Дело №2-1352/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 июня 2024 года г. Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.
при секретаре Брезе Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орленко С. В. к ООО «Благоустройство города Севастополя», третьи лица: Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор, местная Администрация города Инкермана о признании незаконным и необоснованным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с иском к ответчику, третьи лица: Севастопольский межрайонный природоохранный прокурор, местная Администрация города Инкермана о признании незаконным и необоснованным решения, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец направил ответчику, который является региональным оператором по обращению с ТКО, заявление о ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной в границах реки Черная на территории <адрес> с координатами – 44.601108, 33.607515. В ответ на данное обращение, в нарушение действующего законодательства, ответчик надлежащих мер не принял, а лишь направил истцу письменный ответ. Поскольку такое бездействие ответчика нарушает права истца на благоприятную окружающую среду, за защитой своих прав истец обратился в суд.
Истец в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просит в их удовлетворении отказать.
Иные лица в судебное заседание не явились, были уведомлены, причины неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что 28 марта 2024 года истец направил ответчику, который является региональным оператором по обращению с ТКО, заявление о ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной в границах реки Черная на территории <адрес> с координатами – 44.601108, 33.607515, приложив к обращению фотографию выявленных ТКО.
05 апреля 2024 года ответчик направил истцу ответ, согласно которого ответчик разъяснил, что отходы, образованные в результате строительных и ремонтных работ, не относится к ТКО и должны быть переданы для дальнейшей переработки и утилизации специализированным организациям. В связи с протестом Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры от 17 апреля 2019 года строительный мусор на полигон в Первомайской балке города Севастополя не принимается, в связи с чем разрешение вопроса выходит за пределы полномочий регионального оператора.
Согласно выписки из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером № площадью 29830 кв. м, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, предназначенный для строительства и обслуживания производственно-складской базы, на котором были выявлена несанкционированная свалка отходов, находится в собственности города Севастополя.
Из представленной суду фотографии усматривается, что на земельном участке зафиксированы деревянные оконные рамы, части бытовой электронной аппаратуры (телевизора), целлофановые пакеты, поломанные детские игрушки, а также большое количество растительных остатков (веток).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, размещение несанкционированной свалки нарушает конституционное право истца на благоприятную окружающую среду.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Твердые коммунальные отходы являются одним из видов отходов. Вид отходов представляет собой совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.
Условием образования твердых коммунальных отходов является смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к твердым коммунальным отходам, вне зависимости от источника образования, и агрегатное состояние "смесь материалов и изделий". Условия образования твердых коммунальных отходов обусловливают также особенность их удаления, которое осуществляется в основном путем захоронения, в ряде случаев с предварительной сортировкой. Виды отходов, отнесенные к твердым коммунальным отходам, относятся к IV или V классу опасности.
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" предусматривает ведение государственного кадастра отходов, который включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов (пункт 1 статьи 20).
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов", к твердым коммунальным отходам (код 7 31 000 00 00 0) относятся растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками (код 7 31 300 00 00 0).
Как усматривается из анализа представленной суду фотографии, выявленная несанкционированная свалка состоит из деревянных оконных рам, частей бытовой электронной аппаратуры (телевизора), целлофановых пакетов, поломанных детских игрушек, а также большого количества растительных остатков (веток).
Как следует из пояснений представителя ответчика, выезд на место выявления несанкционированной свалки должностными лицами ответчика не осуществлялся, вывод о наличии несанкционированной свалки строительного мусора был сделан ответчиком исходя из подписи на фотографии.
При таких обстоятельствах суд приходит к убеждению, что имеющимися в деле доказательствами (фотографией) подтверждается, что 28 марта 2024 года истец сообщил ответчику именно о выявлении несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов.
Доказательств обратного суду представлено не было.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к основным принципам государственной политики в области обращения с отходами относятся охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. В соответствии с пунктом 1 статьи 13 указанного закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. С учетом изложенного несанкционированные свалки подлежат ликвидации в обязательном порядке.
В соответствии с пунктом 16 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156), в случае обнаружения региональным оператором места складирования ТКО, объем которых превышает 1 куб. м, на земельном участке, не предназначенном для этих целей, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения ТКО.
Пунктом 17 Правил №1156 предусмотрено, что если собственник земельного участка в течение 30 дней со дня получения уведомления регионального оператора не обеспечил ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО самостоятельно и не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО, региональный оператор в течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка ликвидирует место несанкционированного размещения ТКО. В этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором (пункт 18 Правил №1156).
Доказательств того, что ответчиком были выполнены вышеуказанные требования Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, суду представлено не было.
Довод истца об обязанности собственника земельного участка либо органа местного самоуправления ликвидировать выявленную несанкционированную свалку ТКО со ссылкой на наличие Порядка ликвидации несанкционированных складирований отходов на территории ВМО города Севастополя, утвержденного приказам департамента городского хозяйства города Севастополя от 12 апреля 2021 года №123-ОД, не отменяет обязанность ответчика, как регионального оператора, выполнять обязанности, возложенные на него федеральным законодательством, а именно - Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
При таких обстоятельствах, суд находи заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 6, 12, 56, 57, 194-199 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить.
Признать незаконным и необоснованным решение ООО «Благоустройство города Севастополя», оформленное письмом от 05.04.2024 года №4239.
Обязать ООО «Благоустройство города Севастополя» повторно рассмотреть вопрос о ликвидации места несанкционированного размещения отходов на территории города Инкерман с координатами – 44.601108, 33.607515, в соответствии с действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 02 июля 2024 года.
Судья В.В.Казацкий