ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88-22968/2024
№ дела суда 1-й инстанции № 2-4960/2023
УИД 23RS0031-01-2023-004219-80
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 30 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ивановой О.Н.,
судей Лопаткиной Н.А., Капитанюк О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационное представление прокуратуры <адрес>, кассационную жалобу СНТ «Садовод» на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, по гражданскому делу по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисления платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу; об обязании произвести перерасчет платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ путем аннулирования имеющихся задолженностей на день вступления решения суда в законную силу,
заслушав доклад судьи ФИО12, выслушав представителей АО «Мусороуборочная компания» по доверенности ФИО4, ФИО5, судебная коллегия
установила:
прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с иском к АО «Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисления платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу; об обязании произвести перерасчет платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ путем аннулирования имеющихся задолженностей на день вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурором указано, что прокуратурой по обращению граждан о несогласии с начислением платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые помещения с зарегистрированными либо проживающими в них лицами, была проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности АО «Мусороуборочная компания», которая является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес>. В соответствии с частью 1 статьи 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора, который не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
При рассмотрении обращений ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, прокурором было установлено, что указанным лицам на праве собственности принадлежат земельные участки в СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые и иные капитальные строения, в которых возможно осуществление жизнедеятельности. Согласно положениям части 2 статьи 153, части 4 статьи 154, части 9 статьи 155, части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилые помещения и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 Жилищного кодекса РФ. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с ТКО. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальные услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствие исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг. Согласно понятиям, приведенным в пункте 2 Правил № домовладение - это жилой дом (часть жилого дома) и примыкающие к нему и (или) отдельно стоящие на общем с жилым домом (частью жилого дома) земельном участке надворные постройки (гараж, баня, сауна, бассейн), теплица (зимний сад), помещения для содержания домашнего скота и птицы и иные объекты. Коммунальные услуги – это осуществление деятельности исполнителем по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов. Потребитель - это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилом доме, потребляющее коммунальные услуги.
Подпунктом «ж» пункта 4 Правил № потребителю может быть предоставлена такая коммунальная услуга как обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть по транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных и жилых домах. На основании изложенного истец считает, что начисление платы за обращение с ТКО на земельные участки, на которых отсутствуют жилые либо иные строения, в которых возможно осуществление жизнедеятельности, недопустимо.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес ответчика было направлено представление об устранении, выявленных в ходе проверки нарушений, которое оставлено без удовлетворения, поскольку, как указано ответчиком в ответе на представление прокурора, исходя из положений приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр садоводческие кооперативы, садово- огородные товарищества относятся к категориям объектов, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления ТКО. Согласно положениям статьи 24.10 Закона № 89-ФЗ объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, указанные случаи установлены Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов <адрес>» утвержден норматив накопления ТКО для пользователей садово- огородных товариществ <адрес> в размере 4,57 м.3 отходов в год на одного участника. Постановление не регламентирует понятие сезонности использования садового участка и устанавливает норматив накопления за 1 год, иного способа расчета платы услуг для пользователей садовых участков законодательство не предусматривает, кроме того, неиспользование садового участка не является основанием для освобождения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Оплата услуг по обращению с ТКО производится собственниками садовых участков независимо от платежей за данную услугу, производимых за другие объекты.
Истец считает, что большая часть ТКО образуется в результате жизнедеятельности человека, то есть в месте его проживания, а растительные отходы, образующиеся при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, не относится к ТКО. АО «Мусороуборочная компания» необходимо заключить единый договор с садоводческим товариществом на оказание услуг, исходя из числа членов товарищества, проживающих на территории товарищества, а также имеющих строения, предусматривающие возможность осуществления жизнедеятельности, либо заключить договоры на оказание услуг в индивидуальном порядке с начислением платы за ТКО каждому собственнику застроенного земельного участка.
Начисление ответчиком правообладателям всех садовых земельных участков, в том числе, на которых отсутствуют какие-либо строения с ДД.ММ.ГГГГ, влечет не только нарушение прав неопределенного круга лиц, имеющих незастроенные садовые земельные участки, но и влечет неосновательное обогащение со стороны организации, фактически не оказавшей данные услуги указанным лицам. В результате бездействия АО «Мусороуборочная компания», выразившегося в неудовлетворении представления прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права Российской Федерации на верховенство федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисление платы за вывоз ТКО, об обязании произвести перерасчет плат за вывоз ТКО удовлетворено. АО «Мусороуборочная компания» обязана прекратить начисление платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу. АО «Мусороуборочная компания» обязана произвести перерасчет платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Мая», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ путем аннулирования имеющихся задолженностей на день вступления в законную силу решения суда.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято решение, которым в удовлетворении иска отказано.
В кассационном представлении, кассационной жалобе заявителями ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотиву его незаконности и необоснованности.
Заявители указывают, что отношения по образованию, вывозу и соответственно по оплате ТКО возникают у собственника земельного участка, одновременно являющегося собственником зданий и строений, расположенных на нем. Возложение обязанности на собственников земельных участников, свободных от жилых помещений осуществлять членские взносы органам управления садовых товариществ по уплате вывоза ТКО, противоречит требованиям жилищного законодательства. Также суд неверно применил нормы материального права, мотивируя вывод о категорийности формируемых отходов. Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ №, в части отнесения растительных отходов при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками (код 7 31 300 00 00 0) к ТКО, не может применим при рассмотрении данного гражданского дела, так как указанный вид отходов используется при оказании юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем услуг в указанной сфере, а не при расчете оплаты ТКО населению. По мнению заявителей, указанные отходы относятся к иным видам отходов и подлежат вывозу по нерегулируемой стоимости, по отдельным договорам, а не по договорам ТКО, а, соответственно, не подпадают под действие Правил, утвержденных постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и норм Жилищного кодекса РФ. Ссылаются на ненадлежащую оценку представленных в деле доказательств.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационных жалобы, представления.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационных жалобы, представления заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалобы, представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены, по результатам изучения доводов кассационных жалобы, представления и материалов гражданского дела, не имеется.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> по ряду обращений граждан о несогласии с начислением платы за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые помещения с зарегистрированными либо проживающими в них лицами, была проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности АО «Мусороуборочная компания». При рассмотрении прокурором обращений ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10 и ФИО11 было установлено, что указанным лицам на праве собственности принадлежат земельные участки в СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» <адрес>, на которых отсутствуют жилые и иные капитальные строения, в которых возможно осуществление жизнедеятельности, однако региональным оператором начисляется плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в отношении указанных земельных участков.
Удовлетворяя требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисление платы за вывоз ТКО, об обязании произвести перерасчет плат за вывоз ТКО, суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку на рассматриваемых земельных участках для садоводства жилые дома и какие-либо капитальные постройки отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, факт образования ТКО на указанных земельных участках не доказан, в связи с чем у регионального оператора не имеется законных оснований для начисления платы за обращение с ТКО, а отходы, образующиеся в процессе содержания незастроенных садовых участков в виде веток, листвы, остатков древесины, не соответствуют определению ТКО, отношения по образованию, вывозу и соответственно по оплате ТКО возникают у собственника земельного участка, одновременно являющегося собственником зданий и строений, расположенных на нем, поскольку ТКО образуется в результате жизнедеятельности человека.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда первой инстанции не согласился, сославшись на то, что неиспользование садового участка не является основанием для освобождения от оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО. Оплата услуг по обращению с ТКО производится собственниками садовых участков независимо от платежей за данную услугу, производимых за другие объекты.
Разрешая спор, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции и принятия по делу нового решения, которым в удовлетворении иска прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к АО «Мусороуборочная компания» об обязании прекратить начисления платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> со дня вступления решения суда в законную силу, а также об обязании произвести перерасчет платы за вывоз ТКО собственникам незастроенных садовых земельных участков СНТ «Маяк», СНТ «Садовод», СНТ «Мичуринец» и других садоводческих некоммерческих товариществ <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ путем аннулирования имеющихся задолженностей на день вступления решения в силу – отказать.
Судебная коллегия ФИО1 кассационного суда общей юрисдикции, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что разрешая возникший спор, суд апелляционной инстанции правильно установил юридически значимые обстоятельства, верно определил характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, дал надлежащую правовую оценку представленным доказательствам, в соответствии с правилами, установленными положениями ст. 67 ГПК РФ.
Согласно ст. 1 Жилищного Кодекса РФ предметом регулирования жилищного законодательства РФ являются отношения по владению, пользованию и распоряжению исключительно жилыми помещениями. Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, входят в предмет регулирования Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 1). Следовательно, в сферу правового регулирования Жилищного кодекса РФ вопросы деятельности СНТ не входят, соответствующие правоотношения регулируются не нормами жилищного законодательства, а подчиняются требованиям иных нормативно-правовых актов. В частности, садовые некоммерческие товарищества осуществляют деятельность на основании соответствующих положений Гражданского Кодекса РФ, а также специальных норм Федерального закона «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №217-ФЗ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии с данным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
СНТ является видом товарищества собственников недвижимости (часть 3 статьи 4 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Товарищество собственников недвижимости - это добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, садовых домов, садовых или огородных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами (пункт 1 статьи 123.12 ГК РФ).
Одной из целей деятельности СНТ является создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с ТКО, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия) (пункт 1 статьи 7 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Члены товарищества обязаны своевременно уплачивать взносы, предусмотренные названным законом. При этом членские взносы могут быть использованы в исключительных случаях, к которым отнесены в том числе расходы, связанные с осуществлением расчетов с региональным оператором по обращению с ТКО на основании договора, заключенного товариществом с этой организацией (пункт 2 части 6 статьи 11, пункт 3 части 5 статьи 14 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Принятие решений о заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО относится к полномочиям правления товарищества как постоянно действующего коллегиального исполнительного органа (пункт 6 части 7 статьи 18 Закона о ведении гражданами садоводства и огородничества).
Из приведенных законоположений следует, что постоянно действующий коллегиальный орган управления товариществом самостоятельно заключает договор с региональным оператором по обращению с ТКО.
К отношениям, возникающим в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, не подлежат применению нормы жилищного законодательства РФ, в частности Жилищного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления.
Во исполнение положений названного федерального закона принято Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, регулирующим, в том числе, вопросы заключения договоров на оказание услуг по обращению с ТКО.
Согласно пп. «в» п. 8.1 Правил 1156 Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся на земельных участках с лицами, владеющими земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Таким образом, специальным нормативным актом прямо установлена обязанность заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в том числе с владельцами земельных участков, не обуславливая эту обязанность наличием на земельном участке жилого дома или иного строения. Определяющим фактором является образование на участке твердых бытовых отходов.
В соответствии с типовыми условиями договора, установленными Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. С учетом того наличия общедоступных площадок, пакетного сбора отходов, в соответствии с указанными правилами расчет объема принимаемых отходов по условиям типового договора производится исходя из норматива накопления твердых бытовых отходов.
Исходя из положений приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества относятся к категориям объектов, в отношении которых устанавливаются нормативы накопления ТКО.
Постановлением главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов <адрес>» утвержден норматив накопления ТКО для пользователей садово-огородных товариществ Приморско-Ахтарском городском поселении в размере 4,57 м. куб. отходов в год на одного участника.
На основании изложенного, следует отметить, что судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что принятый норматив не разграничивает садовые участки, занятые домовладениями, и садовые участки, не занятые ими, поскольку жизнедеятельность участников СНТ может осуществляться как на застроенной участке, так и не на застроенном. СНТ как юридическое лицо в любом случае обязано обеспечить надлежащее санитарное состояние своей территории, даже несмотря на открытый доступ к контейнерным площадкам или пакетный способ сбора отходов.
При этом, как разъяснено в пункте 18 Обзора судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, неиспользование собственником принадлежащего ему жилого помещения для постоянного проживания не является основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Доводы прокурора о том, что отношения между региональным оператором по обращению с ТКО и членами СНТ регулируются жилищным законодательством, являются ошибочными и связанными с неверным толкованием норм материального права.
Доводы прокурора о том, что отходы по коду 7 31 300 00 00 0 используются при оказании юридическим лицом либо индивидуальным предпринимателем услуг в указанной сфере, а не при расчете оплаты ТКО населению, противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном толковании положений Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №.
При изложенной совокупности обстоятельств доводы кассационных жалобы, представления нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке.
В соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ, кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Доводы кассационных жалобы, представления отражают позицию их заявителей, которой дана надлежащая правовая оценка судом апелляционной инстанции, по существу они направлены на переоценку собранных по делу доказательств и выводов суда о фактических обстоятельствах дела, поэтому основанием к отмене обжалуемого судебного акта служить не могут, поскольку применительно к положениям ст. ст. 379.6, 379.7, 390 ГПК РФ, судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и апелляционной инстанции или были ими опровергнуты.
Учитывая, что судом апелляционной инстанции нормы материального права применены и истолкованы правильно, а процессуальных нарушений, которые в силу ст. 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления в кассационном порядке, не допущено, основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 21.03.2024 года оставить без изменения, кассационные жалобу, представление – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи