№ 2-249/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Тобольск 29 мая 2024 года
Тобольский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Киселевой С.Ф.
при секретаре Громовой В.С.,
с участием помощника Тобольского межрайонного прокурора Саликовой Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тюменской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ Тобольского муниципального района о возложении обязанности разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения,
установил:
Заместитель Тюменского межрайонного природоохранного прокурора Бугаев И.А. обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с учетом уточненных требований к ответчику и просит разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на которых осуществляется добыча подземных вод с использованием скважин: артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 120 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Малая Зоркальцева, ул. Новая, 1а, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 82 метра, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Надцы, ул. Механическая, 14, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 71 метр, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Суклем, 5б, артезианская скважина № 3 с кадастровым номером № расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Ингаир, артезианская скважина № 2 с кадастровым номером №, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Ингаир, скважина № 1 с кадастровым номером № глубиной 258 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 1, скважина № 3 с кадастровым номером № глубиной 258 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 2, скважина № 4 с кадастровым номером № глубиной 200 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 3, скважина с кадастровым номером № глубиной 99 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Корикова, 34а, скважина с кадастровым номером № глубиной 180 метров с цистерной емкостью 20м?, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Тренина, 11а, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 90 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19б, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 90 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19в, скважина № 1 с кадастровым номером № глубиной 21 метр, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Сузгун, скважина с кадастровым номером № глубиной 1358 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Верхние Аремзяны, ул. Молодежная, 2а и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями п.5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обратиться с заявлением об установлении зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения в Департамент недропользования и экологии Тюменской области и получить нормативно-правовой акт об установлении зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
Требования мотивирует тем, что в ходе проведения проверки соблюдения требований природоохранного законодательства в сфере водоснабжения установлено, что МУП ЖКХ Тобольского района на праве хозяйственного ведения в целях добычи полезных ископаемых распоряжениями администрации Тобольского муниципального района от 26 января 2018 года № 66, от 31 октября 2012 года № 1732, от 03 августа 2016 года № 835, от 12 апреля 2012 года № 501 в целях добычи подземных вод для нужд местного населения переданы указанные муниципальные скважины и получены лицензии в Департаменте недропользования и экологии Тюменской области на добычу подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения: ТЮМ 01503 ВЭ, ТЮМ 01504 ВЭ, ТЮМ 01505 ВЭ, ТЮМ 01506 ВЭ, ТЮМ 01507 ВЭ. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Проверка показала, что до настоящего времени проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, на которых осуществляется добыча подземных вод на указанных скважинах, не разработаны, зоны санитарной охраны данных источников водоснабжения не установлены. Предприятие при осуществлении деятельности допустило нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, деятельность предприятия без необходимых документов нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Эксплуатация источников питьевого водоснабжения населения без установления зоны санитарной охраны препятствует реализации целевых показателей национального проекта.
В судебном заседании прокурор Саликова Ю.И. на заявленных требованиях настаивает, по основаниям, изложенным в заявлении, с учетом уточненных, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика МУП ЖКХ Тобольского района Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен, конверты возвращены по истечении срока хранения.
Представитель третьего лица Департамента недропользования и экологии Тюменской области в судебное заседание не явился, извещен, представил письменный отзыв, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить заявленные требования, а также поясняет, что МУП ЖКХ Тобольского района предоставлены лицензии на пользование недрами для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Для установления зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения заявитель направляет в Департамент недропользования заявку с документами, с данным заявлением МУП ЖКХ не обращалось (л.д. 69-70).
Представитель третьего лица администрации Тобольского муниципального района в судебное заседание не явился, извещен, письменный отзыв в суд не представил.
Судом, в соответствии со ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть гражданское дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании распоряжений №, № и № администрации Тобольского муниципального района МУП ЖКХ Тобольского района передано в хозяйственное ведение: артезианская скважина глубиной 120 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Малая Зоркальцева, ул. Новая, 1а, артезианская скважина глубиной 82 метра, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Надцы, ул. Механическая, 14, артезианская скважина глубиной 71 метр, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Суклем, 5б, артезианская скважина № 3, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Ингаир, артезианская скважина № 2, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Ингаир, скважина № 1 глубиной 258 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак (на въезде в село), скважина № 3 глубиной 258 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак (на въезде в село), скважина № 4 глубиной 200 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак (на въезде в село), скважина глубиной 99 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д, Корикова, 34а, скважина глубиной 180 метров с цистерной емкостью 20м?, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Тренина, 11а, артезианская скважина глубиной 90 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19б, артезианская скважина глубиной 90 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19в, скважина № 1 глубиной 21 метр, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Сузгун, скважина глубиной 1358 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Верхние Аремзяны, ул. Молодежная, 2а (л.д. №).
Суду представлены лицензии на пользование недрами серии ТЮМ № ВЭ, серии ТЮМ № ВЭ, серии ТЮМ № ВЭ, серии ТЮМ № ВЭ, серии ТЮМ № ВЭ лицензионным соглашением к ним и дополнениями, МУП ЖКХ Тобольского района разрешена добыча подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, расположенных в с. Бизино, Ворогушино, Ермаково, д. Сабанаки, Медянки-Татарские, юрты Иртышатские, Суклем, д. Овсянникова, Корикова. Тренина, Черкашина, Малокугаева, Зольникова (Навильникова), с. Ушарова, п. Сетово, Сузгун, д. Башкова, Ломаева, Нижние Аремзяны, п.Надцы, д. Шестакова, Медведчикова, с. Малая Зоркальцева, д.Бронниково, п.Ингаир, д. Байгара, д.Полуянова, д.Шамша, д.Загваздина, д.Вахрушева, д.Епанчина, деревни Араповская, Чукманка, Ростошь, с. Абалак. д. Преображенка, с. Верхние Аремзяны, п. Октябрьский Тобольского района (л.д.№).
Как следует из представленного ответа директора МУП ЖКХ Тобольского района ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на 20 марта 2024 года проекты зон санитарной охраны не разработаны (л.д.№).
В судебное заседание представлены выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на объекты: с кадастровым номером № по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 1; с кадастровым номером № по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 2; с кадастровым номером № по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 3; с кадастровым номером № по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Малая Зоркальцева, ул. Новая, 1а; с кадастровым номером № по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Надцы, ул. Механическая, 14; с кадастровым номером № по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19в; с кадастровым номером № по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19б.
Статья 42 Конституции Российской Федерации устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ст. 216 ГК РФ право хозяйственного ведения является вещным правом наряду с правом собственности, правом пожизненного наследуемого владения земельным участком, правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитутом и правом оперативного управления имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 295 ГК РФ собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами (пункт 2).
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Так в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 указанного Федерального закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В силу п. 105 СанПиН 2.1.3684-21 для источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, требования вышеприведенных санитарных норм и правил при эксплуатации скважин, не соблюдаются.
Эти нарушения отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, использующих воду из данных скважин, ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц – жителей указанных населенных пунктов и других граждан.
Источники питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения указанных в лицензии населенных пунктов не имеют проекта зон санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проектов ЗСО санитарным нормам и правилам, чем нарушены требования п. 1.2, п. 1.6, п. 1.13, п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02, ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
При таких обстоятельствах, требования подлежат удовлетворению.
В порядке ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий 1 год с момента вступления решения суда в законную силу.
Других доказательств не представлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать МУП ЖКХ Тобольского района (ИНН 7206045872) разработать проекты зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, на которых осуществляется добыча подземных вод с использованием скважин: артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 120 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Малая Зоркальцева, ул. Новая, 1а, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 82 метра, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Надцы, ул. Механическая, 14, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 71 метр, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Суклем, 5б, артезианская скважина № 3 с кадастровым номером №, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Ингаир, артезианская скважина № 2 с кадастровым номером №, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Ингаир, скважина № 1 с кадастровым номером № глубиной 258 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 1, скважина № с кадастровым номером № глубиной 258 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 2, скважина № 4 с кадастровым номером № глубиной 200 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Абалак, ул. Дорожная, стр.10 сооружение 3, скважина с кадастровым номером № глубиной 99 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Корикова, 34а, скважина с кадастровым номером № глубиной 180 метров с цистерной емкостью 20м?, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Тренина, 11а, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 90 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19б, артезианская скважина с кадастровым номером № глубиной 90 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, д. Нижние Аремзяны, ул. Новая, 19в, скважина № 1 с кадастровым номером № глубиной 21 метр, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, п. Сузгун, скважина с кадастровым номером № глубиной 1358 метров, расположенная по адресу: Тюменская область, Тобольский район, с. Верхние Аремзяны, ул. Молодежная, 2а и обратиться в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения в соответствии с требованиями п.5 ст. 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», обратиться с заявлением об установлении зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения в Департамент недропользования и экологии Тюменской области и получить нормативно-правовой акт об установлении зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский районный суд Тюменской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2024 года.