Судья Алехина О.Г. Дело № 33-12268/2023
УИД 50RS0045-01-2021-005201-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Красногорск Московской области 10 мая 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Бурцевой Л.Н.,
судей Романенко Л.Л., Смольянинова А.В.,
при ведении протокола помощником судьи Кондобаровой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-398/2022 по исковому заявлению Родионовой Светланы Анатольевны, Кривоногова Сергея Вячеславовича, Гарькина Артема Владимировича, Кривых Ирины Евгеньевны к Администрации городского округа Солнечногорск Московской области о возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе Родионовой Светланы Анатольевны, Кривоногова Сергея Вячеславовича, Гарькина Артема Владимировича, Кривых Ирины Евгеньевны на решение Солнечногорского городского суда Московской области от 30 сентября 2022 г.
заслушав доклад судьи Романенко Л.Л.,
объяснения Родионовой С.А., представляющей также интересы Гарькина А.В., представителя ответчика по доверенности Романовой В.В.,
установила:
Родионова С.А., Кривоногов С.В., Гарькин А.В., Кривых И.Е. обратились в суд, уточнив требования, с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области об обязании организовать круглогодичный подъезд арендаторам и собственникам земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>:370, <данные изъяты>:374, <данные изъяты>:521, <данные изъяты>:371 к данным земельным участкам путем приведения улично-дорожной сети – территории общего пользования в надлежащее состояние, устранив существующие препятствия для проезда личного и специального транспорта, путем возведения твердого покрытия улицы <данные изъяты> г. Солнечногорск Московской области.
В обоснование иска указано, что земельные участки № 183, 184, 185, 209, расположенные по адресу: Московская область, г. Солнечногорск, <данные изъяты>, выделены для индивидуального жилищного строительства на основании постановлений Главы Солнечногорского муниципального района Московской области. Истцы неоднократно обращались к ответчику с просьбами возведения дороги местного значения для осуществления строительства на вышеуказанных земельных участках, однако ответчиком до настоящего времени никакие действия по возведению дороги не предприняты, в связи с чем, истцы обратились с иском в суд.
Решением суда первой инстанции исковые требования были оставлены без удовлетворения.
Истцами подана апелляционная жалоба на указанное решение суда первой инстанции на предмет его отмены, как незаконного и необоснованного.
Заявитель апелляционной жалобы Родионова С.А., представляя также интересы Гарькина А.В., в суде апелляционной инстанции доводы жалобы поддержала, просила отменить решение суда, пояснила, что дорога по <данные изъяты> г.Солнечногорск не может являться бесхозяйной, так как является частью города, расположена в зоне индивидуального жилищного строительства.
Представитель ответчика по доверенности в заседании судебной коллегии просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, пояснила, что дорога по <данные изъяты> г.Солнечногорск ранее никому не принадлежала, так ее не существовало, принять ее на учет как бесхозяйное имущество невозможно.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки судебную коллегию своевременно не известили и не просили об отложении слушания дела.
При таких обстоятельствах, с учётом положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся участников судопроизводства.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (абзац первый пункта 3).
Как установлено по делу, 28.03.2013 г. между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и Тереховым И.С. были заключены договоры аренды земельного участка №<данные изъяты>, № <данные изъяты>, № <данные изъяты>, на основании которых Терехову И.С. переданы в аренду земельные участки № 183, 184, 185 площадью 1500 кв.м. каждый, с кадастровыми номерами <данные изъяты>:370, <данные изъяты>:371, <данные изъяты>:374, расположенные по адресу: <данные изъяты>, сроком на 10 лет, с 28.03.2013 г. по 27.03.2023 г.
14.02.2020 г. между Тереховым И.С. и Родионовой С.А. заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка №<данные изъяты> от 28.03.2013 г., согласно которому права аренды на земельный участок № 183 площадью 1500 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>:370, расположенный по адресу: <данные изъяты>, перешли Родионовой С.А.
Решением администрации г.о. Солнечногорск Московской области от 29.05.2020 г. № <данные изъяты> объекту недвижимого имущества -жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>:370, присвоен адрес: <данные изъяты>.
20.01.2021 г. между Комитетом по управлению имуществом администрации г.о. Солнечногорск и Родионовой С.А. заключено дополнительное соглашение № 1 к договору аренды земельного участка от 28.03.2013 года №<данные изъяты>, согласно которому срок действия договора от 28.03.2013 г. продлен до 26.03.2026 г.
18.04.2019 г. между Тереховым И.С. и Кривоноговым С.В. заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № <данные изъяты> от 28.03.2013 г., в отношении земельного участка № 184 площадью 1500 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>:371, расположенный по адресу: <данные изъяты> перешли Кривоногову С.В.
Решением администрации г.о. Солнечногорск Московской области от 30.09.2019 № <данные изъяты> объекту недвижимого имущества - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>:371, присвоен адрес: <данные изъяты>.
03.03.2020 г. между Тереховым И.С. и Гарькиным А.В. заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № <данные изъяты> от 01.04.2013 г., в отношении земельного участка № 185 площадью 1500 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>:374, по адресу: <данные изъяты>.
19.08.2013 г. между Комитетом по управлению имуществом и экономике администрации Солнечногорского муниципального района и Сучковым Э.П. заключен договор аренды земельного участка № <данные изъяты>, согласно которому Сучкову Э.П. передан в аренду земельный участок № 209 площадью 1500 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>:521, расположенный по адресу: <данные изъяты>, сроком на 10 лет, с 14.08.2013 г. по 18.09.2023 г.
08.08.2019 г. между Сучковым Э.П. и Кривых И.Е. заключен договор передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № <данные изъяты> от 19.08.2013 г., в отношении земельного участка № 209 площадью 1500 кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>:521, по адресу: <данные изъяты>.
Решением администрации г.о. Солнечногорск Московской области от 13.09.2019 г. № <данные изъяты> объекту недвижимого имущества - жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>:521 присвоен адрес: <данные изъяты>.
Истцами были представлены суду первой инстанции ответы Администрации на обращения от 09.06.2021 г., 11.12.2020 г., 26.08.2020 г., 22.06.2020 г., 19.05.2020 г., 17.08.2020 г., согласно которым дорога по <данные изъяты> в казне г.о. Солнечногорск как объект дорожного хозяйства не числится, в границах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>:51 дороги общего пользования и внутриквартальные проезды, находящиеся в муниципальной собственности администрации городского округа Солнечногорск отсутствуют, строительство дороги в д<данные изъяты> предусмотрено на 2021 год при наличии финансирования.
Из ответа на Администрации обращение Родионовой С.В. от 09.06.2021 г. следует, что автомобильная дорога по <данные изъяты> включена в перечень бесхозяйного имущества администрации г.о. Солнечногорск, в казне г.о. Солнечногорск не числится, ориентировочный срок принятия 2022-2023 года.
Актом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области от 22.04.2022 года обследования земель общего пользования (дороги) между земельными участками с кадастровыми номерами <данные изъяты>:370, 460, 443, 442, 371, 448, 455, 444, 450, 447, 449, 371, 374, 455, 451, 426, 652, 430, 439, 388, 608, 461, 459, 490, 382, 407, 418, 394, 411, 404, 425, 445, 465, 475, 476, 482, 489, 527, 512, 522, 521, 491, 493, 504, 488, подтверждается, что дорога между указанными участками не освоена, не организована, дорога является тупиковой, граничит с одной стороны с участком земель сельскохозяйственного назначения, с другой стороны должна иметь подъезд, который на местности представляет собой карьер ( л.д. 135 том 2).
Назначенной судом первой инстанции по ходатайству истцом судебной землеустроительной экспертизой, проведенной АНО «<данные изъяты>», установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>:370, <данные изъяты>:371, <данные изъяты>:374, <данные изъяты>:521 расположены индивидуальные жилые дома, фактическое местоположение границ земельных участков соответствует сведениям ЕГРН. Доступ к земельным участкам осуществляется либо с улицы <данные изъяты>, либо с улицы <данные изъяты> г.Солнечногорск, через район <данные изъяты>, с улицы <данные изъяты> подъезд к участкам истцов осуществляется по грунтовым проездам по улицам <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, по проездам, не имеющим наименований, при этом с южной стороны через земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:191405 ( для сельскохозяйственного производства), с северной стороны- через земельный участок для размещения карьера по добыче строительного песка и песчано-гравийной смеси. Проезды не соответствуют требованиям градостроительных и противопожарных норм, так как имеют неровную, незакрепленную поверхность, грунт неровный, со следами деформаций от проезда автотранспорта в период дождей, имеются неровности и углубления, в которых застаивается вода, ширина проездов составляет от 2,5 м. до 3,5 м., разъездные и разворотные площадки отсутствуют.
Экспертами разработано два варианта обеспечения доступа к земельным участкам истцов: в результате устройства дороги от улицы <данные изъяты> с установлением сервитута на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>:191405, в результате устройства дороги с восстановлением и укреплением грунта проезда в северной части с улицы <данные изъяты> на улицу <данные изъяты>, где имеется перепад высот и обвал грунта в сторону песчаного карьера.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствовался положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статей 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, и, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что на момент рассмотрения спора участок спорной автомобильной дороги в реестре муниципальной собственности отсутствует, в связи с чем проведение работ по содержанию указанных в обращении дорог за счет средств администрации г.о. Солнечногорск приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, процедура принятия дорог в муниципальную собственность г.о. Солнечногорск не завершена.
В статье 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приведено понятие дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется, в том числе, за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и настоящим Федеральным законом (статья 16 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17 февраля 2003 г., земельный участок, на котором имеются капитальные строения или право на их возведение, обеспечивается проездом. Доступ к участку обеспечивается как за счет земель общего пользования, так и за счет территории иных земельных участков путем установления частного сервитута.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, конституционная природа местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе на выполнение задач социального государства, связанных с непосредственным обеспечением жизнедеятельности населения муниципальных образований, обусловливает необходимость учета особенностей данной публичной власти; это предопределяет необходимость достижения баланса таких конституционно-защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий, с одной стороны, и гарантированность гражданам соответствующих социальных прав, включая права, приобретенные на основании закона, независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают, - с другой (постановления от 11 ноября 2003 года N 16-П, от 15 мая 2006 года N 5-П, от 18 мая 2011 года N 9-П, от 5 июля 2017 года N 18-П и др.).
Положения пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяют в качестве вопроса местного значения муниципального образования – городской округ - дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 части 1 статьи 3). Частью 3 статьи 15 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ.
Согласно пункту 4.2 Свода правил "СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги", утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года N 266, автомобильные дороги должны обеспечивать безопасное и удобное движение транспортных средств, пешеходов.
Требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, утвержденным приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года N 1245-ст.
Положения указанного стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Судебная коллегия полагала не доказанными возражения ответчика о невозможности несения расходов на строительство дорог к участкам истцов ввиду не завершения процедуры признания дорог бесхозяйным имуществом и принятия их в муниципальную собственность. Существование дорог, подлежащих признанию бесхозяйным имуществом, ответчиком не доказано. Из материалов дела, заключений судебной экспертизы и пояснений представителя ответчика следует, что земельные участки истцов расположены в пределах территории населенного пункта - г.Солнечногорск, предоставлялись органом местного самоуправления в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства, образование земельных участков производилось органом местного самоуправления, следовательно, должно было сопровождаться утверждением документации по проектированию территории в соответствии со ст. 8, 9, 19 Градостроительного кодекса РФ, проектированием земельных участков для устройства дорог и обеспечения доступа к арендуемым земельным участкам для использования их по целевому назначению.
Отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на устройство автодорог к участкам истцов не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований, поскольку невозможность доступа к земельным участкам истцов достоверно установлена в результате судебного разбирательства, что нарушает их права владения и пользования земельными участками, создает потенциальную опасность в связи с невозможностью доступа к участкам транспортным средствам экстренной помощи.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции полагал, что ответчик осуществляет деятельность, относящуюся к вопросам местного значения в пределах бюджетного финансирования и не может произвольно без изменения бюджетных правил направлять денежные средства бюджета на реализацию незапланированной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно (например, определение от 9 ноября 2017 года N 2516-О) высказывался о том, что недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование. Это касается и решения вопросов, связанных с объективной невозможностью органов местного самоуправления за счет собственных финансовых средств обеспечить в полной мере соблюдение требований, предъявляемых к наличию объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно п.2 ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении иска, с возложением на ответчика обязанности обеспечить проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>:370, <данные изъяты>:371, <данные изъяты>:374, <данные изъяты>:521, с улицы <данные изъяты> к улице <данные изъяты> г.Солнечногорск Московской области путем устройства дороги местного значения, с твердым покрытием, соответствующей строительным нормам и правилам.
Учитывая обязанности органа местного самоуправления по соблюдению требований бюджетного законодательства, применению бюджетного регулирования, судебная коллегия полагает необходимым установить, в соответствии с положениями ст. 204, 206 ГПК РФ, срок исполнения решения суда до 01.01.2025 года.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Солнечногорского городского суда Московской области от 30 сентября 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Администрации городского округа Солнечногорск Московской области обеспечить проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами <данные изъяты>:370, <данные изъяты>:371, <данные изъяты>:374, <данные изъяты>:521 с улицы <данные изъяты> к улице <данные изъяты> г.Солнечногорск Московской области путем устройства дороги местного значения, с твердым покрытием, соответствующей строительным нормам и правилам в срок до 01.01.2025 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи