоногого А.В.

при секретаре                        Рунове Д.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №3а-208/2020 по апелляционной жалобе Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра») на решение Вологодского областного суда от 9 апреля 2020 года, которым удовлетворен административный иск гаражно-строительного кооператива № 467 (далее ГСК № 467) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А., судебная коллегия

установила:

ГСК № 467 обратился в Вологодский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка, с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 2 июня 2012 года в размере <данные изъяты> рублей.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права.

Определением суда от 29 января 2020 года, вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области.

В государственный кадастр недвижимости 9 января 2020 года внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на дату оценки 1 января 2019 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в связи с чем суд первой инстанции установил, что кадастровая стоимость названного объекта недвижимости на момент рассмотрения дела в суде, определенной по состоянию на дату оценки 2 июня 2012 года, является архивной.

Решением Вологодского областного суда от 9 апреля 2020 требования удовлетворены. Суд пересмотрел архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, установив ее в размере рыночной стоимости по состоянию на 2 июня 2012 года в размере <данные изъяты> рублей. Датой подачи заявления постановлено считать 26 ноября 2019 года.

В апелляционной жалобе ФГБУ «ФКП Росреестра» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований к ФГБУ «ФКП Росреестра». В обоснование апелляционной жалобы указано, что ФГБУ «ФКП Росреестра» не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утверждающим результаты определения кадастровой стоимости, и не утверждало результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Департаментом имущественных отношений Вологодской области подан отзыв на апелляционную жалобу.

Стороны и заинтересованные лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела по существу в свое отсутствие. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты>, принадлежащего ГСК № 467 на праве бессрочного (постоянного) пользования определена в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейки, по состоянию на 2 июня 2012 года, в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области» о чем внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости (л.д.19).

Согласно абзацу первому статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Установив, что на дату обращения ГСК № 467 в суд с административным иском об оспаривании результатов кадастровой стоимости объекта недвижимости в государственный кадастр недвижимости не были внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, суд, приняв во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», восстановил административному истцу срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Федерального закона №135-ФЗ).

В государственный кадастр недвижимости 9 января 2020 года внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на дату оценки 1 января 2019 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, утвержденные Приказом департамента имущественных отношений Вологодской области от 22 ноября 2019 года №89-н, в связи с чем административный истец просил пересмотреть архивную кадастровую стоимость принадлежащего ему объекта недвижимости.

В соответствии с отчетом об оценке, выполненным оценщиком ООО фирма «Эксперт» ФИО5, -н от 14 ноября 2019 года об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, представленным административным истцом вместе с иском, рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> составила <данные изъяты> рублей по состоянию на 2 июня 2012 года (л.д.21-88).

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных федеральными законами, случаях.

В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона №135-ФЗ).

Учитывая, что предоставленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ -н соответствует требованиям, установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ, в частности, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, а также принимая во внимание, что представители административных ответчиков отчёт об оценке не оспаривали, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости объекта недвижимости, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для пересмотра архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости и установлении ее в размере рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика - <данные изъяты> рублей.

В указанной части решение суда первой инстанции не оспаривается.

Доводы апелляционной жалобы ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Вологодской области, сводятся к безосновательности привлечения учреждения в качестве административного соответчика по делу в связи с отсутствием у него полномочий по утверждению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Судебная коллегия считает, что указанные доводы не являются основанием к отмене или изменению решения суда.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 28 от 30 июня 2015 года «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в силу положений статьи 34 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованными лицами, а после 15 сентября 2015 года на основании части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Согласно пунктам 1, 4 «Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года №457, названный орган осуществляет государственную кадастровую оценку недвижимого имущества, в том числе через подведомственные организации, которой является ФГБУ «ФКП Росреестра».

Приказом Росреестра от 26 декабря 2011 года № П/531 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик» с 1 марта 2012 года федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик. Указанный документ действовал до 19 июня 2015 года.

С 20 июня 2015 года действует Приказ Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик», пунктом первым которого федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

Оспариваемая кадастровой стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> установлена по состоянию на 2 июня 2012 года приказом Департамента имущественных отношений Вологодской области от 27 декабря 2012 года № 206 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов Вологодской области». Вместе с тем, обжалуемое решение суда не возлагает на ФГБУ «ФКП Росреестра» какие-либо обязанности, не содержит выводов относительно обязанностей учреждения и не нарушает его права и законные интересы.

Принятое по делу решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Вологодского областного суда от 9 апреля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Вологодской области – без удовлетворения.

На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи:

66а-574/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Гаражно-строительный кооператив № 467
Ответчики
Департамент имущественных отношений Вологодской области
Управление Росреестра по Вологодской области
Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Вологодской области
ФГБУ "ФКП Росреестра"
Федеральная Служба государственной регистрации, кадастра и картографии
Другие
Фомина Марина Валентиновна
мэрия г.Череповца
Суд
Второй апелляционный суд общей юрисдикции
Судья
Головкина Лариса Алексеевна
Дело на сайте суда
2ap.sudrf.ru
17.06.2020Передача дела судье
07.07.2020Судебное заседание
15.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2020Передано в экспедицию
07.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее