Дело № Решение вступило в законную силу
УИД: 26RS0№-75 «___ » _________________ 2024 г.
Судья______________А.В. Хуштов
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
КБР, <адрес> 17 октября 2024 года
Судья <адрес> сада Кабардино-Балкарской Республики – Хуштов А.В.,
при помощнике судьи – Гошокова М.С.,
с участием представителя заявителя – ПАО «Россети Северный Кавказ» - Амирханова А.Д., действующего на основании доверенности от <дата> №,
рассмотрев материалы гражданского дела № по заявлению ПАО «Россети Северный Кавказ» о признании движимых вещей бесхозяйными и передаче их в собственность,
УСТАНОВИЛ:
ПАО «Россети Северный Кавказ» обратилось в Пятигорский городской суд <адрес> с заявлением о признании движимых вещей бесхозяйными и передаче их в собственность.
Определением от <дата> заявление принято к производству и возбуждено гражданское дело, рассмотрение которого назначено на <дата>.
Определением Пятигорского городского суда <адрес> от <дата>, гражданское дело по заявлению ПАО «Россети Северный Кавказ» о признании движимых вещей бесхозяйными и передаче их в собственность направлено в Терский районный суд КБР по подсудности, для рассмотрения по существу.
При этом основанием для передачи гражданского дела по подсудности явился вывод суда о том, что указанные объекты являются недвижимыми вещами со ссылкой на п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и ч. 1 ст. 130 ГК РФ.
<дата> в Терский районный суд КБР поступило вышеуказанное заявление, из содержания которого следует, что в силу своих технических характеристик объекты - КТП-21 Ф-517 ПС Аргудан, находящийся по адресу: КБР, <адрес>, с Аргудан, <адрес>; ВЛ-0,38 кВ ф-1 КТП-9 Ф- 571 ПС 110 кВ Майская, находящийся по адресу: КБР, <адрес>; уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС "Терекская" и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес> являются движимым имуществом (не являются объектами капитального строительства), что подтверждается экспертным исследованием ООО «Диалог Центр» от <дата> №, содержащим вывод о том, что указанные объекты являются движимым имуществом.
В Лескенском, Майском, Терском муниципальных районах КБР проведены мероприятия по инвентаризации электросетевого хозяйства. В ходе проведенных мероприятий установить собственника объектов не удалось.
Письмом от <дата> №-ЕМ-03 1155 территориальное управление Росимущества по КБР уведомило Общество о том, что Объекты в реестре федерального имущества не значатся.
Таким образом, указанные объекты КТП-21 Ф-517 ПС Аргудан, находящийся по адресу: КБР, <адрес>, с Аргудан, <адрес>; ВЛ-0,38 кВ ф-1 КТП-9 Ф- 571 ПС 110 кВ Майская, находящийся по адресу: КБР, <адрес>; уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС "Терекская" и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес> имеют признаки бесхозяйного, брошенного имущества.
Объекты фактически присоединен к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в ее владении и используется в целях исполнения заключенных между Обществом и гарантирующими поставщиками электроэнергии договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствие с условиями которых ПАО «Россети Северный Кавказ» оказывает услуги по передаче электроэнергии посредством комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей.
ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией. Имеет персонал, который выезжает на ПАО «Россети Северный Кавказ» с целью их технического обслуживания, имеет соответствующее оборудование, необходимое для организации надлежащей работы объектов, что подтверждается актами технического освидетельствования, составленными работниками подразделения ПАО «Россети Северный Кавказ».
Согласно отчету об оценки от <дата> № стоимость вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства превышает три тысячи рублей.
Просит суд признать бесхозяйными следующие движимые вещи: КТП-21 Ф-517 ПС Аргудан, находящийся по адресу: КБР, <адрес>, с Аргудан, <адрес>; ВЛ-0,38 кВ ф-1 КТП-9 Ф- 571 ПС 110 кВ Майская, находящийся по адресу: КБР, <адрес>; уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС "Терекская" и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес>.
Передать в собственность ПАО «Россети Северный Кавказ» следующие бесхозяйные движимые вещи: КТП-21 Ф-517 ПС Аргудан, находящийся по адресу: КБР, <адрес>, с Аргудан, <адрес>; ВЛ-0,38 кВ ф-1 КТП-9 Ф- 571 ПС 110 кВ Майская, находящийся по адресу: КБР, <адрес>; уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС «Терекская» и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес>.
Определением суда от <дата> из настоящего гражданского дела выделено в отдельное производство заявленные требования ПАО «Россети Северный Кавказ» о признании движимых вещей бесхозяйными и передаче их в собственность, с присвоением делу № и №. Также данным определением гражданские дела № и № переданы по подсудности в Лескенский и Майский районные суды КБР соответственно.
Представитель заявителя ПАО «Россети Северный Кавказ» Амирханов А.Д. в судебном заседании поддержал заявление по изложенным в нем доводам, просил удовлетворить в полном объеме, признав движимые вещи бесхозяйными и передать их в собственность ПАО «Россети Северный Кавказ».
Надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо – МУ «Местная администрации Терского муниципального района КБР», явку своего представителя в суд не обеспечил, об отложении дела не просил, в связи с этим, в соответствии ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
На основании ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии со ст. 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.
Порядок постановки на учет бесхозяйного имущества регулируется Приказом Росреестра от <дата> № П/0086 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», согласно п. 5 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления, представленного органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации исполнительными органами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя (далее соответственно - уполномоченные органы, заявители) в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих городов и муниципальных образований, либо лицами, обязанными в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию линейных объектов (далее соответственно - лица, обязанные эксплуатировать линейные объекты, заявители), в отношении бесхозяйных линейных объектов, эксплуатацию которых они обязаны осуществлять в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 225 ГК РФ.
В силу требований п. п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федеральный закон от <дата> № 261-ФЗ (ред. от <дата>) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
В соответствии с Федеральным законом от <дата> № 430-ФЗ «О внесении изменений в часть первую ГК РФ», вступившим в силу с <дата>г., п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ дополнены положениями, предусматривающими возможность обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности, права собственности города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя в отношении линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки его на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи.
Кроме того, в силу п. 5 ст. 225 ГК РФ с заявлением о принятии на учет бесхозяйных линейных объектов наряду с органами местного самоуправления, вправе обратиться лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов. По истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйных линейных объектов на учет лица, обязанные в соответствии с законом осуществлять эксплуатацию таких линейных объектов, могут обратиться в суд с требованием о признании права собственности на них.
Судом установлено, что согласно ответу <дата> №-ЕМ-03 1155 информация о зарегистрированных правах и возможных собственниках электросетевых объектов КТП-21 Ф-517 ПС Аргудан, находящийся по адресу: КБР, <адрес>, с Аргудан, <адрес>; ВЛ-0,38 кВ ф-1 КТП-9 Ф- 571 ПС 110 кВ Майская, находящийся по адресу: КБР, <адрес>; уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС "Терекская" и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес> отсутствует.
Согласно экспертному исследованию ООО «Диалог Центр» от <дата> №, указанные в заявлении объекты являются движимым имуществом (не являются объектами капитального строительства).
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от <дата> № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
ПАО «Россети Северный Кавказ» является сетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности - передачу электрической энергии потребителям на территории Северо-Кавказского федерального округа, в том числе в Кабардино-Балкарской Республике.
Таким образом, заявитель с учетом специфики деятельности, связанной с содержанием и эксплуатацией электросетевого имущества, в силу п. 5 ст. 225 ГК РФ является лицом имеющим право обращаться в суд с заявлением о признании права собственности на бесхозяйные линейные объекты наряду с органами, указанными в п. п. 3 и 4 настоящей статьи.
Из заявления ПАО «Россети Северный Кавказ» следует, что объекты уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС "Терекская" и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес>, фактически присоединены к объектам ПАО «Россети Северный Кавказ», находятся в ее владении и используется в целях исполнения заключенных между ПАО «Россети Северный Кавказ» и гарантирующими поставщиками электроэнергии договоров оказания услуг по передаче электрической энергии. Персонал ПАО «Россети Северный Кавказ» выезжает на указанные в заявлении объекты с целью их технического обслуживания, имеет соответствующее оборудование, необходимое для организации надлежащей работы объектов, что подтверждается актами технического освидетельствования от <дата> и <дата>.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют, что общество владеет указанным объектом как своим собственным. Кроме того, от рабочего состояния данных объектов зависит безопасность и бесперебойность электроснабжения потребителей <адрес>, в число которых входят и объекты социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы и т.д.), непринятие мер по обращению данного имущества в собственность общества может привести к ухудшению его рабочего состояния, и, как следствие, поставит под угрозу надежность, бесперебойность и качество передаваемой электроэнергии, что является недопустимым.
В соответствии со ст. 7 ФЗ об электроэнергетике в целях обеспечения устойчивого снабжения потребителей электроэнергией, поддержания в исправном состоянии, надлежащего обслуживания объектов электросетевого хозяйства и формирования единой национальной (общероссийской) электрической сети, комплекс электросетей и других объектов электросетевого хозяйства должен принадлежать субъектам электроэнергетики - в данном случае обществу.
Определением Пятигорского городского суда <адрес> от <дата> со ссылкой на п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ и ч. 1 ст. 130 ГК РФ установлено, что указанные объекты уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС «Терекская» и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес> являются недвижимыми вещами.
Согласно п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. В соответствии с п.п. 5, 6 ч. 4 ст. 5.2 ГрК РФ во взаимосвязи с ч. 1 ст. 52.1 ГрК РФ, п. 1.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от <дата> №, к линейным объектам, в том числе относятся подстанции, трансформаторные пункты, распределительные устройства линии электропередачи и т.д. работа которых в совокупности обеспечивает передачу электроэнергии потребителям.
Как следует из приведенных норм, объекты на которые ПАО «Россети Северный Кавказ» просит признать право собственности - являются линейными объектами и применительно к ним действуют положения вышеназванной нормы - п. 3 ст. 225 ГК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Судом установлено, что согласно отчету об оценке от <дата> № стоимость вышеуказанных объектов электросетевого хозяйства превышает три тысячи рублей.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют, что ПАО «Россети Северный Кавказ» открыто и добросовестно владеет имуществом, несет расходы по содержанию указанных в заявлении объектов.
В соответствии с 1. ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, следует, что электросетевые объекты являются недвижимым имуществом, подлежат учету, требуют принятия мер по его сохранности, их собственник не установлен, ограничения права и право притязания на спорные объекты отсутствуют, ПАО «Россети Северный Кавказ» фактически владеет объектом.
На основании изложенного, в ходе судебного разбирательства, бесспорных доказательств в подтверждение наличия собственника на данные объекты, который бы отказался от недвижимой вещи либо оставил ее без намерения сохранить право собственности на нее, не представлено, собственник указанных движимых вещей не известен и не установлен, что свидетельствует о бесхозяйности данного объекта.
С учетом указанных обстоятельств суд полагает, что заявленные ПАО «Россети Северный Кавказ» требования о признании имущества бесхозяйным и признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Решение является основанием для государственной регистрации права собственности на бесхозяйные объекты недвижимого имущества за ПАО «Россети Северный Кавказ».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ПАО «Россети Северный Кавказ» о признании недвижимых вещей бесхозяйными и передаче их в собственность удовлетворить.
Признать бесхозяйными следующие недвижимые вещи: уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС «Терекская» и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес>.
Передать в собственность ПАО «Россети Северный Кавказ» следующие бесхозяйные недвижимые вещи: уч ВЛ-10 кВ, Ф-983 ПС «Терекская» и ВЛ-0,38 кВ Ф-1,2 ЗТП-Зб Ф-983, находящиеся по адресу: КБР, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда КБР через Терский районный суд КБР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Хуштов